17. Компьютерная психологическая зависимость ч3
Интернет-зависимость возникает тогда, когда людям необходима социальная поддержка, которой им недостает в реальной жизни. Такое может произойти, если человек испытывает трудности в установлении взаимоотношений с другими людьми: например, его/ее охватывает непреодолимая робость в общении с представителями противоположного пола; он/она не может правильно преподнести себя, знакомясь с новыми людьми; у него/нее имеются такие нарушения речи (например, заикание), которые делают общение затруднительным; наконец, трудность установления "живого" контакта может быть обусловлена заниженной самооценкой личности.
Кроме того, люди начинают предпочитать общение через Интернет, когда они не получают эмоционального одобрения в семье или когда их семейная жизнь рушится. Исследования показали, что возрастание числа разводов и Интернет-зависимость взаимосвязаны. Кроме того, можно установить прямую связь между степенью депрессии и Интернет-зависимостью.
Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке, пользуются Интернетом, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности. Таким образом, можно заключить, что Интернет-зависимость возникает при различных формах дезадаптации человека в реальной жизни. Необходимо сказать и о том, что все возрастающая доступность Интернета приводит к появлению новых по содержанию бредовых идей и других психических расстройств. С другой стороны, Интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск, выражая мнения, резко противоречащие мнению других людей (о религии, абортах и т. п.). В реальной жизни Интернет-зависимые не могут, открыто высказать свои мысли даже близким знакомым и супругам. В киберпространстве же они могут говорить прямо, не боясь отвержения, конфронтации или осуждения. Ведь собеседники в Сети являются менее досягаемыми, а идентичность самого человека, вступающего в общение, может быть замаскирована.
Наряду со всем этим, Интернет может являться источником глубоких личностных переживаний: общаясь в Сети, люди могут устанавливать дружеские отношения, влюбляться, ссориться и даже заключать виртуальный брак. Иногда переживаемые чувства столь глубоки, что человеку трудно справиться с ними, а это еще больше затягивает его в киберпространство. Так Сеть становится настоящей паутиной, которая очень заманчива и опасна.
Говоря о зависимости человека от пользования Интернетом, надо подчеркнуть: не все согласны с тем, что Интернет-зависимость может быть классифицирована как отдельное заболевание. Приверженцы данной точки зрения считают, что, если бы не существовало Интернета и компьютера, те же самые люди были бы маниакально увлечены другими информационными источниками - телевидением, радио и т. д. Они утверждают, что необходимо, прежде всего, обратить внимание на особенности личности людей, считающихся Интернет-зависимыми. Возможно, что эти люди уже страдали какими-либо психическими расстройствами, спровоцировать более яркие проявления, которых мог не только Интернет, но и любой другой информационный источник.
Сторонники этой точки зрения отрицают существование психических расстройств, вызванных пользованием Интернетом. Однако они согласны с тем, что длительное пребывание в Сети может весьма заметно сказаться на психологии пользователя, его поведении и привычных реакциях. Привычка к передвижению по гипертекстовым ссылкам может повлиять на навыки чтения текстов подряд. Общение с виртуальными собеседниками, появляющимися так же внезапно, как и исчезающими, пользование такими системами коммуникации, как e-mail и ICQ, которые предполагают возможность отсрочки ответа, несомненно, накладывают отпечаток на особенности общения с не виртуальными собеседниками, на поведение при контакте, на манеру и стиль разговора. Кроме того, сетевое общение имеет свой особый язык, наполненный жаргонизмами, нуждающимися в специальном переводе. Поэтому человек, злоупотребляющий общением посредством Интернета, может обнаружить, что с каждым разом ему все труднее излагать свои мысли на бумаге или в разговоре.
Разумеется, не нужно бояться, что, пользуясь Сетью, наши ученики могут оказаться в ряду Интернет-зависимых. Важно, чтобы в их жизни помимо Интернета были и другие источники общения, которые бы обогащали их внутренний духовный мир и вносили в него яркие положительные эмоциональные переживания.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213022500031