О Чёрном квадрате Малевича
Ты и Черный квадрат. Суровый, строгий. Немыслимая Черная Бездна. Вечная тьма твоей души. Где же Свет? Возможен ли он? Нет ни цвета, ни формы. Твои глаза повернуты внутрь тела, внутрь черепа, туда где разверзлась бездна горя. Личного горя, в которой скорбит душа распятая и убитая скорбью.
***
Однажды я попала на выставку древнерусских икон. Было много - много света. Сияющие лампы нарядного зала навязчиво освещали иконы и те страдали, извивались за блеском дорогих окладов и молили безжалостный свет о пощаде. Медленно шла по залам, но вскоре буквально оглохнув от крика обнаженных, грубо раздетых ярким светом икон, я бросилась к «начальству» музея. И стала горячо говорить о том, что иконы - это тайна, полумрак, невесомый дымок ладана и вглядывание, вглядывание и свободная беседа с Образом, который рождается в тебе (порой домысливается, досочиняется тобой). Но сотрудники, мило улыбаясь, разводили руками - так требует инструкция.
Почему начала с икон, хотя пишу о ЧК Малевича? Дело в том, что в церкви (ещё в детстве) я впервые заметила эту особенность заменять взгляд иконы - смотрящий на молящегося - видениями души самого молящегося человека. Глаза икон, поймав твой взгляд и перевернув его внутрь тебя, осуждали прицельными взглядами святых твоё сердце, душу. Испепеляли своим сиянием. Муки растерзанной, напрочь убитой твоей совести становились невыносимыми для кающегося грешника.
Но странное дело, икона оказывала на тебя другое действие, если твоя совесть была чиста. Чиста - перед Богом! Одна икона - и два варианта её восприятия. Икона словно вытаскивала из тебя все помыслы, поступки и, развернув их в пространстве, являла перед твоими глазами конечный результат. То есть помогала разобраться в трудной жизненной ситуации, взглянув на неё как бы со стороны твоими же глазами.
Квадратная доска с начертанным ликом, со странной обратной перспективой форм, с нарушенными пропорциями фигур и условным колоритом реально общалась с тобой! Она была неподкупным судьёй. Ты приходил в другую церковь, находил другую икону и в полутьме церквушки опять испытывал такое же воздействие на твою душу.
Думаю, что вы поняли желание Малевича (а ещё раньше мысль Кандинского) - заменить неясный в дымке ладана и полумраке церкви квадрат иконы на просто черный квадрат холста в раме и, повесив его перед зрителями, дать им возможность заглянуть в себя. Зачем? О, это уже другой вопрос...
Оставить молящегося человека один на один с самим собой – вот главное требование беседы с иконой. Оставить зрителя наедине со своей душой, совестью и своими проблемами – вот требование созерцания холста Малевича. Уметь погружаться в себя трудно. Порой человек живет только поверхностной жизнью – мир погружений ему не доступен.
Порой в жизни только любовь помогает ощутить в себе чувственную бездну. Погружает человека в пучину чувств и возносит его на огненных крыльях в миры мечтаний! Всю земную мудрость открывает настоящая Любовь.
Ты и Черный Квадрат. Суровый, строгий Бог или ваша Совесть - невидимые за Черной Бездной, которая разделяет вас - взывают к вам. Требуют и ждут - где же Свет? Возможен ли он? Думай человек. Ещё есть время.
Людям постоянно меняли богов, меняли идолов, храмы, иконы, освещение. Но во все века в жизни людей бывали такие минуты, когда человеку хотелось поговорить о самой заветной тайне. Порой безумно постыдной тайне. Поговорить о кошмаре, который мучил и преследовал его днём и ночью. Хотелось, чтоб успокоили, сняли с души непосильный в одиночестве груз греха. Кто мог бы выслушать эту исповедь и, осудив, простить? Простить и пожалеть. Где он - тот лучший, преданный друг, который поможет разобраться в себе? Где он всё понимающий друг, единственный? Не его ли, отраженного в своем бокале, видел А.Блок, мечтая о желанной «Незнакомке»?
Для влюблённых нет разлуки, нет расстояний - они всегда рядом. И это правда. Стоит закрыть глаза, погрузится в темноту внутреннего «я» и любимое лицо выплывает из мрака, из бездны небытия. Любая черточка в нём живет, дышит. Слышится дорогой голос, разливается запах, чувствуется нежность кожи. Сердце начинает биться сильнее, на лице загорается румянец - радость этой нереальной встречи переполняет всё существо влюблённого человека.
Воистину только влюбленный человек достоин называться человеком, ибо способен переносить дорогую реальность (любимого человека, города, дома, предметы) вглубь своей души. Переносить в виде образа и затем возвращать его в реальность через холсты, стихи, музыку и т.д. То есть через своё творчество. Если нет любви – нет и творчества! Хочу привести цитату из духовной энциклопедии Рудольфа Штайнера:
- «Попытайтесь научиться воспринимать мысли и чувства другого человека, не слыша его слов физическим ухом; не видя его глазами. Подобное восприятие можно сравнить с тем пониманием, которое называется духовным видением. И как у физического человека звук, когда в нем запечатлевается мысль, восходит до слова, запах, когда его осмыслило сознание доходит до нежности или отвращения к конкретным образам, так и у духовного человека гармонии и дисгармонии образа восходят до видения мечты.
Говорящими для него в этом случае будут световые и красочные впечатления, запахи, прикосновения, вкус, сложные ассоциации. В загорании и потухании световых и цветовых пятен, линий, точек; в смутном слиянии и превращении самих образов открываются конкретные чувства, представления и мысли. Требуется колоссальная сосредоточенность Духа и Души, предельная концентрация сознания, воли, всех чувств человека на данной теме. Необходимо - во всяком случае требуется - целиком отстранится от жизни, от суеты, чтобы в этом реальном мире "СТАЛО ТЕМНО", чтоб ничто не отвлекало от этого чудовищно сложного, внутреннего творческого процесса».
С позиций Света все чувственные переживания возникают от изменения во времени и пространстве тона и нюансов Цвета. Если внешнее желтое сияние темнеет через зеленое к синему и дальше коричнево - фиолетово - чёрному, то душа (внутреннее пространство человека) испытывает грусть и печаль. А если внешний тёмно- коричневый цвет светлеет до бежево-охристого или желтого и дальше до белого - то душа (внутреннее состояние человека) наполняется переливами светлых чувств и ощущений.
Природа проводит нас через колорит рассвета и заката - от темного к светлому и, наоборот, от светлого дня к темноте ночи. Проводит через нежные,тёплые нюансы весны, дымчато-размытые, линялые цвета летнего зноя, через роскошно-звонкую, тёплую палитру осени к четко-контрастному, холодному колориту зимы. Каждое время года дарит человеку своё настроение, свои чувства, свой душевный настрой через присущий только ей цветовой колорит, плавность линий, через акценты пятен и характера прикосновений ветра, от силы и нюансов запахов, вкуса и т.д..
При этом в себе самом человек всегда переживает возрастание или убывание внутренней волевой энергии - черной, мрачной или оптимистично-светлой. То есть, человек способен переживать мыслимые и немыслимые, тончайшие изменения всех своих чувств не только через реальные формы, но и через абстрактные понятия.
И опять цитата Р. Штайнера - "Однако эти переживания не такие, когда видишь их перед собой где-нибудь в пространстве со стороны, а так, будто сам в беспрерывном движении следуешь всем своим «Я» за каждым колебанием линии, за каждым движением фигуры, за изменением оттенка или нюанса цвета, звука, запаха. Ты сам словно входишь в них и становишься ими. Ты чувствуешь свое «Я» - чертежником и в то же время материалом, которым чертишь. И проведение каждой линии, каждое изменение его положения и места в то же время является переживанием этого «Я», этого места, этого положения. Ты осознаешь, что своим подвижным «Я» вплетен в творческие мировые силы. Мировые законы теперь не являются уже чем-то внешне воспринимаемыми, но становятся действительной чудесной тканью, которую ткешь ты, являясь самой этой тканью. И не важно - картина ли это, роман или простое рукоделие старушки. В этом суть творчества".
Согласитесь, словно о Черном квадрате написано? А ведь философ писал об образном творчестве. Называя его словом - " имагинация".
Вот и попробуйте заполнить квадрат Малевича. Что? Пустота так и осталась пустотой? Жаль. Значит вы пока не нашли себя, не обрели свой Образный Мир и посему не в силах явить его мысленно в этом строго взирающем на вас квадрате. Квадрате, который ждет вашей имагинации, вашей духовной энергии и любви. Ждет вашего таланта художника, поэта и музыканта. Или таланта гениального зрителя - как говорил загадочный автор Черного Квадрата Казимир Малевич.
Если ваш образный мир тонет, захлёбывается в реальной пустоте маленького скромного квадрата зачем вам это барахтанье? Можете спокойно пройти дальше. Пройти мимо Квадрата, как мимо пустого места. Стоит ли ждать, что вы сумеете создавать музыкой, словами, реальными красками на огромной картине что то своё. Личное. Невиданное ранее. Не каждому по плечу творить новые миры. Хотя сегодня (почти каждый) пытается это сделать - и это прекрасно!
«Холст пуст, когда пуста душа
того, кто смотрит на тебя.
Несёт покой и гонит страх
мечта, парящих в облаках».
И ещё одна цитата.
Рудольф Штайнер:
"Имагинации, какими они первоначально выступают перед нами, созданы нашей собственной душой и являются отражением нашего существа. Человек может иметь прекраснейшие имагинации, но он поступит наилучшим образом, если сумеет понять и получить ответ на собственный вопрос - что это за тайные состояния души, что это за скрытые вожделения, порывы, что это за суеверия или факты, которые являют те или иные образы перед душой? И поняв это, стать истинным Создателем нового мира. Своего мира. То есть стать ТВОРЦОМ новых миров. Стать равным Богу."
В современном обществе часто нужно оказаться в состоянии души с крепкой внутренней силой, что бы не только сотворить, но и стать борцом за свои явленные миру «имагинации». Человек должен иногда всё чему он верил раньше, что особенно любил, что означало истину для многих вырвать из себя с корнем и дать душе утонуть в сфере новых, смутных представлений, чтоб явить миру новое видение открывшей ему истины - осмысленное, понятое им изнутри по-своему. И (увы!) совсем не нужное сегодня реальному миру, людям и т.д.
И опять цитата:
«...только страстные, сильные образные видения вернутся в мир как будущие жизни. И смогут жить дальше, сумев воплотиться в статус картины, песни, книги и пр. Станут жить вместе с нами, как факт сверхчувственного мира, которому они принадлежали раньше и которые были вырваны художником из него и явлены в нашу реальность. В этом случае мастер подобен Богу, подобен Творцу новых форм и жизней».
Процесс творчества относится к настоящему времени, к сегодняшнему дню, но будущее многих живых существ зависит именно от него. Если вы не пытались даже сочинять стихи или прозу, не создали ни одной картины, оперы или спектакля - зачем вам рассуждать о Чёрном квадрате? Зачем он вам? Ищите, то, что знакомо и понятно, что кажется гениальным вам, человеку не творческому. Просто - человеку! Хорошему, живому, и умному, и счастливому человеку. Этот кусочек черного холста вам не нужен. И стоит ли тратить своё драгоценное время на не пережитые вами лично «глупости имагинаций»?
Творческий человек обычно кажется другим людям человеком странным, чрезмерно целеустремлённым, страстно одержимым одной идеей. Он собран, он не сомневается в своем предназначении. Упрямо двигаясь к цели, не отвлекаясь на неважные для него дела, проблемы и т. д., он не разменивается на встречные мелочи. Суета, склоки - не его стихия. Гений и злодейство - не совместимые вещи! В этом режиме окружающий мир прост и понятен - устранять то, что мешает и хранить то, что помогает двигаться к цели. Никаких отклонений. Только прямо. Творчество - великая цель! И в нём залог прогресса общества.
Но порой... очень волевые и энергичные «творцы», абсолютно равнодушные к делам и душам других людей, жестко навязывают своё «творчество» миру. Жить рядом с ними трудно. Порой невозможно. Вспомним горе реформаторов Советской эпохи - их прямолинейные, Квадратные Идеи. Мир черно-белых Квадратов - это и есть сегодняшний, революционный мир, напоминает Малевич, создавая своё супрематическое полотно. Остановись. Задумайся и оглянись, человек! Каков ты, каковы твои мечты? Кто ты?
Заслуга Малевича не в том, что он нарисовал ЧКвадрат, а в том, что он предложил зрителю черное пространство Квадрата, как стартовую площадку для компромисса с самим собой. Да, он оформил на эту Идею патент. Раньше художники не додумались сделать этого. И все зрители отныне как бы должны выплачивать ему проценты за этот патент. Не денежные проценты, а моральные проценты что-ли...
Художник напомнил - пустота может существовать только сама по себе. А вот ОТДЕЛЬНОГО от неё в ней самой - существовать не может! Ибо исчезнет она сама. Исчезнет само понятие - пустота. И потому в ней нет, и не может быть ничего. Безумна попытка зрителей искать и постигать то - чего в ней просто не может быть. Что же есть там, где нет ни цвета, ни линии, ни плоскости, ни объема; нет того что возможно обмерить, оценить - где нет собственно жизни? Предполагаемая видимость не существующих фигур, явлений, понятий? Что? И зачем?
Даже малюсенькую чужеродную точку нельзя установить в пустоте. Ибо всё уже занято и заполнено самой цельномассовой пустотой! Все в этой массе - есть подобие и есть Ничто. Эта необъятная пустота - немыслима для сознания постороннего зрителя. Нельзя полностью овладеть явлениями линий, объёма и цвета, если ты сам не есть эта линия, объём, цвет. Нельзя познать себя, если не быть самим собой, не осознавать себя и внешним и (главное) внутренним фактом!
По мысли Малевича, создаваемое им произведение должно явиться своего рода высшим выражением идеи Бытия (не Жизни, нет, а именно БЫТИЯ - то есть размышлений о жизни) - всеобъемлющим воплощением определенной морально-философской концепции. И стать реальным примером реализации данной Идеи.
Его ЧКвадрат - это произведение символическое по самому характеру художественного образа. Оно четко отражает историческую достоверность окружающей жизни. Есть полное подобие жизненной правды. Пустота и духовный мрак современников явили эту реальность Черной и Пустой жизни. То есть в какой то мере позволили ЧКвадрату стать символом современности. Стать той стороной на которой собственно и построен сам Квадрат.
Стремление к обобщению и символическому отвлечению при создании художественного образа (при сохранении правдивости) позволило преодолеть все противоречия законов искусства, указывая на эстетическую чуткость автора. Требуя глубины личных переживаний зрителя, ЧКвадрат Малевича дарил зрителю возможность личного художественного сотворчества.
Однако главным было все же другое: в процессе общения с картиной обогащался и усложнялся духовный мир зрителя (и, конечно, самого художника тоже), менялись интересы и представления о жизни, и наконец то! - черная бездна картины становилась тесной для мыслей и размышлений.
Зритель начинал понимать, что в ЧКвадрате нет самой Жизни. И он рвался из него к Свету, он отрицал Тьму Бездуховности. Не принимал её пустоты! И художник пишет Белый Квадрат как эволюционную вершину Бытия. Пишет после своего всесильного Красного Квадрата - символа вечной Любви.
Вот и всё о Малевиче и его странном супрематизме, идеи которого лежат в основе современного дизайна. И любой дизайнер работает сегодня с его наработками в цветоведении.
Для меня понимание творчества Малевича, является индикатором уровня сознания человека, планкой интеллектуального мышления. Я заметила, что все мои ученики рано или поздно начинают спрашивать о ЧКвадрате. И с этого момента обычно начинается для них осмысление не только искусства, но и себя, своего внутреннего мира, своей духовной пустоты или глубины. И чем раньше группа об этом начинает говорить, тем способнее и талантливее в ней люди. Тем быстрее идет у них процесс обучения.
По большому счету, вопрос о ЧКвадрате указывает на способность или неспособность человека перейти от рационального уровня мышления к более абстрактному восприятию мира и себя.
Квадрат Малевича - это действительно своеобразная икона. Он выполняет идентичную работу в душах людей, для которых понятие Бога, Совести ушли в неведомую даль.
"Малевич - это художник, одержимый дьяволом. Я слышала, что его картины вывешивали на выставках в т.н. красном углу, где обычно раньше располагались иконы. Уже один этот факт говорит о его ненормальности, чертовщине» – заявила как - то одна зрительница.
Но так ли это? Ведь не Малевич выбросил подлинные иконы из храмов и домов, ни он осквернил веру предков, нарушил завет нравственной совести. Он только дерзко подчеркнул, что теперь в России в «КРАСНЫХ УГЛАХ!!!» висит ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ - символ волевого, одержимого большевика. Безбожника с абсолютно Черной душой. И что только эти одержимые Идеей коммунизма Павлики Морозовы и Павлики Корчагины являются советскими люди. Но что глухо дышит в черной раме их душ? Что цементирует духовную суть этих новоявленных Павлов? Миллионы смертей ради «святой» ли Идеи?
Мы знаем какой волной лжи, порока и безнравственности захлёстывает сегодня души россиян. Знаем, как мало среди них людей, которым дороги нравственные и духовные ценности.
Идет время. И так жаль, что всё ещё мало зрителей останавливаются и сегодня у картины Малевича. Зрителей, которые ищут в этом затягивающем ЧКвадрате ответы на неведомые другим вопросы. Они стоят молча. Хотя в Третьяковке нет полумрака, нет обволакивающего сознание запаха ладана (по инструкции не положено) люди словно молятся. Их лица одухотворенны и отрешены от реальности. Стоят. Размышляют. Ещё есть время...
Так кто же ты - Казимир Малевич? Гений, шарлатан или всё понимающий далёкий и близкий друг?
2013- 2024 год.
Новокузнецк. Новосибирск.
Свидетельство о публикации №213020902112
Харитон Егорович Сарамливый 06.12.2023 20:41 Заявить о нарушении
Галина Кадетова 2 06.12.2023 22:01 Заявить о нарушении
Харитон Егорович Сарамливый 06.12.2023 22:15 Заявить о нарушении
Галина Кадетова 2 07.12.2023 16:54 Заявить о нарушении