Критические заметки по Мастеру и Маргарите

...Нельзя оставить без комментариев упоминание у Булгакова ««Закона об оскорблении величества...». Михаил Булгаков, сделав безымянного автора «Романа о Понтии Пилате» профессиональным историком, мог бы обстоятельнее поинтересоваться, что же это за закон. Даже в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона», - которым часто пользовался Булгаков, - в статье «Тиберий» сказано: «Орудием борьбы с действительными и мнимыми врагами Тиберий избрал возобновленный при Августе закон Аппулея об оскорблении величества (lex Appulei a de m a iestate). К кровавым политическим процессам стали прибегать во всех случаях, когда нужно было погубить знатного, умного, честолюбивого, независимого или просто богатого человека». Не трудно догадаться, что бездомный бродяга из дальней провинции совсем не очень похож на жертву такого закона. К тому же в «Словаре Брокгауза» этот закон назван не совсем верно. При желании, Булгаков мог узнать более правильный перевод названия закона с латыни на русский: «об оскорблении величия римского народа». «Оскорбляли величие» только римские граждане, никак не подсудные Малому Синедриону... (В «Евангелии от Матфея», как и в других канонических евангелиях, Понтий Пилат вообще не считает Иисуса Христа преступником…)

Можно восхититься умению Булгакова влиять на читательское восприятие! Вспомним, как погубленный критиками мастер рассказывает Иванушке о своем разговоре с Берлиозом:
«Не говоря ничего по существу романа, он спрашивал меня о том, кто я таков и откуда я взялся, давно ли пишу и почему обо мне ничего не было слышно раньше, и даже задал, с моей точки зрения, совсем идиотский вопрос: кто это меня надоумил сочинить роман на такую странную тему?»
После таких слов уже мало кто станет серьезно задумываться о том, зачем сам Булгаков пишет о Понтии Пилате. Чтобы осудить такой порок, как трусость? Но тогда бесстрашного Левия Матвея следовало показать иначе…

«– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита…»
Лунный месяц короче солнечного, поэтому «двенадцать тысяч лун» быть никак не может. Сидит он там, примерно… двадцать три тысячи пятьсот лун. (19 солнечных годов соответствуют 235 лунным месяцам. Этот 19-летний астрономический цикл, получивший название «круг Луны», известен очень давно. А Понтий Пилат «отсидел» примерно 19 земных веков или 100 «кругов Луны».)

«Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана». 
Благодаря Булгакову читатель легко может представить себе, как молодой и отважный Понтий Пилат защищает римские земли от нападения звероподобных германцев. Читателю и невдомек, что битва при Идиставизо была частью карательной экспедиции против германцев, боровшихся с Римом за право жить по своей воле на своей земле… Об этом сказано в знаменитых Тацитовых «Анналах», которые Булгаков не читал… По крайней мере хочется надеяться, что Булгаков этой книги не читал: в противном случае его упоминания о германцах выглядит совсем уж подлыми…
Тацит пишет о том, как за два года до битвы при Идиставизо римляне провели первую карательную акцию против германцев:
«Чтобы разорить возможно большую площадь, Цезарь [Юлий Цезарь Германик] разделил рвавшиеся вперед легионы на четыре отряда и построил их клиньями; огнем и мечом опустошил он местность на пятьдесят миль в окружности. Не было снисхождения ни к полу, ни к возрасту; наряду со всем остальным сравнивается с землею и то, что почиталось этими племенами священным, и прославленное у них святилище богини Танфаны, как они его называли. Среди воинов, истреблявших полусонных, безоружных, беспорядочно разбегавшихся в разные стороны, ни один не был ранен».
В битве при Идиставизо с Марком Крысобоем могли биться германцы, чьи близкие погибли в той резне, так что их ярость можно понять… Германцы тогда потерпели поражение, но они заслуживают лучших слов, чем те, которыми помянул их Михаил Булгаков. И римлянин Тацит очень достойно отозвался о вожде германцев Арминии:
«Это был, бесспорно, освободитель Германии, который выступил против римского народа не в пору его младенчества, как другие цари и вожди, но в пору высшего расцвета его могущества, и хотя терпел иногда поражения, но не был побежден в войне».

Работая над романом Булгаков использовал множество источников, иногда весьма своеобразно переделывая их.
Например, бал мертвецов уже был в русской литературе: "Встреча через триста лет" А.К. Толстого. Там во главе бала французский рыцарь Бертран в доспехах пятнадцатого века. А когда вампир Варенуха "наводит" Геллу на Римского, это напоминает "Вий" Н.В. Гоголя. Но это мелочи...
Один из важных источников: древнерусский апокриф "Хождение Богородицы по мукам". Булгаков, скорее всего, пользовался изданием: "Памятники старинной русской литературы" ( вып. 3, СПб., 1862). Есть современные издания, например: "Памятники литературы Древней Руси: XII век." - М.: Худож. лит., 1980. - С. 166-183.
В "Хождении" рассказывается, как Богородица, увидев муки грешников, стала умолять Бога смилостивиться над ними. Она долго просила об этом, вместе с ней просили ангелы и праведники... И Господь сказал грешникам:
"Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете - поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего Отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас, - я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте Отца и Сына и Святого Духа".
Булгаков этот текст "переосмыслил": для грешников, временно избавленных от мук, нечистая сила устраивает бал. Воланд лукаво говорит: "Никогда и ничего не простите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!"
А Заступница просила у Бога милости для грешников.
...О "Хождении Богородицы по мукам" рассказывает Иван Карамазов в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Но там есть одна неточность: Иван путает Великий четверг с Великой пятницей...

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:
 
1. Тацит П. К. Анналы. История. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
2. Володоморов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М: Наука, 1987.
3. Тиберий / Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона // http://www.vehi.net/brokgauz/
4. Хожение Богородицы по мукам // Памятники литературы Древней Руси: ХII век.-  М: Художественная литература, 1980, стр. 166-183


Рецензии
"Мастера и Маргариту" я читала в 1979 году, помню точно. Что в нем понравилось? Шутки Воланда и компании над нашими дураками. Как в "Крокодиле". Я ждала, что же дальше. И не могла понять, зачем над Маргаритой такое глумление. Она вроде положительный персонаж. Так я думала. А эти фантазии на евангельские темы - одна тоска. Ни к селу, ни к городу! Ни атеизм, ни религия. Даже не сказка.

Разве через это можно прийти к вере? Хотя неисповедимы пути Господни.

Алла Каледина   08.11.2018 10:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алла.
Мне тоже нравятся главы с Воландом и членами его свиты и сатира, а ершалаимские главы не люблю.
Что касается Маргариты: нечистая сила ничего не даёт даром, да и за ветвистые рога мужа она должна была как-то заплатить...
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   09.11.2018 10:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.