Цена прогноза

               
    Существует много исторических фактов, которые свидетельствуют о том, что своевременное предупреждение о различных изменениях погоды часто спасало людей и, наоборот, отсутствие прогнозирования приводило к катастрофе.

    Впервые необходимость прогнозирования погоды осознали во Франции. 14 ноября 1854 г. во время Крымской войны на Чёрном море произошла сильная буря, нанёсшая большой ущерб находящемуся в Балаклаве англо-французскому флоту. Французский астроном У. Леверье, собрав сведения о погоде за предшествующие буре дни, установил, что за несколько дней до 14 ноября эта буря наблюдалась во Франции, затем, перемещаясь по Южной Европе к востоку, достигла Чёрного моря. Этим было доказано, что при наличии телеграфных оповещений о погоде, возникновение бури можно было предвидеть. С 1856 г. в Париж стали ежедневно поступать телеграммы о погоде с французских метеорологических станций, а в последующие годы был организован обмен метеорологическими данными между разными странами Европы.

    Во время Второй мировой войны при проведении боевых операций широко использовались сведения о гидрометеорологической обстановке. Известен случай, когда немецкая эскадра в ноябре 1939 г. должна была пройти между Фарерскими островами и Норвегией незамеченной для английских и французских кораблей, находящихся в этом районе. Немецкий командующий вызвал к себе метеоролога отряда и дал ему задание составить сводку погоды с обязательным указанием точного времени, когда зона пониженного давления достигнет берегов Норвегии. Прогноз был сделан безошибочный. Немецкая эскадра на полном ходу вошла в зону пониженного атмосферного давления и под проливным дождём, в сильный шторм благополучно прошла в заданном направлении, оставшись незамеченной. Высланные на перехват английские корабли эскадру не обнаружили. Метеоролог отряда был сразу же награждён Железным крестом.

    Морские и воздушные операции в Северной Атлантике и в полярных морях во многом зависели от прогнозов погоды, которые приобрели ценность особого вида оружия. Вскоре после начала войны был прекращён международный обмен метеорологическими наблюдениями, являющимися основой прогнозов. Все метеоданные передавались только в закодированном виде. Метеорологические отряды с оборудованием к месту назначения доставлялись подводными лодками и самолётами.

    Во время Великой Отечественной войны гидрометеослужбы армии и флота эффективно обеспечивали крупные наступательные операции и действия авиации на всех фронтах. Прорыв ленинградской блокады, ледовая трасса на Ладожском озере, форсирование Днепра, Днестра, Дуная, Вислы и многие другие операции проводились с использованием расчётов, сделанных военными гидрометеорологами. Северо-Западное бюро погоды, находясь в блокированном Ленинграде, обеспечивало ледовыми прогнозами Ладожскую «дорогу жизни». Гидрометеослужба Северного флота и Беломорской флотилии обслуживала крупные конвойные операции на Баренцевом, Карском и Белом морях.
 
    На фронтах войны погибло немало метеорологов. На оккупированной территории было разрушено более тысячи метеорологических станций. Они восстанавливались сразу же после  освобождения от фашистов специально созданными восстановительными партиями, находящимися в составе частей действующей армии. К 1945 г. было восстановлено и создано вновь более 500 станций. В 1944 г. была открыта метеостанция «Приволжск».

    Сейчас в нашей стране действует более полутора тысяч метеостанций. Вся эта сеть находится в ведении Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Многие станции, в том числе и наша, ведут дополнительные сельскохозяйственные метеорологические наблюдения за влиянием погоды на развитие растений. Авиаметеостанции дают лётному составу информацию о погоде в районе аэропорта и по маршрутам полётов, предупреждают о возникновении опасных для авиации метеорологических явлений. Важность своевременного точного прогноза погоды я понял, служа в авиации.

    Однажды наш вертолёт Ми-6 — воздушный командный пункт ВВС Прикарпатского военного округа возвращался из зоны дежурства в воздухе. Заканчивался очередной тренировочный полёт. Развернувшись над Шепетовкой, мы взяли курс на Львов. Неожиданно погода стала быстро портиться. Скоро вертолёт оказался в сплошной облачности, и тут же началось сильное обледенение. В выпуклое окно-блистер было хорошо видно, как на корпусе машины нарастают кристаллы льда. Лёд, срываясь с лопастей несущего винта, барабанил по обшивке. Неожиданно возникшее опасное явление погоды не было спрогнозировано метеослужбой. Лишь благодаря опыту и мастерству командира экипажа вертолёт, пробив облачность, вышел из зоны обледенения. Когда машина уже заходила на посадку, с неё всё ещё сыпались куски льда.

    В другом случае отсутствие своевременного предупреждения о возможном резком ухудшении погоды привело к трагическому исходу. В районе аэродрома Броды (Львовская область) внезапно сгустился туман, видимость резко ухудшилась. Летевший на малой высоте вертолёт Ми-9 врезался в высоковольтную линию. Все пять человек, находившиеся на борту, погибли. Таким образом, от точности метеопрогноза часто зависит жизнь людей.

    Прогнозы погоды, метеосводки нередко вызывают много нареканий. Но для точности прогнозов необходима очень разветвлённая сеть метеостанций, которые должны быть оснащены современным оборудованием. Его отсутствие на метеостанциях сказывается на качестве передаваемой метеорологической информации, а значит, и на точности прогнозов. Отрадно, что сейчас начинается оснащение метеостанций современным оборудованием. На многих из них, в том числе и на нашей, уже работают автоматизированные метеорологические комплексы, что несомненно повышает качество наблюдений, а следовательно, и точность прогнозов.

    Серьёзной проблемой остаётся низкая оплата труда метеорологов, которая, безусловно, сказывается на квалификации работников, результатах их труда, а в конечном итоге — на качестве прогнозов.

    Как, видим, точность прогнозов зависит от очень многих слагаемых, а от неё нередко — судьбы людей. Поэтому так важно своевременное предупреждение об опасных явлениях погоды и так высока цена этого прогноза.

На снимке: метеостанция "Приволжск" (фото автора)

                Р. Качев


Рецензии
Узнала много интересной и полезной информации об истории прогнозов погоды. Спасибо! С теплом. Елена.

Елена Жукова-Желенина   12.08.2013 01:22     Заявить о нарушении