Стихосложение. Цвет, звук, образ

Зачем люди пишут стихи?
В первую очередь: ради интересной мысли, которую они хотят изложить в поэтической форме, что бы (со слов М.Ю. Лермонтова) «на мысли, дышащие силой, как жемчуг нанизать слова».

Затем: ради баланса этой поэтической формы с идейным содержанием мысли, а это и трудно и интересно. Это как логическая игра для ума.

И главное: с каждым стихотворением поэт совершенствует себя. Углубляется его видение мира. Он замечает более тонкие грани отношений, чувств, событий, которые прошли через сознание, память, воображение, логический анализ и обогатили его новой информацией. При этом оттачивается грамотность письма, накапливается опыт изложения материала. Кроме того, добиваясь ясности изложения мыслей, поэт добивается и лучшего взаимопонимания с близкими по духу людьми.

Думаю - вы согласитесь, стремление к духовному совершенству и комфортное общение с уважаемыми людьми - это не мало, это всегда приветствуется! Таким образом, действие, заключённое в словах - «писать стихи» - поднимает человека на новый виток эволюционного развития и в первую очередь необходимо ему самому. А порой - если он сумеет выразить в своих стихах не только собственные мысли, но и мысли целого поколения - необходимо обществу.

Часто мысль - Идея! - стихотворения бывает превосходна. Но вся оригинальность замысла теряется из-за отсутствия техники написания стиха, хромающего ритма строк, неуместных банальных рифм, от невнимания к мелодии и целостности стиха, то есть к созданию поэтической формы стихотворения. Вам не приходит на ум мысль, что Мастер всегда учится прежде чем что-то создать?

Иногда наблюдая в одиночестве (или в тесной компании) за падающим снегом, за громадами тающих облаков или за осенними листьями, что печально кружатся над садом, можно и без слов ощутить в душе сложную гамму чувств, мыслей, проникнуться определенным настроением. То есть можно записать в своей памяти зыбкое, неясное и невыразимо прекрасное стихотворение без слов! Пережив подобную минуту однажды, вы будете искать людей, которые подобно вам умеют писать и слушать стихи без слов. Но такое беззвучие будет говорить о многом лишь людям, пережившим это событие вместе с вами. Чтобы стихотворение заговорило со всеми людьми – нужны слова, нужен навык обращения со словами. То есть нужен либо поэтический талант, вдохновение - либо конкретные знания и огромное трудолюбие.

Только освоив азы стихосложения (без которых невозможно браться за перо), поэт может научиться создавать любые образы, любой стилевой настрой. То есть встать на путь истинного Творчества.
               
                ***                Основа основ стихосложения - звук. Умеете ли вы чувствовать связь между звуком и на-строением? В человеческом организме от рождения заложены физиологические реакции на звуки, цвета, запахи, вкусы, ощущения. Поэтому при произнесении каждого слова образуется сложная волновая среда, в которой звуки воздействуют на участки ДНК. А так как чувственные понятия - звук, цвет, запах, различные ощущения - тесно связаны между собой, то если явлено понятие «звук» в сознании слушателя ассоциативно вызываются остальные чувственные понятия, которые взаимосвязаны с данным звуком. Именно этой чувственной взаимосвязи люди обязаны возможности общения. Очевидность рождения в сознании людей определенных цветовых видений при смене звуков подтверждает цветомузыка. Но сегодня наука ещё не может объяснить всю сложность этих процессов.

Порой, пробуя пищу, человек непроизвольно закрывает глаза и сладострастно восклицает «О»! Его душа сливается с Любимым Вкусом, с Истиной Бесспорного Удовольствия! При этом он погружается в море приятных и радостных цветовых волн, запахов и ощущений. Именно сумма этих понятий, невидимо обволакивая его сознание, и создают атмосферу Удовольствия. Любой иностранец поймет смысл этого восклицания и этого состояние без переводчика!

 Но если к звуку «О» прибавить звук «Й» то чувственный настрой изменится. Он перелетит от чувства «Удовольствие» к чувству «Боль». То есть смысл нового звука «ОЙ» поведает миру о противоположной грани чувственного мира. И при звуковой волне, созданной звуком «ОЙ», человеку не привидятся приятные запахи и ощущения. Скорей всего наоборот!

Информация, основанная на единстве чувственных проявлений, является результатом присущего людям животного совершенства. Такое единство позволяет при помощи «эмоциональных кирпичиков» строить Единый Образный Мир Человека - мир духовный и затем передавать субъективную информацию в мир реальный.

Поэты интуитивно схватывают обобщенную информацию СЛОВА. Они способны воображением создавать живые, образные картинки, которые телепатически переносятся в сознание других людей. Именно умение создавать образный мир звуковыми волнами, то есть творить, используя Слово, (которое было в Начале и которое было у Бога!) лежит в основе поэзии. Это умение и держит талант Поэта - дар СОТВОРЕНИЯ своей Идеи в сознании другого человека СЛОВОМ!

Все составные части стихотворения - и звуки, и чередование ударения в слогах, и рифма и т.д. - это лишь видимая форма стиха. Это тело стихотворения, но не его душа! Душа стихотворения таится в чарующей мелодии звуков, которая, выражая основную Мысль стихотворения, и создаёт среду существования для Идеи поэта! Поэтическая Форма хранит смысл стиха, как кувшин для вина хранит само вино...

И художники и инженеры знают, что форму  создаёт структура, конструкция. Она держит её. Не важно «ЧТО» создаётся - говорят мудрецы. Важно - «КАКОЕ» создаётся! Лишь  художник чувствует, что именно в фактуре, которая прячет конструкцию, сквозит содержание вещи, её душа.

Живописцы передают суть фактуры цветовыми пятнами. Графики - умелыми штрихами. А поэты? Чем может подчеркнуть звуковую фактуру слова поэт? Звуком!
И только звуком - его энергетической (духовной) силой, частотой повторов нужных букв, количеством слогов - его ароматом, цветом, вкусом, его грустью или яростью!

Как музыкант резким, сильным или слабым звуком, как художник - жирной или изящно-тонкой линией, как артист особенной интонацией голоса - так и поэт, создаёт души стихотворных образов - силой звука, их ритмом, переливами создаваемой мелодии.

Прекрасные Мысли, рожденные поэтическим талантом одного человека, способны очистить души многих людей, вдохновить их и на труд и на подвиг! Но нужно чётко знать - в какой форме, как преподнести эти прекрасные Идеи! И тут нужен не инженер - ремесленник. Нужен - ХУДОЖНИК (ПОЭТ). И этот труд - больше чем простое ремесло. Самый лучший ремесленник - это МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ. Самый лучший ХУДОЖНИК - это ТВОРЕЦ. Самым главным , великим ТВОРЦОМ называют все  Бога.

«Кирпичиками», которые создают Образ, для художника становятся краски. Для музыканта - ноты. У балерины - это движения тела. Артист использует голос и т. д. «Кирпичика-ми» философии - являются мудрые Мысли. Творческие люди, владеющие всеми видами «кирпичиков», выходят на уровень бессмертной жизни - ведь их Идеи формирует совершенный Дух, просветлённый чувственной Мудростью и Любовью. Только такое творчество будет соответствовать уровню бессмертия. Ибо Творчество и Злодейство не совместимые вещи.

Настоящая поэзия вызывает отклик в душе читателя на физиологическом уровне. Замедляется дыхание или учащается сердцебиение, являя печаль или восторг и вызывая вихри определённых чувств, эмоций. Часто, возносясь к совести, поэзия  вызывает эмпатические слёзы. Гармоничное слияние формы стиха и его содержания - мелодия стихотворения - утверждает Идеи гуманизма, приносит душам этическое очищение (катарсис). Именно в этом и заключается высокое предназначение Настоящей поэзии!

Многие современные люди способны понять сложные расчёты математических формул или схемы новейших технических изобретений, но не многие люди могут понять сложность образного мира другого человека, особенно человека творческого, одержимого подчас странной мечтой.

              Звуковая фактура слова.
Все поэты очень дорожат первой строчкой! Ведь именно в ней скрыто смутное видение того о чем пойдет речь дальше. Последующее присоединение слогов, слов и новых предложений лишь уточняет и дополняет неясный  смысл стихотворения. Начиная строить здание необходимо изучить строительные материалы - это знает любой инженер. Труд поэта тоже зависит от знания своего строительного материала - то есть звуков, слов. Поэтому следует изучить их особенности - иначе ваше творение будет напоминать плохо построенный дом.

Фактически каждая Буква -  корень, Слово - дерево, Речь - сад. Есть мнение, что первая часть слова обозначает  «ЧТО» (или КТО) осуществляет действие. Средняя часть раскрывает «КАК», каким образом осуществляется это действие. Окончание слова  объясняет «ДЛЯ ЧЕГО», с какой целью совершается действие. Зная эти способы построения слов и значения букв, можно понять смысловую задачу каждого слова.

Слова имеют многогранный смысл, порождающий в сознании слушателей различные многоплановые образы и ассоциации. Но сегодня слова теряют заложенный в них смысл - ибо люди не понимают его, не чувствуют образного ореола слов. Разрыв слова и образа - это страшно! Такой язык позволит управлять общественным сознанием, но передать чувственную информацию  языка (многовековой опыт слова) - нет!

На сегодняшний день в русском языке осталось 33 буквы! Есть вероятность, что некоторым из них грозит новая опасность исчезновения (например, букве Ё). Хотя язык обязан меняться во времени, необходимо делать это - вдумчиво, осторожно. Язык - зеркало дуовного мира людей. Причём зеркало волшебное. И  что отразит зеркало, покажет время.

Гласных букв 10 - А, И, О, У, Э, Ы, Я, Ю, Е, Ё.
Шесть гласных букв созданы основными гласными звуками - А,У,О,И,Э,Ы. Четыре гласные буквы Я,Ю,Е,Ё - созданы составными звуками, которые соединяют основные звуки с буквой Й.

Согласных букв в русском алфавите 21 - Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ч, Щ, Ж, Ш, Ц, Й. Они могут иметь четкое твердое или четкое мягкое звучание, иметь два варианта звучания  или вообще не иметь звука. Буква Й для меня имеет особое значение - ей дано влиять на смысл букв.

6 гласных и 37 согласных звуков (учитывая мягкость или твердость звучания звука) дарят русскому алфавиту 43 звука.

Две буквы Ъ и Ь не относятся ни к согласным, ни к гласным буквам и звуков не имеют. В русском языке они обозначается очень похоже. Разница - в наличии или отсутствии горизонтальной чёрточки. Этого своеобразного «определительного хвостика» звучания!  Мягкий звук - и хвостик летит (и звук тоже!) в небо. Твёрдый звук - хвостик распластался над грешной землёй, ибо тяжёлый звук не способен поднять его (приобщить к полёту!).

 Звук «Й» считается согласным звуком, но он скорее гласно/согласный звук. Как видим количество основных гласных букв и гласных звуков не совпадает (10 гласных  букв, но 6 звуков). Даже если звук «Й» посчитать гласным звуком количественного равенства не возникает! Среди согласных букв и звуков тоже нет равенства (21 согласная буква, но 37 вариантов звуков).

Твёрдость или мягкость звучания согласных букв обозначается на письме похожими   по форме буквами - Ъ или Ь. Обозначая степень мягкости или твердости звука они  коррек-тируют его звучание. Чаще это зависит от того с какой согласной (или гласной) буквой в слоге они сливаются. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие - только из шума. Часто  смысл слова напрямую зависит от твёрдо-го или мягкого звучания буквы!

Все гласные буквы передаются 6 гласными звуками. Их называют основными - А, И, О, У, Э, Ы. Они несут в себе определённый вид энергии и поэтому над ними витает невидимый, но чувствуемый (энергетический) цветовой ореол. Остальные четыре гласных буквы - Я, Ю, Е, Ё - являются составными гласными. Они создаются слиянием основных гласных звуков  и загадочного звука "Й". Цветовой тон (энергетический смысл) этих гласных букв обладает интересными свойствами, которые зависят от присутствия рядом с ними звука «Й».

Гласные Буквы создают звуковой окрас предложений и всей речи в целом. Они  выделяются в слоге - ведь на них всегда падает ударение. То есть ударение дополнительно подчеркивает  энергию божественного ГЛАСА, который явлен ГЛАСной буквой. У каждого гласного звука своя задача, возможности, свой смысл (цветовая волна), то есть своя степень психологического воздействия на слушателя.

Мне кажется, что в русском языке именно Гласный Звук выражает Идею, заложенную в чувственной основе буквы. А Согласные Звуки только уточняют действие в которое данная Идея несёт свою информацию. Слог хранит информацию через энергетическое слияние  гласного звука с согласным звуком. Смысл слогов, сливаясь и вбирая значение всех букв, образует подлинный смысл слова, предложений, речи в целом. Звуковая информация речи распускается подобно бутону цветка.

Гласный базовый звук дает словам энергию тяжести или полета, пронзительность или глушь, вязкость, напевность, утонченность, тоску. Он выступает в роли чувственного ядра слога, объединяя вокруг себя согласные буквы СОГЛАСНЫЕ с его ИДЕЕЙ. Ударение подчёркивает первоначальную значимость ГЛАСной буквы, первопричину возникновения звукового тона.

В отличие от согласных гласные звуки возникают без участия шума, без звуковой неясности - то есть без звукового колебания. В них нет сомнения в своей силе. Нет ДУХОВНО-ГО НЕСОВЕРШЕНСТВА! Их цельность и четкость (сила энергии чистого звука!) так велика, что дает им возможность, подчинив себе согласные буквы, образовывать слоги, слова - то есть создавать  новые смысловые цепи. При этом сохраняя в новых слогах свой энергетический тон (только встреча со звуком «Й» может его изменить).

Мне кажется, что 10 гласных букв передаются не 6 звуками, а 7 звуками (не верю учебникам!). Шесть из них являются основными гласными звуками - А, И, О, У, Э, Ы - а седьмой... есть этот  странный звук «Й» - чрезвычайно краткий вариант гласного звука "И", произносимого твердо и кратко. И краткое!

Участвуя в формировании четырех сложных гласных букв Я(ЙА), Ю(ЙУ), Е(ЙЭ), Ё(ЙО) - состоящих из  базовых гласных звуков с которыми он тесно сливается (то есть  становясь частью сложных, составных ГЛАСНЫХ звуков) - он сам обязан быть гласным звуком. Разве не логично назвать его СЕДЬМЫМ базовым ГЛАСНЫМ звуком, седьмой гласной буквой "Й"? Ведь Часть целого (по сути своей) всегда похоже на Целое! Без помощи этой ЧАСТИ не было бы самого ЦЕЛОГО! Не было бы самых утонченных ГЛАСНЫХ звуков в русском языке - красивейших звуков Я,Ю,Е,Ё!

Просто грешно называть его за эту миссию (сотворение сложных гласных звуков) согласным звуком! Тем более, что он, сливаясь с гласным звуком, резко меняет его свойства! Это абсолютно самостоятельный звук! Его миссия - явное НЕСОГЛАСИЕ! Перед ним стоит определённая задача - явить ИДЕЮ (как и за базовыми гласными звуками). И он чётко выполняет её. Воистину - этот упрямый звук загадочен!
 
Надеюсь, вы помните как смысл чувственной информации звуков «О» и «ОЙ» изменился на противоположный при появлении звука «Й»? Как чувство Удовольствия сменилось чувством Боли?

Энергетика букв чувствуется и в их написании. Графика печатных букв состоит из прямых и плавных линий. За прямыми линиями букв скрыт волевой смысл звука - его духовная сущность, которая соответствует энергетике гласного  звука или степени возможного примыкания у согласных звуков. При этом ВЕРТИКАЛЬ является символом стремления к высоким духовным Истинам. А ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ говорят о чувственном диапазоне человека. Звуки в словах суетливо мечутся между этими направлениями.

Плавные линии, говоря о безволие, выражают идею согласия, нетвёрдости духа, который таится в  начертанной букве. Мягкость и подчинение, покорность, женское начало - вот суть плавных линий. Есть две похожих по графике начертания буквы - Л и А. Две прямые (волевые!)линии выходят из одной точки верхнего пространства и опускаются до нижнего пространства, образуя расходящиеся  лучи. Но соединительная черта буквы А, словно говорит об ограничении сферы влияния этих лучей. Буква Л не имеет такого ограничения.

Для меня за буквой А стоят биологические рамки человека. Они ограничены и  физиологией и материальными возможностями, и территориальными, и временными пределами. За буквой Л - сквозят Возможности Любви, самого  мудрейшего человеческого чувства и эти возможности ничем не ограничены!

                Новое о гласных буквах и звуках.               
Святой Кирилл первой в русском алфавите назвал  букву «Аз». На ней, как на фундаменте, стоит вся азбука. «Аз» - «первой буквой явлена и дана от Бога роду славянскому, чтобы открыть для знания учащих уста. Возглашается она широко раздвигая губы, а другие буквы возглашаются и произносятся с малым раздвиганием губ.” (Черноризец Храбър «О письменах»).

* После этих слов как-то сразу верится, что буква «А» - буква главнейшая! И что она... КРАСНОГО цвета! В этой букве - страсть, желание быть, чувствовать! Жить и действовать! Она первый крик младенца, буря чувств - их непобедимая энергия жизни! «А-А-А!» - факт рождения, явления. И цвет этого крика - огненный! Яростный! Страстный! За ним встаёт весь чувственный мир - кипение крови, бунт желаний и опьянение страстью! Земная Любовь и Непримиримость! Своевольный Каприз!

 - «Выткался над озером алый цвет зари!» - словно из черноты нутряного звука «Ы»  льётся Красный цвет рождения - звук «А». Перемешивая синеву звука «И» и сложную символику буквы «Е», поэт рисует рождение зари на ваших глазах, рисует в вашей душе!
- «зАпАд» - это слово пронизано агрессивной энергией Красного цвета, который дважды вспыхивает в слове. И в ауре этого слова зажигается воинственный, страстный дух западных народов - их чувственная, кипящая суть.

Красный цвет страстного высокого звука «А» может погасить только один звук - звук контрастный ему по свойствам и самый низкий по звучанию. Звук «У. Эти звуки контрастны и по сути настроения - один олицетворение  Страсти, другой Скуки Покоя. Только монотонность и тоска Зеленой волны способны оборвать полёт высокого звука «А» - затянуть его, поглотить.

Именно борьба Страстного Движения и Неподвижного (безвольного!)Покоя обеспечивает вечное Рождение новых состояний Бытия, явлений, предметов и образов. В этом бесспорном контрасте непримиримость двух начал Жизни! И   неугомонность этой борьбы - её основа.

При возникновении звука "А" губы двигаются по ВЕРТИКАЛИ - это самый высокий звук, высшая точка страсти!- и застывают, сжимаясь в скучную трубочку - при появлении звука «У» (низшая точка). В эзотерики такое вертикальное движение (верх, низ)- показатель духовного развития.

«А - У!» - разделительная черточка этих звуков вместила все грани чувственного существования человека на Земле - радость победителя и страх обывателя.  В этих противоречивых звуках чудятся красно-зеленые всполохи единой Цветовой волны жизни. В колебаниях летящего Звука «А-А-А» и низкого гудения Звука «У-У-У» сладкий Вкус Победы и горький Вкус Разочарования, ликующий запах Розы и скорбный запах Полыни.
О, это вечное «А - У!» в трепещущем лесу Жизни...

*Печальная, связанная, однообразная тоска гласного звука «У» создает монотонность и печаль в любой строчке стихотворения. Мы физически чувствуем глухую мрачность звука «У-У-У». Он полон густым Зеленым цветом вечной тоски, уныния и равнодушия. Звук летит ровно, его низкая вибрация по сравнению с дрожанием других звуков страшна своей неизменной обязательностью. Словно выполняя чью - то волю, звук «У» покорно тоскует (тоска зелёная!). Он не в силах сбросить неумолимый гнёт тяжелого чувственного рабства. У него нет на это права. Поэтому человеку так страшно вслушиваться в волчий вой.

Вплетаясь в слова, звук "У" обволакивает, заражает, каждый слившийся с ним слог, своей монотонной тоской.  Помните у Некрасова:
 - «идёт, гУдёт тяжелый шУм, весенний шУм, зеленый шУм». Образ шумящего леса встаёт перед глазами как живой благодаря монотонности звука «У». То есть звуковое колебание цветовой волны заставило ваше сознание мгновенно нарисовать - УВИДЕТЬ ДУХОВНЫМ ЗРЕНИЕМ - энергетическую суть буквы "У"! Сумма колебаний всех звуковых волн названных букв позволило явиться ОБРАЗУ ЗЕЛЕНОГО ШУМА.

Такое духовное видение - результат работы внутреннего мира человека. Что бы ТАК ПИСАТЬ и ТАК ЧИТАТЬ надо создать (сотворить!)этот сложный внутренний мир внутри себя самого. Другого пути - нет. Именно богатством внутреннего мира отличаются люди - есть убогие и есть богачи! ДУХОВНОЕ  БОГАТСТВО собственно и есть Человек.
Каждое слово вами изреченное укажет окружающим людям золотыми монетами или медяками владеете вы.

*** Физиологическое влияние цвета на сознание человека очевидно. В живописи два цвета - Красный цвет и Зеленый - составляют контрастную пару цветов - главный цветовой контраст, который широко используют в искусстве.

Красный колорит, выражая определенную страсть, повышает давление, поднимает температуру тела человека, вносит напряжение и беспокойство в его сознание.
Зелёный же цвет наоборот дарит спокойствие, умиротворение, расслабление. Он снимает агрессию Красной волны, которая будоражит сознание человека. Колорит зеленых тонов и нюансов  дарит желанный отдых человеческому организму. Именно Зеленый Цвет Природы постоянно успокаивает наше сознание, пронизанное жаждой новых страстей и амбиций. Без этой гармоничной пары контрастных цветов нет жизни на Земле.

Энергия цветовых волн Красного и Зеленого цвета полностью совпадает со звуковыми волнами Букв "А" и "У". Бесспорно - существует и гармоничное единство запаха , вкуса и тактильных ощущений, но это тема другого разговора.

*** Энергия звука «О» сияет Жёлтым цветом! Это щедрая, постоянно изливающаяся в мир энергия радостного обновления, где горит разбрасывающий солнечный Цвет Перемен, цвет ликующей жизни - суть изменчивого земного Бытия! Звук «О» - миролюбивый и полновесный, оптимистичный. В нём сияет ИДЕЯ МУДРОСТИ - отдай, пожертвуй, подари. Это танец повторяющих мгновений бытия. Это вечная вера в Перемену всего к лучшему, более совершенному.

Обычно, слова, построенные с использованием этой буквы, рисуют мир реальный,  благожелательный. В звуке «О» живёт постоянное повторение состояний материи и событий жизни, их устойчивость и долговечность.

Вдумайтесь,  как спокойны и полновесны слова и строки со звуком «О»:
- «Сонно в осинниках квохчут дрозды».
- «Стоит и медлит, робко входит в зал».
- «Море ровной синевой».
- «Восток». Разве не пронизано это слово изливающей энергией солнечного жара? Точно передавая изменчивое, текучее состояние беспечной души - живой и радостной и в тоже время неторопливо-важной - это слово  является символом территории, людей и обычаев долговечных и значимых.

- «Спокойно голову отсёк ». Чувствуете, как взлетел звук «Ё», который состоит из суммы звуков «Й» и «О»? Оживает иной смысл, чем в букве «О» (спокойное повторение привычного)- появляется аура тонкости, нервного напряжения действа.
Вы тонули в покое звука «О» и вдруг этот взмах - «Ё!» - блеснувший звук клинка над покойными ритмами «О», над безысходностью низкого звука «У». Желтый Цвет звука «О» гаснет. Звук «Й» убрал его энергию. Убрал суть информации, что исходила от звука «О» - покойную атмосферу и явил напряжение и быстроту. Словно из одного колорита(колорита покоя) вас перенесли в атмосферу  тревожно-опасную. По-моему, эти строки И.А.Бунина гениальны с позиций цветозвуковой образности!

Движение наружу (летящее движение в пространстве) - суть звука «О-О-О». Губы   сложены в трубочку. Ровно изливающийся звук  льётся через неё легко и спокойно. Энергия Жёлтого Цвета формирует слова вечные, как природа. Они характеризуют материю обитающую во внешнем мире, напоминая о вхождение щедрой «Я - Личности» в окружающее пространство.

Желтому расширяющемуся сиянию звука «О» противостоит лишь   втягивающе-собирающая энергия Синего звука «И». Наружу и Внутрь- как два движения дыхания - как ритм пульса - как действия, встающие за буквами "К" (вдаль, от себя!Графика этой буквы базируется на разлетающихся из вертикали  лучиках) и "В" (в себя! Лучики, разлетаясь, вновь вливаются в вертикаль).

***Синий цвет (звук «И») и Желтый цвет (звук «О») можно считать второй парой контрастных цветов и звуков. Физиологически они несут идею сжимающего и  расширяющего тела, характеризуя пульсирующие движения внутрь и наружу.

При возникновении звука "И" губы двигаются по горизонтали: «И-И-И». В эзотерики ГОРИЗОНТАЛЬ символ земного времени и пространства. Здесь царство чувственного или размышляющего Начала. Звук "И" заставляет сконцентрировать внимания, уйти в глубины своего"Я". Собирающий звук долгого выдоха «И - И - И» ведёт к твердости духа, к встрече с самим собой.  Колебания звуковой волны способствуют выявлению  духовной сущности человека. Будьте твёрдыми духом! Будьте сами собой! Не впускайте в себя чуждое вам по духу -  призывали египетские жрецы своих учеников. Обретение твердости духа! - духовная грань, которая была завершающим при обучении в храме. Именно сине-желтые полосы украшали головные уборы фараонов.

Тонкая, одухотворенная гласная буква «И» - вибрирует тайной. Она задумчива и рассудочна. Она выражает разумную энергию. Слова с этим звуком говорят об утонченном мире - абстрактном, мечтательном, высоко духовном. Эта самоуглубленная, сосредотачивающаяся энергия стала символом Разумной души. Сложные духовные явления и понятия - вот что стоит за словами, где есть буква «И».
- «Вижу синий цвет, сиянье в синеве их глаз». Здесь синева реально ощутима. Она просто льется  через звук «И»!

 Попробуйте произнести  звуки «О» и «И» поменяв дыхание. Тяжело? Не комфортно? Эти звуки четко ориентированы на действие «"О" вдох - "И" выдох». На «собираю/отдаю». На - «размышляю/сжимаюсь», то есть ухожу от мира в себя. И «чувствую/расширяюсь», то есть соединяюсь с миром меня окружающим. Эти звуки связаны с движение зрачка - анализирую/сжимаюсь и расширяюсь/чувствую. Связаны с вдохом /выдохом - накапливаю/отдаю. В них - суть жизни на земле!
 
Две пары контрастных Цветов и Звуков опираются на самые важные для человека понятия - на Движение/Покой (цвета красный/зелёный) и - на Вдох/Выдох (цвета синий/жёлтый).

Вполне вероятно, что дыхание, ритмический пульс и его  связь со звуком и цветом действительно лежат в основе Вселенского языка, о котором страстно мечтал поэт В. Хлебников. И, видимо, мысль поэта, что Вселенная говорит цветомузыкой звука и цвета - вовсе не бред!
Вывод:
Базовые гласные звуки (так же как и цвета) имеют соответствующие им контрастные звуки. Для меня логично выстраивается следующая зависимость контрастирующих Звуков и Цветов.

*1 пара   цвет    Красный/ Зелёный    звуки     А / У    движение/покой         
*2 пара   цвет    Жёлтый/ Синий       звуки     И / О    вдох/выдох            
*3 пара   цвет    Белый/Черный        звуки     Э / Ы    жизнь/смерть

Первая пара информирует о появлении движений в какой то неподвижной среде. Вторая пара говорит о характере этих движений - в себя или от себя, об умении объединять эти движения, что ложится в основу дыхания, основу пульса, то есть говорит - о  живом в мертвом.
Третья пара широко освещает тему "Жизнь-Смерть", вертикально выстроив цепочки:
движение/вдох/жизнь и покой/выдох/смерть. Информация о Белом Цвете (звук «Э») и контрастном ему Черном Цвете (звук «Ы») - самая сложная информация. Поэтому  говорить о ней можно лишь поняв суть первых контрастных пар.

****Звук  «Э» - в нём сбалансированное сияние гармоничного Белого света. В нём количественное равноправие всех цветов спектра. Он их сумма, их опыт, знание, мудрость. Светлая, воздушная, чистая энергия этой буквы, словно эхо, отражает справедливость и оптимизм Бытия, множит их. В ней чистота, юность и гармония покоя многих древнейших культур. Энергия суммы всех Цветов, заполняя собой Чёрную пустоту Смерти, дарит словам с этой буквой Идеи Вечной Жизни. 

- «Этот мир сотворен для веселья!» Звук «Э» летит, сияет, множится в пространстве, забирая под крыло светлой первой буквы все последующие Звуки. Или ещё:
- « Эхо скачет по полям» - все тайны бытия (спектр Белого цвета) переливаются в этой строке - и щедрость солнца (О) и активность дня (Е, А)!

***Тяжёлый гласный звук «Ы» - мрачная, нутряная, плотская суть. В нём энергия Черного Цвета. Царство смерти и беззвучия. Звук не имеет  цветового окраса - он мёртв, холоден и пуст. Смысл слов с этим звуком полон невероятных физических и духовных усилий души и плоти. Он рвётся из абсолютной пустоты. В нем телесное, внутреннее напряжение и черный тяжелый цвет мертвой, не одухотворенной материи.
 Например: стыл - был - рыл - грыз - порыв - крыл - стыл – отмыл
 - «дым за дымом, бездна дыма».
 - «ты был…». Здесь вибрация первого ударного звука «Ы», пытаясь высказаться до конца, до донышка - говорит о напряжении невероятном, внутреннем.

Несколько слов о сложных гласных звуках.
Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО - это гласные составные звуки, которые растекаются в слуховом пространстве медленнее чем базовые гласные звуки. Они воспринимаются более мягко, словно отуманивают вас. Их смысл выступает постепенно, медленно приближаясь. Сознание не сразу воспринимает сложный звук.  Чутко вслушивается, впитывая информацию, и только через определенное время наполняется ей.

Смысловую сложность буквы рождает более сложный цветовой окрас составных гласных звуков. Именно эта звуковая сложность создаёт более тонкую смысловую фактуру слова. Составная энергия звука - то есть отсутствие звукового монолита основных гласных звуков - позволяет смыслу обретать новые ауры, то есть легко меняться!

Звук «Й» - этакий цветозвуковой ластик! Присоединяясь к основным гласным звукам, он мгновенно убирает их энергию, как бы начисто стирая Базовый Цвет и наделяя  слово новым смыслом.
Звук "Й" никогда не сливается со звуком «Ы» - ибо, нет возможности победить Черную Пустоту. Можно только потерять в ней себя... И не пытается слиться со звуком «И» - ведь по сути он и является этим звуком (только его самым кратким вариантом).

Из шести базовых гласных звуков звук "Й" сливается только с четырьмя - А, У, Э, О - образуя новые составные гласные звуки. При помощи этих звуков в русском языке передаётся информация о самых сложных состояниях материи - ибо  цветовая аура составных гласных звуков способна иметь большое количество нюансных и тоновых вариантов цветовой волны чем базовые, монолитные звуки.

*** Буква «Я» - сложный звук «ЙА» - слова с этим сложным звуком «Я» чаще противоположны по смыслу словам со звуком «А». Слово «ад» - суетное (по смыслу!) место, куда попадают мертвые души, вариант « Рождающий СНАРУЖИ». И слово «яд» - действие внутри чего-либо живого, вариант - «ВНУТРИ». Ад - внешнее понятие, яд - внутреннее понятие.
Как меняется цвет? Слово со звуком «Я» теряет ярость рождающегося Красного звука «А» и поэтому в слове «Яд» - только намёк на него.
Слово Рад - полно эмоций, пылает Красным цветом. А слово Ряд - спокойно и монотонно. И явно не содержит огненной страсти!

*** Буква «Ю» - сложный звук «ЙУ» - создаёт богатейшие тоновые переливы, тонкую, нервную, влажную символику хрупкости. Тоска звука «У» утончена до невесомости, до бессилия. Здесь нет конкретного зеленого цвета звука "У" - его аура призрачна и бесцветна. Щепетильность и изысканность сквозит в двухсложном гласном звуке - «Ю». Это царство дымки, зыбких образов: « вьюн», «глюки», «вьюги холод», «и тюль гардин и люстр стеклянный блеск».
 
*** Буква «Е» выражена сложным звуком «ЙЭ». Гармония белоснежного, сияющего звука «Э» лежит в основе этого образования. Энергия звука выражает изменчивые и сложные духовные понятия жизни.
Белый цвет здесь становится бесцветной дымкой, которая указывает на изменчивые понятия. Можете подумать на досуге над словами – «мечта» и «мачта». Их отличают  две буквы «Е» и «А». То, что переносит духовный груз (мечта) и то, что перевозит материальный груз (мачта). Многие слова по-новому заиграют, когда вы начнете думать о них:
-«ДОверие», «ПОверие», «Неверие», «ель», «мель», «гель», «хмель», «шмель» и т.д.

*** Буква «Ё» состоит из звуков «ЙО». Вариант энергии желтого звука «О». Но слова с буквой «Ё» - тоньше по смыслу и более трепетны:
 - «упрёк», «берёза», «грёзы», «намёк», «плётка» и т.д. Они сообщают о многовариантных явлениях и вещах. Можно подумать над разницей слов: грёзы - грозы, намок - намёк и т.д. Подумать - как изменился смысл слов от замены одной буквы.

                ***               
О соответствии звука и цветовых видений глаза говорили многие поэты - Маллармэ, Бодлер, Набоков и т. д. Многие размышляли о смысле букв - В.Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, Брюсов. Великий поэт А.С.Пушкин, С. Есенин, И. Бунин, М. Цветаева, А. Блок (и другие) не размышляли - они просто родились в гармонии с миром букв, звуков! Родились и жили, купаясь в звуковых волнах слов, постоянно чувствуя их гармонию и рождая её каждой строчкой.

Родившись в душе поэта, звуковая вибрация оказывает чувственное воздействие на сознание читателя. Словно камертон на подсознательном уровне энергия звука настраивает волны чувств и образов (в пространстве наших душ) на свою волну, которая соответствует настроению поэта.

Стихотворение Хлебникова «Бо-бэ-о-би» - чуть ли не первый опыт поэтической «звукописи» в русской поэзии.  Движение губ, повторяющих эти звуки, словно выплывает из абстрактного пространства небытия. За внешней артикуляцией звуков скрыт цвет. Он таится в гласных звуках - «О», «Э», «И». На читателя обрушивается поток цветовой информации, которая буквально льётся с губ. Сначала щедрый золотой цвет, солнечно-радостный. Затем ослепительно белый, который снова заливает солнечная радость звука «О» и наконец - синева звука «И». Это стихотворение воистину написано «звукописью»! Образ солнечного дня и прекрасного лица с его изменчивой мимикой, образ счастливого настроения под синевой небес так и рвется из этого волшебного «Бо-бэ-о-би»!

Если вы и в дальнейшем будите вслушиваться в вибрацию звуков - вы найдете много различий между ними. Но большая их часть останется личной, субъективной трактовкой звуков - ведь единого мнения по этим вопросам нет! Пока нет...

А теперь о согласных звуках.
Согласные звуки не имеют цветовой энергии как гласные звуки. Они символизируют конкретные грани Бытия, выражая многообразие земных действий, событий. Подхватывая заданную гласной буквой энергетическую идею, они дополняя её конкретикой, тайно волнуя души своей реальной сутью и помогая до конца раскрыть смысл слога, слова, предложений.

Согласные буквы, сливаясь с гласными, проявляют мягкость или твёрдость явленного звука, образуя нужный смысл. Именно шумовая неопределённость согласного звука - двуликость его! - позволяет выбрать нужный вариант слогового  смысла. Не являясь цельной (в духовном плане) энергией эти звуки легко распадаются и примыкают к соседним звукам. Точно так согласные звуки не могут иметь и четкого цвета. Их слабоволие позволяет менять звуковые и цветовые нюансы, зависимые от соседнего гласного звука.

Русский  поэт В. Хлебников (Маяковский считал его гениальным поэтом и глубоко скор-бел о его ранней смерти) считал, что ВСЕ буквы русского языка имеют цвет. Но мне кажется, что это не так. Лишь Гласные буквы несут ГЛАС - Духовную Энергию. Удел согласных букв отражен в самом названии этих букв - соГЛАСие!

15 согласных букв - Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х образуют по 2 звука каждая: есть твёрдый звуковой вариант [Б, В, Г и т. д.] и мягкий вариант произношения этих букв [Бь, Вь, Гь и т.д.]. То есть 15 согласных букв могут быть выражены 30 согласными звука-ми.
Например: банка - банька, мол - моль.

Согласные буквы Ч, Щ - имеют только мягкий вариант звука - ЧЬ, ЩЬ.

Согласные буквы Ж, Ш, Ц - образуют лишь твёрдые звуки.

Учебники утверждают, что согласная буква Й произносится твёрдо и кратко (ЙИ) в отличие от долгого, мягкого звука «И-И-И». То есть имеет только один звуковой вариант - твёрдый. Меня устраивает, что это буква с твердой позицией и значит у неё сильное энергетическое поле. А всё, что обладает СИЛОЙ и ВЛАСТЬЮ способно создавать свои Законы. Поэтому сильный, краткий (решительный) звук "ЙИ" представляется мне самостоятельным звуком с особенными свойствами! Я уже говорила о них выше.

* вибрация звука «Б» - настойчивая, словно капель. Графически она растекается в верхнем пространстве(не имея границ!) и замирает,замыкаясь в себе (в своей вертикали!)  вызывая значимые видения и образы - чаще с описательной ноткой.
- «баранов гонят на базар», «город бедный, город бледный », «благословенные богами молчат холодные поля», «болот бегущие огни».
- «вон чайка села в бухточке скалистой», «над лесом облако и звон».
- «окрест него дремучий бор».
* Особый энергетический смысл таится в словах, где есть звук «Г». Он говорит о направление пути, движения или о неподвижности полнейшей! В нём  ясные ритмы, напор.
- гость, град, гроза, грусть, горы.
За «Н» - устойчивость действий, понятий, твердость и определённость.
- Ночь, ночлег, норов, настрой, новость.
-«небес ночных непостоянство», « и тишина наполнена слезой».
-«и дней меняющийся кров».
* Тяжелая фактура слов проявляется при использование тяжёлых согласных звуков - Ж, Ш, Ц - и при твердом произнесении букв Б, Д, К, М, П, Т, Х. Эти согласные звуки цементируют своим назначением (властью) гласные звуки, придавая слову ауру конкретного действия. Твердые звуки основательны сами в себе. Вот почувствуйте как звук У, переплетаясь с согласными Ш, Ж рождает монолит тяжести:- «чугун, шум жерновов, гул шагов, чугун, жесть, табун слонов, шутка царская».

Оттенок пугающего шума сохраняется при слиянии  твердых согласных с гласными А, У, О:
- «там шалаш, в шалаше прокаженный» или « пощади, свежесть душ, ждут палачи, ты идёшь, твёрже стали», «страшно воздухом этим тлетворным молодому дышать». Даже не зная всего стихотворения И.А.Бунина, вы уловили его тоскливый смысл по этим мрачно-тяжелым слоговым нюансам.

* Интересен звук «Ф». Он дает ряд легчайших слов! Влажно-нутряная, задумчиво-синяя аура слова - «флюиды». Утонченные слова - филе, филигрань. Неуловимые, трепетные - фокус, фонарь, фокстрот. Синевато-влажное слово - «филюги» (рыбацкие лодки). При этом звуке часто проскальзывает презрительный оттенок - фраер, суфлёр, салфетка, конфетка, фи-фи или фу-фу!

Основательный Тютчев, почти не использовал звук «Ф». Редко встречается он у А.С. Пушкина. А поэтические куражи Игоря Северянина полны этого звука - фиоли, фиалки, фиалы, фланели, фарфоры, буфеты, рифмы и т.д.

* Резкая, сильная, пронзительная символика у согласных звуков - «З», «В», «Ц», «С». В сочетании со звуком «Ы» они требуют усилий плоти и души :
- Цып-цып. Зыркнул. Со звуком «А»  (цап - царап, зарница) - пронзительны и цепляющи. Звуками «З» и «Ц» можно быстро создать резкое (и чаще) неприятное движение. В них скрыты визг, лязг, завируха позёмок, мороз, злость, зависть, любой зигзаг. Какие - то острые моменты - въедливость жизни.
Например:
- «жил-был зудень, жена  его зудыня и дети - зуденыши!» (поэт Крученых)
- «солнце зычно цыкнуло», «за изгибом изгиб», «сабля взвизгнула» - (В.Маяковский).
Нарастание звуков З-З-Ц-Ц-С часто использовали символисты прошлого века.
Много их у М.Ю.Лермонтова - «О, свежесть и младость, краса и веселье!», «Земля взяла своё  земное», «уж синие своды блистали в звёздах; сровнялись воды». Любил эти нервные звуки и А.С.Пушкин:"Смешон и юноша степенный", "как царь-отец рассказывает сказки" и т.д.
* звук «Р» - являет силу мысли. Графика буквы говорит о замкнутости духовного пространства на себе самом. Человек живет силой своего разума. Бог Ра у египтян - символ силы Разума, солнца. Этот звук несёт борьбу, неизбежность победы, напряжение!
- рык (духовное напряжение сливается с внутренним напряжением тела и вырываются наружу - РЫК!), река, рука, работа, радость, дрожь, гроза, расстояние и т.д.
* Звуки - Ч, Щ, Ж - твердые, ползучие, тяжелые, пугающие, неясные.  В них клубятся глухие коричнево - черные - лиловые цвета:
- «черный шмель прожужжал», «шумела буря», «и тучи жарким горят пожаром»
Каждый поэт поклонник определённого звука. Великий Пушкин построен на многозвучии гласных и согласных! Поэтому он так колоритен! Бунин - это все гласные и мягкое звучание согласных. Маяковский одержим звуками - «З»-«Ж»-«Р»-«Щ»-«Г» - режь, рушь, жги, зги, зыркнул и т.д. Печальный Блок в своих стихах часто использует «И» - «Е».

Опыт великих поэтов убеждает в том, что повторение звуков влияет на ритм и музыку стиха, на его силу. Поэтому возникает чрезвычайно важный вопрос о числе нарочитых повторений слогов или звуков в слове. Но не забывайте, что накопление звука не всегда усиливает его смысловое значение, первоначальную суть звука.

Так обычно случается с твердым звучанием согласных букв - "пара барабанов", «черен, черен горизонт», «черной, черной крышкой гроба», «та-ра-тарканище», «о, рассмейтесь усмеянно смеюнчики, смехачи».
Слово «жуть» - выражает сильную эмоцию, потрясение. А повторение «жу-жу» - являет малое, ласкательное слово. Слово «очарован» - рождает в подсознании что-то страстное, глухое, но повторение «чок-чок»  означает ласкательное - дурачек, мужичок и др.

Для поэта важен и  ещё один признак поэтического мышления, а именно -
                РИФМА.               
При помощи рифмованных строк стихотворение разбивается на куплеты (строфы). Рифмовать строки - значит ставить в конце строчек очень похожие по звучанию слова, то есть делать окончания слов созвучными по звучанию (а не написанию). Эти рифмованные слова обычно имеют одинаковое количество слогов. Например: рама - дама, гром - бром и т.д. Два таких созвучных слова и называются - рифмой. Хотя порой поэты очень грамотно используют и не созвучие.

Например:. «Ярке - Татарке», «Думы - Угрюмый», «Пене - Тюлени» (Бунин). Неопытному поэту с ними следует обращаться аккуратно. Рифма, соединяя две строчки в куплете (строфе), хорошо запоминается читателем. И стихи учатся так легко!

Существует ряд рифм избитых, неинтересных - их следует избегать. Ищите собственные рифмы. Старайтесь не использовать и глагольные рифмы. Например, «придет - найдет», «читать - знать». Они требуют минимум авторских усилий. Поэтому злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях - там это уместно.

Откажитесь от неточных, приблизительных рифм, диссонансов (несовпадение согласных звуков в окончаниях слов) и несовпадения гласных звуков. Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, а не бежать из одного произведения в другое. Старайтесь создавать свои рифмы, свою технику написания стиха. Но не переусердствуйте. Помните - все гениальное просто!

Если не получается найти гармоничное созвучие гласных и согласных звуков, стройте фразу иначе. Пишите строфу (куплет) заново, меняйте строки местами. Думайте, ищете - в этом суть творчества! Звуки и рифмы найдутся сами собой только в минуты Вдохновения - не теряйте эти минуты.

В творчестве нет предела совершенству - вновь и вновь пробуя свои силы в стихосложении, вы обязательно овладеете стилистическим богатством языка и научитесь применять его в своих произведениях. В любом стихотворение кроме рифмы очень важен ритм и метр.

                Ритм               
Ритм – это упорядоченное чередование имеющихся ударных и безударных слогов в строке. Меняя количество слогов и ударение можно варьировать, создавать новый ритм для стихотворения. Очень важно найти точный ритм для каждого стихотворения. То есть своеобразный МЕТРИЧЕСКИЙ эталон - структурный эталон стиха. Или как говорят поэты - поэтический размер!

Сантиметр (портновская лента) позволяет портному точно измерить фигуру клиента и создать точную копию в костюме. Если бы он не пользовался сантиметром размеры фигуры и костюма не совпали бы. И труд портного был бы напрасен! Метрический эталон позволяет поэту как сантиметром, проверять ритмическую структуру (ритм) всего произведения. И выстраивать его в нужном эмоциональном ключе, создавая единую мелодию стиха. Именно метр делает стих мелодичным. Для того чтобы у вас получались хорошие (как говорят часто - гладкие) стихи, нужно соблюдать метрические условия, которые опираются на два правила - на точно выдержанный стихотворный размер и чёткую структуру построения строф (куплетов).

Чередование ударных и безударных звуков в первой строфе стихотворения  и после-дующее повторение этого чередования (ритма) во всём стихотворении очень важно. То есть - определив стихотворный размер, вы должны придерживаться его до конца стихотворения, не сбиваться с его ритма, чтоб не нарушить мелодию и тем самым создать структуру стиха. Лишь чётко соблюдая подобие в построении всех куплетов (строф) вы добьётесь этого!

Но как строить эту структуру? Как определить её метрический ритм? - спросите вы. Обычно это подсказывает содержание, сюжет, идея стихотворения. Вы не будете писать о веселом событии плавно и скучно. Захочется плясового ритма для звуков. Вспомните мелодию  вальса: раз-два-три! раз-два-три! Или у Штрауса: ля - ля, ля - ля, ля - лям - пам - пам!

Важно почувствовать, какие эмоции в душах рождает определенное повторение звуков – скуку, радость, печаль? Какие вы хотите вызвать? Ритм первой строфы – суть души стихотворения. Это как первая ударная буква, указывающая смысловой окрас стихотворения.

В стихотворных размерах бал задает ударный звук - его резкость, мощь, нежность, долго-та его звучания или затухания. Здесь важно – падает ли ударение сразу, оглушая вас или вы постепенно пробираетесь к нему. Простые слова всегда резки, отрывисты. В музыкальном смысле они гораздо тяжелее многосложных. Смысл простых слов ясен сразу. Он оглушает, давит сознание. Например: - «Мама мыла раму» - строчка состав-лена из простых слов. Она читается отрывисто. Её смысл ясен и понятен сразу.

Многосложные слова растекаются в слуховом пространстве - «блистательна, полувоздушна летит Истомина». Или - «блеснувши глянцем стёкол мёрзлых» - эти слова воспринимаются более мягко, они словно обволакивают вас. Их смысл приближается, плывёт. Сознание не сразу воспринимает образ, а словно лепит его из звуков. Такие стихи требуют внимания, опыта размышления над стихами.

Итак, мысль, выраженная словом, составленным из двух слогов, воспринимается сразу, хотя и кажется порой простоватой - например: баня. Но если эту мысль выразить четырёх слоговым словом или двумя самостоятельными словами (по два слога в каждом слове), то мысль покажется более витиеватой. Баня - Помывочная. Или ещё один вариант: Баня - Место для мытья. Смысл остаётся всё тот же, хотя растянутость слов (и как следствие увеличение количества слогов и ударений в них) делает мысль расплывчатой.

Что выберите вы - простой ритм коротких фраз или витиеватые ритмические переливы сложно составленных предложений? Выбор, решение и ляжет в основу вашей поэтической речи, вашего творчества! Сделает узнаваемыми ваши стихи! Выработает ваш стиль и почерк.

Что бы правильно выбрать ритм строки нужно знать основные виды ритмов, которые широко используются с давних пор. Хотя стихотворных размеров, как и стилей в искусстве, довольно много вы должны понимать - что они такое. И ещё - сумеет ли данный стихотворный размер выразить вашу мысль? Автору для достижения цели достаточно освоить несколько размеров, которыми он сумеет выражать свои мысли, идеи. Чаще всего в бытовых описательных стихах используется ритм, который называют ямб.

Ямб.
Стихотворный размер, состоящий из двух слогов: Во-да. Два слога называются - стопа (иногда стопа может состоять из трёх слогов или из четырёх, пяти).
Под ударением в этом размере обязательно находится гласный звук второго слога: во-дА, ку-дА. Гласная в первом слоге - безударная.
Ритм ямба как бы ползет, а потом с силой падает. И опять ползет и падает. Движение обрывается ударом. Резко и внезапно. Такое чередование гласных звуков делает стих основательным, тяжелым на подъем. Приземленным. Таким ритмом идёт наша жизнь, если нет праздника, нет любви, потрясений.
Например: ля-лЯ ля-лЯ ля-лЯ ля-лЯ. Словно идёт хромой старик.
Это схема состоит из 8 слогов. Здесь 4 стопы по два слога. В каждой стопе ударение на 2 слоге.
Подставим в эту абстрактную схему любые слова согласно ударению. Получим, предположим, фразу: - «моЯ зимА опЯть белА». В ней 4 стопы. Ритм ударного слога повторяется на протяжении одной строки четыре раза - это означает, что данная строка написана четырёхстопным ямбом. У Пушкина - «моЙ/ дядЯ / самЫх / честнЫх/ правИл/» - это пятистопный ямб. В одной строке пять стоп. Такой ритм хорошо описывает бытовые сцены романа. В нем нет романтики полета, страсти или напевной задушевности. Он сух и реалистичен.

Хорей.
Тоже состоит из двух слогов. То есть имеет 2 гласных звука, но под ударением находится гласный звук первого слога. Это дает строчке сильный энергетический импульс сразу, сходу и последующее затухание в пространстве. Веселье захватывает читателя с первой строчки. Ритм сильный, веселый, пляшущий, чувственный и спонтанный. Он летит на крыльях чувств.
Например, «нАша/ тАня/ грОмко/ плАчет/» - четырёхстопный хорей. Он отличается от ямба только ударением - оно как бы оглушает сразу и, чуть помедлив, снова оглушает. Хореем говорит душа страстная и живая.

Дактиль.
Это уже трёхсложная стопа. Трёх слоговый стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например в словах – пАдали, рЕяли, вЫмерли.
Или в строке «бЫло ли, чУдилось мОжет приснИлось». Мы видим, что эта строка написана трехстопным дактилем. Её ритм активен и упрям. Он как бы страстно вырывается и долго растекается по поверхности, собираясь с силами.

Амфибрахий.
Это тоже трезвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, слова - далЁко, сорОка, горОшек и т.д.
Или - «кудА же /умчАлась/ собА кА/ моЯ». В строке четыре повторения ритма, один из которых неполный - но это допустимо (и в дактиле тоже). Значит это четырёхстопный амфибрахий. Этот метрический размер спокоен до однообразия, он скучен, повествователен. Трудно этим размером описать весёлый праздник.

Анапест.
Стихотворный размер,который состоит из трёх слогов. Под ударением находится каждый третий гласный звук. Например, «натопИ ты мне бАньку по-бЕломУ...». Это четырехстопный анапест. Он медленно и важно повествует о чем-то.Размер очень напевен.

Поэт может выбрать любой из этих размеров. Но, выбрав его, должен придерживаться нужного ритма во всей структуре стихотворения. Иногда допускается смена размера, но не в строке, а во всём куплете. При условии, что этого требует смысл стихотворения. Выбор размера всегда зависит от содержания стихотворения, от смены настроения внутри него. Смысловая логика построения стихотворения должна четко соответствовать выбранному размеру.

                Строфа.                Часть стихотворения, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке и точно повторяющаяся – называется строфа - это своего рода стихотворный куплет.

Наиболее простые и наиболее распространённые строфы – перекрёстная, параллельная, кольцевая. Обычно строфа состоит из четырёх строк (но может быть и 5 и 6 строчек – это решает автор).

В строфе с перекрёстной рифмой рифмуются первая строчка с третьей, а вторая - с четвёртой; в параллельной - первая со второй, а третья с четвёртой. В кольцевой – первая и четвёртой, вторая с третьей. Вы можете придумать для своих строк свой вид рифмовки! Главное потом повторить его во всех куплетах стихотворения.

Пример перекрёстной строфы: АВАВ

И другую можно целовать
Пить вино и весело смеяться.
Можно ничего не обещать -
Встать, уйти и вновь не возвращаться.

Пример параллельной рифмы:

Глаза козюли, медленно ползущей
К своей норе ночною сонной пущей,
Горят как угли. Сумрачная мгла
Стоит в кустах. И вот она зажгла и т.д.

В строфе с кольцевой рифмой схема будет такой - АВВА. Она будет повторяться до конца стихотворения:

И я скажу – нужна отвага,
Что бы открыть... хоть ваш журнал
(он мне уж руки обломал):
Во-первых, серая бумага,

Она быть может и чиста,
Да как то страшно без перчаток…
Читаешь - сотни опечаток!
Стихи – такая пустота.

Иногда в стихе, согласно содержанию, необходимо менять ритмику и структуру строфы. Но это должно быть обосновано. Внезапная смена ритма или способа рифмовки, выбиваясь из мелодии, обычно вскоре снова выравнивается, возвращая основную мелодию.

Вариантов стихотворных строф много - это сонеты, октавы, терцины и т.д. Они помогают описывать определенные моменты жизни – то торжественные (оды), то раздумчивые (сонеты), то шуточные (частушки). Есть ламерики, газели и т.д. При желании вы найдете много материала на эту тему в интернете. Всё о чём мы говорили, помогает поэту создать композицию стихотворения.
               
                Композиция               
Древние греки считали, что, только опираясь на требования композиции можно создавать красивые вещи, стихи, бытовые отношения, то есть создавать нужный образный мир вокруг себя. Современный человек часто создает новые  миры вокруг себя - меняет интерьер, выбирает букет, поздравительные открытки. Иногда выбор становится затруднительным. Почему? Что нужно знать при выборе новой вещи или при её создании? Основы композиции? Зачем? Что бы получить нужный результат!

Всё в мире имеет свойство влиять на окружающих. И вещи, и стихи, и наш внешний вид. Решив написать стихотворение, то есть сотворить нужное настроение словами - вы мечтаете получит прекрасное произведение! Но что есть красота? Как создать её? Не плохо бы поверить древним грекам - ведь они знали толк в КРАСОТЕ!

Первым требованием этой древнейшей науки - композиции - является четкое обоснование задачи. Что создаётся? Зачем? Каким образом? Продумав идею создания и уяснив содержание, начинайте с построения формы для этого содержания. Мы уже говорили в самом начале о связи содержания и формы. Говорили какие рифмы, стихотворные размеры обязывает выбирать та или иная форма. Выполнив эти условия, вы выполните и первое композиционное требование - то есть поработаете над первой категорией композиции - создание конструкции для своего творения. И не важно будут ли это шутливые стихи для соседки или сложный по конструкции букет, выбранный для начальницы или  акварельные этюды ваших друзей, композицию которых вам предстоит оценить.
*
Второе требование - создание определенного ритма, мелодии стихотворения. Ритмичность, музыкальность стиха обязаны соотноситься с содержанием стихотворения и с выбранной вами формой. Если смысл стиха стал грустным - ритм тоже становится медленным и однообразным. Если содержание наполнилось радостью - то и его звуки, стихотворный размер и вид рифмовки должны передавать эту радость! Нужного ритма добиваются, постоянно контролируя смысл и форму стихотворения. Живое стихотворение - это переливающая ритмика мелодии, которая точно следует за оригинальной формой и глубоким содержанием стиха.

Многим поэтам не нужно контролировать этот процесс - стихи льются сами собой. Поэтический настрой души без усилий творит форму стихотворения, ведя мелодию и интуитивно помня о смысле стихотворения! А если это не так? Есть сведения и о других методах творчества. Брюсов, например, жестко и ежесекундно держал процесс создания стиха под контролем разума. Не важно - сердцем или умом будут создаваться ваши стихи - это сугубо личное дело! Поэт зависим от своего голоса и горла - говорит истина. Помните, что стихи - зеркало вашего внутреннего мира.
Интересен ли он кому то?
 *
Третье условие композиции особенно важно в живописи (или в творениях дизайнеров, стилистов, визажистов, кондитеров и прочих творцов быта) - цвет! Там оно явлено в зримых красках, нюансах, оттенках. Стихи Есенина невидимо(но бесспорно!) тоже  рождают цветовое чудо в душах слушателей! Мы уже разбирали связь звука и цветового ореола в словах. Ореола, который витает, скрывается за начертанием букв. Решая вопросы цвета, древние греки работали над цветовым соподчинением. При решении этой категории поэту особенно важно чувствовать цветовую фактуру звука. Стих должен дышать, вспыхивать цветом, дразнить запахом, очаровывать вкусом. Он должен тревожить душу читателей чувствами! Именно цвет (как великолепно поняли это импрессионисты!) и создаёт настроение - создаёт живую душу стихотворения.
*
Четвертая категория композиции - пластика стихотворения. Конечно, когда балерина создает образ умирающего лебедя, то именно это свойство композиции становится доминирующим. Но это не значит, что при создании Образа словом нет необходимость говорить о пластики. Вспомните о коротких и длинных словах, о твердых и мягких звуках, о тайнах структуры стиха. Резкие и грубые звуки, слоги, слова и строки не создадут образ трепетной и хрупкой птицы. Вам потребуется много таланта и труда, чтобы найти в море слов те извивающие, мягкие и точные, «лебединые» звуки,слова, строчки! Однозначно, что вы отбросив тяжеловесные рифмы и стихотворные размеры, подберете воздушную конструкцию стиха. Насколько точен будет образ лебедя - определит мера вашего таланта, мера вашей одержимости этой темой, степень вашего горения и, конечно, пластика ваших строк!
*
Пятая категория - единство, гармоничность или как её ещё называют - «целостность композиции» возникает сама собой, если поэту удалось выполнить задачи всех категорий и не нарушить их единство. Поэтому, прорабатывая одну категорию - сверяйтесь с другими категориями. Помните - все категории работают на создание одного Образа, одного настроения. Они помогают друг другу выполнить одну задачу! Но если все категории в композиции решены ярко и оригинально, то возможна перегрузка Образа. Поэтому только одна категория прорабатывается сильнее других. Прочие категории подчинены ей.

Нельзя разграничить моменты создания композиции. Ведь создавая ритм, рифмы и решая форму стихотворения, вы одновременно думаете о цветовой ауре звуков, пластичности строк и т.д. Множество факторов необходимо увязать в одно целое, создавая единое по форме и содержанию творение! И помогут вам в этом два враждующих Принципа, два противоречивых Начала  - Гармония и Контраст. Задача поэта - уметь ими пользоваться, что бы  создать задуманный Образ и вызвать у читателя нужное настроение.

Как и в любом виде искусства именно композиционное решение стихотворения создает его стиль. Оно «строит» здание стихотворения. Сначала «фундамент» - это форма, структура стиха. Затем «стены» - их возводят категории ритмичность и пластичность. И завершает «здание» - подходящая и уместная отделка, декор (цветовой колорит звуков).

Можно представить «Образ» в роли сурового директора. Тогда «Стиль» - его помощник, главный инженер. А «категории» - работники производственного отдела, которые командуют рабочими - всеми пятью чувствами поэта!

Древние греки говорили, что композиция - это сочинение нового, прекрасного произведения. Что только она помогает создать непротиворечивый, гармоничный Образ - прекрасный и совершенный. Других путей для создания красоты - нет.

Хочу напомнить под занавесь, что техника стихонаписания (которая хоть и имеет большое значение), всё же не способна заменить данный богом Талант. Талантливый поэт рано или поздно овладеет техникой стихосложения. Но бездушный глупец, изучив все правила, не сумеет создать, ни одного произведения, которое напомнит о его душе потомкам или разъяснит близким, друзьям, соседям её глубину.

У каждого поэта свое видение слова, свои способы его использования. Особенность вашего склада ума, состояние вашей души и её глубина помогут и вам найти свой стиль, выработать свой поэтический язык.

Повторение - мать ученья. Поиск - отец творчества. Вечный костёр творчества постоянно требует новых запасов топлива. И порой его собирают в душе всю жизнь!

Обрадуюсь,  если  вас эти строчки заставят задуматься  - а почему вы пишите стихи?



               


Рецензии
Не хотелось бы вас огорчать, но вы все перепутали. И согласен что это ни ваша вина.
Так учили. Звук и буква, Это совсем ни одно и тоже.
Буквы печатаются на клавиатуре, и появляются на экране монитора. И воспринимаются, видятся глазами.
А вот звуки *вылетают* изо рта и многих других мест. И слышатся ушами.
Если не затруднит, исправьте в статье свои ошыбки. Не вводите людей, а особенно детей в заблуждение. Это заблуждение очень влияет на то как люди, а особенно дети.
Воспринимают окружающее.
Ну и честно, не хотел вас обидеть. Только пользы для.

Сергей Горохов 2   10.04.2019 08:58     Заявить о нарушении
А вот с числами, я ваши статьи почитал, скопировал, Осмыслить надо основательно. Очень мне это интересно. И очень надо.
А вот у вас своё что то есть. Акромя Пифагора.
Своё женское чутье по этому поводу.? Как оно шевелится в вашем представлении?. Надо.

Сергей Горохов 2   10.04.2019 09:02   Заявить о нарушении
А чтоб вы не сомневались со звуками.
Звуки это колебания той или иной среды с Той или иной частотой. Это проходят в обычной школе. Седьмой класс кажется. Согласно международной системе измерений. СИ. Единицей измерения частот, в том числе и в диапазоне звуков воспринимаемых ухом. являются герцы. Сокращённо ГЦ.
Так что ни каких твёрдых, мягких, жидких, склизких и т.п. звуков. В природе нет.
Это вымыслы, фантазии, возведенные в ранг науки.

Сергей Горохов 2   10.04.2019 09:37   Заявить о нарушении
Тот или иной диапазон звуков сходных по звучанию для нашего уха.
В международной терминологии утвержденной ЮНЕСКО, этот диапазон сходных звуков, именуется фонема. По русски это фонема, переводится, как обще характерный звук.
Фонема, или общехарактерный звук, по другому, некоторый диапазон сходных звуков.
Обозначается на письме буквами.
Фонема, общехаракктерный звук, не является конкретным звуком. Который мы слышым своими ушами. Потому как это целый диапазон, множество сходных звуков.
Количество этих сходных звуков,в одном диапазоне, интервале, может достигать тысячи и больше. Например. Произносимый А, женщины и мужчины произносят по своему. Также по своему произносят дети и взрослые. Что можно определить, даже при разговоре с человеком по телефону.
Вот зачем я это вам говорю.
Да за тем, чтоб затусоватся по вашым цифоркам со смысловыми значениями.
Вот вы всяко должны понять в чем тут перец.;).

Сергей Горохов 2   10.04.2019 09:50   Заявить о нарушении
Вот у вас написано.
3 -духовность, порядочность, сбалансированность личности - росток Духа, интерес к знаниям,
Но все эти несколько разные понятия. Нельзя обозначать одной и той же цифрой. Потому как шарики за ролики заскочут.
Но вот если мы сделаем так.
1,1 = духовность.
1,2 = порядочность.
1.3 = сбалансированность.
И т.д.
Таким образом мы некий набор сходных смысловых значений относим в разряд, группу 1.
То тонкости этого разряда, или членов этой группы, отмечаем дополнительной цифрой. 1.2, 3 и т.д.

И получим уже не размытость, а точность, или конкретность о каком смысловом значении идёт речь. Например. 1,1 =духовность. А вот 1,3 = сбалансированность.
Таким образом, мы можем вообще не писать буквы. А например, напечатал цифорки 1,3, и все поняли о чем таком идёт речь. О сбалансированности.
Был бы очень рад, чтоб вы поняли в чем тут перец.

Сергей Горохов 2   10.04.2019 10:03   Заявить о нарушении
Рада вашим замечаниям - значит труд мой был не напрасен - кто-то другой его дополнит. Думаю что так и будет.
Удачи вам в творчестве!
С уважением и пожеланием успехов

Галина Кадетова 2   10.04.2019 14:53   Заявить о нарушении
Вот знаете почему мы отстаем в техническом развитии от развитых стран.
У нас принято, опубликовал статью, научное звание получил, в основном по блату, загордился что я типа ученый, хоть куда, и умыл руки.
А вы там носите как хотите. Я своё дело сделал.
А в развитых странах, такая штука не котируются.
Там если ты догадался до чего то, придумал, доведи это до практики. Чтоб то до чего ты догадался, придумал заработало на практике.
И только тогда ты учёный. И попутно богатый миллионер. С почетом и уважением.
А у нас видите как, Написал писульку, и давай требовать почёта и уважения.
А будет это работать на практике, или нет.Не важно. Важно срубить бабла, славы и уважения, по сути не за что. За писульку.
Вот именно поэтому, на дорогах у нас автомобили импортные, компьютеры импортные, и т.д.
Даже иголки импортные, китайские.
А вот своё родное, это только бла-бла-бла. За что даже научные звания дают.
В основном по блату, или за деньги.
А товара то, нет. Точнее есть, но в основном китайский. А своё только бла-бла.

Сергей Горохов 2   11.04.2019 05:57   Заявить о нарушении
Плохо понимаю - о чем вы? О ком? А у нас... Это у кого? Вот лично у меня (да и у знакомых тоже) маленькая пенсия, малюсенькая квартирка, болезни, ежедневный уход за родственниками, ежедневная борьба за выживание на краю безысходной бездны. Многим тяжело, но не всем. Кому легче, тот старается помочь слабому. Сколько в людях хорошего! Как чисты их души... Здесь на ПРОЗЕ я часто встречаю таких людей - они мудры и бескорыстны. Их слова утешают и лечат. Это не бла-бла. Это ВЕЛИКОЕ ДОБРОЕ СЛОВО - МИЛОСЕРДИЕ.
Спасибо за интерес к моей работе. Может она и глупа, но я писала её с любовью к людям.
С уважением к вам и вашему творчеству

Галина Кадетова 2   11.04.2019 06:21   Заявить о нарушении
Если то, что написано в моей работе поможет кому-то молодому и сильному сотворить что-то своё - буду чувствовать себя счастливой. Громкой удачи всему новому, юному, светлому! А старикам - заслуженной тишины.

Галина Кадетова 2   11.04.2019 06:26   Заявить о нарушении
По поводу вот этого.
, А у нас... Это у кого?...
У нас, это в России матушке. А вы что не в России жывете. И что тут есть, частично вы сами перечислили.
А все это отчасти и потому, что дружба и любовь, и т.п. есть. А вот товара своего, нет. В основном импортный, и в основном китайский.

Сергей Горохов 2   11.04.2019 06:28   Заявить о нарушении
Не стареют душой ветераны. ;).

Сергей Горохов 2   11.04.2019 06:29   Заявить о нарушении
А свой полученный в жызни опыт, хоть какой, надо передавать своим потомкам, Последующему поколению.
Чтоб оно на теже грабли не наступало.
И своих, новых граблей хватает. А ещё и на старые наступать.
Весь в шышках на лбу ходить будешь.;).

Сергей Горохов 2   11.04.2019 06:33   Заявить о нарушении
Работа ваша сто процентов не глупа. А наоборот.
Но всякое дело надо доводить до конца. Даже если и не хочется. Как у русских говорится, и чему меня в детстве учили мать с отцом. Через не могу.

Сергей Горохов 2   11.04.2019 06:39   Заявить о нарушении
По поводу низких пенсий.
В образном смысле. Для вас и многих других родной матерью был СССР.
Но однажды мы родную мать применяли на мачеху. Думали что мачеха будет получшее родной матери.
А махеха, она и есть мачеха, что с неё взять.

Сергей Горохов 2   11.04.2019 09:18   Заявить о нарушении
Сережа! Как бы мне хотелось последовать вашему совету, но... В этом году здоровье сильно пошатнулось. А я не одна в семье с проблемами. Всё это требует средств и времени. Заниматься творчеством почти невозможно - так художественное кудахтанье. Слава Богу, что хоть какие-то вещи смогла напечатать на ПРОЗЕ.
Благодарю Вас за добрые слова.
С неизменным уважением и теплом души

Галина Кадетова 2   11.04.2019 09:26   Заявить о нарушении
Взаимно. Галина.

Сергей Горохов 2   11.04.2019 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.