Лора Маркова. Маска, я тебя знаю

о повести http://www.proza.ru/2013/02/14/1372

Это не то, что ты думал, но лучше?  Или  Повесть о Питере и Трубе? Что же это на самом деле?   
Автор данной повести  http://www.proza.ru/2013/02/14/1372  предлагает читателю смело окунуться в атмосферу городского дна и поближе познакомиться с его обитателями, ведущими бродячий, свободный от социальных запретов, условностей и обязанностей, образ жизни.  Волею судьбы многие из героев повести  оказались на улицах холодного мегаполиса, без определённого места жительства, занятий и целей. Что привело их в Петербург, кто они, откуда, и как город встречает подобных гостей, жесток ли он, снисходителен ли,  терпим ли,  радушен? Обо всем этом автор предлагает читателю узнать из почти документального повествования, композиционно оформленного как переплетение эпизодов  реальности с глубоким авторским погружением в подсознание, в галлюцинации, во сны, в мечты, в сказки. Петербург в авторской интерпретации приобретает черты одушевленного персонажа, он - любим, он – красив, он – непредсказуем…

Можно ли ему верить?

Я то верила: город вышит
И распят на оконных пяльцах
Улыбается: «Здравствуй, гость!»
Оказалось, что город слышит
Хруст, с которым сжимают пальцы,
Вздох, с которым идут – насквозь,
Оказалось, что он – как омут:
Неразборчив, и тих, и жаден,
И всё время глядит в упор…
Что от шепотов темных комнат
И до самых интимных ссадин -
Всё годится ему на корм…
Что играй, да не заиграйся,
Не теряй головы, подруга,
Покупаясь на пятачок…
Город памятлив и опасен,
Переулки ведут по кругу,
Круг сужается, как зрачок…
Неприкаянность,  или совесть
Только ноет, и ноет, и ноет…
(Стихи Аси А. "Город")

Существуют и такие версии. Менее оптимистичные. Более реальные… Жизненные.

Автор просит  читателя  не судить строго своих героев, избегая оценок «что такое хорошо и что такое плохо». Попробуем. Обойдемся без «крошки сына и отца».

Глава первая. Героиня повести, с которой знакомится читатель в этой главе - Нетти. «Нетти – профессиональный «аскер». Она «аскает» так легко и непроизвольно, будто дышит или говорит. Я ей благодарна: она научила меня многому…». Нетти – двадцать лет, она – «питерская», но дома не живет. В двух словах: безответная любовь, порезанные вены, лечение в психиатрической клинике и сложные отношения с родителями. «Козлы…» - это о родителях. Что тут скажешь? Сия история стара, как мир. Вдруг, правда, «козлы» вместо мамы с папой? Не повезло. «Аскать» звучит более романтично, чем «попрошайничать», «выпрашивать», «просить». Почему бы и нет? Людям, вообще, следует быть добрее и щедрее по отношению к друг другу… С миру – по нитке, голому…

Кто там следующий?  Абрек? Это - «… молодой Челентано», буйный темперамент, алкоголь, «травка». Ко всему прочему очень обаятельный… А это уже много. Наверное. Но мы ещё узнаем о нем подробнее, это дальше по тексту. Сейчас  же мы уже там, в легендарной «Трубе» и будем слушать музыку. Кто здесь у нас? Вижи, подруга Абрека, «самая яркая обитательница «Трубы». Говорит быстро, и так же быстро перемещается в пространстве. И музыканты. Рысь, Вискас, Сэнс. Как-то так…

«Текли песни, текло пиво», текло время, проходила жизнь… Была потрясающая гроза… Босиком по лужам. Восторг. Медный всадник. Мелкое хулиганство. Зато весело. Жизнь ведь только начинается.

Однако пора уж  и в Хижину, на ночлег. Хижина – это удивительное место. Тусовочное.  А «заночевать» там - это значит «вписаться». На самом деле, это - чья-то грязноватая бесхозная трехкомнатная квартира, постоялый двор, притон, где попискивают крысы, постояльцы  балуются алкоголем, травкой, и так далее, кто чем может и чем хочет. Свобода самовыражения заводит иногда слишком далеко. А крайний эгоцентризм всегда оправдан. Здесь читатель кратко знакомится с новым приятелем Росси – Красавчиком, ещё «одним из самых ярких людей в «Трубе». Большие глаза и немытые волосы.  «Народ» в Хижине бывает «в отрубе» уже в одиннадцать часов вечера, поэтому всем остальным, вновь прибывшим тоже – спать, спать, спать.  День был трудный.

Заканчивается первая глава повести описанием беседы автора повествования, шестнадцатилетней Росси, со Спутником, существующим в её воображении, в образе человека, на лице которого улыбающаяся карнавальная фарфоровая маска с золотыми разводами и нарисованными глазами. Здесь он рассказывает сказку о внезапном исчезновении Солнца из жизни людей. О холоде и голоде, они неотвратимо последовали позже. И о счастливом возвращении Солнца на небеса, не без участия бескорыстной девушки, принесшей в жертву свои чувства и эмоции на пути к святой цели. Девушка исчезла, а Солнце взошло. «… солнцем может стать каждый, убитый ритуальным ножом…» Кто-то был убит. Но это не важно. Никто никогда не узнает точно, как всё это было. Возможно, что солнцем стало некое злое существо. И тогда – о, как жаль этот мир! Такая вот философия… Почти Корней Чуковский. Но со своим личным крокодилом.

Начало любого повествования – это всегда «зачин». Его задача – заинтриговать, увлечь читателя. В данном случае, после прочтения первой главы, читатель может быть крайне разочарован. Необходимой динамики нет. Формат дневниковых записей, в которых автор добросовестно описывает свои похождения, почти лишен выразительных, предметных описаний быта, среды, обстановки. Внешность героев обозначена банальными штрихами, индивидуальности не просматриваются, ассоциативные связи не возникают. Картинка отсутствует. Есть лишь обнаженность чувств и переживаний автора. Натянутая струна гитары, звенящей в суете подземного перехода у Гостиного Двора.

Дальнейшее чтение добавляет трудности идентификации тех или иных персонажей в общем контексте. Судьбы у всех героев разные, но в итоге все они сливаются в общий фон тщеты существования на этой грешной земле. И тоска, что является к автору в образе Спутника, наивно философствующая галлюцинация, не дающая покоя – всё это свидетельства явного душевного неблагополучия, тотальной оторванности от истинной гармонии мира. Не будем о наркотическом бреде. Это – по умолчанию. И там, где надо.

Узнавая о похождениях автора больше и больше,  от главы к главе, нельзя не задаться вопросом – и где же здесь интрига, когда же она, в конце то концов? В том ли она, что Росси случайно узнает о своей смертельной болезни? Но, позвольте, она удивительно равнодушна к своей участи. Росси не пытается бороться, не считает необходимым даже засомневаться по поводу страшного диагноза. Здесь нет соответствующего ситуации накала трагедии, страсти, нет уместного случаю сожаления или раскаяния. Ни бури, ни натиска.  Никаких разрывающих душу сцен и слезливых дополнительных акцентов. Тишь, гладь, божья благодать. Умерла – так умерла…  И даже неудачная попытка самоубийства ничего не добавляет.  Слишком просто, слишком обыденно, слишком вяло. Чудеса самообладания на грани полного пофигизма. Читатель не проникается ни сочувствием, ни жалостью. Будничная констатация фактов. Желание Росси оградить своих непутевых друзей от участия в её смертельной трагедии выглядит благородно. Да и чем они могут помочь? В данной ситуации собственная смерть выглядит чрезвычайным осложнением жизни сотоварищей. Умирать следует тайно, скрытно, вдали от всех. И чтоб никто не догадался…

В последних главах мы узнаем о том, что же  явилось причиной того, что Росси оказалась в роли такой вот романтичной бродяжки. И лишь тогда повествование обретает некую логику. Из конца – в начало. Всё  это время мы, оказывается, бежали впереди паровоза. Описание последней одинокой ночи Росси в чужой квартире и телефонный звонок родной матери в далёкий сибирский город – это, пожалуй, самое яркое, стилистически выверенное и запоминающееся описание из всей повести. Финал же несколько  надуман, хотя и имеет право быть именно таким, вызывая некий диссонанс. Это не то, что ты думал, но лучше? Вряд ли.

Повесть, безусловно, спасает светлая искренность автора, чей субъективизм в описании личных похождений  по городским трущобам скорее завораживает, чем заставляет сомневаться. Слепая же вера Росси в то, что все эти люди, встреченные ею в подземном переходе, в чужих квартирах, в подвалах и на чердаках, хорошие, потому что ей лично ничего не сделали плохого, выглядит невинным, хотя и опасным для автора, заблуждением, которое читатель готов просить. Ибо «блажен, кто верует». Когда люди оказываются под открытым небом, без куска хлеба, вдали от родного очага, они бывают рады любому доброму человеку, протянувшему им руку помощи. Это – инстинкт самосохранения. Эти беспечные люди умеют быть благодарными судьбе. Иногда. И особенно в шестнадцать лет.

Вопрос редактирования текста остается открытым, здесь нужно много потрудиться, чтобы привести массу всевозможных словесных конструкций к единому знаменателю. Дневниковые записи, разбавленные около философскими сказками, выглядят эклектично, но далеко не стильно. Говорить о том, что название повести далеко не самое удачное, излишне. Совершенно очевидно, что подобное название тяжело для запоминания, сложно синтаксически и не концептуально. Впрочем, имеет место быть. На всё, как известно, воля автора. Как огонь, вода. И медные трубы. Судьба часто играет человеком, а человек иногда играет в «Трубе».

На картинке - работа Т.Стрежбецкой.


Ещё один взгляд на повесть Ники Созоновой: http://www.proza.ru/2013/02/21/1829


 


Рецензии
Любопытное дело, Лора, а мне именно начало показалось нормальным, интригующим, обещающим рассказать что-то ТАКОЕ из вольной жизни городских музыкантов-бродяжек-наркош (или не наркош, а просто бродяжек), что объяснило бы мне, зачем они живут так, а не иначе, и почему я должна понять стиль подобной жизни... Начало - показалось, а продолжение - нет. Застряла я на определенной, не далекой от старта, линии пробега. Вернее, я стартанула и ...передумала бежать - не увидела смысла, заскучала. Автор повести пообещала (как мне показалось) объяснения, но ограничилась перечислением прелестей их жизни. В итоге, поскольку я посчитала своим долгом заиметь собственное мнение о данном произведении, мне пришлось заставить себя его прочитать, но получилось это только "методом скрола". Но если бы не необходимость(честно скажу), читать дальше того самого места, где мой интерес к повести угас, я не стала бы.
С уважением,

Мнемозина   17.02.2013 15:50     Заявить о нарушении
Я думаю, что повесть скучно читать от того, что автор не может рассказать нам о своих героев "изнутри", все очень поверхностно. Констатация фактов биографии, без их анализа, без художественной интерпретации - это минус повести. Герои так и остались сами по себе, России со своей личной рефлексии. Они были вместе, но каждый сам по себе.

Вообще, без оценочное описание тех или иных событий и персонажей хорошо и часто имеет место быть, многие приветствуют этот прием и называют его признаком хорошей прозы - типа "автора в тексте не видно". В нашем случае автор - он же и участник событий, но его оценки слишком одинаковы и бесстрастны. Они все - "хорошие, мои приятели по "Трубе", потому что они не сделали мне ничего плохого". Как с этим можно согласиться?

Пространство Текста   17.02.2013 15:23   Заявить о нарушении
Часто, в случае отсутствия прямых авторских оценок, в текстах присутствуют описания событий, поступков и высказываний героев, из которых читатель самостоятельно делает какие-то выводы, осмысливает предлагаемый сюжет и характеры персонажей. В нашем же случае этого нет. Мне вот все герои на выходе кажутся одинаковыми, "хорошими", чтобы они не сделали. Так считает России. И мы должны поверить. Или не поверить.

Пространство Текста   17.02.2013 15:36   Заявить о нарушении
"России" - хорошая такая опечаточка.Может,и имя неслучайное? Не может ли быть, что Росси - это (как бы) Россия? по задумке автора... а Питер-Спутник - толстый на это намёк?

Света Малышева   17.02.2013 15:51   Заявить о нарушении
На мой взгляд, этот прием, что использовала автор повести, хорош только при описании быта неизвестных народностей, типа аборигенов Новой Зеландии или Крайнего Севера. Вот как, мол, бесхитростно они живут: там-то и там-то, кушают то-то и то-то, поют вот такие песни, кувыркаются с своими аборигенами и аборигенками в чужих не очень чистых постелях...ну прочеее...

Мнемозина   17.02.2013 16:04   Заявить о нарушении
Что касается этих Росси, Нетти, Вижжи - сразу воротит. Американизмы, как всегда, с первых строк все только портят.
Нет, я думаю, никакой России автору не мерещилось. А мерещился Карл Росси - питерский архитектор, автор многих известных городских построек. Да и рядом с тем местом, где обосновались музыканты Трубы - улица зодчего Росси. Мне навевает именно это.

Мнемозина   17.02.2013 16:10   Заявить о нарушении
Да, забавная опечатка вышла. ☺

Росси не хочет помнить своего имени. Росси - сокращенно от Рассвет. Согласна, что подобные "американизмы" - не лучший вариант замены того имени, что дается при рождении. Идентификация страдает. ☺ И вообще, в этом есть что-то от заниженной самооценки.

Лора Маркова   17.02.2013 16:47   Заявить о нарушении
Рассвет(?!) - это уже кино про индейцев
))))))))))))))))))))

Мнемозина   17.02.2013 16:53   Заявить о нарушении
Заметил в статье только одну опечатку:
"... ничего не сделали плохого, выглядит невинным, хотя и опасным для автора, заблуждением, которое читатель готов прос____ить (пропуск Т). Ибо «блажен, кто верует». Когда люди оказываются под открытым небом, без куска ..."

Спасибо!
Очень рад началу разговора.
Если позволите, поделюсь чисто фанатско-читательским. Если бы автор смог показать героев "изнутри", сделал это глубоко, выпукло, не поверил бы, что автор сам жил (жила, конечно) среди прототипов, сама всё видела своими глазами. В этом "подземном" обществе не принято отступать от особого рода деликатности (от счастья и радостей в Трубу не сбегают, пока трубный человек сам не захочет о себе, никто не спросит, тут анулированы светские аспекты взаимоотношений, не спрашивают "как дела", ожидая в ответ обязательный "окей", лучше просто скажут "привет" и не станут ждать ответного "привет", не зря когда-то метко окрестили "неформалами") Мне сложно это объяснить. Эта беглость, пренебрежение деталями - в самом деле напоминает, что блажен, кто верует, а для ищущего знания возможны другие дары. Что-то типа цыпок на лодыжках - если у босоножки, любительницы прогуляться голой стопой по асфальту под дождём, их нет, то гладите вы очень красивую ножку манекеночки, а не подружки. Красиво, конечно, но не живое это.
Несколько лет назад при первом чтении захватило, т.к. оживило собственное - и пошляться чёрти где довелось, и подобный образ жизни вести. Я тогда чуть из института в армию не вылетел. И, кажется, ощутил это непереносимо мощное дыхание спонтанного Питера. Пусть он официально тогда назывался Ленинградом, но ощущал его просто костями именно Питером, как называли его в кругу советских изгоев-отщепенцев и прочего деклассированного элемента 18-летнего возраста (плюс-минус пара лет).
Потом псевдовоспоминания случались, когда видел полудокументальный "Рок", "Иглу" с Цоем, самого Цоя, рок-клуб и концерты рок-клубовцев в разных ДК, Африку в "Ассе"...
Меня в мои недавние 50 лет проняло, я учуял, что в этом тексте подростковые шершавости обязательны или я бы истратил своё читательское изумление попусту, сомневаясь в авторе. Если бы ощутил хотя бы 25-летнюю писательницу (хоть столетнюю! Не в этом дело), а не 16-17-летнюю девчонку из Трубы, просто заскучал бы.
Тут есть ещё момент - при опухолях мозга возможны изменения восприятия и мышления. Вот только глюки это или... Медики не любят соглашаться с утверждением, что увиденное меньшинством или даже одним кем-то, если остальные не разглядели, не обязательно является только обманом восприятия, а не чем-то иным, и скорее согласятся, что такое видение не может считаться объективной реальностью, чем наоборот - оказаться реальностью, данной в ощущениях, но не всем. С особенностями восприятия и толкования всё так сложно и спорно, что приятнее просто поверить героине и не маяться квалификацией расстройства.
Это суждение может позабавить, если учесть мой двадцатипятилетний стаж врача-психиатра.

Выходец Из Арройо   18.02.2013 21:35   Заявить о нарушении
Сожалею, упустил момент.

В замечании с подписью "Пространство Текста":
"Они все - "хорошие, мои приятели по "Трубе", потому что они не сделали мне ничего плохого". Как с этим можно согласиться?"

Одному из читателей (тут мне надо "якать" и "якать", к сожалению) показалось, что именно так должны оценивать соседей по Трубе все, кто на деле, не задумываясь, а от сердца, живёт с правилом "не судите и не судимы будете" в ладу. Принимает это правило спонтанно, не вдумываясь. Просто так жить и приятно, и правильно, а судить, нарываясь на осуждение себя - не правильно, опасно, можно разозлиться.
По "доброй" воле, понапрягав ум, "стать, как дитя" потому, что в заветах и евангелиях так написано, невозможно, вроде бы. Впасть в духовную прелесть можно, а взять да переключить себе какой-то душевный рубильник с "умничать по-взрослому" не не умничать, а быть в оценках бесхитростным... Сомневаюсь, что это выполнимая задача.

Выходец Из Арройо   18.02.2013 21:48   Заявить о нарушении
В том же замечании "интерпретации - это минус повести. Герои так и остались сами по себе,..... России со своей личной рефлексии. Они были вместе, но каждый сам по себе. " Где я много точек вставил, там не сбежало ли "отдельно от"?

Выходец Из Арройо   18.02.2013 21:53   Заявить о нарушении
Со следующим замечанием "Пространства текста" согласился бы. Это упущение тревожным мерцало каждый раз, когда читал, но за скоком по строкам, всё забывал обдумать. Спасибо! Это уже на заметке!
Если Ника сама откликнется и возьмёт в дело ( прямиком про "... в текстах присутствуют описания событий, поступков и высказываний героев, из которых читатель самостоятельно делает какие-то выводы"), уже всё затеяно не зря! Мне не мешало - свой "трущобно-богемный" опыт всё дорисовал яркими красками. Читателю из "благополучной" среды без описаний, побуждающих делать выводы, картины могут показаться плоским, персонажи бледными.

Выходец Из Арройо   18.02.2013 22:03   Заявить о нарушении
Я хотел бы порадоваться ещё одному снайперскому попаданию Лоры!

"Дальнейшее чтение добавляет трудности идентификации тех или иных персонажей в общем контексте. Судьбы у всех героев разные, но в итоге все они сливаются в общий фон тщеты существования на этой грешной земле. И тоска, что является к автору в образе Спутника, наивно философствующая галлюцинация, не дающая покоя – всё это свидетельства явного душевного неблагополучия, тотальной оторванности от истинной гармонии мира. Не будем о наркотическом бреде. Это – по умолчанию. И там, где надо."

Точных и полезных высказываний много, слава Богу, но это внимание особо привлекло.
ТОТАЛЬНАЯ ОТОРВАННОСТЬ ОТ ИСТИННОЙ ГАРМОНИИ МИРА.
Для медика выявить отклонение - шанс сгруппировать симптомы в синдром, шанс таким способом выбрать коррекционный метод, не рискуя совершить грубую диагностическу ошибку, шанс добиться выздоровления. Если беда себя никак не проявляет, скрытно готовится выиграть битву за жизнь, то из засады победит, когда поздно будет налегать на боржом, ибо отсохло всё уже.

Люди Трубы - видимый симптом. Не смогли жить, "как положено". Кто-то непокорный и безрассудный должен стать этим зримым симптомом общественного рака, бесплодия, синдрома душевного дефицита, зомбирующей чумы, барбимбецилизации... Тут можно устроить словесную клоунаду, но не стоит. У общества болезнь. Если симптомы выявлены вовремя, шанс больше. Если общество продрыхло свое "время дождя" или "диких лебедей", эфтаназия милосерднее.

Выходец Из Арройо   18.02.2013 22:34   Заявить о нарушении
Сергей,если бы вы написали собственную рецензию под статьёй Лоры, было бы удобнее разговаривать.

Света Малышева   18.02.2013 22:54   Заявить о нарушении
Спасибо, правильно. Я просто очень обрадовался и попытался сразу всё сказать. До завтра поношу мысли в голове и попробую внятно высказаться. Пока идея не дозрела. Но высказаться уже хочется! Симптомчик?

Выходец Из Арройо   18.02.2013 23:17   Заявить о нарушении
Это ничего, что я не являюсь беспристрастным читателем, а связана с автором, как кровным родством, так и творческим сотрудничеством (а для обсуждаемого текста выступала в роли литературного редактора)?
Постараюсь судить объективно.
К тому же мне показалось, что рецензия написана молодым автором, впервые пробующим себя на стезе литературной критики и ему могут пригодиться некоторые советы.
Во-первых, написанное не есть рецензия, но спойлер (краткий пересказ содержания).
Во-вторых, изложено всё фельетонным языком (невольно вспоминаются статьи в советском журнале "Крокодил", обличающие воров и тунеядцев:)).
Почему выбран такой тон - снисходительный и язвительный? Ведь обращаетесь вы к собрату, коллеге по перу, а не к идеологическому врагу.
Ну ладно было бы еще умно или остроумно. Так ведь нет. Вот примеры.
"«Аскать» звучит более романтично, чем «попрошайничать», «выпрашивать», «просить»..." Вы ставите знак равенства между попрошайками, профессиональными нищими - и музыкантами, вкалывающими часами, нередко в дурную погоду и под открытым небом?
"Формат дневниковых записей..." Отчего вы решили, что это дневник? Там стоят даты? Или - во что трудно поверить - никогда не сталкивались с повествованием от первого лица?
"Внешность героев обозначена банальными штрихами, индивидуальности не просматриваются..." Все на одно лицо - вы это всерьез? Ни одной яркой судьбы, сложного характера - да впрямь ли вы читали текст? Сдается, бегло пролистывали.
"И тоска, что является к автору в образе Спутника, наивно философствующая галлюцинация..." На этом месте я на некоторое время лишилась дара речи. Тоска (волшебные странствия - это тоска?)... Галлюцинация? (видимо, под травкой или гашишем)...
Насчет наивности, кстати, не спорю. (Неудивительно, если учесть, что текст написан в 19 лет.) Вот тут бы вам, в противовес, высказать нечто не наивное и глубокое - на темы текста: о смерти, о суициде, о добре и зле. Поспорить с автором. Но ведь и этого нет. Ни одной собственной мыслью рецензент не поделился.
"Никаких разрывающих душу сцен и слезливых дополнительных акцентов"... Не сомневаюсь, что вы известие о смертельной болезни встретили бы именно так. Но Росси другая.
"Судьбы у всех героев разные, но в итоге все они сливаются в общий фон тщеты существования на этой грешной земле..." Если жизнь талантливых и внутренне свободных людей (а большинство "трубных" персонажей именно такие) для вас бессмысленна и никчемна, то... что тут скажешь? Переубеждать бесполезно.
(Кстати, на презентации книги выступал со своими песнями один из прототипов. Назови вы его жизнь и творчество публично никчемными, вряд ли бы с вами согласились его слушатели. ))
"Вопрос редактирования текста остается открытым, здесь нужно много потрудиться, чтобы привести массу всевозможных словесных конструкций к единому знаменателю..." Несколько туманно и велеречиво. Что за таинственный "единый знаменатель"? Впрочем, если смысл в том, что неплохо бы еще пошлифовать стиль и выверить композицию, то согласна на все сто. Работать есть над чем. Жаль, ни одного конкретного "ляпа" или неудачного образа не процитировано - что очень пригодилось бы для будущего переиздания.
(Я бы еще над сказками поработала - в них немало банальностей.)
"Говорить о том, что название повести далеко не самое удачное, излишне. Совершенно очевидно, что подобное название тяжело для запоминания, сложно синтаксически и не концептуально..."
Конечно, Уитмен не входит в школьную программу, но книга адресована тем, кто любит читать что-то сверх. Полностью цитата звучит так: "Умереть - это вовсе не то, что ты думал, но лучше". Концептуально название гармонирует с содержанием, поскольку главная тема повести - не музыканты, и даже не Питер, а смерть. Не страшная и светлая.
Но для запоминания действительно тяжело. Поэтому в "Крещатике" повесть вышла под названием "О Питере и о Трубе".

Напоследок принято благодарить рецензента за проделанный труд.
И я с радостью и вполне искренне это делаю.
Ведь даже отрицательные (и не конструктивные) отзывы бывают нужны. Хотя бы чтобы уравновесить похвалы и "привить" молодого автора от возможного зазнайства. Ведь испытание медными трубами - которые были здесь упомянуты, хоть и в непонятном контексте - одно из самых суровых.
Спасибо, Лора.
Успехов на выбранной вами стезе! :)

Александра Созонова   19.02.2013 05:33   Заявить о нарушении
Уважаемая Александра,

отвечу первым, поскольку у меня уже разгар рабочего дня. Мне понятна ваша реакция (вполне достойная, но не во всем обоснованная). Однако, я вижу необходимость прояснить несколько важных моментов.

Пространство Текста (где мы с вами сейчас общаемся) - это не служба критического разбора и литературной правки текстов, как вы могли подумать, а одна из площадок Дискуссионного Клуба. Поэтому наша цель - это дискуссии, диспуты, обмен мнениями. Конкретно здесь мы обсуждаем литературные тексты, присланные авторами Прозы. Вот и все. Любая статья – это только задел к обсуждению. Если у автора есть вопросы или возражения – пожалуйста. Но автор статьи пишет так, как считает нужным, и в том объеме, в котором считает нужным. Одна из причин в том, что мы никгда не знаем точно, насколько готов автор к диалогу и стоит ли тратить силы на разъяснение тезисов.

Дальше, позволю себе ответить на некоторые ваши возражения. К слову, я считаю статью Лоры предельно точной по оценкам всех аспектов литературности повести о Трубе.

*** "«Аскать» звучит более романтично, чем «попрошайничать», «выпрашивать», «просить»..." Вы ставите знак равенства между попрошайками, профессиональными нищими - и музыкантами, вкалывающими часами, нередко в дурную погоду и под открытым небом?

БК: слово "аскать" имеет более широкое применение и означает именно "просить". Что угодно, а не только "просить положить деньги в коробку музыканту". В повести о Трубе девочка Нетти аскает деньги на лимонад. Это возвышенно и для музыкантов? Или же это все же обычное попрошайничество?

*** "Формат дневниковых записей..." Отчего вы решили, что это дневник? Там стоят даты? Или - во что трудно поверить - никогда не сталкивались с повествованием от первого лица?

БК: В нашем клубе собрались довольно разные люди разного возраста и с разными литературными вкусами. В данном вопросе мы на удивление сошлись: основная часть повести по форме ближе всего к дневниковым записям.

*** "Внешность героев обозначена банальными штрихами, индивидуальности не просматриваются..." Все на одно лицо - вы это всерьез? Ни одной яркой судьбы, сложного характера - да впрямь ли вы читали текст? Сдается, бегло пролистывали.

БК: я прочитал повесть полностью и очень внимательно. Согласен с мнением Лоры: герои шаблонны, характеры плоские.

*** Вот тут бы вам, в противовес, высказать нечто не наивное и глубокое - на темы текста: о смерти, о суициде, о добре и зле. Поспорить с автором. Но ведь и этого нет. Ни одной собственной мыслью рецензент не поделился.

БК: на мой взгляд, любой текст вызывает желание обсудить либо литературные достоинства самого текста, либо тему, которую он затрагивает. Повесть о Трубе не справляется с задачей стимулировать обсуждение темы: ни темы смерти, ни даже темы жизни неформальной тусовки. Нет там по-настоящему сильных для этого мотивов.

*** "Судьбы у всех героев разные, но в итоге все они сливаются в общий фон тщеты существования на этой грешной земле..." Если жизнь талантливых и внутренне свободных людей (а большинство "трубных" персонажей именно такие) для вас бессмысленна и никчемна, то... что тут скажешь? Переубеждать бесполезно.

БК: тут нужно вспомнить Козьму Пруткова: нельзя объять необъятное. Либо нужно было концентрироваться на судьбах конкретных талантливых музыкантах (тогда бы они не слились в фон, на котором существует главная героиня), либо не сетовать о том, что талантливые музыканты служат фоном. В композиции повести музыкантам отведена роль мебели (в терминах Рины Зеленой).

*** Конечно, Уитмен не входит в школьную программу, но книга адресована тем, кто любит читать что-то сверх. Полностью цитата звучит так: "Умереть - это вовсе не то, что ты думал, но лучше". Концептуально название гармонирует с содержанием, поскольку главная тема повести - не музыканты, и даже не Питер, а смерть. Не страшная и светлая.

БК: тему произведения определяют читатели:) Это так всегда. Так вот, для читателей темой повести о Трубе является "жизнь обитателей Трубы". Но вы не переживайте, я тут недавно узнал, что миссис Роулинг считает, что тема эпоса про Гарри Поттера – тоже смерть. Правда, забавно?

Всего,
БК.

Пространство Текста   19.02.2013 06:53   Заявить о нарушении
Доброе утро всем частникам дискуссии. Пока выскажусь кратко (убегаю на работу), подробности - вечерней лошадью :)

Александра, мне очень понятен Ваш материнский пыл - у самой ребенок пишет и был искус сделать подарок на день рождения в виде изданной книги...

Но! Не зря же медикам не разрешено лечить родственников, а полицейским - участвовать в расследовании преступлений, в которых замешаны близкие люди. С литературой все точно так же и даже хуже :)))

Аманда Глумская   19.02.2013 09:29   Заявить о нарушении
Уважаемый БК!
Вы не могли бы раскрыть свое имя (псевдоним)?
Трудно общаться с инкогнито. К тому же невозможно зайти к Вам на страничку, посмотреть, как и о чем пишете.
Прошу прощения, я ошиблась, приняв текст за рецензию. (По объему и напору обобщений это рецензия.) Если это ни к чему не обязывающий отзыв - дело другое, и , разумеется, никаких претензий быть не может.

Спорить бессмысленно: ни один текст не обязан нравиться всем.
Есть мнения, отличные от Вашего и Лоры, и этого довольно.
То, что повесть трижды издана на бумаге (хоть и небольшим тиражом), и не за счет автора, тоже является свидетельством, что кому-то эта вещь показалась интересной и нужной. :)

+++Но вы не переживайте, я тут недавно узнал, что миссис Роулинг считает, что тема эпоса про Гарри Поттера – тоже смерть. Правда, забавно?
Я не переживаю - с чего бы? "Поттер" - не моё, осилила страниц 20, но подруга, прочитавшая целиком, уверяет, что основная тема эпопеи действительно смерть. Что в этом забавного? Тема неисчерпаема, о ней можно писать во всех жанрах - от частушки до философского трактата.
Уважаемая Аманда!
Из моего поста можно понять, что я имею отношение к тексту не только как мать автора. К тому же сама пишу, и на несколько десятилетий больше, чем Ника, т.е. человек в этой сфере не случайный.
Мне объяснили, что здесь приветствуется участие в обсуждении автора текста. А вот это, на мой взгляд, нелепо. Что, автор должен оправдываться, что написал не то, чего от него ждали, или уверять, что не графоман? :)
Точнее, автор может и должен принимать участие в обсуждении, если присутствует конструктивная критика. За это любой писатель (и я не исключение) искренне благодарен критикам. А что конструктивного здесь? Говорится о наивности философии - но ни одного конкретного примера, о огрехах языка, слабости портретных характеристик - и при этом ни одной (!) цитаты. Над чем работать - конкретно - автору, чтобы улучшить текст? За что благодарить?

+++у самой ребенок пишет и был искус сделать подарок на день рождения в виде изданной книги...
А я не делала никаких подарков, только показала повесть двум-трем друзьям и написала пост в сообщество "Издато".

+++Не зря же медикам не разрешено лечить родственников, а полицейским - участвовать в расследовании преступлений, в которых замешаны близкие люди. С литературой все точно так же и даже хуже :)))
Аманда, если Вы прочли мое первое сообщение, могли бы увидеть, что речь не идет о слепой материнской любви. Я отлично вижу недостатки повести и называю их.

Александра Созонова   20.02.2013 14:59   Заявить о нарушении
"Над чем работать - конкретно - автору, чтобы улучшить текст?"

Александра, вы нечастый гость на прозе.ру, и это чувствуется. Пока рецензенты не увидят готовности автора к работе над текстом, никто не станет указывать на конкретные недостатки. Ведь автору это не нужно. А у человека, заставившего себя дочитать повесть до конца, время не резиновое, чтобы тратить его на разговоры с пустотой.

Приватно члены клуба довольно долго обсуждали, но не текст, а нужность/не нужность самой затеи с обсуждением. Потому что Ника в этом не заинтересована, а Сергей (Выходец из Арройо) не мог внятно объяснить, что он хочет от проекта критики.

Но раз уж прочли, то решили высказаться. Причём так, как этого хотелось каждому из написавших. Интересы автора и заказчика, а тем более третьих лиц в данном случае не учитывались.

Света Малышева   20.02.2013 15:21   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александра.

Видите ли, в чем тут, собственно, дело. Данный проект на является редакционным советом, который правит чьи-то тексты. Редактировать данную повесть - это огромная работа. В данном случае у нас нет такой задачи. Авторы предлагают нам свои тексты для обсуждения согласно нашим "Правилам для авторов", текст которых - у нас на страничке в свободном доступе для всех.

Тот факт, что повесть была когда-то, где-то и кем-то напечатана на бумаге, никоим образом не добавляет ей художественной ценности. Это - аксиома.

К тому же Вы должны понимать, что при оценках художественного произведения во внимание прежде всего принимается умение автора задать и раскрыть тему, стилистическое единство текста, гармония формы и содержания, и так далее. Возраст автора имеет к качеству текста лишь косвенное отношение. Делать скидку на возраст автора можно, но зачем? Для того, чтобы оценка "не плохо" прозвучала как "не достаточно хорошо"? Если Вы хотели услышать "великолепно, отлично, потрясающе", то я даже не знаю, что и посоветовать Вам в этой связи. Участники Рейтинга Прозу.ру раздают такие оценки без стеснения, но объемных текстов не читают - вероятно, это утомительно для них. ☺

Постарайтесь нас понять. Мы вполне искренне высказали своё мнение.

Лора Маркова   20.02.2013 15:33   Заявить о нарушении
Здравствуйте Александра!

Присоединяюсь к мнению Мэлы и Лоры:) Все именно так! Мы обсуждае тексты, предложенные авторами, поэтому нам интересно участие самих авторов - тогда понятно, что это не бой с тенью и не игра в одни ворота. Но если Нику не заинтересовало наше мнение, тоже не беда - мы приятно порвели время, рассуждая на занимательные темы:)

Насчет моего инкогнито - прошу прощения:) БК - это Беспощадный Критик, но вы можете звать меня просто - Андрей:) Мои художественные тексты можете полистать на страничке у Бориса Кривошеева.

Всего,

Пространство Текста   20.02.2013 15:45   Заявить о нарушении
"А я не делала никаких подарков, только показала повесть двум-трем друзьям и написала пост в сообщество "Издато".

Интересно, что сказали в Издато? :) Уверена, что тоже ничего хорошего. Но некоторые могли повосхищаться, узнав возраст автора. Однако это - как аплодировать шестилетке на стульчике, со всей серьёзностью читающей наизусть "Письмо в 30-й век".

Пространство Текста   20.02.2013 16:09   Заявить о нарушении
для сведения автору и маме:
http://www.proza.ru/2013/02/19/381
http://www.proza.ru/2013/02/19/17

Это статьи еще двух членов клуба. В читателях вас там нет, значит, не читали.

Пространство Текста   20.02.2013 17:55   Заявить о нарушении
Уважаемая Лора!
Вы действительно потратили много времени - сначала на чтение, затем на написание отзыва. (Если честно, я в недоумении: тратить время на неинтересный тебе текст - ради чего? Будь вы штатным литсотрудником толстого журнала и получай зарплату, тогда понятно, а так это смахивает на аутосадизм.) Но если бы вместо того, чтобы строчить спойлер (краткий пересказ содержания), Вы привели хотя бы пару цитат - что отняло бы на порядок меньше времени - было бы гораздо полезнее и честнее. Ваши претензии к тексту не были бы голословными.
Рецензия или отзыв (неважно, хвалебный или ругательный) без единой цитаты - это нонсенс.

Если вы читали мой отзыв на ваш отзыв, то не могли не заметить, что я много цитирую. Могла бы - в целях экономии времени - написать коротко: отзыв поверхностный, хамоватый и неумный, - но это было бы голословно, правда?

+++Потому что Ника в этом не заинтересована...
Не могу говорить за Нику, сейчас ей не до дискуссий (грипп), но, возможно, когда оклемается и найдет что-то интересное, умное, острое (необязательно лестное), тоже выскажется.

Уважаемый... (хотела написать БК, но остановило слово "уверена"). Уважаемое Пространство Текста!

+++Интересно, что сказали в Издато? :) Уверена, что тоже ничего хорошего. Но некоторые могли повосхищаться, узнав возраст автора. Однако это - как аплодировать шестилетке на стульчике, со всей серьёзностью читающей наизусть "Письмо в 30-й век".

Ваше блестящее остроумие мимо цели. "Издато" я упомянула после намека, что напечатала дочку в качестве подарка. На пост откликнулся издатель (питерский), и через пять месяцев вышла книга: две повести и роман.

Разумеется, факт публикации не является гарантом качества книги.
Но ведь и критика - исходящая от людей, чьи тексты никому не известны, кто не заработал себе имя в литературе - внушает мало доверия. Имхо.
Простите, если обидела.)

Александра Созонова   20.02.2013 18:28   Заявить о нарушении
На ваш последний пассаж о "неизвестных"...
Скажите, вы покупаете одежду от кутюр? Юдашкин, Зайцев? Дольче энд Габбана? Или всё-таки, пусть красивое и удобное, но сшитое неизвестными портнихами на конвейере?

Мп Статьи   20.02.2013 18:43   Заявить о нарушении
Да что же это такое? У меня нет "претензий к тексту", автору и ещё к кому-либо после прочтения повести Н.С.

И чтоб Вы знали,что есть претензия. - "Претензия — письменное требование, адресованное к должнику, об устранении нарушений исполнения обязательства". Запомните, пожалуйста, что означает это слово.

Далее. Вы словно, простите, с Луны. Неужели никогда не читали ни критических рецензий, ни критических эссе, ни литературоведческих разборов, ни редакторских замечаний? Так формат рецензий бывает самым РАЗНЫМ, как с "цитатами", так и без оных. Почитайте рецензии, для начала, для общего развития, на сайте того же, скажем, Нацбеста. Ужос, как всё запущено. Каменный век. Удачи.

На благодарность и не рассчитываю.

Лора Маркова   20.02.2013 18:43   Заявить о нарушении
Уважаемая Мята Перечная!
Прочитала Вас только сейчас, по ссылке (видимо, плохо ориентируюсь на сайте).
Ваш отзыв очень отличается от остальных - и по интонации, доброжелательной и вдумчивой, и по наличию цитат.
Думаю, когда Ника придет в норму, обязательно Вам ответит.

Да, это первая повесть. И самая ее любимая. Потом было еще пять и два романа (последние - в соавторстве). Лучше или хуже последующие? Не мне судить. Одна повесть попала в лонг-лист Дебюта, но это, конечно же, не показатель.)

Александра Созонова   20.02.2013 18:47   Заявить о нарушении
Александра, чтобы вы сориентировлись, сообщаю: Пространство Текста - это коллективная страница, ингда мы пишем из кабинета этой страницы и время от времени забываем подписываться. Реплика со словом "уверена" была, понятно, не от меня, а от Лоры (насколько я понял).

Всего,
БК (Андрей).

Пространство Текста   20.02.2013 19:03   Заявить о нарушении
Увы. ☺

Эти реплики - не мои.

Лора Маркова   20.02.2013 19:12   Заявить о нарушении
Уважаемый БК!
Прочитала по ссылке Вашу рецензию. Несомненно, она отличается от отзыва Лоры - в лучшую сторону: грамотно и без потуг на остроумие. Но два момента, скорее этических, чем литературных, лишают желания продолжать общение.

+++С фотографии мимо нас смотрят широко распахнутые, безразличные к внешнему миру глаза тонко чувствующей натуры - в камертоне тонких пальцев музыкально осыпается пеплом сигарета...

Впервые встречаю в рецензии пассаж о внешности автора. А если бы девушка была толстой и некрасивой, тон статьи был бы снисходительнее? Или, наоборот, Вы разнесли бы ее в пух и прах без всякого сожаления?)

+++Сами по себе "сказки" написаны довольно грамотно, и даже занимательно, но явное несовпадение дискурсов и литературных уровней скорее обнажает присутствие второго автора, нежели играет на пользу тексту.

Второй автор присутствовал в качестве литературного редактора, что не скрывается. Если бы было участие в тексте, сюжете, разработке образов - на обложке стояли бы две фамилии. Как они, собственно, и стоят на обложках двух романов. (Самое забавное, что сказки написаны года за три-четыре до повести, почти в детстве.)


Александра Созонова   20.02.2013 19:18   Заявить о нарушении
Обещанная вечерняя лошадь: http://www.proza.ru/2013/02/20/2157

Аманда Глумская   20.02.2013 20:04   Заявить о нарушении
Александра,

судя по всему, все ваши вопросы идут от того, что вы не ознакомились ни с правилами для авторов на странице Пространства Текста (где первым пунктом значится: Критика - это творчество), ни с предыдущими обсуждениями. Мы не пишем официозных рецензий, научных работ и прочей канцелярской обязаловки. Мы записываем в свободной форме свои размышления-впечатления о тексте. У каждого - своя манера и свое представление о форме и содержаниии отзыва. Для меня, например, очень важен образ автора, он о многом говорит. Скажем, фотография Ники помогла мне увидеть (додумать, прозреть) то, что осталось за текстом - я представил себе душевные порывы и устремления автора. Тут ничего сложного: у меня был богатый опыт общения с творчески настроенными неформальными девушками:) Очень богатый:) Разницы в текстах, приемах, дискурсе и прочем я не увидел, поэтому мне было проще понять замысел Ники и представить ее реакцию на наши критические отзывы.

По поводу сказок. Я пробежал начало вашей повести, выложенной у вас на странице. То, что в "сказках" чувствуется ваше влияние - даже не нужно доказывать. Если они написаны Никой, то в подражание вам. Либо - вы с ней в тот период читали одни и те же книги:)

В любом случае, сравнивая сказки и основной текст повести о Трубе, можно говорить о регрессе: сказки написаны грамотнее и стилистически точнее.

Всего,
БК.

Пространство Текста   21.02.2013 04:24   Заявить о нарушении
Я впервые здесь и потому не знаю, в порядке вещей такие методы дискуссии, как наезды на внешность автора, утверждения, что текст писали двое (особенно умилил "стилистический" анализ), и мелкое бытовое хамство, или это повесть задела за живое, а в остальное время здесь царит дружелюбная и интеллигентная атмосфера. Надеюсь на второе.
В любом случае всё было не зря, и я благодарна Сергею за эту затею (хотя сам он, возможно, уже пожалел о своей инициативе).

Здесь собрались люди пишущие, и, возможно, кто-то замечал, что встречаются тексты, вызывающие не просто разные отзывы, но полярные. Отсюда нетрудно заключить, что они, эти отзывы, несут информацию не только и не столько о тексте, сколько о рецензенте. Повесть или роман – как прожективный тест. (Это когда испытуемым показывают кляксу, и один видит в ней бабочку, а другой сцену насилия.)
С этого угла зрения интересно проследить один момент.
Вот ряд определений: «грязноватая бесхозная трехкомнатная квартира, постоялый двор, притон, где попискивают крысы, постояльцы балуются алкоголем, травкой, и так далее, кто чем может и чем хочет», «все они сливаются в общий фон тщеты существования на этой грешной земле», «всё это свидетельства явного душевного неблагополучия, тотальной оторванности от истинной гармонии мира», « Кто-то непокорный и безрассудный должен стать этим зримым симптомом общественного рака, бесплодия, синдрома душевного дефицита, зомбирующей чумы, барбимбецилизации».
Это слова не автора повести, а рецензентов. Автор, напротив, рисует своих друзей яркими, талантливыми, свободными внешне и внутренне людьми. Пишет о них с восхищением. Да, они пьют и курят травку, ночуют не дома, редко принимают ванну, но это – с точки зрения автора, не главное.
С одной стороны – жуткая квартира с крысами, где невозможно жить приличному человеку, с другой - таинственное и одушевленное жилище, влияющее на судьбы своих обитателей. С одной стороны - брезгливость, отторжение и, в лучшем случае, сочувствие, с другой – восхищение и гордость от знакомства со столь незаурядными личностями.
И вот это противостояние, два предельно разных взгляда на одно и то же явление – оно не зависит от достоинств или недостатков текста. Оно обусловлено самой темой.
Пропасть между обывателем и поэтом, между тягой к комфорту и сытости и потребностью в свободе, пусть голодной и опасной для здоровья, - любимая тема романтиков. Блок хорошо написал об этом, лаконично и страстно:

Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть, — хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно всё это!..

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!

Александра Созонова   21.02.2013 10:53   Заявить о нарушении
Александра, вот вы и нащупали наконец ту нить, которую мы тянем уже с самого начала дискуссий. Только вы об эту нить как-то немного споткнулись...

Дело в том, что я (в своей рецензии) специально упомянул, что мне знакома и тема, и подобные люди, что я хорошо знаю этот сорт "свободных внутренне и внешне" людей, я с ними общался, дружил, влюблялся в таких вот девочек, и потому очень хорошо представляю себе их внутренний мир и восторженное восприятие жизненной необустроенности своих кумиров как выражения той самой свободы. Ничего не имею против: да, в юном возрасте это именно так и воспринимается. Более того, я сам до сих пор остаюсь певцом этой свободы. Но этого нет и в помине в повесте о Трубе. То есть восторги как раз есть, а вот понимания и литературного обоснования восторгов - нет. В этом смысле повесть совершенно недожаренная, поверхностная, не выполняющая своей задачи. Поэтому если читатели (мы) воспринимаем обитателей Трубы как типичных деградантов, то причина не в нас, а в специфике литературного решения самой повести.

Всего,
БК.

Пространство Текста   21.02.2013 11:13   Заявить о нарушении
Кстати о восторгах. В свое время близко общалась с Самарской тусовкой от которой потом откололся Чиж, прихватив в качестве трофеев несколько песен Полковника (вот уж кто достоин всяческих восторгов и дифирамбов).

Так вот. у Полковника есть жЫзненная песенка о тусовке "Зато как погуляли" (раз уж мы перешли к стЕхам): http://www.youtube.com/watch?v=_hFUOmdi0os

Аманда Глумская   21.02.2013 12:01   Заявить о нарушении
Аманда, всё так. Русский человек если гуляет, то так, чтобы было о чем вспомнить, иначе зачем ещё. ☺ ☺ ☺ И кто, вообще, в юности, не тусовался, не валял дурака периодически... Однако была и будет черта, которую люди не переходят никогда, ни при каких обстоятельствах, и это даёт им право уважать себя всегда. Отличать хорошее от плохого необходимо с младых ногтей. Если ориентиров не существует, руля и ветрил нет, принципы отсутствуют, то деградация неизбежна.

И тогда это - прямой путь туда - на самое дно, самого глубокого ущелья. Банальная шутка, но жизненная. ☺

И музыканты здесь совершенно не при чем. У них своя творческая лаборатория. Если это, конечно, талантливые люди, а не двоечники, которых отчислили из музыкального училища, и которые вообразили себя непризнанными гениями, знающими два аккорда. Куда им теперь? В подземный переход. Или к метро, можно уже и с гармошкой. На пропитание надо как-то зарабатывать.

Вся эта "музыкальная романтика" высокого порядка имеет место быть, безусловно, но ставить знак равенства между ней и самыми обычными бездельниками просто смешно. В повести я лично не увидела никаких музыкальных гениев, имеющих бы прямое отношение к главной героине, красивой истории любви, например, между ними, и так далее. То есть музыканты в повести - это не вполне то, что должно. Вероятно, они - как слабое оправдание, как картонный антураж.

Лора Маркова   21.02.2013 12:36   Заявить о нарушении
Да, жаль, что не вышло разговора о разнице между тусой и реальным творчеством, между подростковыми глюками под косячок и два аккорда и "когда б вы знали, из какого сора...", между надписью "Цой жив" и "Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна"... Вот это мне бы лично очень было интересно обсудить.

Аманда Глумская   21.02.2013 13:11   Заявить о нарушении
Кажется высказались все желающие и можно ответить.
Из пяти рецензий я бы выделила две - Мяты и Хельги Нордкапа. Они написаны спокойно и рассудительно, без желаний укусить или уколоть, и за одно это хочется сказать "спасибо".
Хельги я отвечу на четыре момента.
1. "уголовники, алкоголики и наркоманы... твари лживые принципиально, просто анатомически лживые... Существа – паразиты"
Ну зачем так-то? Что-то личное? Кто-то из уличных музыкантов избил, ограбил, заразил?..
2."Вот и концовка есть. Скучно и банально. Бьет на жалость. Типичная разводка – слезогонка".
Какие слезы, какая жалость? О такой смерти я бы мечтала. Ведь и вся повесть, кроме реальных людей, мои мечты.
3. Нету там сексуальных сцен, ни умелых, ни не умелых. Где вы их разглядели, под каким микроскопом? (понимаю, что по нынешним временам это минус)
4. Питер... В моем кругу город зовут именно так. Ленинград - разве только бабушка и ее подруги.

Если честно, меня не столько задели выпады в мой адрес, подколки по поводу возраста, круга общения и внешности (можно еще пройтись на тему имени, национальности и сексуальных предпочтений - дерзайте), сколько грязь, выплеснутая на моих друзей. И паразиты, и лжецы, и живут тщетно, и все вповалку наркоманы и отвратные твари.
Ну да, я не раскрыла их глубин, о столь ярких и противоречивых людях не три-четыре страницы о каждом нужно писать, а пространные тексты. Правда, тогда выйдет не повесть, а эпопея в пару томов, но кого здесь это волнует...
Не злорадствуйте: у большинства прототипов "жизнь удалась". Паразитки-девочки вышли замуж, по любви, есть дети. Попрошайки-мальчики играют уже не на улицах, а в клубах, выпускают диски. Правда один умер (от СПИДа), что есть то есть.

Мне повезло: пять лет назад эта повесть попала не в ПТ, не к "беспощадным критикам", а к критикам добрым и умным. Они давали дельные советы по улучшению языка, порекомендовали в издательство. Страшно представить, приди я тогда к вам, свои ощущения. Сейчас-то что: публикации, книги, множество отзывов - самооценка устоялась, вряд ли ее что-то пошатнет. А вот новичков, что несут вам свое свежее-выстраданное, жаль. Слабые могут закомплексовать, сильные - возненавидеть критиков как класс.
Да и за что их любить, тех, которые "беспощадные"? Все на эмоциях. Желание задеть побольнее так захлестывает, что даже умные с виду люди не замечают, когда извергают глупости: скажем, что тему произведения определяет не автор, а читатели, что "безразличные к внешнему миру глаза" могут быть у того, кто с придыханием описывает друзей и приятелей, что автор не вправе сравнивать героя с кем ему вздумается, хоть с Челентано, хоть с папой Римским, и называть свой город так, как хочется ему, а не критику.
Если меня читает кто-то из новеньких, кто сомневается, нести или не нести в этот бойцовский клуб свой текст, я посоветую не нести. Лучше показать друзьям, только умным и состоявшимся, реализовавшим себя. Такие не будут самоутверждаться на чужих костях. Потому что давно замечено, и не мной, что в "беспощадные" критики подаются те, кому собственное творчество не удается.

Ника Созонова   22.02.2013 15:08   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ника.

Ваша реакция понятна. Ожидать другой было бы странно. Наверное.

Дело в том, что Вашу повесть прочли взрослые дяди и тёти, читающие хорошую художественную литературу, и поэтому они не могут позволить себе быть неискренними в оценках Вашей повести. Наши оценки - жестки, это да. Там, где речь идёт о литературе, они и должны быть такими. Ни о какой "любви автора" адекватные критики, как правило, и не помышляют, для них главное - текст. Всё остальное - вторично. Шутки наши специфические, для взрослой аудитории. 18 + Если что-то показалось обидным для Вас лично, то поверьте, у нас не было такого умысла.
Привыкайте к тому, что на свете бывают люди с самыми разными мнениями о качестве литературных текстов, и это - совершенно нормально.
Если Вы хотите расти дальше, как автор, Вам следует прислушиваться к любой критике и делать правильные выводы. Писать, редактировать, сомневаться, развивать литературные способности, а не почивать на мнимых лаврах. Если Вы считаете себя уже состоявшимся писателем, высокохудожественные тексты которого не подлежат критике, то таким писателям в подобных случаях просто желают удачи. Удачи Вам, Ника.

Лора Маркова   22.02.2013 16:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Лора, за пожелание удачи.
Действительно, прошедший год выдался на редкость удачным - в плане публикаций, новых литературных знакомств и проектов. Грех жаловаться.)

Довод "мы взрослые дяди и тёти" кажется надуманным, если не сказать жестче. Я тоже взрослая - 25 лет, и тоже немало читала (особенно, учась на культуролога). Вам никогда не встречались тупые и самодовольные доценты или профессора преклонных лет?..)

На днях пришла горестная весть: нет больше Виталика Егорова, лидера группы Яг Морт (в повести он Леший), самого талантливого и самобытного из всей "трубной" тусовки. Убили.

Пароходы под землей
не зовут нас за собой,
Все равно мы к ним придем
каждый, но своим путем.
Это правда, это ложь, говорливая вода,
Расстаемся навсегда,
Буду петь и буду пить,
не буду плакать...

Это он писал о погибшем друге. Теперь и сам уплыл на таком пароходе...
Он не жил тщетно, как твердите вы здесь хором, хотя и пил.
От него остались песни и память друзей. Лучше гореть 33 года, чем коптить небо 90 лет.

Знаковое совпадение: Виталика убили 21 февраля. В тот день, когда мужчина, выбравший себе мужественный скандинавский псевдоним, изливал грязь в его сторону: паразит, наркоман, лжец...

Тут не раз говорилось, что автор почти не участвует в дискуссии, и это плохо. Но почему тогда, когда я прихожу и задаю вопрос, на него не отвечают?
Я спросила Хельги, за что он ненавидит уличных музыкантов, но он промолчал. За то, что они талантливы, а он бездарен? За то, что они свободны, а он скован обывательскими канонами, рамками "как все"? (Но ведь зато и проживет дольше, до своих 90.)
Возможно, он ответит, если я спрошу это на его страничке.

Из любопытства прочитала рассказ упоминавшейся здесь Марии Гринберг и его обсуждение.
Обрела некую ясность - ведь два схожих случая можно обобщить.
Как видно, с особой яростью здесь набрасываются на живое, написанное кровью (простите за клише) и при этом не вписывающееся в каноны, неформат.
Живое и кровное редко бывает стилистически безупречным - есть куда пускать ядовитые стрелы...


Ника Созонова   27.02.2013 15:01   Заявить о нарушении
Ника,на ваше: "В тот день, когда мужчина, выбравший себе мужественный скандинавский псевдоним, изливал грязь в его сторону: паразит, наркоман, лжец..."

Никто не поливал грязью реального человека, которого вы знаете в жизни. Не надо путать реальность и её текстовое воплощение. Странно, что такие вещи приходится объяснять "на пальцах".

Света Малышева   27.02.2013 15:30   Заявить о нарушении
Уважаемая Ника,
никто бы не стал набрасываться на героев Вашего произведения (вернее, именно на его исполнение), если бы оно не было предложено для разбора Сергеем Карловым (ники: Выходец, Ролевая, Клуб Труб), уж поверьте !!!! Наш клуб даже и не стал бы на него ( не на Карлова, а на Ваше творение) обращать внимания! Извините за правду, она горькая для Вас, это понятно, но Вы сами напрашиваетесь на откровения, вот и они....
Всего Вам доброго,

Мнемозина   27.02.2013 15:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ника.
когда я пишу рецензии незнакомым людям, я обычно взвешиваю каждое слово и не допускаю обычно свойственной мне эмоциональности. Если вы перечитаете текст внимательно, то увидите, что там написано: "уголовники, алкоголики и наркоманы... твари лживые принципиально, просто анатомически лживые"
И я подтверждаю свои слова. Но там нет ни слова о том, что это относится ко всем музыкантам. Там нет намека даже на то, что это относится к некоторым музыкантам (хотя, это, несомненно, так). Контекст этой фразы - мысль о том, что существуют человеческие миры, которые духовно не проникают друг в друга и общение между ними в принципе основано на лжи.
Все прочие выводы, обобщения и трактовки моего текста - ваше право как его читателя, но ко мне уже отношения не имеет.
Я сожалею о вашей потере.
Что же касается оценки вашего текста...вы как автор публикуете текст для всеобщего прочтения, ничем не защищая его privacy и не оговаривая его адресность. Более того, вами дано публичное разрешение группе читателей на высказывания своего мнения о тексте. В рецензиях не прозвучало оскорблений вас как личности. Вот и все.
Успехов вам творческих .

ХН.

Хельги Нордкап   27.02.2013 17:11   Заявить о нарушении
Простите за вторжение, но я сочла, что просто обязана принести всем рецензентам свою благодарность за возможность ознакомиться, наконец, с адекватной критикой произведения именно данного автора. Да, не скрою, у меня это личное, но достоинств критиков моё личное отношение ни в коей мере не умаляет. Я хочу сказать, что мне понравились размещённые здесь рецензии не потому, что мне несимпатичен автор обсуждаемого произведения и глубоко несимпатичны его, автора, литературные потуги (хотя это правда), а потому, что рецензии, по моему мнению, хорошо написаны. Грамотно, объективно, художественно даже и даже на редкость, я бы сказала, доброжелательно. Я бы написала значительно резче, но я, конечно, не критик, и у меня это, повторяю, личное.

Пелагея Дементьева   28.02.2013 01:56   Заявить о нарушении
Кстати, о личном. Никакого перехода на личности со стороны критиков, вопреки тому, что говорилось здесь автором и редактором обсуждаемого текста, мне обнаружить не удалось. У меня создалось впечатление, что пишущие здесь критики – вполне уверенные профессионалы, у которых просто нет нужды переходить на личности. А попытка автора перевести дискуссию о тексте в плоскость эмоций, тем более в плоскость обвинения в «оскорблении святыни», представляется очень некорректным приёмом.

Пелагея Дементьева   28.02.2013 01:57   Заявить о нарушении
Хотя чувства (в данном случае) автора мне очень хорошо понятны. Когда уходит дорогой человек, любая (даже, как в данном случае, воображаемая) попытка задеть его память представляется кощунством. Правда, здесь такая попытка не имела места. И всё же я сочувствую вам, автор. Это очень неприятно. Правда. Я хорошо это знаю.

Ещё раз извините за непрошеное вмешательство. Ещё раз спасибо авторам рецензий. Я давно не получала такого удовольствия. Прошу прощения, если криво и путано излагаю. Спасибо.

Пелагея Дементьева   28.02.2013 01:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Пелагея.

Я тоже скрывать не буду: после явления Ники с ответным словом, я немного недоуменно побродил в сети по поводу - хотелось понять причины, лежащие за гранью текста. Было много интересного, в том числе, наткнулся и на ваши личные причины.

Но я не об этом. Мне стихи ваши понравились. Слышался мне за ними голос Янки. Это хорошо:)

Всего,
БК.

Пространство Текста   28.02.2013 04:22   Заявить о нарушении
Не будет ли ссылки на стихи Пелагеи? Переписка в ЖЖ произвела впечатление ужасное, но это не тот материал, на основании которого можно составить впечатление. ЖЖ - гарантия путаницы. Стихи интересны.

Выходец Из Арройо   28.02.2013 18:05   Заявить о нарушении
Привет, Сергей.
Стихи, например, здесь: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=4664&PHPSESSID=47a9f4c9bac566a4d518dea04ab372a7

Всего,
БК.

Пространство Текста   28.02.2013 18:43   Заявить о нарушении
Пелагея, мое почтение! Отличные стихи!!!
С уважением,

Мнемозина   28.02.2013 18:48   Заявить о нарушении
Мнемозина,
никакой "горькой правды" я здесь не услышала, уж извините.
Вы считаете, что могут быть значимыми мнения людей, не являющихся референтной группой? (Т.е. тех, кого уважаешь - за одаренность или человеческие качества.)
Моя референтная группа иная. Только вчера очень лестные слова о повести сказал человек - легенда, мэтр, создатель питерского самиздата, через чьи руки прошли тысячи рукописей. (Ему 85 лет, и он никогда не был в Трубе.)
Наверное, его мнение значит для меня больше, чем коллективное ваше.)

"В рецензиях не прозвучало оскорблений вас как личности..."
Видимо, обвинения во лжи в вашем кругу не считаются оскорблением.
Трое (из пяти) рецензентов написали, что у повести два автора, а не один. Когда им объяснили, что это не так, что существуют тексты, написанные в соавторстве, и нетрудно заглянуть на мою страницу и увидеть, чем они отличаются от написанных только мной, ни один не забрал свои слова назад и не извинился. Наоборот.
Основной довод: в повести есть разные стилистически куски. Неужели никто из "взрослых дядей и тётей" не читал подобных вещей? Даже "М и М" Булгакова? Трудно поверить...

Что касается Пелагеи Дементьевой, то и мне нравятся некоторые ее стихи. О чем я ей говорила лично. Но, к сожалению, имя ее стало нарицательным в определенных кругах не из-за стихов. Вот уже полтора года эта женщина, чей рассудок изрядно пошатнулся после потери близкого человека, фонтанирует грязью в сети. Причина - не понравилась трактовка одного из персонажей в романе "Nevermore".
Пелагея, верно, не в курсе, что существует уголовная статья за клевету.
Судиться - дело муторное и противное, и я этим конечно заниматься не стану, но... за других не поручусь.

Символично, что вы тепло приняли в свой тесный кружок столь одиозную личность.)


Ника Созонова   28.02.2013 21:44   Заявить о нарушении
Зачем же вы дали согласие на обсуждение текста людьми, которые совсем не авторитет для вас? Что вы хотели услышать? Или кивнули по инерции, не задумываясь о последствиях?

Пространство Текста   28.02.2013 22:01   Заявить о нарушении
Ника, Ваша референтная группа - это те, кто не хочет Вас огорчать, это же совершенно ясно. Нет ничего хуже "лестных слов" - это отвратительно, и много хуже "честных слов". Если Вы выбираете лесть - это Ваше право. Возможно, что не признавать очевидного - Ваше жизненное кредо.

У меня после прочтения Вашей повести осталось гнетущее чувство, словно меня обманули. Если прототипом повести была Ваша подруга, то это очень жестоко - рассказывать от её имени о ней так вот цинично, романтизировать то, что нельзя романтизировать, а именно - хрупкую жизнь (???) или существование (???) юной девушки ВНЕ дома, БЕЗ дома, прозябание в крысятниках и в подвалах. Вы хоть понимаете, что это ненормально? Это - безнравственно, это - не гигиенично, это - страшно, это - опасно? Оказаться на улице в столь нежном возрасте - что может быть губительнее? И я не верю всей этой Вашей "правде", она двусмысленна. И меня до сих пор не покидает ощущение какой-то мерзости. Зачем Вы вообще всё это написали? Смаковать валяние в грязи - это извращение.

Лора Маркова   28.02.2013 22:11   Заявить о нарушении
Ника, Ваше имя тоже вот-вот станет нарицательным в определенных кругах, которые, к счастью, не являются Вашей референтной группой :)))

Пелагея, где можно прочесть Ваши тексты?

Аманда Глумская   28.02.2013 22:18   Заявить о нарушении
"Вот уже полтора года эта женщина, чей рассудок изрядно пошатнулся после потери близкого человека, фонтанирует грязью в сети."(с)
???????????
Ника, а какая нам разница, чем фонтанирует автор в каких-то там кругах? Автор - это текст. Без скидок на возраст, жизненные неурядицы и материальное положение.

Мнемозина   28.02.2013 22:33   Заявить о нарушении
Моя референтная группа иная...(с)

Не хотел больше влезать, но бездумное использование статистических терминов способно меня даже разбулить. Ника, референтная группа никогда не способна на критику ваших поступков и творческих результатов. Референтная группа - это чисто субъективный образ. Это те, кого вы выбираете в качестве своих выборщиков. Если не умничать на почве культурологического образования ( а есть ведь и такое - чудны дела...))), то по простому "референтная группа" переводится на русский язык как "мой круг". А круг я очерчиваю вокруг себя сам. Чтобы получить хотя бы видимость объективности оценки своего бытия , как раз и нужно выйти за пределы референтной группы. Если бы это была не культурология, а физика, к примеру, то вы бы с первого курса вызубрмли,- чтобы сделать выводы о системе, нужно выйти за пределы системы. Ну , в общем, я уже о непонятном вам...
Кстати, не обижайтесь...хотя, впрочем, ваше дело. И прощайте - мне больше эта тема не интересна. Все.

Хельги Нордкап   28.02.2013 23:45   Заявить о нарушении
P.S.
Трое (из пяти) рецензентов написали, что у повести два автора, а не один(c)
Чушь собачья. Никто ничего не утверждает - все только говорят о своих впечатлениях. Текст производит устойчивое впечатление, что у него два автора.

Просто чтобы не спорить приведу примеры. Упомянутый вами Михаил Афанасьевич писал нарочито силистически разнородно, но у него в итоге все сливалось гармонично в монолит. Этот рубеж пока не для вас, хотя имть его в виду необходимо. Вот вам другая крайность - Лазарчук и компания. Три- четыре человека пишут текст главами, которые потом поочередно компонуются. Получатся бред и пошлятина.
Третий пример - ваш текст. Коллаж очевиден. Возможно писал один человек в разных состояниях сознания, возможно это сделано нарочно (но тогда непонятно - зачем). Это, Ника - читательское впечатление. Мы же должны быть искренни? Или нет?

Хельги Нордкап   28.02.2013 23:55   Заявить о нарушении
Здравствуйте всем. Большое спасибо. Я не ожидала, что будут искать мои тексты. Это очень приятно, но я, признаться, слегка напугалась)

Мне жаль, что мой ЖЖ производит такое ужасное впечатление (правда жаль, без иронии), но я его воспринимаю как вроде бы свою квартиру или что-то в таком духе - понимаете, мой мир - мои правила. Ничего там менять не буду, в моей жизни присутствует ужасное, значит, пускай и там присутствует. Не хочу производить впечатление, что я лучше, чем есть.

Мои тексты там же, в ЖЖ. Но там мало. Выкладываю меньше, чем пишу. И искать надо. Среди всяких скандальных постов. Что-то иногда кидаю вконтакт, произвольно. Больше нигде нет. А, да, ещё в "АльтерНации", но на эту подборку здесь, кажется, ссылку уже дали. Я и уже выложенное не выложила бы в своё время, если бы не Савицкий. Он убедил.

Ника, кто и чем фонтанирует - это отдельный вопрос. Я не хочу здесь пачкать, мне здесь авторы нравятся, и они ни при чём. Хотите судиться - давайте будем судиться. Кстати, насчёт моей пошатнувшейся психики - это клевета как раз и есть, статья сто двадцать девятая. Но здесь эту тему более обсуждать не стану. Хау, я всё сказал.

Ещё раз огромное спасибо. Я не ожидала. Спасибо.

Пелагея Дементьева   01.03.2013 04:29   Заявить о нарушении
Пелагея, Ваши стихи не отпускают. В них есть жизнь, смерть, боль. Это дорогого стоит. С интересом прочла бы другие Ваши работы.

Может быть подумаете о том, чтобы прийти на Прозу, тем более, что Вы уже зарегистрированы здесь? Сайт удобен именно для хранения и обсуждения литературных текстов. И ничего, что он называется Проза, стихов здесь ооочень много :) Если надумаете, с удовольствием буду Вашим гидом на первых порах.

Аманда Глумская   01.03.2013 10:40   Заявить о нарушении
Конечно, я подумаю:) Мне нужно как-то собраться с духом. Спасибо Вам огромное.

Прошу прощения у автора рецензии, что по моей вине разговор несколько отклонился от темы. Мне очень понравилась Ваша рецензия, спасибо.

Пелагея Дементьева   01.03.2013 11:49   Заявить о нарушении