Speak, speaker и speech, анг. - этимология

(Говорить, спикер и спич)


               
                На всей земле был один язык (САФА) 
                и одно наречие
                Бытие 11:1               



1) Кратко о состоянии английского общества в VIII-XIII вв.

а) Письменность и литература
Первые памятники с VII века, в VIII-IX в. исторические произведения и переводы с латыни на англосаксонский язык - Беда Достопочтенный «Церковная история англов», в V-X вв. делопроизводство велось на латинском языке. С XI по XIV вв. французский язык – государственный, территориальные диалекты английского языка оформились к XI вв., литература на английском языке возникла в XIV веке.

б) Роль церкви
Отдельные группы кельтов приняли христианство в III веке, но в ходе англосаксонского завоевания христианство пришло в упадок; на западе страны и в Ирландии сохранились немногочисленные монастыри кельтского варианта христианства (как сообщают источники, близкого к иудаизму).
Папа Григорий I Великий (590-604)  направляет в Англию группу бенедиктинцев под руководством монаха Августина, будущего святого и архиепископа Кентерберийского; понтифик поручил миссионерам организовать религиозную католическую жизнь на юге Англии. Цель - ограничить влияние кельтского христианства, руководители которого относились к папству с недоверием; миссия Августина имела положительный результат, но, в общем, положение христианской церкви в Англии в VII веке было очень неустойчивым.
В VIII веке церковь в Англии укрепляется, создаются диоцезы – церковные округа во главе с епископом; введение христианства отличалось длительное время терпимостью, в южных областях Англии оно было официально признано в 664 году. В середине VIII в. королевская власть уже освящается церковью, в правление короля Оффы (Мерсия) введена церемония помазания на царство и вручение королю атрибутов власти (традиция Библии), в грамотах появляется формула «король божьей милостью».

в) Оформление государственной системы
Нормандское завоевание Англии (1066) открыло новый период в её истории,  собственно английский этнос и язык начали формироваться после вторжения норманнов  во главе с Вильгельмом Завоевателем (10000 чел.); разноплеменное население страны (кельты, датчане, англосаксы – ок. 1,5 млн.) не смогли организовать сопротивление, страна на десятилетия была разорена.
Без финансово-налоговой системы не может существовать государство,  рациональная налоговая политика ведет к процветанию, однако передача монополии в сфере финансов и налоговой политики мононациональной элите всегда приводит страну к экономическому хаосу - коррупции, кумовству и гражданским войнам (факт, не учитываемый современной «национальной» властью). Правители, понимая опасность объединения власти и денег в одних руках, стали обращаться к евреям, имевшим развитую торговую инфраструктуру, финансовые средства, а главное – религиозно-социальную систему (Тору), принятую всеми народами. Евреи могли объяснить природные, экономические и общественные явления (высокий уровень грамотности) и помочь организовать жизнь в обществе по-божески, общественные отношения неизменно базируются на идеологии; еврейские общины всегда поддерживали центральную власть и не претендовали на исключительное положение в обществе.

После нормандского завоевания на острове возникла необходимость создания  юридической и финансово-налоговой системы обеспечивающей интересы владельцев земельных держаний, ленная система Англии позже была закреплена Солсберийской присягой (1086). Новым землевладельцам, нужны были  капиталы для обустройства и ведения хозяйства, королю Вильгельму – деньги, на содержание двора и военно-политические операции, а не налоги в виде натуральных продуктов. Для решения этих задач нужно было иметь людей с финансами, которые бы могли наладить товарно-денежные отношения и снабдить население страны деньгами, в старых англо-саксонских королевствах налогово-финансовая система была неразвита. Король Вильгельм (1066-1087) хорошо относился к евреям и привез их с собой, с целью создания денежной, налоговой и судебной системы, в 1066 г. много евреев из Руана (Нормандия) переехали на жительство  в Англию.

г) Парламент
Основу конституции Великобритании составляют несколько средневековых актов, важнейший из них - Великая хартия вольности (1215); ограничение прав короля (по хартии) – библейская система организации общества. В библейском Израиле была предпринята первая попытка, демократизировать общественные отношения путем разделения властей: судебная власть отдавалась в руки судей (шофтим), законодательной с правом Высшего Суда владел Синедрион (парламент), а исполнительной - царь, функции царя ограничивались Законом; эти общие правила (эталон) были заимствованы позже всеми европейскими народами.

В результате войны с  Францией (1202-1204) Англия потеряла Нормандию и ряд других областей, в 1205 г. разразился конфликт с церковью, папа Иннокентий III в 1208 г. накладывает на страну интердикт, в 1209 г. король был низложен папой, а его права на трон переданы французскому королю.  Король Иоанн Безземельный в 1210 г, обложил церковь и евреев налогами, полученные в 1210 доходы от евреев составили 66 000 марок (за последующие полвека таких сумм более не собирали); несмотря на это евреи поддержали его во время борьбы с баронами и городами. Неудачная внешняя и внутренняя политика короля привела к политическому кризису, в 1215 г. восстали бароны, их поддержала церковь и горожане, Иоанн Безземельный был вынужден подписать  Великую Хартию Вольности, которую отказался соблюдать уже в 1216 г., началась «баронская война» в ходе которой король умер.

Итак, мы подошли «вплотную»  ко времени формирований понятий speak, speaker и speech, к началу «парламентаризма» («родиной» парламентаризма считают Англию). Появился новый государственный ОРГАН, соответственно его задачи нужно было обозначить соответствующим термином, формируется понятие – «парламент», высший орган сословного представительства (англ. parliament, от parle (?) фр. – говорить (БСЭ)).

Вероятно, смысл слова «парламент» всё же содержит понятие защиты прав сословий; иврит - PAR (ПЭР)  занимать высокую должность + LI принадлежность + AM народ + EN (АНА, ИНИАН) давать ответ, исполнять просьбу, обсуждать вопросы.
Первоначально пэрами были все вассалы короны, позже только те, кто заседал в королевском совете; у ПЭРОВ 5 рангов (право заседать в палате лордов – по рождению), древнейшие - граф (800-1000) и БАРОН (1066), к ним относились  как крупные землевладельцы, так и мелкие. Крупные феодалы составляли – королевский совет, который с 1254 года трансформировался в палату лордов (или пэров, титул лорд – обращение к пэру), с этого времени мелких баронов перестали созывать на королевский совет.  Введенное в обиход понятие «парламент» составлено из слов иврита и ничего общего с французским понятием «говорить» не имеет; парламент не предназначен для ГОВОРЕНИЯ (хотя такая мысль высказывается во все времена, но это – ирония), а реально осуществляет представление и защиту интересов разных групп населения.
 Фр. p-ar-le = ПЭ рот + АРАА издавать возгласы + ЛЕ – принадлежность, предназначение; процесс говорения заключается в том, что ртом мы издаём различные звуки (возгласы); французское слово (истолкованное в БСЭ) не раскрывает смысл и функции  парламента.

2) Существующая этимология
а) Onlain Etymology Dictionary (перевод Гугл)
SPEAK говорить,
Старый английский specan , вариант sprecan "говорить" (класс V сильного глагола; прошедшем времени spr;c , стр. sprecen ), от прото-германской * sprekanan (см. Старая саксонская sprecan , Старый фризский spreka , Ближнего голландский spreken , Старый Высокий немецкий sprehhan , немецкий sprechen "говорить", древнескандинавского spraki "слух, доклад"), родственно с Латинской spargere "посыпать" (речь как «рассеяние» слов, см. редкий .) -R- начала выпадать. В поздно западных саксов и исчез к середине 12в., возможно, от влияния датской spage "треск", в сленге смысле «говорить» (ср. трещины на сленге чувства, связанные с речью, например, острить, крекер, все это трещины до быть ). Редкие формы вариант без -R- также находятся в Средней голландский (speken ) и Старый Высокий немецкий ( spehhan ). Не первичной слово "говорить" в старом английском («Беовульф» автор предпочитает ma;elian , от mae;el "сборки, Совет ", от корня Метан ", чтобы встретить;». ср. греческого agoreuo "говорить", первоначально "говорить в собрании" от агоры "сборка").

Судя по английской этимологии (Onlain Etymology Dictionary), термин SPEAK  появился в английском языке  после VIII века, т.к. в дошедшем до нас эпосе Беовульф (записан в VIII, сохранившийся текст от XI) для понятия ГОВОРИТЬ употреблялись другие термины. В поэме прослеживается влияние иудаизма, исследователи отмечают, что новозаветная литература не нашла отражения в тексте (Мельникова Е.Ф. Меч и лира. М., 1987). В то же время ветхозаветные сюжеты  представлены широко: легенда о сотворении мира, о потопе, миф о Каине и Авеле: «Создатель устроил сушу,… укрепил Солнце, и Месяц на небе… наделил жизнью тварей». Автор эпоса упоминает имена Бога: Вседержитель, Создатель, Предвечный (Эль Олам), Господь, Всевышний, Даритель славы, Судья Деяний; подобные имена типичны для иудаизма

б) SPEECH речь 
Викисловарь
Значение
Краткая приветственная речь на торжественном обеде, банкете и т. п.;
жарг. речь, разговор.
Этимология
Происходит от англ. speech «речь», из др.-англ. spaec, вариант spraec, далее из прагерм. формы *spraekijo, от которой в числе прочего произошли: др.-англ. spraec, spaec и англ. speech, нем. Sprache и др.

в) SPEAKER спикер
Onlain Etymology Dictionary (перевод Гугл)
«c.1300, «тот, кто говорит» агент существительное от «speak» говорите (ст.). Первый применяется к «человеку, который председательствует на собрании» c.1400, от англо-французского (конец 14 в.)».
Спикер (англ. speaker, буквально — оратор), председатель нижней палаты или однопалатного парламента, впервые должность введена в 1377 в Англии. Спикер организует собрание палаты, руководит прениями в парламенте, толкует правила процедуры, руководит должностными лицами палаты, официальный представитель палаты в отношениях с исполнительной властью.


3) Этимология иврита

Обратим внимание на английскую этимологию понятия SPEAK (см. выше), в ней прослеживается формирование понятия; староанглийское SPRECAN «потеряло»  букву R; SPRECAN превратилось в SPECAN, позже в SPEAK; выпадение произошло в XII веке (упрощение языка).
«Старый английский specan , вариант sprecan "говорить" (класс V сильного глагола; прошедшем времени spr;c , стр. sprecen ), от прото-германской * sprekanan (см. Старая саксонская sprecan , Старый фризский spreka , Ближнего голландский spreken , Старый Высокий немецкий sprehhan , немецкий sprechen "говорить", древнескандинавского spraki "слух, доклад"), родственно с Латинской spargere "посыпать" (речь как «рассеяние» слов, см. редкий .) -R- начала выпадать». Редкие формы вариант без -R- также находятся в Средней голландский (speken ) и Старый Высокий немецкий ( spehhan ).

а) SPEAK говорить (корневое понятие)
Исходное древнее слово - SPRE+CAN 
SPRE = иврит - СИПЕР говорить, разговаривать, рассказывать;
CAN = иврит – КЕН правильный, правильно; основа, фундамент.
Таким образом, очевидно, что смысл понятия SPRE+CAN  – говорить правильно, КАНОНИЧЕСКИ; т.е. используя язык БОГА, высшего авторитета в литературе того времени; слово однозначно составлено из корней еврейского языка. 
Вариант
Иврит – SPE+A связка +K = САФА язык, речь + К подобие; т.е. речь. 

б) SPEECH торжественная речь
Любая торжественная речь должна содержать МУДРУЮ МЫСЛЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СОВЕТ, НАПУТСТВИЕ;  спич – это заранее продуманное высказывание на определенную  тему, наиболее эффективно на слушателей действуют короткие притчи, интересные факты из истории, ссылки (сопоставление), высказывания признанных деятелей искусства и философов.  Итак – «мудрая мысль», где же она графически размещается в английском слове SPEECH?

SPE+ECH = иврит САФА язык, речь + ЕЦА совет, мудрая мысль, замысел; т.е. речь содержащая мудрую мысль, какой-то философский смысл.

Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. Транскрипция
«Транскрипция английских слов еврейскими буквами отличается от Т. французской и системы итальянской лишь в тех согласных и гласных, которые имеют в английском языке особое произношение. Мягкое C передано посредством (букв) ШИН (Ш), ЦАДИ (Ц); CH = КОФ (к), ЦАДИ (Ц)».
Процесс был обратный, иврит консервативный язык (сакральный) – он НИЧЕГО не ЗАИМСТВОВАЛ (сотня слов всего, предположительно), слово Бога изменить нельзя, но его надо донести до масс, прибегали к транслитерации, писали еврейские слова латинскими буквами (меняли алфавит, а смысл оставался); перед нами, очевидная транслитерация, перевод двух понятий иврита  в латинскую графику.
 
в) SPEAKER спикер (тот, кто говорит)
SPE+A+KER = САФА язык, речь + КАРА знаток Библии, читать, звать, созывать; образует с другими словами понятия – созывать собрание; громко кричать; освобождать, протестовать, выражать неудовольствие, зачитывать, диктовать; очевидна связь термина с функциями СПИКЕРА.

Таким образом, на данных примерах прослеживается факт заимствования лексикона сакрального языка, что очевидно отражало стремление власти и духовенства к ЕДИНЕНИЮ этноса (государственности) составленного из различных племенных групп, на основе ПРОГРАММНОГО документа - Библии. Европейские христианские языки формировались на базе лексикона иврита, еврейское (сакральное) слово писалось латинскими буквами, при этом оно «подгонялось» под фонетику региона путем изменения отдельных звуков (букв). В новообразованных терминах выражалась какая-либо мысль, понятие о предмете или явлении, несколько корней иврита в таком случае соединяли и получали составное понятие, которое уже принадлежало языку формирующейся иудеохристианской общности, или проще говоря – к современным языкам.

Господь: «Сойдем же, и смешаем там язык их (СЕФАТАМ – от САФА), так чтобы один не понимал речи (СЕФАТ от САФА) другого» (Бытие 11:7).
Может, не ТУДА идем, а посему и Господь  НЕ ДАЕТ ПОНИМАНИЯ речи другого???
 


Рецензии