Крещатик, восставший из пепла

ОЧИСТИТЬ ОТ ЗАВАЛОВ!
 
        С первых дней освобождения Киева, встал вопрос о востановлении Крещатика. Для этого, прежде всего, требовалось очистить улицу от руин, нагромождений битых кирпичей, щебня и искореженного метала. Слова  «Ми відбудуємо тебе, рідний Київ!» ( «Мы отстроим тебя, родной Киев!» - стали главным лозунгом киевлян.

          Уже 25 февраля 1944 года Совнарком УССР принял постановление об организации работ по расчистке завалов Крещатика. Их проведение координировала созданная специально для этого строительная организация Крещатикстрой.

          Шла война и рабочих рук катастрофически не хватало. К тому же практически отсутствовала техника : на всё про всё были один экскаватор, несколько транспортеров, вагонетки для подвозки обломков к временно проложенной трамвайной линии да сотня лошадей. Так что почти всё приходилось разбирать вручную , а из инструментов- лопаты, кирки, кувалды и тачки. При том , требовалось битые кирпичи не только разбирать, но и тщательно сортировать. Так, в документах того времени указывается, что «в результате разборки руин в районе Крещатика, целого кирпича собралось около 300 тыс. м3, половинок - 400 тыс. м3, щебня - 200, строительных грузов - 300 тыс. тонн.»

          Чтобы ускорить работы, киевляне работали в две смены – до и после рабочего дня, устраивали субботники и воскресники. Каждый день здесь трудилось 7–8 тыс. человек, а в летние  месяцы  количество рабочих достигало 15 тысяч. Со  своими инструментами приходили рабочие, служащие, студенты, учащиеся школ, домохозяйки, пенсионеры. К работе на Крещатике привлекали солдат, проводилась мобилизация населения из сельских районов. На разбор руин были направлены 4,5 тысяч немецких военнопленных.

Здесь  можно было увидеть и многих выдающихся деятелей культуры и искусства: украинских поэтов и писателей: Павла Тычину и Максима Рыльского, Андрея Малышко и Владимира Сосюру, композиторов Льва Ревуцкого и Бориса Лятошинского, актеров Амвросия Бучму и Гната Юру, Марьяну Крушельницкую и Наталью Ужвий.

Первоочередные  работы по разборке завалов на Крещатике завершились к концу июля 1944 года, а уже в августе 1944 года , под Крещатиком  начали прокладывать новый подземный коллектор общей длиной – 1350 метров , в который впервые свели все линии инженерных коммуникаций – теплотрассу, кабели электроснабжения, связи и водопровод. Руководил  этими работами известный московский специалист Ю. П. Агафонов.

  Одновременно на Крещатике положили новое асфальтовое покрытие, установили, спроектированные архитектором В.Д. Елизаровым, новые фонари с гранитными цоколями , а на месте пешеходных переходов - островки безопасности, в виде небольших столбиков – торшеров из полированного гранита.

Судьбоносными  для Киева стали 1948 и 1949 годы.
В 1948 году  был сдан в эксплуатацию газопровод Дашава-Киев, что позволило провести в квартиры жителей, такой привычный для нас теперь, природный газ. К этому времени была также завершена огромная работа по разводке газовых магистралей, квартирная разводка и установка газовых счетчиков.

        В 1949 году  было создано управление «Киевметрострой» и началось строительство 1-ой очереди Киевского метрополитена, включавшей станцию метро «Крещатик».

       16 августа 1944 года по Крещатику провели 36918 немецких пленных. Около пяти часов шли через Киев эти « три моторизированные дивизии », многократно « расстрелянные » тысячами глаз, ненавидящих их людей, живой коридор которых представлял для пленных большую опасность, чем все оружие сопровождающего их конвоя.
 
        В мае 1945 года, на Крещатике установили трибуну, выполненную по проекту  архитектора  А.В. Добровольского, с которой руководители города принимали  парад, посвященный Великой Победе.
 
ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ КРЕЩАТИКА

22 июня 1944-го, ровно через три года после начала войны, был объявлен открытый конкурс на создание проекта обновленного Крещатика. Фактически вопрос стоял о создании нового Крещатика
  В конкурсе, помимо киевских архитекторов, приняли участие многие ведущие зодчие страны из Москвы, Ленинграда, Харькова: Каро Семёнович Алабян, Георгий Павлович Гольц, Александр Васильевич Власов, Владимир Игнатьевич Заболотный, Владимир Георгиевич Гельфрейх, Александр Михайлович Касьянов, Евгений Адольфович Левинсон, Михаил Павлович Парусников,Алексей Александрович Таций, Иван Александрович Фомин, Яков Аронович Штейнберг и другие.

       Всего же к январю 1945 года конкурсной комиссии было представлено 22 проекта. Среди них было немало интересных предложений и оригинальных находок, но ни один из проектов, не удовлетворял всем необходимым требованиям и даже не мог быть положен в основу проекта реконструкции.
Было решено из нескольких отобранных работ, провести второй тур, который тоже не дал желаемых результатов, и рассмотрение проектов затянулось на несколько лет.

        В июне 1944 года  советником Совнаркома по строительству – становится один из лучших специалистов в области вопросов градостроительства, профессор, доктор технических наук, академик Академии строительства и архитектуры СССР- АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ СТРАМЕНТОВ(1902-1964), а главным архитектором Киева назначают Александра Васильевича Власова.

        Именно  А.В.Власову, в 1948 году, волевым решением руководителей страны, и поручили разработку окончательного варианта застройки.

           АЛЕКСАНДР ВАСИ;ЛЬЕВИЧ ВЛАСОВ(1900-1962) - архитектор, академик Академии строительства и архитектуры Украины, лауреат Государственной премии(1950) и Ленинской премии(1959).
            Почетный член Украинской академии архитектуры, профессор (с 1969 года) и лауреат Государственной премии СССР (1967) Авраам Милецкий писал:
         «Александр Васильевич Власов сыграл большую роль в становлении архитектуры Киева. Небольшого роста, предельно сдержанный, он дипломатично и тонко решал задачи осуществления архитектурных замыслов… Под его непосредственным руководством были выполнены все планировочные работы. Прошедшие испытание временем, они и сейчас поражают неординарностью замысла и высоким качеством его воплощения в жизнь. А ведь сделано это было в те года, когда по обе стороны были улицы были руины взорванных домов»

       В группу А.В.Власова  вошли архитекторы: Анатолий Владимирович Добровольский, Виктор Дмитриевич Елизаров, Алексей Иванович Заваров, Вадим Евстафьевич Ладный, Александр Иванович Малиновский, Авраам Моисеевич Милецкий, Петр Филиппович Петрушенко, Борис Иванович Приймак, Bадим Созанский, Вадим Михайлович Шарапов, инженер И. А. Скачков и другие.

В 1950 году А. В. Власова неожиданно отзывают в Москву и в ноябре на должность главного архитектора Киева и руководителя группы назначается Анатолий Владимирович Добровольский.

         АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОБРОВОЛЬСКИЙ (1910-1988) – архитектор, один из ярчайших киевских зодчих послевоенного времени, действительный член Академии архитектуры УССР (с 1945), Академии архитектуры СССР (с 1950), Академии строительства и архитектуры УССР (с 1950) и АМ СССР (с 1979), заслуженный строитель УССР (с 1962), вице-президент Академии строительства и архитектуры УССР(1956– 1965), профессор Киевского художественного института(1965–1988), лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951).
Почти шесть лет под градом не всегда справедливой критики, к тому же не только со стороны коллег, Анатолий Владимирович со своими товарищами по многу раз переделывал уже готовые проекты и объекты, и предотвратил превращение Крещатика в «коридор коммунальной квартиры». В его работах, прежде всего, следует отметить великолепное чувство пропорций, гармоничное сочетание отдельных деталей и всего здания, соподчиненность элементов единому целому. Именно А.В.Добровольскому принадлежит оригинальная идея использования при застройке Крещатика традиций украинской национальной архитектуры.

       Первоначальная Программа реконструкции главной улицы предполагала, что архитектурный ансамбль будущего Крещатика будет сформирован из общественных сооружений общереспубликанского значения, таких, как Дома Обороны и Иностранных дел, Культурных связей с заграницей и Профсоюзов, Промышленных трестов, Связи и Радиокомитета, а также Дома Горсовета, но в дальнейшем от части этих идей отказались и предусмотрели: гостиницы, концертные и выставочные залы, магазины и рестораны.
         В проекте были детально описаны технически характеристики сооружений, как полностью разрушенных, так и тех, которые предстояло восстановить. Особое внимание было уделено состоянию инженерных сетей и покрытия улицы.

ОРГАНИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

План, разработанный группой архитектора А.В.Добровольского, удачно сочетал сохранение исторически сложившихся композиционных узлов с многообразием оригинальных новаторских решений, предложенных в ходе конкурса:

       1.превращение Крещатика в просторную магистраль, ширина которой достигает на некоторых участках до 100 метров: проезжая часть 24 метра, два тротуара по 14 метров каждый, причём правая его сторона поднималась на 2 метра. Стоит напомнить, что довоенный Крещатик представлял собой улицу-коридор, ширина которой колебалась от 34 до 44 метров;

2.организацию, в масштабах всего проекта, разбивки на зоны по функциям застройки. Так, на ЧЕТНОЙ СТОРОНЕ, несущей, как бы более официальный характер, были предусмотрены общественные здания для украинских министерств и ведомств, а на НЕЧЕТНОЙ –было отдано предпочтение новому комфортному жилью и каштановой аллее для прогулок;
         К сожалению,  в дальнейшем это привело к тому, что практически 87% исторического центра  заняли всевозможные министерства, управления, комитеты и комиссии, в то время, как на торговую сферу - магазины, включая ЦУМ, кафе и рестораны-  оставалось лишь 10%

3.гармоничный учет ландшафта местности: живописных холмов, обрамляющих улицу, и перепады высот от 19 до 38 метров, что позволило создать пространственно развитую композицию улицы. Так, на крутом склоне были предусмотрены отдельно стоящие группы зданий с большими зелеными разрывами между ними, благодаря чему в оформлении улицы стала участвовать не только застройка самого Крещатика, но и здания на склонах высоких плато Старого Киева и Печерска, что позволило создать более многоплановый архитектурный ансамбль( идея архитекторов Алексея Александровича Тация и Николая Кузьмича Иванченко);

4.создание между зданиями и проезжей частью широкого бульвара со скамейками для отдыха(идея архитектора Олега Алексеевича Малышенко);

5. использование для облицовки фасадов светлой керамической плитки, светлых тонов кирпичей, терракота и естественных камней украинских карьеров
для всей новой застройки Крещатика. Такое цветовое решение играет огромную роль в формировании своеобразного  архитектурного облика, объединяя все здания как бы в единое целое и, придавая всему ансамблю улицы, некоторую праздничность. Хотя, по мнению некоторых киевских острословов, они стали напоминать кремовые торты.

Кроме того, Генеральный план предусматривал коренную реконструкцию полностью разрушенной площади Михаила Калинина (ныне Майдан Независимости) и теперь располагалавшейся по обе стороны Крещатика. Ей отводилась роль ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ
 
      Уже в 1945 году на площади, на месте разрушенных домов устроили газоны и цветники, а на месте бывшей Городской Думы, там, где находился сквер, завершавшийся в полукруглой своей части пятью улицами-лучами, поднимающимися вверх к Старому Городу, запланировали новые высотные здания, причем, центральный луч этих улиц – улица Софиевская – должен был заканчиваться высокой колокольней Софии Киевской.


Рецензии
Спасибо! Вы так хорошо описываете Крещатик, как будто побывала там. Я жила на Улице Калинина, она спускалась с площади Богдана Хмельницкого на площадь Калинина. Насколько знаю, сейчас уже нет ни этой улицы ни самой площади. А жаль... Киев красивый город, а Крещатик, как мне кажется, уникален.

Еще раз спасибо за путешествие в детство и молодость.

с Уважением, Лана

Лана Корн   10.10.2015 18:28     Заявить о нарушении
Лана, большое спасибо за ваш отклик. Ну куда же могли деться и улица и площадь? Просто их переименовали. Плозадь Хмельницкого - теперь Софиевская, Калинина - это тот самый знаменитый Майдан на котором проходили события в прошлом году. А Крещатик - красив в любое время года, хотя некоторые современные рекламы его не украшают.
С уважением!

Влад Каганов   11.10.2015 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.