Начальник Чукотки -2. ч. 6. Арбитражные страсти

        Ну вот, наконец-то я собрался писать продолжение  моих приключений на моей Чукотке. Всё как-то откладываю, занимаюсь другим делами и увлечениями. Если бы не лень, я был бы лучше самого себя. Это называется «не трудоголик».  Живу по принципу - «необходимо и достаточно». К моему сожалению,  а может и моих читателей, в моих описаниях этот принцип  тоже соблюдается. Уж слишком лаконично привык  излагать  события  на бумаге. Осталась во мне  привычка чиновника  всю жизнь работать с документами,  в которых  нет необходимости рисовать красками и озвучивать музыкой.

А между тем, всё это можно красочно и звучно изобразить, обладая необходимым и достаточным словарным запасом и практикой писательства, чтобы этот словарный запас не остался у тебя в запаснике невостребованным –  в памяти.
        Ну ладно, хватит философствовать - пиши дальше. На чём остановился?
А! – «необходимо и достаточно…»
 

        Ну,  дак вот:  в то время, в 1962 году, 21- летнему, только что назначенному начальнику ж.д. станции было крайне необходимо, засучив рукава и, набравшись решимости, привести станцию в рабочее состояние.
 
  Прежде всего,  решил я, надо растормошить своих. Всего по штатному расписанию на станции работалио 22 человека.  А грузовыми операциями,  непосредственно с клиентами, получающими грузы, занимались всего три человека.
Собрал я  свой огромный штат грузовых работников  из двух опытных весовщиков и товарного кассира и расспросил каждого, как это они умудрились завалить  грузами всю станцию так, что и выгружать больше некуда. Почему не выполняют в своё рабочее время свои обязанности по контролю  за складированием,  своевременной вывозкой прибывших грузов, составление актов и других первичных документов о нарушениях и т. д.
Что мешает, какие предложения?

Весовщики – Иван Александрович, сам бывший начальник небольшой ж.д. станции и крупная  флегматичная женщина  Валентина Ячнева-  бодро  и весело всё свалили  на бывшего начальника.  Дескать, он попустительствовал и почти   мешал им работать. Смотрят на меня блаженно и  чуть не ждут от меня сочувствия. Товарный кассир  Сима,  по виду убогая  монашка в платочке  с постным лицом и интонацией  святой  праведницы, молвила, что первичные документы от весовщиков не поступали, а то бы она ободрала клиентов  до нитки.  Она это умеет.


        Впечатление такое, как будто они готовились к  экзаменам и,  причём,  хорошо готовились. Знали,  что это вопрос будет задан.  Хоть ставь пятёрку. Я даже опешил от наглости.  Решил  тогда поглубже копнуть.

   -  И что же нам с вами делать?  Давайте советоваться. Вы  всю клиентуру знаете,  я ещё нет.  Теперь  прежнего начальника сняли.  Никто не мешает навести порядок.  С чего, всё-таки,  начнём?

        Как-то вяло  они  отреагировали  на призыв с чего-то начать, а  Иван Александрович,  позёвывая,   вдруг  заявил :
- Вы начальник,  вам и решать!

        Возникла тяжёлая пауза,  все ждали, что скажет начальник. А я и в самом деле растерялся от  такого показного безразличия.   
            И тут меня прорвало:
- Так  мне что?  Напомнить вам ваши  должностные обязанности?  Или  мне надо всё время стоять у вас над душой?  Иван Александрович!   Вы завтра работаете?  С утра  садитесь на телефон,   обзванивайте клиентуру и заставляйте вывозить груз.   Называйте суммы штрафов хоть с потолка, но чтоб им было страшно!   

     Не понравилось им, что их не похвалили. Дружно, дуэтом, с подголоском Серафимы подняли  гвалт:
       – Да я…!, да мы…!.
        Иван Александрович:
      - Я сам начальником станции Балтинка работал, вы ещё будете меня учить, как работать!...


        Когда немного успокоились, я  им объявил:
      - Пока вместе со мной не наведёте порядок на выгрузочных площадках, теперь, уважаемые,  будете работать не через день по одному, а каждый день по  двое. Нужен результат – грузы срочно должны быть вывезены для приёма других грузов.   Вызывайте клиентов предъявляйте им суммы расчётов  и штрафы.   С более проблемными  буду вести переговоры я сам.  Но начинайте вы. И чем скорее управитесь,  тем скорее просмотрим, по какому графику будете работать  в дальнейшем. В конце рабочего дня будете мне докладывать, что сегодня уже сделано для наведения порядка.   
        Выслушали внимательно,  оглушённые  вердиктом.


        Однако,  Иван Александрович нашёлся:
       - График работы без печати месткома будет не действителен, а у нас печати нет, как нет месткома, - и развел руки в сторону,   покачивая головой вверх-вниз и вытянув губы, как  для поцелуя.  Примерно так, но менее дипломатично, обычно показывают  крупную потную фигу с большим ногтем на большом пальце.

       - Будет вам печать!, - слегка взорвался я,  а пока  что  напишите  все трое объяснение, почему вы не выполняете свои обязанности.

    Это совсем расстроило их и они ушли обсуждать действия нового начальника.


        На следующий день я подготовил график работы всех работников станции и вскоре, поехав в Пензу, заверил его печатью профсоюзного комитета отделения дороги. На вывешенный график с голубой печатью, как на диковинку,  ходили любоваться все остальные работники станции. В коллективе, особенно дежурные по станции,  мои действия одобрительно обсуждали.

        Весовщики затревожились, на работу непривычно стали ходить по новому  графику, но и кое-что начали предпринимать для пользы дела. Смотрю: потянулись машины на станцию,  начали вывозить уголь, брёвна.

  В Пензе зашёл к начальнику юридического отдела  Якерсону  и проконсультировался, как оформить и подать в арбитраж иск на клиентов. Попутно он заметил мне, что начальники станций очень редко подают такие иски на клиентуру.   Не очень хочется  конфликтовать с клиентурой.

Через 15 лет с этим милейшим невысокого  роста  Якерсоном Борисом Семёновичем – начальником юридического отдела я довольно тесно и продуктивно  несколько лет работал в качестве начальника грузового и коммерческого отдела в Пензенском отделении  дороги. Отдел мой организовывал и контролировал работу  сорока двух грузовых станций и, в частности,  в плане коммерческой работы следил и за предъявлением штрафных санкций клиентам. 

         Вернувшись, монашке Серафиме для начала дал задание сделать расчёт для претензии к местному филиалу Райпотребсоюза, месяцами не вывозившего грузы со станции.
Наконец, подготовил претензию и через Якерсона оформил иск в областной арбитраж собственно на головного монстра - Облпотребсоюз, поскольку наш Райпотребсоюз  был их подразделением.

Нет нужды объяснять, что в советские времена самым значительным в глазах народа, общественности и власти являлся этот гигант влияния - "Облпотребсоюз", обладатель  и поставщик  дефицитных товаров  со всеми его складами,  базами и  магазинами с задними дверьми для избранных высокопоставленых покупателей.

      Огромна и монументальна   были его значимость в жизни области, так же как монументальным и огромным оказалось телосложение юриста  Календовского, представляющего оппонирующего представителя Облпотребсоюза по моему исковому делу.  Мне стало что – то нехорошо, когда  он, появившись с опозданием,    боком протиснулся в дверь кабинета арбитражного судьи,  вальяжно и не спеша прошёлся до стола,  раскидывая носки ботинок в стороны,  грузно уселся на два стула напротив меня и только потом  небрежно поздоровался  с арбитром:

        -Здрасте, Марьванна! 
 
        Та расцвела всем телом:
-Здравствуйте…,- ещё долго не смогла погасить счастливой улыбки,  наверное от того, что он всё-таки её заметил.

Я в жизни не видел таких огромных евреев. Где же он достал такую одежду? Наверное, у него свой портной и сапожник... . Чем же его кормят? Между тем, монстр повернулся ко мне своим крупным лицом,  увидел меня  и спросил:
        -А это у нас кто?, - как будто не ожидал здесь ещё кого-то увидеть, положил руку на стол и начал  постукивать по нему толстыми пальцами. Я  коротко представился.

        -Ага, Юра, значит. Ну? Что у тебя, Юра?

Мелькнула мысль - кто главный?  Он или, всё-таки, арбитражный судья? Кто открывает заседание?  Я посмотрел на неё, она взглядом подтвердила, что надо отвечать на вопрос.

        Я кратко объяснил суть претензии.  С собой  я  взял тарифное руководство, Устав ж.д.,   расчёт сумм претензии. Перед  Календовским  же не было никаких бумаг. О претензии, как я понял,  он ничего не знал или делал вид.
 
И, тем не менее, когда я кончил, он,  барабаня сосисками по столу, уверенно  вымолвил:
-А ничего платить мы не будем! -и свернул для убедительности в дудочку толстые губы.

       Я обомлел: кто здесь решает, он или судья? Посмотрел на Марьванну- та уткнулась носом  в бумаги.

      - Почему?, - спрашиваю.
      - У вас нет оснований, вы совсем обнаглели.


Словом, пока я далее  подробно излагал положения Устава и тарифного руководства,  а также  конкретные основания размера  нанесённого станции ущерба, Календовский делал вид, что меня не слушает и ему очень скучно и не интересно.   Поддержки судьи моим аргументам я не услышал. После паузы    она вместо оппонента  начала со мной спорить,  правда уже не об обоснованности претензии, а  несоразмерности предъявляемой суммы  нанесённому станции размеру убытков.


          Впервые участвуя в таком суде, я начал совсем терять остатки хладнокровия, волновался  и уже не верил, что чего - нибудь добьюсь. Судья  явно стояла на стороне оппонента и отстаивала его интересы,  излагая вместо него  возражения.  Затем,   иссякнув,  она замолчала и стала смотреть на Календовского.

    Тот, прикрыл глаза, как будто уснул. Осталось только всхрапнуть.

     «Неужели это я его так убаюкал? Зря я сюда припёрся», тоскливо подумал я.

      И вдруг судья  неуверенно, как бы боясь разбудить Календовского, произнесла:
      - Ну-у... . Соглашаться  на половину, наверно, можно... .

      - Ладно, - проснувшись, вдруг ответил  он.  Оказывается, он не спал.

Взволнованный, я сперва не понял, что одержал победу. Половина суммы – это очень много. Но самое важное - прецедент. Уж если я этого наказал, остальные будут послушны. На этом примере теперь я смогу держать всех клиентов в руках.

       Когда вышли, Календовский хлопнул меня по плечу:
      -Не унывай Юра, пойдём пивка хряпнем?
       Что-то мне не захотелось хряпать с ним пивка после общения с ним. Тошнота ещё не прошла.

 
Якерсон  Борис Семёнович  дал высокую оценку выигранному делу и обещал для  общей пользы привести пример всем начальникам станций. Попутно  охарактеризовал  Календовского, как весомого юриста в области. Ну, про его вес он мне мог и не говорить. Килограмм под двести будет.

Кстати,  его сын, бывший начальник  железнодорожного ОРСа,   под стать папе по весу и хватке, сейчас является владельцем нескольких магазинов в Пензе. А у него  тоже два хомяка выросли очень не худые. Думаю, не сгинут в нищете.  Яблочко от яблоньки… . Ну, что же? Это естественно. Наследственность. Эволюция. Борьба видов…. Толстые выживают худых.

       С руководителями  организаций, получающих грузы, я довольно быстро нашёл общий язык, все оказались покладистыми и никто не отказался срочно вывезти груз, но и вывозить особенно некоторые не спешили,  каждый искал оправдание типа: «Манька дома, а Ваньки нет»  или наоборот. Я делал вид, что понимаю их проблемы, но предупреждал, что грузы больше принимать не буду.
      -Ну и не надо! Мне ещё на год этого угля хватит, -наглели некоторые.

      Таким сразу по счётчику, в смысле по мозгам:
    - ЗаплАтите, как заплатил Сафонов, только побольше. На вывоз срок - два дня.

        Директор  филиала  Райпотребсоюза  Сафонов, рыжий и хитрый, как лис,  после проигранного дела стелился шёлком, со всем со мной соглашался,  но вывозил  грузы медленно – всё  равно проиграл,  не буду же я  повторно предъявлять иск. А товары продавал прямо со станции, как всегда, только чуть побыстрее обычного.  В конце концов, я ему пригрозил, что дам телеграмму в министерство о запрете приёма  вагонов в адрес этого клиента. И показал ему образец такой телеграммы, под грифом «Адрес 72».  Через неделю он весь груз вывез.

  Так пришлось познакомиться и повоевать  с каждым получателем.   Все грузы были вывезены. Вскоре с большинством из них сложились хорошие рабочие отношения.
 
  А на станции только и разговоров было - как быстро управились с неуправляемыми клиентами. Особенно хвалился  Иван Александрович, как лихо и оперативно он заставил вывезти пиломатериал. Я его при всех похвалил и вернул прежний график работы весовщиков, как обещал. Радости его не было предела. И я радовался, что он доволен. Мы жили семьями  в одном доме и вскоре подружились, хотя они уже были пожилые. Особенно приятна в общении  была  его жена, которая быстро нашла общие хозяйственные интересы  с моей молодой Клавой. 

  Первый опыт успешной работы оказался  стартовым для моего дальнейшего быстрого продвижения по службе.


Рецензии
Доброго дня!

Очень и очень понравились Ваши воспоминания о железной дороге,как я понял - немалая часть Вашей жизни...

Мне всегда нравилась железная дорога.. Может быть потому,что я много ездил в жизни на поездах и никогда не задумывался над тем - кто переводит стрелки и почему машинист не ищет новых путей...

Из детских воспоминаний остались такие вкусные, плоские котлетки в сухариках, когда 5 суток с бабушкой ехали из Иркутска в Воронеж...

А на той Вашей железной дороге, оказывается столько всего много, как в организационно структурном плане, так и в чисто техническом... А ещё у меня , так сложилось, что никогда не было больше двух подчинённых. Разбаловался...

У меня остались от прошлой авиационной жизни различные наставления и справочники, например НИАС-78 Наставление по Инженерно Авиационной службе в ВВС, это документ для технарей и инженеров, кто занимался эксплуатацией авиационной техники, замечу, что не только на земле, но и в воздухе (борт механики, техники, инженеры). Всё прописано настолько, что если выполнять, то никогда не посадят в случае, например катастрофы. Кстати, там была классификация лётных происшествий, начиная от понятия предпосылки к лётному происшествию, поломки, аварии (когда восстановить нельзя)и наконец, самое страшное - катастрофа, когда есть погибшие. Были ещё градации, кто, когда и сколько спустя суток после умер - целая наука...

А тут мне попалась ИНСТРУКЦИЯ по Вашему ведомству. "По движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза СССР" Небольшого, карманного, как наш ВВСовский НИАС, небольшого формата и небольшого объёма - 264 стр. Утверждена 30 января 1964г. заместителем Министра путей сообщения Н.Гундобиным, а подписана Главным инженером Главного управления движения МПС - И. Зубовым.

Я не знаю, какие чувства у Вас вызовет Моя рецензия и соответственно приведённые ссылки и некие отступления в область руководящих документов, однако предполагаю, что при Союзе была стройная,регламентированная и выверенная СИСТЕМА, безопасности людей, в первую очередь и будь то в ВВС ила на ЖД...

Дай Вам Господь крепкого здоровья и успехов во всём.

С уважением, Дмитрий!

Дмитрий Ансеров   15.10.2017 17:53     Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий, Вы правы. Железная дорога- государство в государстве, живущее со своим УСТАВОМ (главный документ), регламентирующий взаимоотношения железной дороги с клиентурой и пассажирами , т.е со всей остальной страной. Главная служба, в которой я работал 25 лет-Служба эксплуатации или движения,– «движущая» и руководящая.
Она использует в своей работе средства эксплуатации, которые ей предоставляют все другие службы- , путейцы, , локомотивщики, вагонники, связисты , СЦБисты, энергетики , снабженцы, средства восстановления, гражданских сооружений, и массы других вспомогательных служб со своими зданиями мастерскими погрузо- разгрузочными механизмами и устройствами, депо, складами и т.д. Сопутствующие ж.д.- прокуратура, охраны, милиции, лечебные, образовательные, культурные и т.д. Больше половины не назвал.
У службы движения (начальники станции и его движенцы) должны знать главные инструкции: ПТЭ, Инструкция по движению, Инструкция по сигнализации. Знать так, чтоб от зубов отскакивало. Последняя также является законом и для СЦБистов. Начальник станции должен также знать все допуски и инструкции вспомогательных служб в части их обеспечения движения и безопасности движения. На четырёх станциях я работал начальником и каждых год сдавали экзамены к которым готовились серьёзно.
Обеспечивать работу станций по работе с клиентурой возложено на отдел грузовой и коммерческой работы. Главные руководства: УСТАВ, правила перевозок грузов, сухогрузов и наливных и ещё миллион всяких правил по работе товарных контор и инструкций по перевозке: перевозке крупногабаритных, контейнерных, хладотранспорта, скоропортящихся, химических, негабаритных и взрывоопасных, воинских, и т.д. и т. д
При этом отдел обеспечивал связь с охраной, милицией, транспортной прокуратурой, сов. и партийными органами, Народным контролем, прессой и др. СМИ.
Я руководил на Пензенском отделении этим отделом на 42 грузовых станциях. (Техническое обеспечение коммерч. работ на станциях, учёба, ревизорский контроль, коммерческая безопасность, планирование перевозок, юридическое сопровождение коммерческих споров, оперативная работа по грузовым операциям –сокращения простоев вагонов, развитие механизации и строительство грузовых объектов и т. д.)
Думаю, что угодил Вам в кратком описании этой восхитительной железной дорогой. Вкалывали, конечно, на совесть. Как и большинство в стране.

Юрий Смирнов 3   17.10.2017 14:49   Заявить о нарушении
Весьма рад тому, что после этих "жерновов "остались живы и без инфаркта...Дай Господь и дальше крепкого здоровья...

Дмитрий Ансеров   17.10.2017 19:03   Заявить о нарушении
Спасибо, и Вы не болейте. Однако, я работал ещё 22 года на "гражданке". Жернова меня только закалили.

Юрий Смирнов 3   17.10.2017 20:21   Заявить о нарушении