Крещатик, восставший из пепла

ОЧИСТИТЬ ОТ ЗАВАЛОВ!
 
        С первых дней освобождения Киева, встал вопрос о востановлении Крещатика. Для этого, прежде всего, требовалось очистить улицу от руин, нагромождений битых кирпичей, щебня и искореженного метала. Слова  «Ми відбудуємо тебе, рідний Київ!» ( «Мы отстроим тебя, родной Киев!» - стали главным лозунгом киевлян.

          Уже 25 февраля 1944 года Совнарком УССР принял постановление об организации работ по расчистке завалов Крещатика. Их проведение координировала созданная специально для этого строительная организация Крещатикстрой.

          Шла война и рабочих рук катастрофически не хватало. К тому же практически отсутствовала техника : на всё про всё были один экскаватор, несколько транспортеров, вагонетки для подвозки обломков к временно проложенной трамвайной линии да сотня лошадей. Так что почти всё приходилось разбирать вручную , а из инструментов- лопаты, кирки, кувалды и тачки. При том , требовалось битые кирпичи не только разбирать, но и тщательно сортировать. Так, в документах того времени указывается, что «в результате разборки руин в районе Крещатика, целого кирпича собралось около 300 тыс. м3, половинок - 400 тыс. м3, щебня - 200, строительных грузов - 300 тыс. тонн.»

          Чтобы ускорить работы, киевляне работали в две смены – до и после рабочего дня, устраивали субботники и воскресники. Каждый день здесь трудилось 7–8 тыс. человек, а в летние  месяцы  количество рабочих достигало 15 тысяч. Со  своими инструментами приходили рабочие, служащие, студенты, учащиеся школ, домохозяйки, пенсионеры. К работе на Крещатике привлекали солдат, проводилась мобилизация населения из сельских районов. На разбор руин были направлены 4,5 тысяч немецких военнопленных.

Здесь  можно было увидеть и многих выдающихся деятелей культуры и искусства: украинских поэтов и писателей: Павла Тычину и Максима Рыльского, Андрея Малышко и Владимира Сосюру, композиторов Льва Ревуцкого и Бориса Лятошинского, актеров Амвросия Бучму и Гната Юру, Марьяну Крушельницкую и Наталью Ужвий.

Первоочередные  работы по разборке завалов на Крещатике завершились к концу июля 1944 года, а уже в августе 1944 года , под Крещатиком  начали прокладывать новый подземный коллектор общей длиной – 1350 метров , в который впервые свели все линии инженерных коммуникаций – теплотрассу, кабели электроснабжения, связи и водопровод. Руководил  этими работами известный московский специалист Ю. П. Агафонов.

  Одновременно на Крещатике положили новое асфальтовое покрытие, установили, спроектированные архитектором В.Д. Елизаровым, новые фонари с гранитными цоколями , а на месте пешеходных переходов - островки безопасности, в виде небольших столбиков – торшеров из полированного гранита.

Судьбоносными  для Киева стали 1948 и 1949 годы.
В 1948 году  был сдан в эксплуатацию газопровод Дашава-Киев, что позволило провести в квартиры жителей, такой привычный для нас теперь, природный газ. К этому времени была также завершена огромная работа по разводке газовых магистралей, квартирная разводка и установка газовых счетчиков.

        В 1949 году  было создано управление «Киевметрострой» и началось строительство 1-ой очереди Киевского метрополитена, включавшей станцию метро «Крещатик».

       16 августа 1944 года по Крещатику провели 36918 немецких пленных. Около пяти часов шли через Киев эти « три моторизированные дивизии », многократно « расстрелянные » тысячами глаз, ненавидящих их людей, живой коридор которых представлял для пленных большую опасность, чем все оружие сопровождающего их конвоя.
 
        В мае 1945 года, на Крещатике установили трибуну, выполненную по проекту  архитектора  А.В. Добровольского, с которой руководители города принимали  парад, посвященный Великой Победе.
 
ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ КРЕЩАТИКА

22 июня 1944 года, ровно через три года после начала войны, был объявлен открытый конкурс на создание проекта обновленного Крещатика. Фактически вопрос стоял о создании нового Крещатика.
  В конкурсе, помимо киевских архитекторов, приняли участие многие ведущие зодчие страны: из Москвы, Ленинграда, Харькова :  Каро Семёнович Алабян,  Георгий Павлович Гольц , Александр Васильевич Власов, Владимир Игнатьевич Заболотный , Владимир Георгиевич Гельфрейх , Евгений Адольфович Левинсон, Иван Александрович Фомин, Михаил Павлович Парусников , Алексей Александрович Таций, Яков Аронович Штейнберг, Александр Михайлович Касьянов
и другие. Всего же к  январю 1945 года, конкурсной комиссии было представлено
22 проекта. Среди них было немало интересных предложений и оригинальных находок,  но ни один из проектов, не удовлетворял всем необходимым требованиям. Из нескольких отобранных работ, был проведен второй тур.

Тогда же, в июне 1944-го, главным архитектором Киева назначают Александра Васильевича Власова, а советником Совнаркома по строительству – становится  один из лучших специалистов в области вопросов градостроительства, профессор, доктор технических наук, академик Академии строительства и архитектуры СССР - Андрей Евгеньевич Страментов.

Рассмотрение проектов продолжалось несколько лет. В результате, в 1948 году, волевым решением руководителей страны, разработку окончательного варианта застройки поручили группе главного архитектора Киева - Александра Васильевича Власова.
        В ее состав вошли архитекторы :  Анатолий Владимирович Добровольский, Виктор Дмитриевич Елизаров , Алексей Иванович Заваров, Александр Иванович Малиновский,  Борис Иванович Приймак, Вадим Евстафьевич Ладный, Авраам Моисеевич Милецкий , Петр Филиппович Петрушенко, Bадим Созанский, Вадим Михайлович Шарапов, инженер И. А. Скачков и другие.
 
         В 1949 году А. В. Власова неожиданно отзывают в Москву на должность главного архитектора и руководителем группы назначается один из ярчайших киевских зодчих послевоенного времени - Анатолий Владимирович Добровольский.

         АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОБРОВОЛЬСКИЙ родился 19 мая 1910 года в с. Буки Житомирской области. В 1934 г. окончил Киевский инженерно-строительный институт.
         Почти шесть лет под градом не всегда справедливой критики, к тому же не только со стороны коллег, Анатолий Владимирович со своими товарищами  по многу раз переделывал уже готовые проекты и объекты,  и предотвратил превращение Крещатика в « коридор коммунальной квартиры ». В его работах, прежде всего, следует отметить великолепное чувство пропорций, гармоничное сочетание отдельных деталей и всего здания, соподчиненность элементов единому целому. Именно А.В.Добровольскому принадлежит оригинальная идея использования при застройке Крещатика традиций украинской национальной архитектуры.

            Первоначальная Программа реконструкции главной улицы предполагала, что архитектурный ансамбль будущего Крещатика будет сформирован из общественных сооружений общереспубликанского значения, таких, как Дома Обороны и Иностранных дел , Культурных связей с заграницей и Профсоюзов, Промышленных трестов, Связи и Радиокомитета, а также Дома Горсовета. Но в дальнейшем от этой идеи, частично, отказались и предусмотрели : гостиницы, концертные и выставочные залы, магазины и рестораны.
           В  проекте были детально описаны технически характеристики сооружений, как полностью разрушенных, так и тех, которые предстояло восстановить. Особое внимание было уделено состоянию инженерных сетей и покрытия улицы.

ОРГАНИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

План, разработанный группой А.В.Добровольского, удачно сочетал сохранение исторически сложившихся композиционных узлов площадей: площади Сталина( Европейской), площади Калинина (Майдан) с радиально сходящимися от Старого города шестью улицами; и Бессарабской площади - с многообразием оригинальных новаторских решений, родившихся в ходе конкурса:
1. превращение Крещатика в просторную магистраль, ширина которой достигает на некоторых участках до 100 метров: проезжая часть 24 метра, два тротуара по 14 метров каждый, причём правая его сторона поднималась на 2 метра. Стоит напомнить, что довоенный  Крещатик представлял собой улицу-коридор, ширина которой колебалась от 34 до 44 метров.

2.организацию, в масштабах всего проекта, разбивку на зоны по функциям застройки. Так, четная сторона была представлена прежде всего общественными сооружениями  и несла, как бы более официальный характер, а на нечетной – предпочтение было отдано новому комфортному жилью и каштановой аллее для прогулок.

3.гармоничный учет ландшафта местности: живописных холмов, обрамляющих улицу, и перепады высот от 19 до 38 метров, что позволило создать пространственно развитую композицию улицы. Так , на крутом склоне были предусмотрены отдельно стоящие группы зданий с большими зелеными разрывами между ними, благодаря чему в оформлении улицы  стала участвовать не только застройка самого Крещатика, но и здания на склонах Крещатицкой долины и высоких плато Старого Киева и Печерска, что  позволило создать большой многоплановый архитектурный ансамбль. - Эти решения были сформулипованы в проекте А.А. Тация и Н. Иващенко;

4.создание между зданиями и проезжей частью широкого бульвара со скамейками для отдыха - идея О.А.Малышенко.

5. использование для облицовки фасадов светлой керамической плитки, светлых тонов кирпичей, терракота и естественных камней украинских карьеров для всей новой застройки Крещатика. Такое цветовое решение играют огромную роль в формировании своеобразного архитектурного облика главной магистрали города, объединяя все здания как бы в одно целое и придавая праздничность всему ансамблю улицы. Хотя, по мнению некоторых киевских острословов, они стали напоминать кремовые торты.

Кроме того, Генеральный план предусматривал коренную реконструкцию полностью разрушенной площади Михаила Калинина (ныне Майдан Независимости),располагалавшейся по обе стороны Крещатика.  В плане ей отводилась роль главной площади Киева.


Рецензии
Спасибо! Вы так хорошо описываете Крещатик, как будто побывала там. Я жила на Улице Калинина, она спускалась с площади Богдана Хмельницкого на площадь Калинина. Насколько знаю, сейчас уже нет ни этой улицы ни самой площади. А жаль... Киев красивый город, а Крещатик, как мне кажется, уникален.

Еще раз спасибо за путешествие в детство и молодость.

с Уважением, Лана

Лана Корн   10.10.2015 18:28     Заявить о нарушении
Лана, большое спасибо за ваш отклик. Ну куда же могли деться и улица и площадь? Просто их переименовали. Плозадь Хмельницкого - теперь Софиевская, Калинина - это тот самый знаменитый Майдан на котором проходили события в прошлом году. А Крещатик - красив в любое время года, хотя некоторые современные рекламы его не украшают.
С уважением!

Влад Каганов   11.10.2015 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.