19. Психологические проблемы компьютеризации
Гораздо хуже дело обстоит с исследованием влияния компьютерных занятий на психику, индивидуальные особенности личности и поведение человека. Публикаций на эту тему пока немного, к тому же, внимание исследователей зачастую концентрируется лишь на исследовании возможных негативных последствий таких занятий. Тем самым проблема неоправданно сужается, теряется возможность более объективного подхода к анализу и оценке различных аспектов и последствий взаимодействия человека и компьютера. Тем более что это негативное отношение охотно подхватывают, усиливают и внедряют в общественное сознание СМИ, играя на естественном страхе человека перед новым, вызванном вторжением в человеческую жизнь сложных технических средств. Таким образом, в обществе, а, значит, и у отдельных его представителей формируется необоснованный страх перед компьютером, и возникают различные, часто неоправданные опасения.
Между тем ясно, что последствия взаимодействия с таким сложным, наделенным возможностью давать «очеловеченную» обратную связь объектом, каким является компьютер, весьма многогранны и не могут быть только негативными. Поэтому нам представляется весьма важным выяснить, как реально влияет длительное «общение» с компьютером на человека, как изменяются качества его личности и его поведение, выявить различные, как негативные, так и позитивные аспекты и последствия этого влияния.
Всё вышесказанное обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая заключается в реализации системного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов) к раскрытию общепсихологического смысла феномена использования информационных технологий АДС в профессиональном обучении, исследованию его закономерностей. Принципы системного подхода стимулируют изучение включённости индивидуальных качеств и особенностей личности в функциональную структуру деятельности педагога во всей полноте ее измерений.
При этом мы исходили из гипотезы, согласно которой особенности личности будущего педагога не только определяют качество и эффективность учебного процесса с использованием АДС, но и выявляются и видоизменяются, т.е. формируются под его влиянием.
Отсюда вытекает цель работы — определить и исследовать сочетание качеств личности обучаемого и технологии АДС, при которых этот процесс формирует позитивные личностные изменения и выработать рекомендации по предотвращению и/или компенсации негативных последствий длительного общения с компьютером. Достижение поставленной цели осуществляется путём решения ряда взаимосвязанных задач, представляющих самостоятельный интерес:
- разработка комплекса методик для изучения психологических аспектов использования информационных технологий (АДС) в профессиональной подготовке педагогов и обоснование его эффективности;
- изучение особенностей личности студентов педагогических специальностей, определяющих эффективность их деятельности в процессе длительного использования автоматизированных диалоговых систем в обучении и самообучении;
- выявление условий и психологического механизма формирования негативных и позитивных изменений качеств личности обучаемых при широком использовании технологии АДС в учебном процессе;
- разработка рекомендаций для практических психологов и педагогов по предотвращению негативных психологических последствий для обучаемых в технологии АДС.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213022700343