C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Фантазии конца прошлого века

 Небольшое вступление

Бывают спокойные времена.
 
Но за спокойствие нужно платить определенную цену. Никогда не случается идеального правителя и государства. Вот, например, в те давние времена, о которых помнят лишь специализирующиеся на поздней античности и раннем средневековье историки – а также прилежные ученики перед экзаменами – был некто Теодорих, король остготов и правитель Западной Римской империи. Он обеспечил позднеантичному и  раннесредневековому человечеству, совершенно измученному на тот момент войной и безвластием,  33 года относительного мира и покоя – то есть возродил привычку к нормальной жизни. Все было отнюдь не безоблачно – достаточно вспомнить о страшной судьбе Боэция – но, тем не менее, это были спокойные времена – до такой степени, что был возможен созидательный труд для сохранения и развития культурной традиции. Боэций успел много сделать, но он был неосторожен – или был слишком на виду, а, может быть, просто не осознавал, что для надежного спокойствия в обществе властителю необходимо надежно подавить индивидуальную свободу. Кассиодору повезло больше, наверно, он умел оставаться в тени – как Бахтин.
 
Всегда существует чрезвычайно много причин для раздоров, а благодетельное равновесие достигается с большим трудом. Представляется, что гармоничное звучание мира более продуктивно, чем популярная музыка революций и войн.   
Вот и в те времена, уже прошедшие, но еще столь памятные  (ностальгия по которым, распространенная среди широких масс, даже приносит неплохой доход некоторым деятелям)  царил относительный покой. На границах великих империй шли войны, и хитроумные разведки вели свой нескончаемый изуверский поединок,  но существовало некоторое пространство для интеллектуального труда – и для создания фантазий. Проблема была только в необходимости соблюдать некоторые правила – и умении оставаться в тени.
 
Публикации в те времена – тема не для небольшого эссе. Пожалуй, для раскрытия этой темы нужно написать роман хотя бы в 10 авторских листов. Но можно было просто писать тексты – и даже вести некое подобие литературной жизни с помощью сочувственно настроенных друзей, равнодушных литобъединений и благожелательных многотиражек. Честолюбцы добивались большего, они проникали в редакции журналов – и даже издавали тоненькие книжки. Конечно, недремлющие редакторы и прочие обитатели тех издательских пространств оставляли следы своего существования в упомянутых книжках – но умение идти на компромиссы является одной из характерных черт честолюбцев. Мне нравилось фантазировать, публикации же представлялись почти невозможными – а может и не очень нужными, так как результаты деятельности издательских аборигенов очень часто оставляли желать лучшего.
Хотя  приводимые ниже тексты написаны другим человеком в другой стране – люди с годами меняются, а страны так просто исчезают, но, думается, они – тексты – представляют некоторый интерес.

Пояснения по поводу упомянутых имен
• Боэций, Аниций Манлий Торкват Северин  (ок. 480- 524) – философ, писатель, переводчик, его учебники арифметики, музыки, астрономии, геометрии, его переводы Аристотеля были основой образования в Средние века. Автор знаменитого трактата «Утешение философией», казнен по приказу Теодориха;
• Кассиодор (ок.490- ок.585) – крупнейший просветитель раннего средневековья, автор многих образцовых для позднейших времен сочинений, часть из которых дошла до нашего времени.
7 октября 2001 года

Наверно, отрывок из фантастического рассказа

В ту ночь родилась звезда. У нее были длинные голубые лучи. Она поднялась высоко-высоко над хатами. Никто не знал, что родилась звезда.

Голубоватый свет осветил сад. Меж смутно белеющих яблонь ходила девочка. Она касалась пальцами влажных от ночного дождя цветов и глядела в черное окно хаты.

Ее мир был далеко. Прекрасные города в блеске ярких красок, цветы и задумчивая радость обретенного покоя. А сейчас девочка была на Земле, она касалась руками стволов и думала о людях. «Странные, как  люди» - , говорили на звездных дорогах.
Весна 1978 года


Маленький фантастический рассказ

Чужая планета… Блеклое небо и песок. Желтые барханы простираются до горизонта. Она была одна. Там, вдалеке море и остров с удивительным городом. Там зеленые ветки бросали ажурную тень на разноцветные плиты, там дома были прекраснее всех земных храмов, там люди, нет, там были боги…

- А я-то человек – хрипло сказала она пустыне – Господи, но ведь я-то человек! – она села на горячий обжигающий песок и разрыдалась – Зачем я ушла с Земли? Зачем я это все узнала?.. Не хочу, не хочу… Как я могу сказать?

Она плакала и понимала, что на Землю ей уже не вернуться. Что делать? Она была одна.

Солнце ослепительно сияло, но ее била дрожь. Он ушел, и она плакала весь вечер. Утром она проснулась в своих великолепных комнатах и не выдержала. Она вызвала АЭ и направила его сюда, в древнюю пустыню Белого песка. Она не знала, что делать. Она не знала, как обращаться с богами, да, это не люди, это лучше людей… Она уже не такая, какой была на Земле, она теперь не сможет стать обычной женщиной. Господи, сколько она сделала, чтобы только понять, что она никогда не станет похожей на них. Только, чтобы понять. Он ушел. Зачем ей эта планета?

- Я люблю тебя. Я люблю тебя, - повторила она и посмотрела на бледное небо.
-
- Ты ушел. Зачем мне мир? Если бы ты знал, сколько  я сделала.

Эти долгие пять лет, с утра и до ночи, она только училась, только узнавала этот новый мир, чтобы стать равной им… равной ему. Но она другая… не в этом дело. Я еще сделаю сколько угодно, я умру… Но он ушел. Зачем мне все?

Она притихла. Слезы высушило солнце.

Сначала было детство. Легкое и светлое, как ей казалось теперь. Кажется, была война тогда. Да, какая-то резня на улицах. Но в то смутное время, в которое она жила… Она вспомнила свой город, перебирала мелкие события детства как блестящие разноцветные стеклышки. Это не вернется. Она вспомнила вкус пряников, похожих на толстенькие звезды: их покупала кормилица у старичка в темной лавке, где сладко пахло пряностями. Это было недалеко от их дома, если перейти через площадь и … Она огляделась вокруг и вздохнула. Каждому свое. Но она не виновата.

Потом она влюбилась в двоюродного брата. У него были черные глаза. Боже, какие у него были черные глаза!… Впрочем, кажется, на самом деле они были карие, но это совершенно неважно.

Потом… она посмотрела на солнце, не отрываясь. Глаза заболели и снова наполнились слезами.  Она резко встала. Возврата нет. Но что же делать?

Она побрела к АЭ, который почти совершенно сливался с песком.

Ну что же – она будет просто работать. Что же еще делать? Разве что… но это можно всегда. Надо что-нибудь сделать, что-нибудь.

Господи! За что я такая? Она снова заплакала, упершись лбом в ветровое стекло АЭ. Так много радости на этой планете, а ей одной нет радости!

Она подняла голову. Он стоял перед ней. Она только расширила покрасневшие от слез глаза, но ничего не сказала.

- Знаешь, – сказал он – ты прости. Я не умею понимать людей с Земли. Вы немного другие. Но я подумал и понял… ты прости. Я буду с тобой, ведь ты хочешь этого?
1978 год



Принципы творения
Фантастический рассказ

- Скажи, пожалуйста, милый друг, отчего Сван не является больше членом Совета? Говорят, что он одно время жил среди одиноких, и говорят также, что это ужасное наказание вызвано его экспериментами со вселенными в параллельном мире. Но ведь это никому не запрещено. Любой ребенок может этим заниматься, подчас весьма оригинально.

- Неужели ты не знаешь, что сделал Сван?

- Нет, я лишь недавно узнал об его отстранении и наказании одиночеством. Мне сказали, что он создавал живых существ. Но это тоже возможно.

- Помнится, я создал голубую звезду с золотыми змеями. Это было красиво.

- Да, но есть же принцип: «Не причини зла и страдания». А Сван нарушил его.

- Каким образом?

- Очень просто. Он сотворил море зла и страдания. Быть может, он не хотел этого.

- Скорее всего.

- Я бы не стал утверждать это. Сван – страстный экспериментатор и способен забыть о морали, играя в свои игрушки.

- Так что же произошло, объясни толком! Вчера я несколько часов пытался добиться ответа у Алкеи, но она отвечала невразумительно.

- Об этом трудно говорить. Это ужас!… Дело в том, что и Алкея и я входили в состав экспертной комиссии по исследованию последствий его эксперимента… Дело вот в чем. Сван создал Вселенную в параллельном мире, причем весьма оригинальным способом, который, по-моему, никому не приходил в голову. Обычно же как – сразу в огромную область пространства заводят свои детали, все раскручивается и наблюдается. Даже ребенку это доступно.

- Да, вот мой маленький сосед недавно пригласил меня в свою Вселенную, и она мне очень понравилась.

- Там, конечно, звезды состояли из кипящего зефира?

- Нет, но там было много шоколадных комет. Я прервал тебя, извини.

- Да, но ничего страшного. Так вот, интересным в модели Свана был момент создания. В общем, остальное довольно стандартно – звезды разных цветов, горячий газ, пыль. Правда, интересны были формы объединения звезд и развитие идеи планет – твердых небольших круглых тел, обращающихся вокруг звезд…

- Так как же он создал свою Вселенную?
- Это я расскажу потом. Еще долго рассказывать о том, как его отстранили от должности. Все дело в том, что результатом его эксперимента явились разумные существа.

- Да, заниматься такими вещами опасно.

- Конечно! Даже не столько опасно, сколько нехорошо. Если есть пример такого творения – ты, конечно, помнишь людей Уни, но это отнюдь не значит, что такое доступно всем.

- Да.

- Тогда тоже была создана комиссия Совета. Она пришла к выводу, что Основные Принципы Творения не были нарушены и одобрила Уни. Однако, ни Уни, ни другим создателям не была рекомендована подобная деятельность, ибо трудно учесть все обстоятельства. Сван пренебрег этой рекомендацией и решил сделать все по-своему. Он задался, по-моему абсурдной, идеей создать подобные нам существа путем естественного развития жизни через отбор сильнейших или самых приспособленных. Сначала он задумал сделать резкий скачок от простейших существ к высшим, но что-то не получилось. Тогда, не долго думая, он стер с лица планеты неудавшийся опыт. Конечно, это были простейшие существа, но все же живые и чувствующие. Уже на этой стадии эксперимента Совет был в ужасе, но разве можно остановить Свана! Дальше, через бессчетные смерти, страдания, боль, наконец появилось то, что он хотел. Но это была какая-то жалкая пародия на нас. Каждое существо жило слишком мало, чтобы накопить какой-то опыт, даже самые долгоживущие не успевали освоиться и понять, где они и что происходит. Сван предполагал медленное и постепенное развитие в нас, страдание он предлагал оставить на самом низшем уровне, хотя даже за это его можно было выставить не только из Совета, но и из Общества. Но все оказалось гораздо хуже – его творение, мучаясь от сплава нашей и примитивной природы всю свою короткую жизнь, вышло из-под контроля Свана. Причем, когда была создана комиссия, и по приказу Свана остановлены временные вихри вокруг этой планеты, стало ясно, что исправить ничего нельзя. Нельзя ни увеличить продолжительность их жизни, ни освободить наше начало, ни открыто помочь им… А во что они превратили любовь! Она у них почему-то связалась с продолжением рода, и что они только не делали ради этого чувства, которое в своей основе так естественно, легко и прекрасно. Они, ограниченные из-за своего примитивизма, в лучшем случае способны чувствовать  любовь только к отдельным существам, некоторые же вообще лишены способности любить – эти хоть меньше страдают. Но что может быть кошмарнее – искра разума в существе, которое не может любить! Но мало того, что разумные существа бесконечно губят друг друга из-за неумения распространить любовь на весь мир. По замыслу Свана, на этой планете должны были жить такие люди, как мы, среди придуманных им красот растительного мира – и все. Но лишь часть существ стала людьми, другая же пошла совсем по другому пути и сейчас находится в виде разнообразных зверей – существ с неполным разумом. Ведь выживали сильнейшие и приспособленные… Были сделаны попытки исправить положение, но абсолютно безуспешные. Надо отметить, что они правильно восприняли помощь извне в своих сказках – в том, что у них заменяет коллективную память.

     И, знаешь, странное дело – те, кто хоть раз видел все это, никогда не занимается экспериментами в параллельных мирах, даже самыми обычными старыми фокусами.
                1980 г.


Рецензии