Чем не является русская идея?

                Чем не является русская идея?
                или про нечто как "парадокс И.И.Гарина".

                "Да сбудется реченное через пророка,
                который говорит: "отверзу в притчах
                уста Мои; изреку сокровенное от
                создания мира" (от Матф. 13:35)

                "И сбывается над ними пророчество Исаии,
                которое говорит: "слухом услышите - и не
                уразумеете, и глазами смотреть будете -
                и не увидите. Ибо огрубело сердце людей
                сих, и ушами с трудом слышат, и глаза
                свои сомкнули, да не увидят глазами, и
                не услышат ушами, и не уразумеют сердцем,
                и да не обратятся, чтобы Я исцелил их"
                (от Матф. 13:14,15)

В данном очерке автор не ставит задачу как "разрешить" проблему "русской идеи", и автор не претендует на её разрешение во что бы то ни стало, но достаточно поставить вопрос, как вопрос про то нечто таинственное, обратное тому, что всем, казалось бы, известно и для всех явственно: "чем не является русская идея?"...
 
В своих публицистических статьях о России, об исторических путях России и её Культуре, например, как "О русской идее", "К истокам русской идеи", "Мысли и афоризмы о России", "Русские мифы как зеркало русской души", "О патриотизме", "Каково будущее России?", "РПЦ как институция" и во многих других, Игорь Гарин говорит много верного, и в единстве всего этого верного есть то, что "чем не является русская идея" и "чем не должна быть Россия в её историческом пути". В этом смысле, Игорь Гарин силён, как и Лев Толстой, в своём отрицании существующего эмпирической действительности России, силён в своем "апофатическом" видении того, что "какой Россия быть не должна". И в своем публицистическом мышлении И.И.Гарин набирает мощь, силу отрицания того, что существует и что предшествовало именно такому существованию России и в России, а в своем отрицании он является "духовным последователем" Льва Толстого. И в этом "отрицании" есть положительная сторона философской публицистики у мыслителей, как Л.Толстой и И.Гарин, (например, как пробуждение самосознания и чувства совести через сомнение в своем существовании, как "а верен ли путь жизни, по которому иду, и откуда и куда, и для чего"), в которой, однако, есть и своя отрицательная изнанка, "червоточенка", как потаённая в недрах души и невидимая сквозь видимую поверхность положительного. В чем именно?..

Например, проповедуя видение, таковой взгляд, как "чем не является русская идея", Игорь Гарин ничего не говорит про то, что "чем должна быть и какой должна быть русская идея", а не говорит про "должное" потому и на том основании, что, по взгдяду И.И.Гарина, "русская идея", вообще, не должна быть, ибо, как вроде, "нет же французской, английской, германской, итальянской или испанской идеи", а потому не должно быть и русской. Но это очень спорный вопрос, что у других наций, якобы, нет и никогда не было своей "национальной идеи", выраженной философски-научно и религиозно, на котором мы не будем заострять внимание и останавливаться. Но с каким "драконом" или с какой "мельницей" борется тогда Игорь Гарин и против чего восстает, если, по его логике, "русской идеи", как таковой, нет и быть не должно? Но если И.И.Гарин так усердно с чем-то борется (это как, своего рода, "феномен черной дыры", которая невидима, но дает себя обнаружить по стремительному вращению звёзд около неё) и так мужественно против чего-то идёт в своих размышлениях, то значит "что-то" есть, как есть нечто? Но вот вопрос: что есть "вот это нечто", ЧТО именно есть или что есть то нечто, что быть должно?..

(Вспомним, "апофатическое видение", по Б.П. Вышеславцеву, и слово Иисуса Христа ученикам своим о пшеничном поле, поросшем плевелами, и о плевелах и добрых злаках)...

Так, по Б.П. Вышеславцеву, вопрос "...что существует? Основной вопрос познания: что есть? Ответ на этот вопрос всегда может быть подвергнут сомнению. Всякое рационально-определенное "что" допускает сомнение, ибо о нем возможны разные мнения. Но одно несомненно: что-то существует; здесь "двух мнений быть не может", ибо мнений нет ни одного. Оно не выражается ни в каких понятиях, категориях, суждениях и именно потому остается неприкосновенным для мнений и сомнений...
Когда мы говорим: "Мы не знаем до конца и наверное, что именно существует, но мы знаем наверное, что нечто существует", - тогда бытие этого Х, этой иррациональности самоочевидно...
Вместе с тем, когда мы утверждаем: "что-то существует, хотя мы и не знаем в конце концов, что именно", то мы утверждаем что-то последнее, фундаментальное, истинно-сушщее, существующее "в конце концов", иначе говоря, существующее абсолютно...
...Напротив, отрицание, игнорирование иррационального - противоразумно, такой "рационализм" есть незнание границ разума, и поэтому самонадеянная ограниченность - высшая и наиболее комичная форма глупости, как показал Сократ. Истинная мудрость знает свое незнание, знает, что есть Х, есть нечто, чего она не знает ("умудренное неведение" - Николая Кузанского)..." (Б.П.Вышеславцев, с. 137, 1994).

И вот в своей публицистике И.Гарин как раз восстает против того, что "чем не является русская идея" и в своем "творческом восстании-отрицании" утверждает и подтверждает то, чем не является "русская идея". Но вместе с тем, вместе с верным "апофатическим видением-отрицанием", И.Гарин отрицает и "русскую идею" вообще, что, мол, таковой, быть не должно. А что означает отрицание "русской идеи", как вообще, по принципу, что "такого быть не должно"? А означает это, в целом, одно - как отрицание Смысла Культуры России, ибо русская Идея и есть воплощение Смысла Культуры России.
Но для многих интеллектуалов из русской интеллигенции, не говоря уже про иностранцев, вообще, нет такой "русской идеи" и ими ставится под вопрос самый Смысл Культуры России, как "а есть ли он, вообще, смысл-то?", ставится для того, чтобы исказить суть и утрировать до посредственного, то есть свести к профанации...
Отрицая то, чем не является "русская идея", И.Гарин вместе с тем отрицает и то, в чем подлинная суть, потаенные зерна, подлинные злаки Культуры...
 
 И вот здесь-то стоит вспомнить притчи Иисуса Христа о плевелах и о добрых злаках:
"...Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: "господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?" Он же сказал им: "враг человек сделал это". А рабы сказали ему: "хочешь ли, мы пойдем, выберем их?" Но он сказал: "нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою". Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его..." (от Матф. 13:24-32).

Так, притча о плевелах, сказанная И.Христом ученикам своим, непосредственно относится к И.Гарину в том, что И.Гарин в философской публицистике в своем утверждении того "чем не является русская идея", вместе с тем, отрицает и то, "чем должна быть русская идея", то есть отрицает "русскую идею" вообще. Другими словами, И.Гарин в своем творческом делании, очищая "поле от плевелов", одновременно же, уничтожает и добрые злаки (злаки Культуры), тем самым, отрицая "русское поле" как есть, но в своем отрицании он отрицает и замысел Творца о "поле". Коротко говоря, И.Гарин отрицает творческие семена, брошенные Творцом в "русское поле", и в своем отрицании семян творческих он неизбежно отрицает и самое "поле", как таковое, самое Бытие и творческий Смысл, заданный Творцом...

Как и каким образом это происходит в публицистике И.Гарина?
Например, рассмотрим проблему от противного, и выясним, наконец, вопрос, как "чем же не является русская идея?", и, исходя из этого вопроса, нам откроется суть публицистики И.Гарина...

Так, Арсений Гулыга ставит вопрос в книге "Русская идея и её творцы"(1995):
"...Чем не является русская идея? Подчас уверяют, что русская идея - "идеология русского империализма" (Янов А. Русская идея и 2000 год. Нью-Йорк, 1988). Я цитирую книгу А.Янова, увидевшую свет в США в 1988 году (на обложке - карикатурное изображение православной иконы: нимб святого выкроен из советского герба; в глазах автора "русская идея" - программа экспансии, где церковь и власть действуют заодно). Для того, чтобы придерживаться этого взгляда, не обязательно быть эмигрантом "третьей волны". На страницах бывшего "Коммуниста" читаем аналогичное: ..."Русская идея" - в значительной степени государственная имперская идея" (Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке. "Свободная мысль", 1992). Пусть не удивляет нас совпадение взглядов антикоммуниста и посткоммуниста, не будем доискиваться причин столь удивительного единомыслия, в том и другом случае перед нами стремление скомпрометировать духовную историю России. (Прим. В.Г. - но вот удивительно, И.Гарин в своих статьях также по многим вопросам совпадает в мнениях, например, о Достоевском, с теми советскими идеологами, которые искажали образ писателя и мыслителя, что мы рассмотрим чуть ниже)...
...Фонд Горбачева провел в 1992 году конференцию на тему "Русская идея и новая российская государственность". Выступавшие говорили о чем угодно, меньше всего - о русской идее. Вот характерные заявления О.Р.Лацис: "Мы не знаем, что такое русская идея". Д.В.Драгунский: "Когда говорят о русской идее, у меня по коже пробегает легкий мороз. Потому что на самом деле это просто идея российской империи, не более того и не менее" ("Новый мир". 1993)...
...Не удивительно, что из-за рубежа к нам приходят призывы забыть о русской идее, отказаться от нее, отречься как от устаревшей затеи, вносящей лишь рознь между народами. В марте 1993 года состоялась международная конференция по русской философии. Американский славист Дж.П.Скэнлан рекомендовал нам избавиться от "невроза уникальности", которым мы якобы страдаем; для этого, по его мнению, русскую идею пора сдать в архив, "она ставит только преграды между Россией и цивилизованным миром". Известный польский (а ныне американский) специалист по русской политической истории 19-го века Андрей Валицкий солидаризировался с ним: "Нет необходимости замыкаться в рамках какой-то русской идеи" ("Вопросы философии", 1994)..." (А.В.Гулыга, с. 11-12, 1995).

Но меня лично не удивляют такие точки зрения некоторых научных деятелей европейской части России, относительно русской идеи и философии, ибо в кругах ученых западной Сибири, потребительски ориентированных на европейскую цивилизацию и культуру, также бытуют мнения, что русская философия второстепенна и посредственна и есть только, своего рода, "подражательство" западной. Так, например, в местном журнале "Гос. музея истории литературы, искусства и культуры Алтая" (Вып.14. - Барнаул, 2009) есть статья М.Г.Красильникова "Формы русского философствования", в которой автор заявляет:
 
"...многие согласятся с тем, что к русской философии следует идти именно через освоение зарубежной философии. Русская философия по своей природе вторична, она не самодостаточна. Чтобы её понять, необходимо предварительно ознакомиться с культурными образцами западной (восточной) философии. Русская философия - это подражание и продолжение западной (восточной) философской традиции...
...Крайности отечественной философии - воодушевление, переходящее в какие-то неведомые "песни без слов", в беспредметную восторженность, сближающую её в чем-то с современной рок-музыкой. С другой стороны, это мудрование, своей запутанностью превосходящее любую схоластику...
...Каков же итог? Претензии русской философии на мировое звучание и значение вряд ли вполне обоснованы. На Западе и на Востоке русская философия не обладает конкурентоспособностью. Но внутри страны, как это ни парадоксально, она всегда побеждает, эволюционно преобразуя западнические формы..." (М.Г.Красильников).

Вот так вот, но, может быть, есть многие, кто через освоение русской философии приходят к изучению и освоению западной и восточной? И в этом пути постижения ни коим образом не умаляется ни западная культура, в целом, ни восточная, но даже, наоборот, обретает новое вИдение и "симфоническое звучание", как, например, постижение Декарта и Паскаля через освоение философии Бориса Вышеславцева. И не думаю, что через таковое постижение образ мысли Декарта или Паскаля как-то оскудевает или умаляется, наоборот, нашему вИдению открывается "новый" Декарт и "новый" Паскаль.

Итак, вернемся к мысли Арсения Гулыги, что удивительным образом против "русской идеи" восстают в равной мере, как ярые либералы, поклонники западной цивилизации, так и советские коммунисты, советские идеологи. Например, эти два, ненавидящих друг друга, идеологических лагеря сходятся в одном, в своей ненависти к "русской идеи" и к её творцам. Например, к образу творчества Ф.М.Достоевского. Как это может быть? Очень просто и даже банально...

Так, например, из замечаний на мою рецензию к статье "Преступная власть и преследуемая гениальность" Игорь Гарин говорит:

"...Достоевский для меня является высочайшим, гениальнейшим образцом Писателя, оказавшего грандиозное влияние на мировую литературу, и... русского ксенофоба, создавшего, можно сказать, "идеальную" теорию антисемитизма, во многих точках пересекающуюся с нацистской (Прим. В.Г. - здесь Игорь Гарин намекает на "Дневник писателя" Достоевского)... Случается и такое: мои книги о Достоевском преследовали цель представить все его лики...".

Но так ли это? Верно ли воззрение И.И.Гарина о Достоевском? И верно ли, что "такое" просто случается, как книга И.Гарина "Многоликий Достоевский"? А, может быть, автор данной книги имел еще и какую-то потаенную цель? И если мы сейчас начнем рассматривать те проблемы, которые нас интересуют в книге И.Гарина, то очерк наш превратится в многотомное исследование, что сейчас в задачу не входит. Но мы обратимся к другой статье Игоря Гарина, в которой он сам проясняет суть "дела", проясняет свою цель, поставленную в книге о Достоевском...

Так, например, в статье "К истокам русской идеи" (из книги "Русский фашизм") И.Гарин пишет:
"..."Русская идея" несла стране русские крайности, русскую поляризацию сил, борьбу крайне правых с крайне левыми (Прим. В.Г. - уже в одном этом заявлении И.Гарина, даже не специалисты по истории отечества, а любители, умудренные философским опытом, увидят здесь фальш и искажение истории; и простой пример, подтверждающий мою оценку, есть книга Игоря Волгина "Последний год Достоевского", в которой автор замечательно описал все "идеологические тонкости" в историческом пути России во второй половине 19-го века)... С началом правления Александра 3, т.е. в начале 80-х годов, в России складывается революционная ситуация,... разворачивается террористическая деятельность народовольцев (Прим. В.Г. - но вот каковы причины и каковы мотивы и идейные побуждения этих народовольцев И.Гарин, конечно, не поясняет, ибо это исследование приведет к обратному результату, совсем противоположному замыслам И.Гарина)... Страна ждет либерализации власти, дальнейших реформ, но в ответ на исторический вызов получает "реакцию 80-х годов", представленную хорошо известными именами охранителей 60-70-х годов - М.Н.Катковым, К.П.Победоносцевым, Ф.М.Достоевским, Д.А.Толстым..." (И.И.Гарин).

И вот здесь, в размышлениях И.Гарина, "удивительно" то, про что и говорит А.Гулыга, как "пусть не удивляет нас совпадение взглядов антикоммуниста и постокоммуниста" на "русскую идею". Но мы и не удивляемся, ибо знаем, что точно такую же оценку творческой публицистике Достоевского дают советские идеологи. Например, так в книге Е.И.Высочиной "Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений" (1989), автор книги дает образу Достоевского, как и И.Гарин, точно такую же оценку, касательно "Пушкинской речи", что Достоевский, мол, является идейным охранителем царской власти, порядка и режима. А вот в другой книге "Последний год Достоевского" (2010) автор Игорь Волгин приводит точку зрения Л.Гроссмана, который писал свое исследование о Достоевском в 1930-е годы. И "удивительно" то, что точки зрения Л.Гроссмана и И.Гарина, как бы с разных идеологических "берегов", сходятся в одной оценке, по которой "правительство последних Романовых вело свою политическую линию в духе заветов Достоевского" и что "восьмидесятые и девяностые годы (19-го века) - эпоха государственного осуществления" его идей. Но вот Игорь Волгин опровергает это мнение Л.Гроссмана, говоря, что Достоевский "...действительно хотел, чтобы нынешнее и особенно будущее царствование исполнило его программу. Он мечтает пересоздать русскую монархию в духе своих религиозных и этических убеждений. И если Победоносцев желает сделать его союзником того, что есть, сам он стремится стать вдохновителем того, что будет... Надо было попытаться сделать то, что не удалось ни Пушкину, ни Гоголю, ни Карамзину..." (И.Л.Волгин).
 
Но вот, именно, за это, Достоевского так ненавидят либералы-западники и коммунисты-идеологи - одной лютой ненавистью. А еще за то, про что говорит в книге Игорь Волгин:
"...У Достоевского нигде и никогда мы не встретим отрицания высших достижений западной культуры. Его любовь, даже преклонение перед вершинными явлениями европейского духа - факт, не требующий доказательств. В готовности русского человека стать "братом всех людей" он усматривал великую надежду: возможность породнения России и Запада. Он верит в кровность соединяющих и духовных уз. "Русские европейцы" (выражение в устах Достоевского бранное) - это как раз псевдоевропейцы, люди, усвоившие лишь наружные формы европейской культуры и гордящиеся именно этими внешними знаками своего культурного превосходства. Он обвиняет русский либерализм в поклонении западной цивилизации, но не культуре. Он не может согласиться с тем, чтобы видимость становилась выше сути..." (И.Л.Волгин, с. 457, 2010).

Но Игорь Волгин не указал на самое главное расхождение Достоевского с русскими либералами и революционерами демократами, а именно в религиозной составляющей самой формы европейского "просветительства", вернее, расхождение как раз из отсутствия таковой в европейском "просветительстве". Ведь, никому уже не секрет, что наука европейского просвещения в 19-м веке не то что отрицала идею Бога, но считала таковую идею за нечто архаическое, уже отжившее свой век. А потому русские либералы призывали к свободе без Бога точно так же, как и революционеры-демократы. А к чему привела эта "свобода без Бога", то нам уже известно по 1917-му году... Но вот интересно, что вину за катастрофу в 1917-м году, либералы и советские идеологи сваливают либо на царизм, либо на таких вестников и пророков как Достоевский. Что, собственно, "успешно" и проделал в своей книге Игорь Гарин, исказив образ Достоевского до безобразного и превратив его в некоего монстра. И это, ведь, нам уже понятно, ибо Достоевский, один из первых, кто дал направление "русской идеи"...

Итак, цель И.И.Гарина в книге "Многоликий Достоевский", как и в публицистике своей, нам ясна - это скомпрометировать образ Достоевского и его Главную Идею, а отсюда, следовательно, и "русскую идею" и, в целом, духовную историю России. Но в чем же, собственно, состоит "парадокс И.Гарина"?..
А "парадокс И.Гарина" многолик, как и его плюрализм, и также, следуя подлинной диалектике, по Вышеславцеву, плюрализм Гарина превращается в однобокую "железобетонную" идею лишь одного "верного" пути в истории. "Парадокс И.Гарина" в том, что он сам же создал себе из кривого воззрения на "русскую идею" некоего "монстра-дракона", против которого сам же восстает и упорно идет, но куда идет, не видит, например, ставя на одну доску и сопоставляя "русскую идею" с большевизмом и с фашизмом.
Вот, например, из замечаний И.Гарина на мою рецензию к статье "РПЦ как интситуция":

...При всех издержках либерально-демократического мироустройства, человечество пока не придумало ничего лучше...
...С "русской идеей" дело обстоит еще хуже, чем со свободой и демократией в России. Ибо идея эта во многом империалистическая, ксенофобская, националистическая, вбивающая в головы русских превратную и опасную идею особости их пути. Особость здесь заключается в том, что у других народов (за исключением нацистов фашисткой Германии) никогда не было "французской", "английской" и подобных идей, потому что такие идеи носят антихристианский и антигуманистический характер и в России создаются служивой интеллигенцией для того, чтобы облегчать насилие власти над оболваненным "идеей" народом..." (И.И.Гарин).
 
Вот, интересно, а разве Достоевский, Вл.Соловьев, Бердяев, Ильин - они все были служивые у государства??? Что же за ложь, произнесенная устами И.Гарина. Из поэтов - Тютчев, да, служивый. Ну и что из того? Что в творчестве Тютчева ксенофобского, уж не более, чем в творчестве И.Гарина?

А вот из книги И.Гарина "Русский фашизм" (Введение к книге И.Гарина):
"...В этой книге передо мной не стоит вопрос, есть ли у нас прививка от фашизма, способен ли русский народ, фашизм победивший, прийти к ницизму или фашизму. Такой проблемы нет потому, что Россия - родина фашизма: ксенофобия, антисемитизм, фашистская идеология, черносотенство, терроризм зародились именно у нас в стране и именно Россия щедро поставляла всё это на поток и на экспорт..." (И.И.Гарин).

А вот из статьи И.Гарина "Русские мифы как зеркало русской души":
"...Чары "русского характера", "загадочной" русской души должны быть развеяны, вся разгадка - в "вечном возвращении", в пустоте "беличьего колеса". "Пустота, неутешительный наш соблазн...". "По-прежнему ли загадочна русская душа? Нет, загадки нет. Да и была ли она? Какая же загадка в рабстве?". "Русская душа" - просто "тысячелетняя раба": "Равитие Запада оплодотворялось ростом свободы, а развитие России - ростом рабства". Сто лет назад в Россию была занесена идея свободы, но её погубило русское "крепостное, рабское начало..." (И.И.Гарин).
 
И в таком духе отрицания и клеветничества, искажения и профанации, все публицистические статьи И.И.Гарина. "Парадокс И.Гарина" в том, что собирая и распространяя ложь и компроматы на духовную историю России, тем самым, он преследует одну цель, как можно больше и глубже исказить "русскую идею", а вместе с ней духовную историю Церкви, и, конечно же, духовный путь русской религиозно-философской мысли. И Гарин методично бьет сразу по всем фронтам, нападая на историю России и Церкви, и на историю русской мысли. Но вот ЧТО творит И.Гарин в своей публицистике в целом, исходя из евангельской притчи о плевелах. А И.Гарин, обличая все плохое в духовной истории России, вместе с тем, отрицает и все хорошее, и получается в итоге, что в России, оказывается, только "все плохое". Потому И.Гарин подобен тем рабам из евангельской притчи, которые вознамерились выдернуть плевелы и, тем самым, уничтожить и злаки. Но это еще не все. Ибо И.Гарин идет сознательно на уничтожение "русской идеи" и духовного пути России. А потому не подобен ли он тому человеку из евангельской притчи, который ночью с каким-то умыслом сеет на поле плевелы? Не для того ли , чтобы плеевелы "задавили" злаки добрые, злаки Культуры???

Самое сильное возражение И.Гарину в том, что он сам себе противоречит, идет против же своих духовных принципов и "идеальных" устоев. Например, И.Гарин проповедует плюрализм мнений и свободу выбора, многовариантность путей человека в мире, как:

"...Обращаю внимание на то, что черно-белое восприятие мира особенно присуще примитивному сознанию и тоталитарным режимам, отличающимся тем, что мифы положены в саму основу их построения..." (Из статьи И.Гарина "Русские мифы").

А какие же мифы создает и конструирует сам Игорь Гарин?..
Вот что он пишет в статье "Каково будущее России?":

"...весь мой жизненный опыт, всё моё знание, все мои наблюдения свидетельствуют о том, что в многовариантном мире есть два магистральных пути:
- позитивный, прогрессивный, либерально-демократический, европейско-американский;
- негативный, регрессивный, авторитарно-тоталитарный, совково-лагерный, советско-серевокорейский..." (И.И.Гарин).

Вот и всё, а Вы чего еще хотели, какой Вам еще плюрализм нужен? Но в шутку сказать, Игорь Гарин забыл еще про "третий путь" - как примитивный, либерально-демагогический, в конце концов оборачивающийся в национал-социалистический, коричнево-красный "рассовый либерализм", в котором свобода предопределена только для одних, высших "культурных" существ, а остальные, лишь должны служить навозом для цветущей клумбы  супер-мега "Евро-Идеи"... это так в шутку, может быть вспомнят и задумаются к тому, что "творят"...

Таким образом, "парадокс И.Гарина" в том печальном исходе состоит, что создаввая себе образ "монстра-дракона" из "русской идеи" и ведя с ним борьбу, сам Гарин превратился в этого "дракона", предлагая человечеству лишь один, единственный спасительный путь, как евро-американский. Но, вот, чудо трагизма для "русской идеи" в том, что как бы её не искажали, как бы не извращали суть "русской идеи" и как бы её, тем самым, не отрицали, но за видимостью всего отрицания фундаментально лежит то, что безмолвствует и невидимо для слепых духовно, и что неизбежно отрицание приходит к своему исчерпывающему концу, к тому, что если ничего нет, то ЕСТЬ САМО БЕЗМОЛВИЕ, из глубины которой родится новое и вечное Слово жизни. Ибо отрицание в своем последнем издохе неизбежно ведет к окончательному утверждающему Слову. И если И.Гарин изведал все глубины и в своем творчестве на отрицании "русской идеи" всему миру показал то "чем не является русская идея", то неизбежно должно быть НЕЧТО утвердительное, из которого откроется подлинность Красоты русской идеи, ибо по слову Достоевского, Красота, значит Христос, спасет мир.

И если есть то "чем не является русская идея", должно быть и то что Есть!..

Ибо по слову поэта и апостола:

"Если есть тьма, должен быть Свет" (В.Р. Цой)
"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (от Иоанна 1:5)

И по Борису Вышеславцеву: "Бог правду видит, да не скоро скажет", но Он скажет её в конце концов"...
И в этом слове Бориса Вышеславцева заключена Тайна, ибо русская Идея - есть идея эсхатологическая, а потому последнее слово будет в ней и за ней...

И в данном очерке "последнее слово" за Арсением Гулыгой, ученика А.Ф.Лосева автора "Диалектики мифа":

"...Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны. Вот почему омерзительны все сегодняшние попытки представить русских в своей идее как народ рабов и одновременно агрессоров..." (А.В. Гулыга).

Послесловие книги Арсений Гулыга озаглавил вопросом: "Спасет ли мир красота?"...
И вот его ответ:
"...Если верить О.Шпенглеру, 21-й век принадлежит христианству Достоевского. Таков путь нашей надежды, надежды на возвращение к духовным истокам..." (А.В.Гулыга, с. 306, 1995).

               
                21.02.2013г.          
 
      


 




 


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Виктор!
Прочла с большим интересом Вашу полемическую статью, вполне разделяю Вашу оценку "философских взглядов", а по сути, пропагандистских приёмов г-на Гарина, предстающего в виде этакого неолиберального комми )
Мне кажется, тут одно из двух: или оппонент Ваш - человек небольшого ума и поверхностной образованности, или он заведомо неискренен, насилует себя, и вот, вся-то его злость на Россию и русских - искусственная, вымученная - как раз отсюда? Такое моё, женское, видение "феномена Гарина" )
С уважением и наилучшими пожеланиями
Т.Д.

Татьяна Денисова 2   30.09.2013 23:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Татьяна!
Спасибо Вам огромное за отклик и Понимание.
Вы, Татьяна, как всегда первая на отклик к неведомым статьям, "неведомым", исходя из безмолвия откликов...

Ох, дорогая Татьяна, сколько я думал-передумал, сколько "ломал голову" над "парадоксом" профессора, что порой мне даже становится самому смешно. Себе самому говорю: но не может же быть такого разрыва сознания в человеке, как, с одной стороны, проповедовать полифонию красок мира и в мире и, одновременно, утверждать нелепый политический дуализм в созерцании мира, как белое - это евро-американское, а черное - это русско-советское. Вот эта несовместимость созерцаний в одном человеке, тем более, профессоре, написавшем более 120 книг по физике, литературе и культуре, меня просто поражает.
Знаете, Татьяна, что к этому несоответствию я уже давно отношусь с юмором, ибо только чрез юмор можно понять таковой парадокс человека. Как-то не так давно на этот "парадокс человека" автор Мел Петрик высказал совершенно "фантастическую" мысль, что (цитирую):

"У меня даже возникла мысль, что уважаемый вами, как писатель Гарин, вообще не имеет никакого отношения к прозарушной странице и, возможно, не догадывается о её существовании. Ничем иным невозможно объяснить, чтобы автор своих мега-супер-пупер-идей так куце и дрябло их защищал, а потом вообще трусливо слился, завидев перед собой подкованного оппонента..." (Мел Петрик).

Честно говоря, у меня уже прежде возникали подобные подозрения, касательно авторства профессора, но, конечно, я смотрю на это с юмором, как и, впрочем, в "мире Интернета" я уже ничему не удивляюсь и мысль Милоша вполне допустима как возможное. Но здесь без юмора не обойтись, дабы не впасть в сумасшествие абсурдума. Только с юмором, как Достоевский в "Дневнике", на этот "парадокс" и возможно смотреть...

С уважением и Спасибо,

Бармин Виктор   01.10.2013 22:01   Заявить о нарушении
Конечно, в наше время осуществлённого "права на бесчестье" всё возможно, и предположение Вашего корреспондента совсем не из области фантастики...
Вы полагаете, что и фотография поддельная, не Гарина? Кстати, ещё одно "женское наблюдение": трусливая какая-то поза человека на фотографии, во всяком случае, неестественная )
С уважением

Татьяна Денисова 2   01.10.2013 22:40   Заявить о нарушении
Татьяна, день и вечер добрый!
Честно говоря, с одной стороны, да, к "феномену Гарина" нужно относиться с юмором в том смысле, чтоб понять суть дискурсивной и проективной мысли профессора, как и чтоб не подпасть на провокационную предписательную мысль профессора; с другой стороны, если всё это (статьи и книги по литературоведению, по философии, по культуре, как и совместно со статьями на историческо-политические темы) пишет один и тот же человек, а у меня в этом, конечно, сомнения нет и именно потому, что если очень и очень внимательно проанализировать, проштудировать "психологию мысли" профессора, как и самую логику мысли в книгах профессора по литературе и культуре, и по истории-политике, то мы обнаружим логическую цепочку мысли по линии мысли проективной и предписательной, т.е. исходя из мировоззренческого идеала И.Гарина. И вот, именно, по этой логической цепочке мысли (для меня лично) становится ясно и понятно, что всё это пишет один и тот же человек. Ибо если проследить логику мысли в книгах профессора о Достоевском, о Толстом, о Поэзии Серебрянного века, как и Культуры России в целом, сопоставляя это со статьями о прошлом и будущем России, по видению профессора (здесь, очень важно обратить внимание еще на тот момент, что нужно увИдеть и понять не только "точку зрения" профессора, но и потаенную мотивацию самого человека, т.е. понять самого человека, как почему и для чего он пишет то, чтО пишет), то тогда нам откроется удивительный "парадокс противоречия мысли человека и в самом человеке". Вот в чем штука-то.
В общении со мной (здесь на "Прозе") профессор говорил, что любит именно противоречие в человеке, что ему интересны в творчестве люди противоречивые (т.е. в которых присутствует отсутствие последовательности мысли), но вот когда мне открылось противоречие в самом профессоре, "парадокс противоречия мысли профессора Гарина", и когда я это противоречие показал профессору, исходя из "психологии мысли" профессора, то вот после этого профессор стал искать выход для прекращения общения со мной. И есть еще одна очень тонкая психологическая деталь, странная даже для меня самого (порой бывает, когда задумаешься), по которой профессор резко предупредил меня, что общение-диалог лучше прекратить. И как Вы, Татьяна, думаете, что за деталь?.. А деталь эта такая, что я назвал вещи-реальность своими именами, т.е. я сказал, что профашисткий режим президента Грузии Соакашвилли (пока еще действующего президента, но которого уже "осадили" здорово демократические силы в самой Грузии) взрастили власти соединенных Штатов. И вот после этого-то профессор на меня "вскипел". Интересно (первично для меня самого), что как будто я сказал нечто из области "фантастического", как будто уже это не ясно в своей очевИдности после Событий в Грузии в прошлом году, когда власть Соакашвилли значительно урезали и умерили. И как будто нет фактов на мною сказанное в различных СМИ за последние 5-7 лет, если все это поднять и изучить. Вот в чем в очевИдности своей пряснится парадокс, как и "психология мысли" профессора.
Я здесь не хочу сильно углубляться в сопоставления, но ведь, Татьяна, очень важно проследить "психологию мысли" человека (т.е. ответить на вопрос "почему и для чего человек тАк мыслит и творит). Ведь, смотрите, если глубоко проанализировать, то мы увидим и поймем, что почему вождь коммунистов-большевиков, как В.И.Ленин, так ненавидел царскую Россию (у меня даже есть подозрения, что Ленин ненавидел Россию, как есть, вообще), как и почему профессор Гарин (по своим либеральным убеждениям) тАк ненавидит Россию при любом социально-политическом строе (хоть царская Россия, хоть советская Россия, или хоть Россия в современных временных условиях, которую профессор называет "пропутинской"). Какие причины ненавидеть Россию были у Ленина, как и какие причины сегодня у Гарина в ненависти к России. Касательно Ленина, то понятно, что здесь и идеологические убеждения (исходя из мировоззрения человека), как и личные побуждения (если вспомнить, что старший брат вождя большевиков умер за "левое дело"). Ведь, не была ли "психология мысли", как и самое побуждение к революции, у Ленина как месть России и всем тем, кто против убеждений вождя, за брата. С другой стороны, каков был у Ленина идеал в мировоззрении, идеал "светлого будущего" и каково место человека в этом "светлом будущем"?.. И ведь также и у профессора Гарина, если исходить из "психологии мысли", как и из личных побуждений профессора тАк ненавидеть Россию. Но, ведь, ненавидеть-то Россию - это еще одно, а вот предписывать убеждения в статьях, как попытка к действию, т.е. убеждать и побуждать неопытную и малоискушенную в мысли публику к революции в России - это уже совсем другое, хотя которое взаимосвязано с первичным в профессоре (т.е. с ненавистью). Ведь, в чем заклЮчается "психология мысли" у профессора Гарина, если исходить из первичной побуждающей движущей силы?.. С одной стороны (поверхностной), казалось бы, что профессор призывает к космополитическим идеям, к свободе и полифонии мысли, НО... с другой стороны (исходя из потаенного побуждения), профессор-то как раз побуждает в своих публицистических статьях читающую аудиторию к ненависти и к революции, как и возбуждает в читателях ненависть к России, как таковой во все времена. А чтО означает эта "ненависть к России" в статьях И.Гарина (Папирова) в современных условиях на постсоветском пространстве, если исходить из всё возрастающей темной силы неофашизма в самой Украине, в странах Прибалтики, и уже как в бывшем режиме, т.е. как то некогда было в Грузии при неофашистком режиме Соакашвилли, который (как если Вы помните, Татьяна) выдал в ООН русофобскую речь? А это (таковая логика и психология мысли в статьях Гарина) приводит к разжиганию межнациональной розни, приводит к возрастающему набиранию оборотов силы неофашисткой пропаганды, как в самой Украине, так и в странах Прибалтики. Но это еще не все, ибо, более того, разжигание публицистической ненависти к России приводит еще и к тому, что в самой России, исходя из защитной реакции на такую пропаганду, возрастает также неофашисткие и националистические движения, ведущие к обособленчеству, к раскольничеству, а всё это, в свою очередь, приводит к разжиганию предреволюционной ситуации, приводит к социальным революциям. Вот Парадокс! Вот почему, казалось бы, что такие ярые враги, как либералы и коммунисты, вместе с тем, исходят из одних и тех же побуждений, но цели у них, конечно, разные, хотя и есть одна общая цель, как ненависть к подлинному образу России, ненависть к Русской Идеи, как ее видел и выражал Достоевский, Ильин и Бердяев, как и многие русские мыслители и философы.

Продолжение следует...


Бармин Виктор   03.10.2013 19:54   Заявить о нарушении
По-моему, проблема "либерализма" в России в том, что слово "либерализм" в России стало почти словом ругательным, но в этом виноваты и сами либералы или таковые, кто себя так называет. В России никогда не было здорового патриотического либерализма, устремленного и настроенного к процветанию России, ибо либерализм в России по своему (во многом) социальному происхождению и соц.ориентированию есть идея буржуазная, идея купеческо-буржуазная, а по своему мировоззрению почти во всем атеистическая, а потому изначально ставящая себя в оппозицию к Церкви и к власти, даже скажу в оппозицию к простому народу, для которого самый дух буржуазности (метафизически) противоестественен-искусственен. Именно, во многом поэтому я вижу основную причину социальных проблем в современной России, что наш современный буржуа-капиталист есть временщик-проживальщик в России. Он здесь временно, даже не живет, а временно работает, своего рода, такой "русский иноземец", которому и не нужна и чужда ответственность пред государством и пред народом и который нацелен лишь на обман и воровство государства и простого народа, что считается свысока (с колокольни буржуа) за быдло. Вот когда наши русские либералы-буржуа научатся любить Россию, как совместно Родину и государство, когда станут социально и государственно ответственны, тогда Россия возродиться не только в материальном, духовно-культурном смысле, ибо всё в мире взаимосвязано, как ямы на дорогах и презрение к своему народу, презрение к своей стране. Вот когда переродится презрение в любовь к своей стране, в любовь к уникальной природе, тогда исчезнут ямы на дорогах, исчезнет мусор в городах и в пригородах, исчезнет хамство и наглость в общении между людьми, вот тогда молодые станут уважать стариков, как это еще принято в азиатских странах, станут уважать и любить свою страну и природу, а всё это вместе значит научатся любить свой народ, любить народ не потому, что он свой и такой особенный, но потому что народ есть носитель языка и духа и идеи, той идеи и того языка и духа, что дано нам от Всевышнего и что нам задано, как предназначено Всевышним. Вот тогда и возродиться Россия, и не узнать её будет. Сейчас же за внешним лоском и блеском и за гламурным фасадом внутри буржуа сидит "цивилизованный варвар", торговец мертвыми душами, цель которого одна: чем больше нажиться на горе других, тем лучше для себя и скрыться, или как сегодня принято говорить, что "валить отсюда" из России. Вся проблема в душе и в голове современного человека, который стоит и управляет у власти и которые управляют в предпринимательстве. Ведь, если честно и открыто сказать, то почти всё современное предпринимательство работает на и для себя, а не для народа и не для государства, ибо современное предпринимательство мыслит не стратегически, когда "все дела" замешаны против и во вред народа. Ибо сегодня государство-чиновники и предпринимательство пухнет, а народ нищает. И это долго продолжаться не сможет, исходя еще из того, что народ все видит (видит все воровство сверху, чтО творится), но пока безмолвствует. И очень плохо и когда народ безмолвствует, тупя свою боль в горючей воде, как и когда с горя возмется за вилы прогонять нынешних господ. И чтобы понять, что мыслит народ и чего хочет, нужно с народом, с простыми жителями России, с серыми зипунами, как говорил Достоевский, пообщаться. Нужно пообщаться с серыми зипунами, а не с толстопузами и с держи-мордами, чтобы понять весь трагизм жизни в России социально-политически-метафизически, ибо народу просто не дают жить по-человечески, а сводят жизнь на выживаемость в бесчеловеческом социуме. Но "бесчеловечный социум" возникает не сам собой, а исходя из мировоззрения тех, кто этим "социальным муравейником" управляет, ибо говорят же в народе, что рыба гниет с головы. А вот головы-то наших управленцев вертятся во все стороны, но только не себе под ноги, не вИдят свою родную "Почву" под ногами, не видят, что нужен за ней уход, что "Почва" заросла и больна, как родная мать-старушка.
Когда научимся любить свое родное и вселенское, свою "Почву" и русский Космос, что взаимосвязан со всем миром. Когда???

Мне очень близко тО, про чтО говорит Василий Розанов, касательно либерализма в России...

Продолжение следует...

Бармин Виктор   03.10.2013 19:55   Заявить о нарушении
А Василий Розанов о либерализме говорит во чтО:

"Несомненно, однако, что западники лучше славянофилов шьют сапоги. Токарничают. Плотничают.
"Сапогов" же никаким Пушкиным нельзя опровергнуть. Сапоги носил сам Александр Сергеевич, и притом любил хорошие. Западник их и сошьет ему. И возьмет, за небольшой и честный процент, имение в залог, и вызволит "из нужды" сего "гуляку праздного", любившего и картишки и все.
Как дух - западничество ничто. Оно не имеет содержания.
Но нельзя забывать практики, практического ведения дел, всего этого "жидовства" и "американизма" в жизни (Прим. В.Г. - поразительно, что вот это В.В.Розанов написал ровно сто лет тому назад, просто поразительно), которые почти целиком нужно предоставить западникам, ибо они это одни умеют в России. И конституция, и сапог. Не славянофилы же будут основывать "Ссудосберегательную кассу" и первый "Русский банк". А он тоже нужен...

...В либерализме есть некоторыые удобства, без которых трет плечо. Школ будет много, и мне будет куда отдать сына. И в либеральной школе моего сына не выпорют, а научат легко и хорошо. Сам захвораю: позову просвещенного доктора, который болезнь сердца не смешает с заворотом кишок... Таким образ., "прогресс" и "либерализм" есть английский чемодан, в котором "всё положено" и "всё удобно" и который предпочтительно возьмет в дорогу и не либерал.
Либерал красивее издаст "Войну и мир".
Но либерал никогда не напишет "Войны и мира": и здесь его граница. Либерал "к услугам", но не душа. Душа - именно не либерал, а энтузиазм, вера. Душа - безумие, огонь.
Душа - воин: а ходит пусть "он в сапогах", сшитых либералом. На либерализм мы должны оглядываться, и придерживать его надо рукою, как носовой платок. Платок, конечно, нужен: но кто же на него "Богу молится"? "Не любуемая" вещь - он и лежит в заднем кармане, и обладатель не смотрит на него. Так и на либерализм не надо никогда смотреть (сосредоточиваться), но столь же ошибочно("трет плечо") было бы не допускать его..."
(В.В.Розанов "Опавшие листья").

Мне нравится юмор Василия Розанова, который говорит, одновременно, и совершенно серьезно, и высмеивает "либерализм" по заслугам. По-моему, юмор у Василия Розанова в разы сильнее, чем у знаменитого и мною уважаемого сатирика Михаила Задорнова. У Розанова очень "тонкий-интеллектуальный" юмор, как и, впрочем, у Задорнова тоже. Между ними в творчестве есть в чем-то какое-то совпадение...

Именно, Розанов ставит "либерализм" на свое законное место, как "сапоги" для Пушкина и для Моцарта, как "носовой платок" в заднем кармане, на который не молятся, и как великолепная корочка книги в издании величайшего Произведения, как "Война и мир" Льва Толстого, но только "корочка книги", ибо содержание книги-Произведения "западник-либерал" написать не может, и именно потому, что, по Розанову, "либерал "к услугам", но не душа...".
Вот в этом суть и разница между либералом-западником и славянофилом: метафизически-духовно, мировоззренчески и исторически!.. Но необходимо подчеркнуть и чрезвычайно важно заметить, что Василий Розанов утверждает не дуализм разных мировоззрений, а именно Синтез и сочетание одного и другого. Нечто подобное в современной России и происходит, если не одно НО... И это "но" есть то, что у нас если "либерал", то обязательно значит в "оппозиции" к власти, к Церкви, даже к самой России. Вот в чем проблема-то...

И вот кАк это описывает В.В.Розанов "об оппозиции":

"Вся русская "оппозиция" есть оппозиция лакейской комнаты, т.е. какого-то заднего двора - по тону: с глубоким сознанием, что это - задний двор, с глубокой болью - что сами "позади"; с глубоким сознанием и признанием, что критикуемое лицо или критикуемые лица суть барин и баре. Вот это-то и мешает слиться с оппозицией, т.е. принять тоже лакейский тон...
...Политическая свобода и гражданское достоинство есть именно у консерваторов, а у "оппозиции" есть только лакейская озлобленность и мука "о своем ужасном положении"..." (В.В. Розанов "Опавшие листья").

Не правда ли, современно сказано?.. Если бы не знал, что это написано ровно сто лет назад, то можно подумать даже, что сказано неким современным писателем...

Бармин Виктор   03.10.2013 21:12   Заявить о нарушении
"Вся русская "оппозиция" есть оппозиция лакейской комнаты, т.е. какого-то заднего двора - по тону: с глубоким сознанием, что это - задний двор, с глубокой болью - что сами "позади"; с глубоким сознанием и признанием, что критикуемое лицо или критикуемые лица суть барин и баре. Вот это-то и мешает слиться с оппозицией, т.е. принять тоже лакейский тон...
...Политическая свобода и гражданское достоинство есть именно у консерваторов, а у "оппозиции" есть только лакейская озлобленность и мука "о своем ужасном положении"..." (В.В. Розанов "Опавшие листья")

Да, очень современно, очень! Благодарю Вас за столь интересную беседу.
С уважением

Татьяна Денисова 2   04.10.2013 13:34   Заявить о нарушении