Введение
В основе ведущихся сегодня дебатов об изменении содержания образования в ответ на изменение условий общественного производства и повседневной жизни людей лежит представление о становящемся «информационном обществе», которое идет на смену «индустриальному обществу», подобно тому как «индустриальное общество» пришло на смену «аграрному обществу». Можно считать что, в 80-е гг. ХХ в. эта смена уже произошла.
Но «информационная революция», как и предшествовавшие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, сама по себе не решает стоящих перед обществом проблем. Снимая одни проблемы, она порождает новые. Однако наша педагогическая общественность пока слабо осознает те проблемы и, даже, опасности, которые несет широкое и ничем не регулируемое распространение информационных технологий. Однако с ними уже сталкиваются наиболее продвинутые в этом вопросе студенты, и еще придется столкнуться большинству сегодняшних и завтрашних учащихся.
На настоящий момент можно считать общепризнанным, что образованный член «информационного общества» должен уметь использовать информационные технологии а, значит, иметь возможность:
1. Доступа к базам данных, знаний и другим средствам информационного обслуживания.
2. Понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах.
3. Знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться.
4. Уметь собирать, оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения.
5. Уметь пользоваться техниками анализа статистической информации.
6. Уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.
7. Уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр информационных технологий.
Все эти требования являются реальными двигателями реформы образования, а использование новых информационных технологий в учебном процессе – катализатор соответствующих изменений.
Система образования всегда несколько отстает от запросов общества, поэтому не следует удивляться тому, что существующий учебный процесс в вузе имеет ряд недостатков:
1. Статичность: учебный процесс имеет постоянную структуру, принятые формы организации и методику;
2. Конгломеративность, не целостность: между многими дисциплинами и учебными циклами нет связи и зависимости, они устанавливаются по усмотрению преподавателей посредством разнообразных межпредметных связей;
3. Информационно - сообщающий характер: учебный процесс служит для объяснительно-иллюстративной передачи знаний и не формирует практические навыки и умения;
4. Ориентация обучения в основном на организацию деятельности преподавателя, а не студентов;
5. Неспособность обеспечить формирование гармонично развитой личности будущего педагога: учебный процесс формирует знания, немного – умения, но не личностные качества.
Ясно, что необходима всесторонняя адаптация учебного процесса к требованиям современных экономических и социальных условий. Это делает обязательным кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ВУЗов, соответствующего уровню сложности поставленной задачи. Без помощи компьютерных технологий и, в частности, автоматизированных диалоговых систем (АДС), будет невозможно достичь цели обучения – подготовки современного специалиста. Это объясняется быстрым старением полученных в институте знаний, постоянным увеличением объема и разнообразия новой информации, важной для будущей деятельности студентов педагогических специальностей, необходимости формирования разнообразных навыков и умений, как составной части профессионализма и, одновременно, строго ограниченного времени обучения в ВУЗе.
Необходимость включения в учебный процесс новых предметов, методов и технологий обучения диктуется в первую очередь потребностями практики, связанных с изменениями в содержании деятельности преподавателей в современных условиях.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213020400085
Эпохи Просвещения, Возрождения вообще таинственно обошли Русь. Как пишет историк Ключевский - Дух Свободомыслия повеял над Россией только в конце 17 века - при Алексее Михайловиче и этот Дух был поддержан его сыном Петром Великим. Дух Свободомыслия и есть дух Просвещения, он пришел к нам через 400 лет по отношению к Европе.
Вопрос к вам как к специалисту - в чем причина таких хронических запаздываний? Это что - наваждение, рок, судьба или иное? Может психологический феномен? Или парадокс другого рода?
Алекс Савин 06.05.2013 15:58 Заявить о нарушении
С уважением. Владислав.
Владислав Логинов 06.05.2013 16:40 Заявить о нарушении
Ведь именно православие построило "железный занавес" между Русью и Западом, боясь влияния католицизма. Одновременно вся западная цивилизация была объявлена "латинской ересью" и запрещена. Большевики построили второй железный занавес для защито от загнивающего Запада. Таковы факты. А теперь православие неофициально опять госрелигия! Бывшие коммунисты-лидеры страны научились креститься. Чудеса превращения!
Как все это называется в психологии? Трансформация, трансмутация сознания (я не специалист по психологии) или ещё как?
Алекс Савин 06.05.2013 19:28 Заявить о нарушении