Задорнов

Н. ЗАДОРНОВ.

 Историю КПСС нам в Рижском летно – техническом училище преподавал полковник в отставке, бывший замполит, Н-ский. Очень интересный и умнейший человек. Он умел даже скучный свой предмет преподавать так, что мы слушали затаив дыхание и время урока пролетало незаметно. А в форме факультатива он организовывал встречи с интересными людьми, живущими в Риге.
 Жена Н – ского работала в городской библиотеке. Там же трудилась жена писателя В. Пикуля, которая, вероятно, помогла организовать встречу с этим уже известным мне тогда,- в начале 80х, писателем.
 Я познакомился с его творчеством случайно, когда мне попала на глаза книга из серии «Подвиг»- приложение к журналу «Юность». Книга называлась- «Богатство» и рассказывала о интересном и богатейшем крае нашего отечества- Камчатке. Надо сказать, что тема Дальнего востока интересовала меня еще с детства. Я зачитывался В. К. Арсеньевым. Его «Встречи в тайге», «По следу тигра» и особенно «Дерсу Узала» навсегда привили мне любовь к природе, животному миру, самобытным людям, живущим на отрогах Сихоте Алиня, по берегам Амура, в Забайкалье. Читал и перечитывал я «Последний из удеге» Фадеева.

 А вот абсолютным открытием для меня стала  «творческая», как их тогда называли встреча с писателем Николаем Павловичем Задорновым. Он жил в Риге с 1946 года. Прибыл по направлению Союза писателей  и Фадеева, бывшего тогда в нем руководителем, для «укрепления» русско – латышской дружбы.
 Оказалось, что я ничего не читал из многочисленных его произведений! А это был вышедший уже тогда шеститомник, куда вошли романы: « Амур батюшка», «Золотая лихорадка», «Далекий край», и целая трилогия « Первое открытие», «Капитан Невельской», «Война за океан».(впоследствии я, конечно же, приобрел выходивший в «подписных изданиях» этот шеститомник).

 Если в первых трех романах рассказывается, в основном о трудной судьбе первых переселенцев, шедших пешком, на лошадях, сплавлявшихся на плотах по Великим Сибирским рекам и затем по Амуру до его устья, встречавшим на пути голод и болезни, грабеж и издевательства местных чиновников. Людях, стойко переносивших жару, комаров и стужу, но встречавших на пути доброжелательность и интерес редкого местного населения – гольдов, удеге, нанайцев, живущего по берегам рек, озер, кишащих рыбой, промышлявших соболя и рысь, не боящихся медведя, но благоговеющих перед хозяином тайги- тигром или как они называли его- Амба. То в трилогии повествуется о великом моряке – землепроходце Г.И. Невельском, заслуги которого в исследовании Приамурья и Сахалина, в борьбе за выход страны к Тихому океану исключительно велики.

 « Личность Невельского, - писал впоследствии Н. Задорнов, - меня весьма интересовала. Он действовал как передовой человек, как патриот и мыслитель, который отчетливо видит будущее своей страны, находящейся в тесной связи со всеми великими странами, лежащими в бассейне Тихого океана. Его экспедиция, по своему значению была важнее всех до того совершенных  экспедиций на Востоке и Севере нашей страны».
 Кульминация романа «Война за океан»- Амурский сплав в 1854 году, благодаря которому было доставлено на Камчатку снаряжение, артиллерия, люди, организована Амурская эскадра и была проведена успешная битва с англо – французской эскадрой у берегов Камчатки. По свидетельству историков Россия взяла реванш за недавнее поражение в Крымской войне, навсегда затвердив за собой Камчатку, Сахалин и острова.
 Затем Н. Задорнов написал цикл романов о второй русской экспедиции. В Японию. Это романы «Цунами», «Симода», «Хэда», «Гонконг». В них повествуется о трудном путешествии адмирала Путятина в стремлении завязать добрососедские отношения с Японией.
 Но это было прочитано мной гораздо позже, а тогда меня больше взволновало то, что свою деятельность, как журналиста и писателя Н. Задорнов начал у нас на Южном Урале. В середине 30х годов он жил в Уфе, на ул. Аксакова, работал корреспондентом газеты «Красная Башкирия», а затем в г. Белорецке - корреспондентом газеты «Белорецкий рабочий». Там в Белорецке, в деревянном доме на высоком берегу заводского пруда он начинал свои первые наброски к будущим произведениям. С замиранием в сердце и волнении я слушал о поездках в Верхний Авзян, Кагу, о восхождении на самую высокую гору Южного Урала- Яман – Тау. О славных мастерах железного и горного дела, золотодобытчиках и прекрасной природе Белорецкого района.

 Я не посмел подойти и о чем то спросить писателя, но он мне запомнился как хороший рассказчик, очень живой и эрудированный.

 Когда я уже работал в Уфе, случайно, в киоске  увидел скромно оформленную книгу. Внимание мое привлекло не название, не автор, а издание. Мне оно показалось интересным и каким то родным. «Золотые родники», было написано и вдруг я прочел- Николай Задорнов. Могусюмка и Гурьяныч. Еще не подумав о авторе, я сконцентрировался на слове Гурьяныч.
 О знаменитом «Гурьяновском железе» я слышал ранее. Это был особым старинным способом приготовленный и производимый только на Белорецком заводе так называемый «ковкий чугун». Секрет его был давно утерян и остался только в воспоминаниях старых мастеров, как легенда. Я купил эту книгу.
 Это был знакомый мне Н. Задорнов! И это была книга о жизни Белорецкого завода  после отмены крепостного права. О поисках народного счастья, о бунтарстве и даже разбойничестве, о дружбе русских и башкир, прошедшей испытания еще в пору пугачевщины. И это был тот самый кузнечный мастер  Гурьяныч!

 Давно – в 1992 году умер Николай Задорнов, но часто по телевидению и с концертами в городах страны выступает его сын Михаил. Он стал писателем – сатириком.  Его выступления интересны, живы,  как и отец, Михаил подтянут и хорошо образован.  Можно по разному относиться к его творчеству, но меня  в нем привлекает не столько красиво и метко сказанное слово. Меня больше волнует его любовь к русскому языку,  его подвижничество и агитация к чтению книг. Настоящих книг. Напечатанных на бумаге.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир.
Я из произведений Николая Задорнова читал только "Амур батюшка".
Мне понравилось.
Но открыл я этого писателя, как не странно, только после того, как Михаил Задорнов рассказал о нём в своём интервью.
Помню, как Михаил вспоминал, что незадолго до смерти отца, он задал ему вопрос, с каких людей можно брать пример современной молодёжи. Николай Задорнов показал ему на книжную полку на которой стояли его произведения и произнёс:
- Вот эти герои мне нравятся. За них не стыдно.
С интересом,


Геннадий Стальнич   30.11.2019 23:59     Заявить о нарушении
Да, Геннадий. Советский писатель-классик прав. Вчитываясь в произведения, где описываются периоды освоения Востока и Азии в целом, узнаешь много интересного. И о природе, и о людях. Спасибо Вам за понимание.

Владимир Лыгин   01.12.2019 07:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.