Нокаут 1

               

Отдел кадров.

Время летит очень быстро,оно проходит мимо нас вдаль и его уже не вернуть.Время  отсекает периоды,которые,как кирпичики или обработанные камни укладываются в фундамент будущей жизни.Они имеют свой размер,математический вес,ценность,значение и качество.Первый такой период,когда закончили десятилетку и получили аттестат зрелости.Так же быстро пролетели три года учёбы в превосходном Таллинском мореходном училище ММФ и мы получили свои дипломы в 1958 году.

Первый диплом - учебный мы получали после государственных экзаменов в ТМУ ММФ(Таллинское мореходное училище министерства морского флота),но он один не давал ещё права занять рабочую должность на мостике морского судна.Для этого нужен был главный диплом, который назывался рабочий или морской и его получают вслед за первым.Для этого за время учёбы, после каждого курса,для нас,лучшим образом,была организована морская практика  на морских судах в море и мы получили после окончания ТМУ сразу оба диплома.

Первый рабочий диплом назывался – штурман малого плавания. Нам предстояло плавать, служить,работать,и последовательно,по набору стажа,морской практики и квалификации,  менять морские дипломы на более высокую категорию и идти к диплому капитана морского грузового судна.

Вся  организация подготовки кадров,условия жизни и быта,и вся окружающая обстановка казалась сказочно совершенной и была окрашена в светло- розовые  тона.Нас ждали  прекрасные  морские суда различных типов,классов и категорий.
Мы были подготовлены  к работе по самой современной методике,которая была на уровне лучших в тех временах.

В ответ на всё это так и хотелось сказать, – спасибо, нашей партии и правительству,и нашему трудовому народу.За нами стояло великое,прекрасное и,заботливое,как мать, государство,которое гордо называлось СССР.

Однако в жизни не так всё просто.В этом году состоялось два выпуска дипломированных кадров: сначала был последний выпуск с  приёмом в училище после 7-го класса,и они заняли все рабочие места,а через три месяца состоялся наш первый выпуск с приёмом после 10-го класса.В это время для нас рабочих мест уже практически не осталось и примерно половина нашего выпуска была направлена в рыбную промышленность.

Самых цветущих,красивых,хорошего роста,веса и всего другого выпускников,пароходство оставило себе,а всяких других,худых и бледных,по впечатлению-  шкетов отправили куда подальше в рыбную контору.

Такая ситуация сложилась во всех средних мореходках страны.Мы совершенно не знали,что нам делать в рыбной промышленности,потому что у нас не было ни одного часа занятий и ни одного дня практики на рыболовных траулерах.Само наименование РП (Рыбная промышленность) вызывало состояние,близкое к потере аппетита перед обедом.И это ещё не всё.

Основу рыболовного флота в то время составляли СРТ (средний рыболовный траулер) и далеко не каждый моряк может работать на таком траулере физически. Для работы на палубе траулера необходимы полноценные,хорошего веса,роста,силы и выносливости,моряки,ибо основная работа там именно на палубе в общей бригаде с матросами, независимо от должности.

Особенно в большом затруднении оказались мальчики со слабой физической кондицией.У меня вес был менее 60 кг и рост 166 см.А рядом со мной стояли ещё три мальчика,у которых и этого не было.Таких,низкорослых,худых и бледных,сомнительно было вообще выпустить на палубу траулера,ибо их там нужно привязывать или держать,чтобы ветром не сдуло и волной не смыло.А,если он возьмётся за сетку с рыбой,то такой может булькнуть вместе с ней в море.
 
Кроме того на СРТ такая стремительная и ударная качка, что выдержать её нужны особые качества,которые имеются далеко не у всех.

Конечно, знать бы такое наперёд,никто бы из них не пошёл учиться в ТМУ ММФ,в которую конкурс был 8- 12 человек на место,и мы всё прошли до конца,как первый сорт.
А сейчас нас выкинули,как никому не нужных и бросили в толпу второго сорта.А уже в этой толпе мы могли тянуть только на третий сорт.

Когда мы пришли в контору «Эстрыбпром»,то на улице стояли толпы штурманов,почти со всей страны.Сюда же присоединились толпы военных штурманов,которых Хрущёв Н.С. уволил сразу после окончания военных училищ.

Мы весь день стояли на улице в очереди,как раньше за хлебом или солью,в кабинет отдела кадров,но в этот день туда попасть не удалось.Ночлега и денег у нас почти не было.

На следующий день мы стояли снова и толком не могли понять ничего: зачем,куда и почему. Кадровик начал комплектовать палубный состав траулеров вместо матросов штурманами до 50%.

Мне уже было ясно,что эти три легковесных мальчика и я с ними были совершенно непригодны для работы на СРТ,где основная работа была с сетями и на рыбе,на скользкой палубе в бригаде ломовых и мощных рыбаков.

Мы не были рыбаками,мы готовились на грузовые торговые суда,где основная работа  была с карандашом и линейкой у штурманского стола,и хорошей математикой в голове.Сейчас мы стояли в очереди на траулер,потому что нас послали там стоять.

Ребята,которые закончили рыбную мореходку и всегда были вторым сортом,три года изучали промышленное рыболовство и проходили практику на СРТ.Они сейчас здесь,естественно,были на порядок выше нас,которые с ТМУ ММФ.

Для нас это была полная катастрофа.Такого крушения всех надежд и всего смысла в жизни сразу после выхода из дверей мореходки не ожидал никто.Мы были,как после нокаута от хорошего удара в морду или,как утопающие,которых только что вытащили из воды и пытались откачивать.

В церковь тогда не ходили и пожаловаться или попросить помощи было негде.

Я стоял безо всякого понятия,в очереди,в голове всё,как в тумане от безысходности, и дошёл за день до кабинета кадровика,который был чуть больше собачьей будки.Тот дал мне направление 3-м штурманом на СРТ- 4589.

На СРТ- 4589.               

СРТ- средний рыболовный траулер- очень малое судно,но этот был новейший траулер, превосходной немецкой постройки.Он выполнил первый рейс,и только что прибыл из Северной Атлантики с хорошими деньгами.План был выполнен на 150%.

В рубке всё новенькое: современные приборы: радар,гирокомпас,визуальный электронный,чудо техники, радиопеленгатор и прочее.На борту и рубке красовался номер судна-4589,а это серия 45,самая новейшая,а это уже как- то меняло дело.

Помещения отделаны деревом в стиле евро тех времён, камбуз, салон- столовая, небольшая баня, вода, каюты и всё судно в отличном порядке.

От впечатления всего этого момента я начал приходить в себя и как то пытался оправиться от этой катастрофы,которая постигла меня и моих однокурсников.

На судне меня приняли безо всяких лишних разговоров,к вечеру все ушли по домам,а меня оставили на вахте.Это значило,что мне было вверено на полную ответственность действующее морское судно,хотя и небольшое.

После всех волнений я,с большим желанием кинулся приводить в порядок штурманское хозяйство,особенно морские карты,которыми давно никто не занимался.Картами были заполнены все ящики стола.Работу я знал прекрасно,и её было очень много.

Один мой знакомый штурман просто подписал все эти карты и пошёл спать.Проблем у него потом не было.Но у меня было другое понятие,я хотел показать работу.

На судне остались три матроса,чисто- рыбаки тех времён,которые жили на судне,и они сидели с подругами в кормовом кубрике.Ночью один матрос,потом другой,поднимался ко мне в рубку и приглашал в кубрик за стол посидеть.Увидев перед собой полного дурака,он вразумительно, почти по слогам разъяснял, - кофе,торт,пирожные,колбаса,сыр,рыба… Если желаете,коньяк пол рюмки…Если желаете,можно и тётку попробовать…

В то время жизнь ещё была тяжёлой и после курсантской столовой,в основном макароны,это был царский стол.Что касается тётки,то я,как худой и бледный,и в связи с этим,очень стеснялся.Засмеют и всё,тем более,если ничего не умеешь.
А женщины там были в полной кондиции и напоминали породистых кобыл.

От такого изобилия у меня палуба зашаталась под ногами и потолок поплыл в сторону,но я отказался и не пошёл к ним в кубрик и продолжал работать в рубке.

Внизу пьяные матросы с подругами были счастливы и веселы,у них был заслуженный праздник,  после тяжёлого и долгого рейса,c большими деньгами,конечно,всё это в порядке вещей.Разговоры,рассказы,анекдоты, смех и визг довольных женщин.

В уставе службы чётко было записано,что употреблять спиртные напитки на судне запрещается,но все считали,что это написано только в уставе и для самого устава,и выполнять всё это никто не собирался.

Я спускался в салон и взял там оставшийся небольшой кусок сухого батона и кипяток из чайника.Чая и сахара там не было,ибо это тогда было ещё по норме.

Электропитание судна было с берега,свой дизель- генератор не работал и в такой тишине мне были слышны все разговоры моряков,из которых многое было познавательным и поучительным, как по работе в море,так и по жизни.

Один матрос рассказал,как однажды к нему пристали хулиганы на улице и потом бежали от него,когда узнали,что он из УМРЭ.Так называлась тогда контора: Управление морских рыболовных экспедиций.Это что- то напоминало– умереть,а умирать,естественно,никто не хочет.Позже наименование конторы менялось,но это было самым впечатляющим.

Часа в два ночи шум гулянья в кубрике увеличился и его услышал проходивший дежурный  порт- надзор,и он сделал мне замечание.
         
Я тогда,по глупости,спустился с рубки и прикрикнул на них сверху,чтобы там вели себя хорошо.Сначала возникла полная тишина от удивления.Какой- то шкет,там наверху чего- то пискнул.

Здоровый матрос,кряхтя и чертыхаясь,вылез из кубрика и полез по наклонному трапу наверх ко мне,-

Ну, щас.
Я его выучу.
А то неученый ишооо…

За ним полезли ещё два таких же.

Это были тяжёлого веса,широкой кости,мощной ломовой силы,налитые сталью мышц,классически типичные того времени,палубные рыбаки траулера.

Наверху,у входа в кормовой кап стояла «муха».Это так меня называли из- за легкого веса,в кружке по боксу,в который я ходил раз десять в мореходке, чтобы чему- нибудь научиться, но это было очень запоздалым.Там уже были городские ребята с разрядами и даже мастера спорта.

Они там ловко били мне по морде,а сами так же ловко ныряли под мои перчатки.Там же я понял,что у меня совсем нет, какого-либо,решающего удара.

Володька Яковлев,чуть сильнее меня,всю тренировку работал против меня и никогда не упускал себе удовольствия,обычно в конце,нанести мне сильный и ошеломляющий удар в морду, чем злил меня невероятно.Я ждал следующую тренировку,чтобы изловчиться и дать ему сдачи, хоть не по правилам,но,как следует.Там черт с ним.Но так и не вышло.Он имел чутьё и нырял под мои перчатки.
 
Я его хорошо запомнил и в мыслях постоянно мечтал хорошо ему врезать,как- нибудь,за всё это.Поэтому долго готовился и примерялся.Нужен был резкий,как молния,точный удар в глаз, чтобы он потом был заметным фингалом с синим и фиолетовым оттенком.
В общем удар у меня был готов для Володьки,но вот его,и случая такого ещё ещё не было.

Матрос, цепляясь руками за поручни трапа,почти вылез наверх и вышел в позицию,когда его физиономия была на уровне прямого удара и будто бы просила в морду…
Очень трудно отказать,когда очень просят,а морда геометрически вышла в положение мишени.Такой момент упускать было нельзя...

Матрос на мгновение застыл на месте и отпустил поручни трапа, затем схватился за глаз и тяжело рухнул по наклонному трапу вниз на своих товарищей.Этот удар я готовил для Володьки,но тут подвернулся вот этот.

Внизу площадка была тесной и эти три пьяных матроса там заклинились в куче и долго не могли встать и разобраться.Но разобрались и,с кряхтением,по всякому заползли обратно в кубрик.

Я понял, что порядок на судне наведён и ещё час корректировал в рубке карты.
Наверх больше никто не полез,моя позиция наверху была лучше,а на тесном наклонном трапе было и развернуться негде.В общем они уже нагулялись и спать было пора.
    
Это был лучший удар в моей жизни.Технический нокаут.
У меня были стычки потом в портах,на танцах или после танцев,но лучший удар был именно этот.Силы и веса не было,и только надежда на точность в глаз и копировать молнию.

Утром первый на судно пришёл старпом,Виталий Червяков,рослый,полноценный состоявшийся мужчина.Он тоже с ТМУ,но более старшего выпуска,а в последствии знаменитый начальник экспедиции.Старпом сразу принялся меня отчитывать,-

Первый раз вижу.
Так избить за ночь всех матросов.
Ходят,как мухи.
Работы полно…
 
Когда мы с ним разговаривали,то он смотрел на меня откуда- то сверху,потому что я едва доставал головой его плеча.Получалось,как будто учитель отчитывает младшего школьника.
Я хотел ему сказать,что муха,это я,а матросы тянут на буйвола или быка,но он только отмахнулся от меня рукой.

Тот сильный и цветущий матрос,с фингалом вокруг глаза,вдруг первый подошёл ко мне и невероятно красиво извинился,-

Товарищ штурман!Извините!
По пьянке перебор был.
На своих полез.
Больше такого не будет.

Мы пожали друг другу руки и на этом инцидент закончился.

Я был удивлен,увидев такое владение собой и добродушие настоящего состоявшегося мужика, который в двух словах уладил всю ситуацию и забыл про удар в морду.Этот матрос мог одной рукой уложить эту муху,если зацепит.

А я до сих пор ничего не забыл про Володьку и хотел дать ему в морду. Гораздо позже,лет через сорок,я встретил его в лесу с корзинкой с грибами.Сразу рука зачесалась,- дать ему в морду сейчас.Но он был с женой тут и в руке корзинка с грибами.Тогда мне показалось,что это будет как- то неприлично,да и грибы рассыплет.

Позже мне не приходилось больше вот так наводить прядок на судах,хотя ситуации подобные были.Достаточно было спокойно выйти на палубу или в коридор судна,как порядок тут же восстанавливался сам собой.

А на этом судне мне было как- то неловко перед людьми.Матрос приглашал меня на кофе и торт,а я дал ему в морду?
 
А потом моё присутствие на этом судне было более,чем сомнительным.Таких полно в коридорах конторы.Почти точно,что я не смогу тащить сеть,может только держаться за неё.А вот таких мощных матросов не так много и без них судно вообще не сможет работать.

Да и вообще всю ситуацию я сам и спровоцировал,вякнул сверху не подумав и не то,что надо. Конечно,никто не выдержит,тем более пьяные.А потом уже пришлось наводить порядок в экстремальной ситуации.И вообще это были очень способные и сильные физически ребята, очень нужные и необходимые на таких судах и ещё более добродушные  характером.Забыли всё это и больше не вспоминали.

Но главным во всём этом то, что порядок на судне был наведен,а остальные-  вопросы
второстепенные.

Мне одному было ясно,что для наведения порядка на судне не нужны рапорта,собрания, лекции,суды,прокуроры или милиция,и всё им подобное.Пока придёт милиция с прокурором, судно уже сгорит,или утонет.Для этого вполне достаточен,всего один,мгновенный и точный удар в рыло.Но бить надо первым и наповал.Через  секунду будет уже поздно.

Удар в рыло выполняется в секунду и понимается любым человеком в ту же секунду.
Это много дешевле,чем,например,сгорит или утонет судно,да ещё вместе с экипажем.
      
ТР «Нарвский залив».

В 1974 году большой,современный,транспортный рефрижератор первой категории «Нарвский залив» стоял на сказочно красивом рейде порта Лас Пальмас. Мы всегда заходили в этот заманчивый порт,с его чарующей южной погодой и всем другим великолепием,чтобы отоварить там свою валюту.

Такого множества уютных магазинчиков с русскими именами и их приветливыми продавцами, думаю,больше нигде и нет.Это был лучший наш порт,в котором можно было купить все необходимые вещи для дома и семьи.

Такой рефрижератор,можно сказать плавучий порт в море,был на контроле главка и обеспечивал работу района промысла,и без него будет сбой работы всего флота.

Когда я, после окончания заочно КТИРПИХ,заикнулся,чтобы попасть на что- либо подобное,то начальник,сделав кислую гримасу,заявил,что ему «извозчики» не нужны,их и так полно,и показал мне на дверь кабинета.Нужно рыбу добывать и пахать  на траулерах.

Капитаном на рефрижераторе «Нарвский залив» был наш однокурсник с параллельной группы, лучший и успешный изо всех нас в работе и службе после ТМУ.Это был почти идеального плана современный капитан,успешно окончивший КТИРПИХ и имеющий многолетний опыт и практику. Внешне красивый и состоявшийся мужчина с элементом элегантности,выше среднего роста, серьёзный и умный.Капитан был объективно высокого класса и категории,и он имел все права и возможности для управления и командования таким судном.

На этом судне,при изобилии дешевого спирта в порту Лас Пальмас,как и на многих других судах началась выпивка или пьянство.В одной из кают,моряки разлили спирт на пол каюты и один из них чиркнул спичкой,чтобы не протирать его тряпкой.Спирт вспыхнул,загорелась каюта и затем огонь распространился дальше.

Среди всего классного и отборного экипажа не нашлось никого,кто бы мог снять с переборки огнетушитель и погасить,сначала небольшой очаг пожара. Все были пьяными и не способными к борьбе за живучесть судна.

Сам капитан,по его словам,вызвал по рации спасательные буксиры и силы порта, и покинул судно вместе с экипажем.Сгорела вся надстройка судна и остался один обгорелый корпус, была и гибель людей.

Такие убытки, технические и коммерческие человек не может оправдать и компенсировать в течение всей своей жизни.Урон хозяйству страны и урон себе- запредельный.

Пожары на судах почти неизбежны, ибо это- человеческий фактор в основном.В практике других моих знакомых штурманов все пожары удалось потушить, когда они ещё не начинались.

В отделе флота конторы сидели бывалые капитаны и разводили руками,- как такое могло быть. А всё спирт и одна спичка.

Я бы им сказал,что надо было делать,но видел,что они не поймут.


                Альберт Шаров.

    


Рецензии