Вятские биармы
'У иноземцев в Вартах описуют, подобно как в Вятках повествуют - аки бы в старые годы во правду некогда бывало, что вятское гражданство противу Серпа воевало, сице ополчаюся против изверженной морем рыбы-скоты жители некого города Варты, люди видом тела быть малой породы и к тому ж еще знатно дураки и уроды'.
В этом пояснении речь идет о сравнении вятчан с жителями иностранного города Варта, воевавших с морским чудовищем по имени Серпа (искажение от слова "нерпа" - северный тюлень). Вероятно, такой анекдот возник на основе существовавшего в 18в. Вятского предания с упоминанием далекого заморского города Варта. Это предание явно перекликается с рассказами арабов о промысле морских животных на крайнем севере.
Ибн Фадлан (922г.) передает рассказ царя Волжских булгар о великане с севера: 'Я перевез его в свое местопребывание и написал к людям Вису, - а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, - спрашивая их о нем. Они же написали ко мне, извещая меня, что этот человек (муж) из (числа) Яджудж и Маджудж, а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, между нами и ими помещается море, на берегу которого действительно они (находятся), и они, подобно скотам, совокупляются друг с другом. Аллах могучий и великий выводит для них каждый день рыбу из моря, и вот, приходит каждый из них, и с ним (имеется) нож, и отрезывает себе от нее столько, сколько достаточно ему и достаточно для его семьи. Если же он возьмет сверх того (количества), которое их удовлетворяет, то заболит живот у него, и также у его семьи заболят животы, а иногда он умирает и умирают они все. Когда же они возьмут от нее (рыбы) то, что им нужно, она поворачивается и уходит в море. Итак, они каждый день этим живут. А между нами и ими море, (которое находится у них) с одной стороны, а горы, окружающие их, с других сторон, и преграда (стена) также поместилась между ними и воротами, из которых они обычно выходили'.
Расстояние в три месяца пути (около 2000км) упоминается дважды: сначала - от Булгар до Вису, а затем - от Вису до страны Яджудж и Маджудж, под которой арабы понимали отдаленные северные местности. От Булгара по Вятке и С.Двине до Варангера как раз 2000 км. Столько же от Булгара до устья Печоры. От него до Варангера с учетом плавания вдоль берега примерно столько же. Поэтому реальные расстояния близки к упомянутым, если текст понимать несколько иначе: три месяца пути в первом случае - это протяженность всего Нукратского пути купцов от Булгара до пределов досягаемости купцов-биармов (о расстоянии от Булгара до Вису см. ниже). Итак, народ великанов жил на крайнем северо-востоке Скандинавии и занимался промыслом крупных морских животных (что нам известно также из саг). Описанное местоположение точно соответствует п-ову Варангер: с одной стороны море, с другой - горы, а приходят они (в С. Двину и далее в Биармию) через 'ворота' - узкую часть Белого моря. Описан также случай выброса на берег крупной 'рыбы' и ее оприходование местным населением. В лубке необычная для обывателей срединной России 18в. ситуация превратилась в сатирическую насмешку, а великаны - в карликов-уродов. Обратим внимание на небольшую крепость в верхнем правом углу картинки: вероятно, это и есть городок Варта, очень похожий на замок Вартахаус на крайнем севере Норвегии. Именно с его стороны подходят к морскому чудовищу воины вооруженные мечами, копьями и огнестрельным оружием. Остальные люди более похожи на селян с вилами, ухватами и мапригодными для "баталии" предметами быта. Впрочем, воевать с выброшенным на отмель животным не требовалось, поэтому шли с подручными орудиями.
Другой араб Гарнати (сер. 12в.) добавляет подробности: 'А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и [ее жители] покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи (гарпуны), то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы, которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море. Выходят жители Йура в море на судах и отрезают [мясо] от ее боков, а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море меч, берет от рыбы долю'.
Здесь говорится о покупке жителями страны Йура (на побережье океана) гарпунов для охоты на китов и других морских животных. Под Югрой в данном случае можно понимать Ортинское городище в устье Печоры (вероятно, имевшие связи со скандами). Торговцы Вису поставляли им железные изделия, а получали взамен меха и рабов. Оплата пленными-рабами говорит об этническом (и социальном) отличии хозяев Югры от соседнего населения. Описана ситуация, когда животное, преследуемое хищником (касаткой), выбрасывается на берег и становится легкой добычей, что как раз соответствует сюжету лубка. Торговлю с Югрой осуществляли купцы страны Вису, 'где водятся бобры'. Это замечание подтверждает наше отождествление Вису с Вяткой, так как по финно-угорски (удмуртски) бобр зовется 'ват', а Вятка произносится как 'Ватка' - то есть, Бобровая река. От вятчан-вису и были записаны арабские сообщения о северных странах. Фадлан был издан на русском в 19в., а Гарнати - только в 20-ом. Поэтому заимствование из арабских текстов сюжета в лубочном издании 18в. невозможно. Гарнати также приводит такой факт: 'И привозят к ним купцы эти мечи и коровьи и бараньи кости, а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль'. Тут неправильный перевод или пересказ. Речь идет о костях животных (бивней мамонтов и китовом усе), продаваемых для поделок, вероятно, скандинавам, вывозившим с севера в Европу эти косные останки. Гарнати дает описание внешнего вида купцов Вису.
'Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета (лица), с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед". Летом (на судах) в Булгар купцам Вису было запрещено входить по двум причинам: из опасения неожиданного нападения и для пресечения прямой торговли с арабами. Внешность и привычки пить ячменный самогон (водку), ходить на лыжах и носить льняные одежды, еще более сближают вису с северными народами, и особенно с вятчанами. Обратим внимание на следующие моменты. У народа Вису была переписка с булгарами уже в нач. 10в. и, следовательно, доставка корреспонденции, вероятно, через торговые караваны. Фадлан повторяет одинаковый рефрен о 'грязных тварях Аллаха' и прочем в отношении и русов и великанов Яджудж и Маджудж, но не отождествляет их между собой, а также с Вису. Правда, только русов он видел лично и потому описал подробно. Их внешность довольно хорошо совпадает с описанием Гарнати купцов Вису (спустя 200 лет). Вообще, характер внешности и деятельности Вису близок к русам. Гарнати прямо указывает, что лучшие собольи меха вывозят с севера купцы Вису, а именно торговлей соболями отличались русы-артанцы. Поэтому можно еще раз уверенно отождествить торговых людей Вису с особыми Вятско-Камскими русами. Вису также привозили с севера рабов, что еще более сближает их с русами.
Ибн-Хаукаль и другие арабские географы упоминают три вида Руси, один из них - Арсания или Артания: 'Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо они убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. И вывозят из Арсы чёрных соболей, чёрных лисиц и олово и некоторое число рабов'.
Итак, Вису - это особые северные русы, артанцы у арабов и биармы у скандов. Можно заметить, что Арта и Вису не встречаются вместе у одного автора. У Гарнати есть Ару, но не Арта. Правда, он писал позже других арабов, к 12в. ситуация могла измениться: южная часть Артании-Биармии к этому времени вошла в сферу влияния булгар, сохранив за собой отголосок прежнего имени. О статусе Ару и отношениях к Вису Гарнати прямо не пишет, но какая-то связь между ними явно просматривается.
'Между ними (Вису) и Булгаром месяц пути. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров'.
Месяц пути - это около 600 км, что с учетом трассы (переправа через Каму была возле Елабуги) указывает как раз на Вятские городища в устье Моломы. В приведённом выше отрывке Гарнати сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди пьющие напиток из ячменя едят мясо белок и бобров. Исходя из этого сопоставления, становится ясно, Вису и Ару расположены в близком соседстве, точнее, в бассейне одной реки Вятки. С некоторыми основаниями можно конкретно отождествить Ару с Чепецкой арх. культурой. Множество костей бобров на ее городищах говорит об охоте на этих животных и использовании их в пищу. На самой Вятке культурный тип населения 9-12в. был близок к Чепецкой, но отличался заметным влиянием Именьковской культуры.
Пару слов об этнической принадлежности биармов-Вису и Югры (под Югрой обычно понимают территорию между Печорой и Обью). По изучению названий и археологии городищ ученые не пришли к определенному мнению по этому вопросу. Недавно были открыты городища на нижней Оби 11-13в., которые оказались очень близки к пермским (коми-пермяцким и Прикамским) того периода. Можно полагать, что некий народ вел освоение края в направлении из Прикамья на восток через Печору к Оби. Судя по археологии, это были люди не только финноугорского и пермского происхождения, но также отчасти северо-европейского.
В тексте Гарнати говорится, что булгарские купцы сами возят товары к Вису, очевидно, это происходило летом. Булгарские купцы доходили только до середины Вятки, это место можно считать южной границей Вису-Арты. Артефакты ограниченного проживания булгар на севере обнаружены на Ковровском городище в устье Моломы (город Колын-Вятка), на Солдырском городище на верхней Чепце (Иднакар) и на Вятском городище в Чердыни (верхняя Кама). Более основательное поселение с мусульманским могильником - Рождественское городище на р.Обве (Каргадан в Джагфар Тарихы на притоке Камы). Таким образом, названные городки входили в страну Вису, точнее, располагались вдоль ее южной границы. При этом, между ними и булгарами существовала буферная зона - территория протоудмуртов и протомари.
Интересно, что в фольклоре обских угров (Югра) есть предание о людях приходивших к ним с запада: "Это были русые и рыжие, черноволосые люди с бородами, серыми, карими и черными глазами", занимавшиеся скотоводством и земледелием, а на севере - оленеводством. Они походили на Мось-нэ (своих), но отличались от них языком. Мис-махум (Коровьи люди) занимались торговлей: ходили торговать на Нижнюю Волгу, где были "царские города", и привозили на Обь шелк, шлемы, щиты и стрелы'.
На иллюстрации: лубочная картинка, карта Биармии и макет городища Иднакар.
Свидетельство о публикации №213030501468
Биармия, Бьярма, Парма и тд
Бойков Игорь 26.03.2013 11:30 Заявить о нарушении