9. Феномен компьютерной тревожности ч1

      

             Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, ряд исследователей выделяет феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, негативными замечаниями по поводу ЭВМ и информатики, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Компьютерная тревожность довольно распространенное явление. По данным, обследования в США студентов колледжа и бизнесменов, 25 % пользователей страдают от «слабой компьютерофобии», в то время как 5 % — резко компьютерофобичны, и до такой степени, что дают физиологические реакции (тошнота, головокружение, высокое кровяное давление).
            Крайние проявления компьютерной тревожности, сопровождающиеся физиологическими реакциями, возможно, отнести к компьютерофобии, сходной с другими видами простых фобий, большинство же такого типа состояний описывается и анализируется в контексте ситуативно-специфической тревожности, явно или скрыто проявляющейся в поведении: отвержения, избегания, в диапазоне от простого нежелания работать с ЭВМ до повреждения оборудования.
             Почему же ситуация взаимодействия с компьютером одними людьми воспринимается как эмоционально негативная, стрессогенная, а другими нет? Ответить на этот вопрос помогает личностно-ситуационный анализ. Индивидуальные различия в поведении могут быть объяснены, посредством различий в индивидуальных способах воспринимать, оценивать, интерпретировать и наделять значением, как всю ситуацию, так и ее отдельные элементы, и их взаимосвязи. Состояние и поведение пользователя являются реакцией на субъективную ситуацию взаимодействия. Негативное отношение к компьютеру и компьютерная тревога, боязнь являются показателями неблагополучия личностно-ситуативного взаимодействия.
             Ощущение неблагополучия может быть генерализованным, выражающимся в отвержении всей ситуации взаимодействия, вся ситуация рассогласуется с установками, ценностями и целями субъекта, при этом нет четкого осознания неприемлемого элемента или связи. Подобное состояние носит название негативного отношения к компьютеризации.
             Компьютерная тревога отличается от негативного отношения к компьютеру, информатике. Компьютерная тревожность — более аффективно окрашенное ситуативное переживание, возникающее при непосредственном использовании либо при обдумывании (обсуждении) возможности использования ЭВМ. Таким образом, ею страдают люди, для которых вопрос освоения и применения компьютера уже положительно решен ими или обстоятельствами. Преломляясь через особенности индивидуального опыта, объективно нейтральная и константная ситуация становится субъективно нагруженной ассоциативными связями и оценками. Отдельные негативные ассоциации могут быть весьма значимыми. Под их воздействием вся система элементов перестраивается, переструктурируется в соответствии с ведущей ролью значимого негативного элемента, становится травмирующей. Ситуация взаимодействия с ЭВМ становится конкретнее и дифференцируется, отдельные ее элементы выделяются и наделяются негативным смыслом в соответствии с опытом тревожности. Отрицательные эмоции, психологический дискомфорт выступают в качестве индикатора диссонанса взаимодействующих элементов ситуации.
             Эмоционально дискомфортное состояние требует выхода из ситуации. Поведение при выходе может быть двух типов: поведение избегания — уход из ситуации в той или иной форме или внутреннее изменение (мотивации, установок, ассоциативных связей), в результате которого изменяется и становится приемлемой субъективная ситуация.
              Психорегуляция в субъективно негативной ситуации требует дополнительных усилий и ресурсов, которые забираются от осуществляемой в данной ситуации деятельности — учебной, познавательной, трудовой и т. д. В результате продуктивность деятельности значительно снижается, вплоть до полной ее дезорганизации. Так, в процессе компьютеризированного обучения у людей, впервые столкнувшися с ЭВМ, возникающая тревога, во многом связанная с новизной и неосвоенностью предлагаемого средства обучения, препятствует усвоению знаний, а включение защитных механизмов психики приводит к формированию мотивации отвержения не только самого учебного процесса, но и всего предметного содержания.
             Происходит изменение объекта познания, компьютер из средства познавательной деятельности превращается в ее объект. Однако учебный процесс часто не предусматривает полной ориентировки в данной области и времени на овладение необходимыми навыками, в результате главной становится «деятельность переживания», деятельность познания текущей ситуации (т. е. попытка ориентировки в ситуации, пущенная на самотек), познания собственного негативного состояния, поиск средств и путей выхода из фрустрирующей ситуации.

                Продолжение следует.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.