Т. Гумбатова По ком молчит колокол

Т.Гумбатова   По ком молчит колокол…

  В 1937 году  были расстреляны  члены  Евангелическо-лютеранской  церкви Спасителя в г. Баку (б. немецко-шведского прихода)  Винтер, Фридрихзон , Вагнер, Карпенко,  Дитцель,   Тиссен,  Темникова,  пасторы  Рейш и Гамберг. Причиной  было  указание арестовать « всех немцев на  наших военных, полувоенных и химических заводах,  на строительствах и электростанциях, во всех областях»,  которое 20 июня 1937 года  по  распоряжению  Сталина  начало осуществлять НКВД.  Всех их, немцев по национальности, обвинили в том, что они являлись «участниками шпионско-фашисткой организации, действующей под прикрытием лютеранской общины». Поводом  же послужило   обращение Церковного Совета   в  1929 году  в   консульство  Германии   помочь предотвратить  снятие    колокола  церкви. Этому явлению будет поставлен почти медицинский диагноз- « шпиономания».  Но это будем потом. 
   Колокол сохранился и представлен на нашем фото. Сохранилось и здание церкви. Но какой ценой? О трагической судьбе лютеранской церкви  этот материал.

     Политика Советской власти с первых дней ее существования была направлена на уничтожение религии. Началом разрушения религиозной жизни в России можно считать  декрет «О земле», который отобрал землю, хозяйственные помещения и конфисковал все финансовые средства церкви  в пользу государства. Особенно тяжело церковь пережила декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно   которому  «все имущество церквей и религиозных объединений»  объявлялось  народным достоянием.
    С 1921 года в Баку началась муниципализация домов. В муниципальный фонд  Баксовета перешли два жилых дома по ул.28 мая, входящих в комплекс прихода, жилое здание №7 по ул. 28 мая,  детский приют  по   М.  Морской  улице,  д. 3 , убежище  престарелых на пр. Ленина 123,  а позже школа во дворе кирхи по  Сураханской улице.
      Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей осложнил отношения между церковью и государством. Этот процесс шел очень болезненно. Народ пытался возмущаться. Газета «Бакинский рабочий» писала, что из 13 предприятий, где прошли общие собрания, на пяти - большинство воздержалось,  а на двух других  рабочие предложили отдать свои личные ценности, но не трогать церковное имущество.
     В Азербайджане   отделение  церкви от государства началось в 1923 году. Евангелическо- лютеранская церковь Спасителя, построенная исключительно на добровольные пожертвования прихожан, теперь принадлежала государству. После  заключения договора с Коммунхозом  Баксовета  религиозным организациям предоставлялось  безвозмездное право использования  зданий  для  проведения  там  богослужений.
   Для немцев, принадлежащих  «чуждым конфессиям и жившим в инонациональной среде», церковь была не просто местом, где проходили богослужения. Это было более широкое культурное явление, центр средоточия  интеллектуальных сил, центр духовного общения. С церковью было связано просвещение, обучение и воспитание детей, призрение убогих, больных и сирот. Церковь определяла  образ жизни, ее уклад,  ритм, времена года, праздники и будни.   В жизни каждого лютеранина были непременные обряды: крещение, конфирмация, венчание и погребения. Это были важные вехи, собиравшие  и сплачивающие всех в единое целое.
   С  1924 года  при Баксовете был организован Административный отдел, в задачу которого входило: надзор за регистрацией церквей и мечетей,  утверждение их уставов, учет прихожан и наблюдение за их деятельностью.
     В  1925 году  в Азербайджане  вышло постановление об изъятии церквей. Лютеранская церковь (в числе 54-х существовавших тогда религиозных организаций) окончательно были переданы государству. Прошел учет всего церковного имущества, которое отдавалось под контроль Коммунхоза. Были расторгнуты все договора на безвозмездное пользование церковными помещениями. Теперь религиозные организации должны были платить налоги и арендную плату.
      В эти годы определяющим стал лозунг Союза Воинствующих безбожников: »Религия-это тормоз социалистического строительства и пережиток капитализма».
     В 1926 году,  в соответствии с требованиями НКВД, все религиозные организации должны были подать документы в  Административный отдел  Баксовета  для  регистрации. Для этого необходимо  было  представить  в трех экземплярах  заявление  о регистрации,  устав,  списки членов организации и списки членов исполнительного органа  (совет или правление с указанием ФИО, места жительства, социального и служебного положения  за время с 1914 года, принадлежность к сословию до революции,  имущественное положение, партийность). Все  проповедники должны были иметь от своих организаций  соответствующие  удостоверения.
     Теперь все религиозные организации обязаны были ежемесячно сообщать о количестве прихожан, о проведенных собраниях и вопросах, рассматриваемых там, с приложение протокола.  Право заключения договоров на аренду церковных помещений также было передано Административному отделу Баксовета. Надо заметить, что только благодаря этим сохранившимся документам, сегодня у нас есть возможность восстановить хронологию жизни религиозных организаций.
    АзГПУ предложило,  а  АзЦКП(б) принял решение о закрытии духовных школ(в том числе и лютеранской) и начал  борьбу с влиянием духовенства на воспитание детей. 
      Борьба с религией на фоне голода, эпидемий и послевоенной разрухи подталкивала немцев к эмиграции, которая вплоть до 1928 года осуществлялась практически беспрепятственно.При активной деятельности германского посла в СССР Ульриха Брокдорф-Ратцау было открыто много консульств, в том числе и в 1922 году в  Баку. Но с конца 1927 года советское руководство начало вводить ограничения на свободный выезд. Сокращалось количество консульств, а с 1926 года в Закавказье осталось одно Генеральное  Германское консульство в Тбилиси.
     В  1928 году советская власть, определив своих внутренних врагов, призвала всех быть бдительными. В газетах звучали лозунги:» Крепче ударим по кулакам и церковникам! В атаку против классового врага!». В результате коллективизации, большинство немцев на Кавказе насильственно  были  загнаны в колхоз.   Постепенно  они из разряда хозяев-собственников, превратились в  батраков - колхозников.
    Немцы в городе в период НЭП,а организовывались в различные кооперативы либо устраивались, по возможности , на советскую службу. Наступление на свой же народ шло не только экономическими методами. К ним было присоединено  политического бесправие, в результате которого тысячи людей объявлялись «лишенцами». Кроме зажиточных крестьян, кулаков и пр., лишенцами были объявлены священники, муллы, проповедники, звонари, дирижеры хоров и другие служители религиозного культа . В Баку в 1929 году были лишены избирательных прав 122 служителей  культа.
      Кризис хлебозаготовок 1928-29 года  ухудшил и без того тяжелое положение  в стране. Желание эмигрировать у немцев становилось массовым. Однако 16 сентября 1929 года ВЦИК принял Постановление о полном прекращении выдачи разрешений на выезд. Двери в Германию захлопнулись надолго.
     Правительственная директива  1929 года  за подписью Кагановича, в которой религиозные организации были определены, «как действующая вражеская сила», дала команду к широкому применению репрессивных мер  к верующим. Практически все  немецкие пасторы были арестованы и высланы.
    8 апреля 1929 года   вышло новое  Постановление ЦК ВКП(б) о статусе религиозных  объединений. Оно жестко ограничивало существование религиозных общин рамками церкви и  санкционировало «экспроприацию храмов в соответствии с потребностями общества». Религиозным организациям теперь запрещалось без разрешения властей проводить собрания верующих, назначать руководителей приходов, совершать обряды и заниматься благотворительностью, что всегда было неотъемлемой частью деятельности всех церквей. С одной стороны,  общинам было запрещено взимать церковный налог с прихожан, с другой-  их обложили непомерными налогами. Таким образом,  их   лишили финансовой поддержки.   За выполнение этих предписаний несли личную ответственность пасторы и руководители церкви.
        Шли антирождественские и  антипасхальные компании. Верующие все меньше посещали церкви. Резко сократилось количество церковных треб.  Многие прихожане отказывались от работы в церкви.   Запретили  звон колоколов. Начались массовые закрытия церквей, мечетей и молитвенных домов. Это вызвало растерянность, непонимание и тревогу. 
     Запущенная   машина по растерзанию верующих  уже набрала силу и двигалась к конечной цели.  Все, что не удавалось достичь легально, довершили акты вандализма со стороны боевиков коммунистической молодежи »Союза безбожников и атеистов».  Спасти могла только Вера! И при таких условиях она становилась  более фанатичной.
      В такой обстановке 1 сентября 1929 года  начал свою работу в Баку пастор Пауль (Павел) Леопольдович  Гамберг. Он родился в 1905 году в Петербурге.  Отец его  немец Леопольд Отто Карл, до революции служил в отделе царской цензуры. Затем был в Москве  директором одной из фабрик.  За контрреволюционную деятельность (обвинен в сношениях с иностранцами)  был  осужден  на 5 лет  и  в  1930 году выслан,  где и умер .    Мать , по отцу - француженка, дочь Александра Бюлье. Умерла в 1934 году. В Ленинграде жила сестра матери Елена Александровна, в замужестве Мичерлинг, 1877 года рождения. Проживала на ул. Плеханова д.33 ,кв.10. Умерла в феврале 1943 года во время блокады Ленинграда. В Польше жила  другая сестра     матери - Вильканец Софья Александровна.
   Брат  Гамберг -Данталь  Георгий Леопольдович -    художник и фотограф. В   1919-1920 годах  оптировал французское подданство  и эмигрировал в Париж. Позже, на допросе, на вопросе о причинах его эмиграции, Пауль ответит: » Он предпочел жить безработным в капиталистическом мире,  чем таким же,  в социалистическом».  Это вызвало гнев следователя.
    В 1925 году Пауль  поступил в Ленинградскую духовную семинарию при Евангелическо-лютеранской консистории, руководимой Епископом Мальмгреном. В 1928 году, получив высшее теологическое образование, работал викарием в  Крымской немецкой колонии Битен. В 1929 году переехал в Москву. Вскоре женился  на католичке Ренате, 1910 г рождения,    отец которой тоже был репрессирован .
    Бакинская лютеранская община к этому времени была без пастора. Пастор Фельдбах уехал из Баку в 1928 году. Если раньше община имела право приглашать к себе пастора, которого, по  церковной традиции, содержала за свой счет, то теперь такой  возможности не было. В связи с этим Церковный совет обратился в Московскую консисторию, в состав которой принадлежала церковь, с просьбой прислать пастора.  Судьба предоставила  это Паулю Гамбергу.
    1 ноября 1929 года общим собранием членов лютеранской общины г. Баку  П.  Гамберг  был  утвержден  в должности пастора. Церковь уже не имела пасторского жилья и арендовала квартиру по ул. Полухина  дом 71, где жил  пастор вместе с женой Ренатой и 63- летней  тетей  по отцу  Амалией  Гамберг.   Там же  его верная жена   в  1930 году   родила  сына Эдуарда.
      В 1929 году пастор участвовал в ежегодном Синоде Закавказских евангелическо-лютеранских общин,  где и познакомился со многими,  в том числе,   и  с  и.о. обер-пастором Эмилем Рейшем.
    С появлением пастора Гамберга  жизнь бакинской лютеранской общины оживилась. Человек высокой культуры и духовности, образованный и очень добрый, он   стал сразу любимцем. Каждое воскресенье с 10.30 утра, а также,  в первую и третью среду месяца, он проводил богослужения. За органом часто сидела его верная жена Рената. Из месячных отчетов в Административный отдел Баксовета (которые тут же переправлялись в НКВД) видно,  что в общине шла повседневная работа. Церковный совет организовывал посадку деревьев  во дворе кирхи и ходатайствовал о бесплатном отпуске воды для их полива (но, безрезультатно!), устраивал дверь к амвону, заготавливал дрова к отоплению и с немецкой педантичностью принимал работу по ремонту крыши кирхи ( меньшую часть денег выплачивали сразу, а остальную-  после испытания при хорошем дожде),посещали могилу б.пастора Лионелля фон Шлеера и вели переписку с его матерью.
     В 1930 году началась кампания по снятию колоколов. В старой хронике мы часто видели, как это делалось. Нависла угроза и над колоколом Бакинской Евангелическо-лютеранской церкви Спасителя в Баку, который был поднят в 1897 году, за два года до окончания ее строительства и освящения 14 марта 1899 года.  Узнав, что германский консул  в Тбилиси  помог отстоять  там колокол  немецкой кирхи,  Церковный совет послал к нему пастора Гамберга.  Вице-консул г. Вильке внимательно выслушал его, но помочь уже не  смог , т.к.  к этому времени  изменилась политическая ситуация и консульство не имело право вмешиваться во внутренние дела  государства Азербайджан.    В обвинительном заключении по этому поводу записано: »Гамберг обращался в консульство одного иностранного государства в Тбилиси в поисках защиты и содействия от мероприятий советской власти по снятию колокола с церкви» . 
     18 апреля 1931 года  прошло последнее общее  собрание членов бакинской  лютеранской общины, на котором присутствовало 61 человек  из  1632-х, которые  числились.  Был избран  на три года Церковный совет.  Это был последний, законно избранный руководящий орган немецко-шведской лютеранской общины.
    Разразившийся голод   уносил  миллионы жертв  в  Поволжье, на Украине  и по всей России.  В связи с тяжелым положением немцев и запретом на выезд,  общественные организации Германии организовали фонд помощи советским немцам в виде  комитета »Братья в нужде». Доставку одежды, продовольствия и денежных переводов взяла на себя фирма »Фаст и Бриллиант», которая распределяла эту помощь по спискам нуждающихся, составленными представителями разных религиозных организаций.
   В 1932 году в Советском Союзе был принят план, в котором намечалось провести окончательное закрытие церквей и покончить со всеми служителями культа. Борьба с религией вошла в свою последнюю стадию. Начались аресты, ссылки, вербовка »осведомителей»,  резко увеличились налоги.
    За рубежом, в связи »со злодеяниями против Бога и Души»,  верующие молились за Россию,  что  сразу же привело к новой кампании по » ликвидации искажений партии в вопросе закрытия церквей».  В связи  с создавшейся обстановкой, многие отказывались не только работать в церкви, но даже присутствовать на богослужениях. Количество прихожан, посещающих кирху, сократилось, что привело к резкому ухудшению ее финансового положения.
     В 1932 году пастор Гамберг встретился в Ленинграде с Епископом Мальгреном и узнал , что пасторы будут получать денежные переводы из Германии через «Торгсин» для поддержки особенно нуждающихся.  И действительно, в  начале 1933 года он получил 200 руб. и небольшую сумму для общины(50 руб.). Все это было сделано легально, с ведома советского правительства. Весть о возможности получения пожертвований из Германии разнеслась со скоростью ветра и люди стали опять приходить к пастору  и в церковь. Позже в   обвинительном заключении по этому поводу будет записано:  »Гамберг распространял среди немцев Баку адреса германских учреждений »Помощь нуждающимся  немцам в России»,  чем содействовал  дискредитации  СССР за рубежом».
     Приход Гитлера к власти сделал судьбу советских немцев еще трагичней. Именно  с этого момента началось их преследование , как «фашистских пособников и классовых контрреволюционных  агентов».
   После принятия в 1932 году Союзом Воинствующих безбожников  пятилетнего плана работы,  власти делали все, чтобы лишить церковь пастора. В 1934 году, несмотря на то, что пастор Гамберг  постоянно носил очки, его призвали в армию в тыловое ополчение в Душанбе, где он пробыл шесть месяцев. Позже один из ополченцев,сын священнослужителя Богоявленский М.Н. ,техник по снабжению ,подпишет свидетельские показания на него, как «на врага  Советской власти, злобно возводившего клевету на вождя партии Сталина».
    Кольцо  сжималось. Здоровье было подорвано. Часто во время проповеди у него начинался  «тик» и он вынужден был прерывать богослужения. 27- летняя  жена  пастора Рената, работавшая в то время  библиотекарем в Азнефтекомбинате, стараясь сохранить его, упросила уйти из церкви.   В конце  1934 года  П. Гамберг обратился  с заявлением в  Баксовет  о снятии его с учета служителей культа. Просьба была тут же удовлетворена.
    Но в искренность поступка Гамберга власти не поверили. Позже следователь упрекал его в том,  что отказавшись от сана, он продолжал быть верующим, религиозным человеком! Бедный пастор старался объяснить,  что « это  советская  власть отвернулась от него,  а он только старался  лишний раз ее  не беспокоить». На что следователь с  пафосом  парировал: »  Тогда   Советская власть вас побеспокоила!».
   27.04. 1937 года  на допросе  Д. Винтер объяснял:  »Мы  понесли большой удар – уход из церкви пастора. Мы искали нового, вели переговоры с пастором Феллером, Рейшем из Шамхора,  Венцелем  из Нариманова ,Штерном из Москвы. Чтобы скрыть свое замешательство перед  властями, мы, по совету пастора Рейша, поручили  М. Фридрихзон   читать молитвы и проповеди, иначе церковь закрыли  бы из-за отсутствия пастора».
   Власти, заинтересованные в закрытии церкви, продолжали непомерно повышать налоги, запрещая при этом принимать пожертвования.       Церковный совет общины, с надеждой на  Бога, начал свой   последний и отчаянный бой.   В 1934 году община  вынуждена была внести 5000 рублей налога. Деньги были получены в виде добровольных пожертвований от разных лиц немецкой национальности  и  германского консульства. Расплата была предопределена….
   С 1935 года б.пастор П. Гамберг работал переводчиком и преподавателем немецкого языка в Микробиологическом институте Баку, затем в 1936 году в больнице им. Семашко. 2 января 1936 года  на 5 лет в 6-ом отделении милиции он получил новый паспорт на 5 лет, где в графе национальность записался  русским. Очень хотелось выжить... С 1 апреля 1937 года  он работал делопроизводителем Центрального туберкулезного диспансера г.Баку.   В 1937 году в связи с принятием новой конституции с него сняли клеймо лишенца и  восстановили в гражданских правах.



   Негласным  руководителем общины становится Вагнер Р.Р. , один из решительных противников закрытия церкви, который  делал все возможное, чтобы сохранить общину. Именно он »возбуждал умы верующих вокруг вопроса церковных налогов,  считая, что советское правительство намеренно хочет придушить религию». Это он был инициатором поездки Амалии Карпенко в Москву с письмом на имя  тов. Сталина  с просьбой не разрушать кирху. А они, в свою очередь, обещали вождю  «до конца  своей  жизни молится» за него.
    Но главным  идеологом оставался  и.о. оберпастора Евангелическо-лютеранских общин Закавказья Эмиль Рейш, который считал, что, несмотря на крайне тяжелое положение,  «надо сохранить общину и активизировать ее деятельность». 
     В 1936 году лютеранская община получила в последний раз от германского консульства 500 рублей для оплаты налогов.  6 апреля 1937 года немецкая лютеранская община г. Баку заключила договор с жилищным управлением Баксовета  на аренду  здания кирхи. По поручению НКВД  была создана  ревизионная комиссия Городского райсовета  в составе  Рябчикова В.В.  и двух армян Арютунова и Иваняна, которая 21 июня  1937 года провела проверку  выполнения этого договора и установила:
1. По  списку 1934 года в общине  числится 1288 человек. В 1935 году - 1912 , но в действительности - не более 100 человек, которые  вносят взносы и пожертвования;
2. Отсутствует опись имущества  и  список инвентаря. При этом,  в них не включена  серебреная чаша, шкаф и медная кастрюля!, пожертвованная им армянской церковью. Отсутствует  народное достояние-  фисгармония, отделка алтаря и  амвона.
 3. Общество,  в соответствие п. 5. договора, обязано было проводить ремонт здания из своих средств. Но все оконные рамы пришли в негодность,  а помещение требует ремонта.
 4.Церковный совет является незаконным, так как его полномочия истекли 18.04.1934 года.
5. Общих собраний не проводилось.
    Планы Советов требовали своего срочного выполнения. 21 марта 1937 года, «как  старого немецкого шпиона,  агента  германского консульства и негласного агента  НКВД» арестовали 63-хлетнего Джона  Христиановича  Винтера  . 
    23 июня 1937 года « за контрреволюционную работу по заданию иностранных   разведывательных  органов» был арестован Р.Р.Вагнер. Ему было 62 года.
   В это же день   арестовали 62-хлетнего  Дитцеля Христиана  Каспаровича , как «деятеля по культивированию антисоветских взглядов и по сколачиванию фашистских кадров».
    Через месяц, 23 июля 1937 года   был арестован член  Церковного совета лютеранской церкви   Тиссен  Дмитрий  Корнельевич  (66лет)   - «за  ведение  контрреволюционной работы среди прихожан по заданию разведывательных органов  некоего государства, ведущего враждебную политику  по отношению к СССР».   
    28 июля 1937 года  арестовали « как  участницу шпионско-фашистской организации, принимавшей участие в контрреволюционных сборищах в церкви»  77 -летнюю  Темникову  Иду Бернгардовну.   
    30 июля 1937 года в Баку , по пути из Ростова  ,  задержали   и арестовали пастора Эмиля Рейша. Его обвинили в руководстве  контрреволюционной  организацией,  возглавляемой  Германским консульством в Тбилиси. 
  19 августа  была арестована М. А. Фридрихзон,   «как член   шпионской  фашистской группы, действующей под прикрытием лютеранской церковной общины».
   В тот же день арестовали 66-летнюю А.А.Карпенко - « за контрреволюционную работу по сбору денег среди рабочих Баку для поддержки лютеранской церковной общины и поездку в Москву для вручения центральным правительственным органам двурушнических документов с целью получения  разрешения  на дальнейшую контр-революционную  деятельность этой антисоветской группы».
  28 августа 1937 года П.Гамберг был привлечен к уголовной ответственности «за систематическую антисоветскую пропаганду и обработку в фашистском духе окружающих людей»  и 1 сентября арестован. 9 сентября мл. лейтенант Б. Перельман и сержант Пивоваров в присутствии понятых провели обыск  в доме и изъяли: паспорт, военный билет, конверт с адресом Комитета Красного креста , записные книжки, книги на немецком   и английском  языках, разную переписку , 29 тетрадок ,  открытки и пр.   15 октября   Гамберга  дополнительно обвинили »в связи с закордонными антисоветскими организациями, ведущими враждебную политику против СССР».
    Тайны спецархивов,  раскрытые сейчас, по прошествии лет , потрясают  человеческим горем, болью, ужасом несправедливости и мужеством. Вначале  знакомство со следственными делами  приводит  в шоковое состояние, потом пытаешься понять.
   Согласно показаний надзирателя арестантского дома при НКВД Азербайджана   Тагиева Агалара Микаэловича: » Была директива партии и приказ наркома  внутренних дел Ежова по поводу того, чтобы все немцы, невзирая на отсутствие компромата, были арестованы. Одновременно был дан лимит на выполнение этого боевого задания – до 1 января 1939 года. И они старались и устраивали что-то вроде соревнования  - кто больше выявит врагов народа, кто больше арестует и расстреляет».
     Следователями и надзирателями специально были поставлены лица еврейской национальности. Некоторые просто зверствовали. Особенно отличились: мл.лейтенант  Борис Иосифович Перельман,1916 г. рождения,  Давид Зиновьевич Пивоваров, 1901 г р., Павел Владимирович Хентов, и Коган,  подписывающий  расстрельные листы.   
    Содержали  арестантов  в подвалах НКВД на Шаумяновской улице 34, которые были залиты водой настолько, что некоторым приходилось  плавать без света и воздуха. Были  случаи, когда люди просто тонули.   Их жестоко избивали резиновыми палками, ногами и кулаками до  бессознательного состояния. Заставляли сутками стоять на ногах с поднятыми вверх руками  до тех пор, пока арестованные не падали. Протоколы допросов писались в отсутствии арестованных. Следователи сами вносили фамилии свидетелей.  Арестованные только подписывали, каждую страницу документа, не читая. Подшивали к делу только те материалы, которые могли бы хоть как-то доказать виновность обвиняемых.
     Не удивительно, что  все арестованные  «признались» в том, что »популяризировали деятельность Троцкого, превозносили его и приписывали ему все заслуги революции и Красной Армии.  Они вели в отношении руководителей ВКП(б) и советского правительства похабные разговоры. Как немцы- националисты: радовались успеху внешней и внутренней политики Германии; успехам фашистов в Испании;  нарушению Локарнского договора; союзу Германии с Японией и Италией; вооружению Германии; выходу Германии из Лиги наций; восторгались личностью Гитлера; распускали слухи о том, что Ворошилов стрелял в Сталина; после победы единого фронта во Франции говорили, что еврейское царство более трех месяцев не продержится и т.д. и т. п. « 
    С трудом   отрешившись от эмоций и уменьшив при помощи лекарств сердечную боль, пытаюсь осмыслить: «Что же это было?» Все можно было бы свести к дурному анекдоту, если бы  следствием  фантазий следователей и фантасмагории «разоблаченных заговоров«, не становился приговор тройки к расстрелу!
     1 сентября 1937 года тройка подписала постановление о расстреле,  а  16 сентября были расстреляны члены Церковного Совета Х.К.Дитцель, Р.Р.Вагнер, Д.К.Тиссен, И.Б.Темникова и члены общины Д.Х. Винтер , М.А. Фридрихзон   и  А. А.Карпенко .  21 октября был расстрелян Э. Рейш, а 1 ноября 1937 года в 2 часа 30 минут  был   расстрелян  последний пастор бакинской  лютеранской  церкви  Пауль Гамберг.  Евангелическо-лютеранская церковь в Азербайджане прекратила свое действие. 
    Судьба активистов лютеранской церкви лично меня потрясла. Все они   были достойными ,порядочными, идейными и  действительно верующими людьми. Никто  из них никого не  оболгал и не предал. Каждый старался взять на себя несуществующую вину и  ответственность. Даже   начальник отдела Май искренне недоумевал: » Почему вы с таким  упорством боролись  за сохранение церковной общины и из последних сил платили церковные налоги ?!».  На что получил ответ: »  Мы понимали, что закрытие лютеранских церквей равносильно обезглавливанию  всей той массы  немцев и верующих, которых нам удалось собрать и плотно сплотить. Это равносильно распятию…». 
      Я постоянно чувствовала себя участницей этого кошмара, перевоплощаясь,  то  в  Иду Темникову,  которая  при допросе  скажет: » Я человек старый. В жизни ничего не боюсь и смело  могу говорить правду»,  то ощущала себя пастором Гамбергом,  который, после массы   глупейших и абсурдных вопросов, типа: «Вы за советскую власть или за христианство?», поняв бесполезность этих «дискуссий», попросил прекратить допросы и «сознался», что он является германским агентом в Баку.   
      Я не могу забыть удивительно грустные глаза на прекрасном  интеллигентном лице Христиана  Дитцеля и полностью разделяю   мнение его сына Роберта, который после реабилитации отца  напишет: «Я никогда не верил, что мой отец - подлец!». Мне была понятна настойчивость Д.Тиссена в желании убедить следователя, что он всегда говорит Правду!
     Но больше всего я ощущала себя Рудольфом Вагнером. Это был  духовно очень  сильный человек, чем страшно раздражал  и  вызывал   лютую ненависть следователя  П.В. Хентова. Сила этой ненависти к Вагнеру была такова, что он мог в выходной день уйти с пляжа и мчаться в  подвалы Шаумяновского проспекта, для того, чтобы »поколотить этого фашиста».   
   После смены железного наркома Ежова Берией, прошла волна разоблачений сотрудников спецорганов, »нарушивших революционную законность». Некоторые  следователи-палачи  были осуждены, но  отделались «легким испугом». Так, П.В. Хентов, 1916 г. рождения, член КПСС с 1900 года, в 1938 году был арестован за то, что при допросе Ковальского Аркадия Ивановича  забил его до смерти. Получил за это 5 лет . Умер в 1957 году.  Ст. лейтенант З.Май, который по свидетельствам надзирателей не принимал участия в истязаниях, в 1938 году был уволен, как беспартийный ,  и умер в 1941 году в Москве.   Д. З. Пивоваров, 1901 г р.,  позже занимал должность директора 142 школы г.Баку.  Вполне возможно, что их внуки и правнуки нашли себе приют в Германии, для которых двери оказались открытыми, в отличие от российских немцев, которым пришлось еще много  испытать  горя и унижений, чтобы доказать свое право  вернуться на свою историческую Родину.
   Но время   реабилитации безвинных  сталинских  жертв  еще  тогда не наступило. В конце восьмидесятых годов все уголовные дела были пересмотрены и приговоры отменены. 29 апреля 1989 года был реабилитирован  пастор Гамберг. Об этом, по нашему запросу,  сообщила Прокуратура Азербайджанской республики 23 июня 1998 года за № 12/6 .
    В подтверждение слов обер-пастора Евангелическо-лютеранских общин Закавказья Эмиля Рейша: »Религия существовала и будет существовать среди людей во все времена, несмотря на различные социальные условия жизни при том и ином государственном устройстве», 2 ноября 1994 года официально была зарегистрирован Евангелическо-лютеранская община г.Баку.
     Колокол в сохранившемся здании б. кирхи молчит.  Помолчим и мы, в память об этих людях….

   
   Некоторые биографические сведения.       

 1. Винтер Джон  Христианович , родился  в 1874 году  в  местечке Керро,  Лифляндской губернии, немец.  Жена Евгения. Член  лютеранской  общины с 1933 года, служащий бухгалтерии Аз.отделения треста »Бакалея». 
    Возбудили уголовное дело  17 марта.    21  марта 1937 г  на дому прошел обыск  и  в  тот же день он был арестован. В апреле сознался в том, что раньше, в результате психологического отчаяния, давал следствию ложные показания и объяснил: »Мое сопротивление следствию является результатом того, что я не мог дать ответ на целый ряд вопросов о шпионской деятельности германского консула. А других лиц, которые занимались шпионажем, я   не знаю».
   3 мая 1937 обнаружили, что срок следствия истек, и продлили до 20 июля 1937 года.  Именно в этот день Винтер  » вспомнил, что члены Церковного   совета обсуждали вопросы троцкисткого характера». 

2.  Вагнер Рудольф  Юлиус- Антон   Рудольфович , родился  5(18)   октября  1875г. в Москве, немец,  жил в  г.Нарва, в 1894 году окончил коммерческое училище в Петербурге. Имел среднее образование и звание купца.  До революции   работал    доверенным лицом фирмы  Р.В. Кайзера ,который умер в 1934 г в Тифлисе. Был женат дважды. В 1919 году, после развода, женился в Баку на вдове  Вильгельмине Анне-Шарлотте Иоанновне Василевской, ур. Шидловской.  Родилась 13(26) июня  1887 года. Проживал на Азиатской ул. д.62, кв. 64. Дети –Георг, 1902 г.рождения и Рудольф ,1906 года, который проживал в Сумгаите по ул. Горького д. 62. Работал в Азнии?
   До революции Р. Вагнер работал в  технической конторе Рудольфа Кайзера ,который умер в 1934 г в Тифлисе. С 1920 по 1923 год был  на советской службе. В 1921 году арестовывался Азчека за сохранение чужого имущества, принадлежащего эмигрировавшим друзьям в Германию. В 1926 года  работал  на кустарном производстве масляных и типографских красок, а затем, до  1929 года - на Жигулевском пивоваренном заводе.   
    В 1931 году был избран казначеем Церковного совета лютеранской церкви Баку. В 1933 году  был  арестован Аз ГПУ  по подозрению  в информаторской связи с германским консулом в Тифлисе.  Вагнер действительно обращался в консульство с просьбой оказать содействие в получении из одного американского страхового общества, причитающиеся ему деньги по страховому полису. Тогда пронесло- за отсутствием оснований он был освобожден.
       На момент ареста 23 июня 1937 года    работал бухгалтером Бакинского треста столовых при Баккомунторге АССР. При обыске была изъята переписка на русском  и немецком  языках  и одна золотая монета -10 франков.  В Баку проживала   его  сестра  Елизавета–Луиза Шприн?. , 1874 г рождения, которая  в 1923 году выехала в Ригу. В Берлине жила другая сестра Альма,  в замужестве Блюмбер, которая выехала с семьей до 1923 года.
   В 1941 году семья была депортирована на спецпоселение в Семипалатинскую область , Ново-Шульбинский район , с. Новая Шульба,где    жили  на Базарной улице 42.  Жена Вильгельмина  умерла в 1959 году, так и не узнав судьбы своего мужа. В 1960 году было проверено и установлено, что никаких компрометирующих  данных на Р.Р. Вагнера  следствием не было установлено. Известие о реабилитации после  обращения в МВД Казахской СССР  получил сын  Рудольф Рудольфович Вагнер.

3. Дитцель Христиан   Каспаровича  , 1875  года рождения, уроженец  села Подстепное, Самарской губернии, Новозенского уезда, Красноярской волости.  Немец , сын  владельца табачной плантации. Приехал в Баку в 1917 году. Работал бухгалтером правления Кавказского акционерного общества мукомольной и рисоочистительной мельницы »Агабала Гулиева». В 1920 году был арестован АзЧк  по подозрению в причастности к мусаватизму.
     После национализации предприятий он остался работать там же. Это учреждение имело разные названия:  Пищевик , Азсельпром, Мукомольный трест, Союзтрест.  Был заведующим финотделом. С 1929 года работал бухгалтером в инвалидной артели »Баклеспром», но в  мае 1934 года был снят с работы за бесхозяйственность. Велось следствие в прокуратуре, но до суда не дошло. С 1932 года был председателем Церковного совета Евангелическо-Лютеранской общины г. Баку. Жил на ул. 9 января д. 20 кв.14.  С 1 октября 1934 года до 1 апреля 1937 работал бухгалтером в Азгосконсерватории,  затем по настоянию жены ушел с 1 апреля 1937 года на пенсию и уехал к дочерям. Жена - Эмилия Карловна, ур. Эбергардт, родилась  в 1876 г.  в Саратове.
   В Саратове остались жить сестры Эмилии Карловны:  Екатерина Карловна Шейфер и Вильгельмина Карловна  Фрицлер (работала акушеркой). Третья  сестра Амалия Карловна Леонгардт  жила   в  Петропавловске(Сибирь). Там же проживали два его племянника, дети брата: Дитцель Гуго Фридриховича , 1918 г  ,который преподавал  в с.Зельман  и    ? , 1927 года рождения.
     Христиан Каспарович имел четырех дочерей и трех сыновей. Дочь Эмилия, 1899 г. рождения, работала  экономистом в Муккруптресте.         Ирма, 1903 года, работала экономистом в Бакпромторге.  Фрида - 1907 г рождения была  замужем за  бухгалтером Фабрициус Эрнестом Ивановичем.  Вильгельмина, 1911 года  была замужем за Кочергиным Виктором Александровичем.
Сын- Александр, 1905 г. , инженер в проектном отделе Касп…?
Сын Вальдемар, 1913 г., работал счетным работником в метеорологической организации.  В 1941 году был выслан на поселение в поселок Ворошилово, Чуйского р-на, Джамбульской области, где и умер    25 января 1953 года.
  Сын  Роберт Христианович,  1919 года , окончил 4-ю школу возле оперного театра. В 1941 году  был на поселении в Челябинской обл., Колхозный р-н, село Уйское.  Дочери   Эмилия и Ирма в 1958 году жили в Боржоми. 
   При допросе говорил: »Я являюсь человеком безупречных советских взглядов. И всей душой приветствую советскую власть. Мы занимались исключительно религиозными делами. Мы не вели антисоветские разговоры».  Но очень скоро  прекратил отпираться и стал говорить «правду : Я признаю, что немецкая церковь финансировалась германским консульством в Тбилиси, так как они были заинтересованы всеми  мерами  сохранить  ее в Баку.  Я вспомнил- мы говорили,  что органы советского правительства заинтересованы в закрытии церкви и намерены высокими налогами придушить религию. Мы вели борьбу за сохранение церкви». 
 
4. Тиссен  Дмитрий  Корнельевич ,  родился в 1871 году в колонии Хортица, хутор Тарховский, Екатеринославского уезда, около ст. Илларионовка,  немец. До революции отец Корнелиус Отто вел  единоличное хозяйство. Затем работал портным. Он получил образование и работал архитектором в  Екатеринославе(Днепропетровск).
   Жена  Юлия Иогановна, ур. Мартенс, 1882 г. рождения. В семье были дети - Эльза, 1912 г.рождения ,  Герман, 1914 г .  и  Константин .
   В 1914 году   мировая война   прервала его частную практику архитектора и он из Екатеринослава  выехал на свой хутор Тарховский , где жил там до революции.  После национализации земли  семье  оставили 22 десятины, но в 1921 году  владельцев обложили  высокими налогами  и вынудили их уехать. 
     В 1922 году он вернулся в Днепропетровск, где работал в конторе по заготовке хлебопродуктов, затем в Коммунхозе, Губздраве, в Управление Днепропетровской железной дороги и преподавал в техникуме путей сообщения. Жил с семьей  при  лютеранской церкви. Был глубоко верующим человеком и активным церковником. Там в 1926-27 годах он познакомился с пастором Э. Рейшем, который приезжал  для встречи с пастором Зигле Рудольфом Готлибовичем.  Был   знаком   с   Германским    консулом  в г. Харькове  г. Графом .   
    В 1929 году уехал в Харьков и работал в »Укрпайстрое»,  затем переехал в Минск. Но нигде ему и его семье не предоставляли квартиры. Он приехал в Тбилиси и работал в «Закжелдорстрое».
   В 1933 году обратился в Германское консульство Харькова а, позже в Тбилиси, с просьбой содействовать его выезду в Германию, но получил отказ. Его брат Тиссен Франц Корнельевич, 1875 г. рождения  выехал  в  1923 году и проживал под Гамбургом  в дер. Вальтерсдорф?   Его второй брат -Абрахам, 1872 г. рождения, проживал в Калифорнии. В 1926 году в    Канаду  выехала его сестра,   ЗАВАДСКАЯ Анна Корнельевна , вдова с двумя взрослыми детьми.
    Тогда он обратился в  «Союз Немецких Организаций» - Аусландердойче.  Писал он и  к   ученому богослову г. Унру ,где пожаловался: «Мы здесь стали чужими, такими же ,как евреи  в Германии».  Но и он не смог ему помочь.
    В 1933 году Тиссен, в надежде получить жилье,  переезжает в Баку  и поступает на работу в АПО Баксовета.  Здесь же он начал активно участвовать в работе лютеранской общины. Но квартиры не было, и он опять переехал на работу в   Кировобадский  АПО Горсовета. В 1934 году  он получил должность архитектора  и квартиру в Баку при Азнефтезаводпроекте.
    В связи с демобилизацией  пастора Гамберга в 1934 году в армию, летом этого года был в отпуске в Анино (б.Анненфельд ), где встречался с пастором Рейшем. К этому времени«все немецкие пасторы и служители культа терпели притеснения и страдали от властей».  Пастор Рейш  говорил  ,  что несмотря на то , что советская власть не выполняет свои  же законы (вмешивается в дела церкви, творит препятствия для конфирмации, контролирует переезды пасторов, душит церковь налогами, ущемляет права верующих),  мы должны вести свою работу только при помощи законов. Надо привлекать юристов, жаловаться в высшие инстанции на действия финансовых органов, но только в соответствии с советскими Законами! 
    С 1934 года он стал исполнять обязанности председателя церковного совета лютеранской общины. Последняя встреча Тиссена с пастором Рейшем состоялась  весной 1937 года, где они пытались решить вопрос о пасторе для бакинской общины.
     27 марта 1937 года  был произведен обыск на   квартире  по ул. Карла Маркса д. 27 в б. доме Мусы Нагиева. В присутствии в качестве понятых Тиссен Константина Дитриховича и Иды?,  были изъяты документы, принадлежащие Д.Тиссену: 8 фото, свидетельство об образовании, железнодорожная карта, книга на немецком языке  »Религия классиков», список работ по постройке зданий, трудовой список, справка с места работы, частные письма, деньги 285 руб., паспорт, учетный билет №863, книжка Аджарстроя, удостоверение путей сообщения с фото, расчетная книжка и профсоюзный билет. Были взяты логарифмическая и масштабная линейки, которые вскоре вернули обратно.
    1 апреля 1937 года Тиссен  был уволен по сокращению  штатов.  28 апреля он обратился к начальнику Кировобадского горотдела НКВД с просьбой выдать ему 30 рублей из, отобранных ранее денег. Через два  месяца его просьба была удовлетворена. 
     9 июля при обыске на квартире  по  пр. Кирова д. 2  в присутствии  жены Юлии Иогановны,   были  изъяты пистолет  старого образца, блокноты и  разная переписка.    23 июля 1937 года  он был арестован.
   В 1941 году члены его семьи были депортированы.  В 1992 году   его  дочь Эльза Дмитриевна (муж Шиляйн Эмиль Фридрихович, 1902 г. рождения, архитектор Азнефтепроекта )    находилась на поселении в г. Ташмакол  3 ,Кемеровская обл. , ул. Коммунистическая  29.

 
5. Темникова  Ида Бернгардовна, 1866 г.,  ур. Кировабада, немка , педагог  немецкого языка и музыки, член  церковного совета, секретарь канцелярии церкви . Вела все  записи по пожертвованиям.      Среди  жертвователей были германо-подданный Кюне, Гестернкорн, Адольф Фогель и другие частные лица. Помогала ей Карпенко, которая для сбора денег ездила по промысловым районам. Этим они нарушала   закон, который разрешал собирать пожертвования только у членов общины. Легально деньги могли получать только от консистории из Москвы. Поэтому оприходовала деньги, записывая их мелкими суммами и  представляя, как кружечный сбор. Эти деньги шли на погашение церковного налога.  28 июля 1937 года была арестована  « как  участница шпионско-фашистской организации, принимавшей участие в контрреволюционных сборищах в церкви».
6. Фридрихзон Мария Августовна , родилась в 1879 году в   г. Вальк,  Лифляндской губ., немка , проповедница,   и. о. пастора лютеранской общины. Проживала при церкви на ул. 28 апреля, №17-19  Воспитательница,  последнее время учительствовала  у профессора  Богачева, одинокая. 19 августа  была арестована.   
 
7.Карпенко Амалия Андреевна, родилась в 1871 г., в с. Ключи, Камышинского уезда, Саратовской области, немка. Муж Карпенко Евгений, 70 лет. Жила по Сураханской ул. 117, кв. 1. Член общины.  Человек малограмотный, но верующий.  По решению церковного совета  лично ездила в Москву с жалобой на несправедливый налог, но следователь посчитал ,что это было «двурушническое заявлением на имя Советского правительства, чтобы ввести в заблуждение центральные правительственные органы.     При обыске в комнате изъяли религиозные книги, граммофонные пластинки и  фото. 
   По убеждению следователя,  – она была явным германофилом, скрытая и хитрая, старалась не произнести ни единого лишнего слова. 
8. Рейш Эмиль, 1893 года рождения. Сведения о нем будут представлены отдельно.
 


  Т. Гумбатова,  Баку, «Зеркало»,  1997 год , с дополнениями и уточнениями.

 

 
 
 

 



 


Рецензии
Здравствуйте Тамара. Мы с женой очень благодарны Вам за публикацию о Пауле Гамберге. Моя жена Елена, дочь Эдуарда Гамберга от первого брака. До настоящего времени мы ничего не знали, кроме случайно услышанного Леной в детстве от бабушки Ренаты, что ее дедушка был священником. Для нас большим подарком оказалась фотография Пауля Гамберга, где рядом с ним Рената.Сергей Беликов

Тамара Гумбатова 2   21.03.2013 00:02     Заявить о нарушении
Спасибо за то,что вы есть. Этот материал был опубликован давно Это моя боль и скорбь.Я знакомилась с делами в архиве б. КГБ.Там есть фото его. Но тогда снять не смогла.Можно обратиться вам прямо в МинНац безопасности.У меня есть справка о его реабилитации.Есть еще фото.Мне известно,что Эдуард в 1930 году был осужден.Но дело не нашла.Рената ,по моим сведениям,в 1941 году не была выслана из Баку.Как я понимаю,она была не немкой.Пишите мне на мой мейл.Я буду рада.С ув Т.Ф.

Тамара Гумбатова 2   21.03.2013 00:03   Заявить о нарушении
Dear Tamara,
It's well appreciated to find this detailed history of Paul Hamberg that you have written. Paul was a cousin of my grandfather. The both families had close relations together in the past. Unfortunately many things changed during the II WW and we lost contact with other Hamberg family members. I would like to say thank you for the fantastic article.

Dear Sergey,
It looks like your wife is a cousin of me. I’d like to meet you and it would be great if you contact me. I have lot of archive documents and know many histories connected with Hamberg family. It would be pleasure to share them with you. Please send me an email at mhg1 <at> poczta.onet.pl
Greetings from Poland
Marcin Hamberg
Здравствуй Сергей. Меня зовут Мартин Гамберг, я живу в Польше, и я родственник Павла Гамбергa. Свяжитесь со мной пoжалуйста.
mhg1 <at> poczta.onet.pl

Гамберг Мартин   28.06.2013 01:02   Заявить о нарушении
Уважаемый Мартин! Я только недавно увидела Вашу запись.Сообщила Сергею Беликову. Напишу Вам по мейлу.С ув. ,Т.Ф.

Тамара Гумбатова 2   25.08.2013 07:16   Заявить о нарушении
Dear Martin! I'm sorry I did not answer right away. I left on your registry, but did not look review. I gave your address Sergei. Then he will send you a photo of Paul. T.Gumbatova

Тамара Гумбатова 2   25.08.2013 07:24   Заявить о нарушении