А. Н. Островский. Самое необычное сочинение

Детская школа балета в Пекине, 1979 год. Фотограф Альберт Уотсон.



Обычно я – писатель-критик. Редко чем-либо восхищаюсь. Нет, конечно же, я восхищаюсь многим: природой, поступками окружающих, но вот книга лишь иногда приводит в восторг. Вкус у меня не из лучших; с детства любила все странное, фантастическое, сверхъестественное,  а если и героическое, то чтоб обязательно с трагическим финалом. С возрастом привычки не изменились… Писать о себе самой сложно… В голову приходит множество мыслей о том, чтобы ты могла поведать читателю, но… абсолютно не знаешь с чего начать. Обычно существует два типа повествования о каком-либо человеке. Первый, как я называю, жизненный цикл развития: с ранних лет и  последующее взросление; второй тип: описание нынешнего состояния с уходом в прошлое. Что ж, это, конечно, занимательно, но уж слишком заезжено. Я дала себе слово, что мои школьные сочинения будут иными от тех, которые привыкли писать в классе. Я не собираюсь скакать галопом по содержанию прочитанных произведений, однако хочу предоставить читателю удовольствие в изучении необычности написания.
Итак, читаем и запоминаем:   А.Н. Островский, сочинение на тему «Катерина и Лариса – сходства и различия».


Прозвенел звонок. Начался урок литературы. Дети заходят в класс, рассаживаются и достают толстенные книги А.Н. Островского. Тема урока – «Гроза». По традиции я, ленивая ученица, как всегда вовремя не прочитала заданное на дом. И вот, сидя в холодном поту, я ожидаю «смертного приговора». Слышу, как учительница, мило беседуя с учениками, произносит слово «Катерина».  Неужели так обратились ко мне? Непривычно слышать… По спине пробежала дрожь, и я уже готова была признаться в преступлении, как тут меня осенило, что Катерина – главная героиня «Грозы», а я тут вовсе не при чем. Обращение прозвучало не в мой адрес. К счастью многие оказались со мной на равных, потому и пришлось начать читать драму в классе.
Странно, что главная героиня Катерина появляется лишь в пятом явлении, да и то у нее три небольших фразы, одна из которых: «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю». Подобное заявление в свой адрес дает читателю четкую оценку характера. Однако в седьмом явлении изменяется взгляд на мировоззрение девушки: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать)».
Ндя... Скучновато… Я бы сказала, что даже немного банально, предсказуемо. Может поэтому я и не сомневалась, что героиня, оказавшаяся в подобной угнетенной обстановке, будет такой задумчивой, пугливой, наивной и слабохарактерной. Дальше читать уже не было никакого желания.
 А урок, тем не менее, продолжался…
Явление девятое: диалог Катерины и Варвары. Осталось 3 минуты до конца урока. Действие второе: уезжает Кабанов. Появляется Борис Григорьич в третьем действии. Явление третье: диалог Катерины и Бориса.
«Луч света в темном царстве» произносит фразу: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? … Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!».
Не знаю почему, но только потом  долго не давали покоя эти слова. Осознаешь, что Катерина - истинно трагическая героиня; а герой трагедии – всегда нарушитель некого порядка, закона. Казалось бы, субъективно он и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается именно таковым. Ведь наша героиня верила в Бога не из-под палки. По собственной воле она согрешила, а когда ей отказали в покаянии – сама себя покарала. Замечу, что самоубийство для верующего православного человека – грех еще более страшный, и все же она пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался  у нее сильнее страха вечных мучений. И на моих глазах героиня превратилась из «тряпки» в настоящую смелую женщину.
Однако не думаю, что кому-нибудь посоветую подобное прочитать. Как бы не критиковали, не восхищались нашей Катериной, но вряд ли есть похожие девушки в нынешние времена.
Прозвенел звонок.
Прошло несколько уроков литературы. Наш класс приступил к следующему пункту школьной программы, а именно, к произведению Островского «Бесприданница».
Первое на что обращаешь внимание так это то, что Катерину Кабанову из «Грозы» можно сравнить с Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы». Основанием для их сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих, и, главное, гибель в финале. Но и только! По - сути, характеры героинь – антиподы. Проанализировав прочитанное, приходишь к выводу, что Лариса не имеет главного, что есть у Катерины – способности на решительный поступок. Огудалова – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее все-таки иные жизненные ценности. Она ищет возвышенно-красивой любви и спокойной жизни: «… меня манит скромная, семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем». Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара: «Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честные человек, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все». Но и её кумир, сплошное воплощение идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.
Эта драма привлекает меня своим сюжетом куда больше, чем «Гроза». Интересно наблюдать за неопытностью молодости и незрелостью измышлений, влекущих Ларису в барские объятия, как если бы бабочка летела на пламя свечи. Нет в ней силы характера, цельности натуры. Казалось бы, образованная и культурная героиня должна была выразить хоть какой-то протест, его я так с нетерпением ожидала, но – нет. Она слабая во всех отношениях: «Видишь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! (С горячностью.). Наконец слово для меня найдено, вы нашли его».
И вот наша учительница задает вопрос: «Похожи ли главные героини характером?». Все хором отвечают отрицательно. Только вот толком не могут объяснить почему. Да, они похожи, но все же…
Прозвенел звонок. Начался очередной урок литературы. Дети заходят в класс, рассаживаются и достают уже готовые рефераты по произведениям А.Н. Островского. Сегодня мы пишем шести листовое сочинение. Учительница немного задерживается, так что у одноклассников еще есть пара минут договорить начатое на перемене. Сидящий предо мной поворачивается и спрашивает:
- Ну, так, ты на какую тему пишешь?
- На любую, но только не про сравнение Катерины и Ларисы. Уж слишком ее много народу взяло, да и не нравится она мне. Скучная!
Такое вот вышло сочинение. Не самое скучное. Надеюсь, что я смогла донести свою точку зрения и правильно указать на сходства и различия между Катериной и Ларисой. Возможно, не все мои мысли правильно сформулированы, но я – только учусь…


Рецензии
Зачем Вам правильно сформулировать все свои мысли, и тем более прилагать много усилий чтобы учится этому, если Вы - такая красивая ...

Владимир Ус-Ненько   08.09.2014 17:35     Заявить о нарушении
Все просто - мне нравится "формулировать все свои мысли и прилагать к данному процессу много усилий " больше, чем быть просто "красивой" ...

Кловересса   10.10.2014 00:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.