В жизни ничего нет случайного

           Его Величество Случай или В жизни нет ничего случайного.

Жизнь есть непрерывная цепь событий,
в которой одни события предопределяют
и подготавливают другие.
                Автор
   
               
       Вечер, 13 января 2013 года. Как быстро летят дни. Вот и ещё один светлый зимний день, со слабым морозом и позёмкой канет в вечность…

       Вспомнился другой памятный вечер. Это был вечер старинного русского романса, концерт, состоявшийся теперь уже в далёком для меня 1996 году на сцене старого актового зала Школы Искусств. Включаю компьютер, ставлю диск. Слушаю и думаю: романс – это жанр, поющий о любви, о разочарованиях, о страсти любящего сердца, обо всех оттенках этого чувства…

       Раньше, в юности, да и позже, я стеснялась петь о любви. Мне казалось, другие слушают и думают, что певица, наверно, сама не однажды пережила романсовые сюжеты.…Нет, речь не о тех, что в зале - родители, учащиеся, преподаватели, любители. Они знают, сколько времени я отдаю школе, детям. Они никогда не видели меня на тусовках, в ресторанах, поскольку,  полностью была занята своей профессией, школой, вокалом, хором, самодеятельностью...

       Нередко чудом приходилось совмещать эту нагрузку с отдыхом, хотя бы ради того, чтобы хорошо звучал голос. Ведь вокал не терпит переутомления, усталости, большой нервной нагрузки. 

       Это фантастика (вокальная педагогика говорит о невозможности заниматься вокалом без педагога) но, тем не менее, занимаясь в одиночестве, я достигла неплохих результатов в работе над своим голосом.

       Оглядывая взором весь мой долгий вокальный путь с позиций сегодняшнего дня, вспоминая отзывы и признания коллег «по цеху», могу дать некую скромную визуальную оценку своему исполнению: приемлемый тембр, владение дыханием, ровный голос на всём диапазоне, «на месте» дикция, музыкальность, фразировка…

       Конечно, вовремя прозвучавшие искренние слова, вроде: «Вы – настоящая певица», «Вы – лучшая певица в районе», сказанные коллегами мне, не знавшей «звёздной» исполнительской славы, поддерживали, окрыляли и вдохновляли на дальнейшее совершенствование.

       Выступление  на профессиональной сцене музыкального училища им. Римского-Корсакова, на других сценах в г. Санкт-Петербурге и в районных концертах также постоянно стимулировали меня находиться в необходимой вокальной форме.

       Какое счастье, что на моём профессиональном пути встретилась Ирина Валерьевна Одарчук – талантливая пианистка, педагог, концертмейстер и хороший человек! Для неё не существует сложностей в чтении с листа* нот почти любой трудности, и мы могли репетировать с ней столько, сколько было необходимо. Кстати, и сейчас мы - коллеги по сайту. Она – автор, пишущий прозу, прозу в стихах, композитор, создающий музыку для фортнпиано

       Ирина – прекрасный концертмейстер, поддерживающий и чутко следующий за исполнителем: вокалист ли это, хор, солист - инструменталист, ансамбль.

       …Звучат следующие романсы, и мыслями я снова на этом концерте с Ириной за роялем на сцене того маленького школьного зала. Зубов, «Побудь со мной»; Кейль-Сурин, «Нет, нет, не хочу!»; Фомин - Подревский, «Вечера забытые», «Дорогой длинною»… …

      Мысль об аудиозаписях концертов возникла с появлением в продаже портативных магнитофонов. В то время я приобрела их в школу для проведения уроков музыкальной литературы. Помните,  модели «Юность», «Русь»…Это было так удобно: не нужно вручную   переносить в филиалы тяжёлый кассетный магнитофон или проигрыватель с граммофонными пластинками…

      Однако, записи на них, увы, не сохранились: «День ли царит» на стихи Апухтина, «Я ли в поле да не травушка была» П.И.Чайковского... Как жаль...

      На смену им пришли видеомагнитофон и видеокассеты, видеокамера… Они активно использовались в постоянно проводившейся в школе и вне её концертной деятельности нашей детской школы искусств (ДШИ).

      В школе за 13 - 15 лет творческой деятельности записано 33 видеокассеты. На них концерты учащихся и преподавателей, экзаменационные выступления учащихся инструментальных классов, хореографии, хорового класса, выставок художественного отделения, юбилеи школы.

      К сожалению, недолгим оказался век видеокассет. Со временем началось их разрушение: фрагментами терялось изображение... Записи на них нужно было срочно переносить на более устойчивый и долговечный носитель. Такого ателье в нашем маленьком городке нет и поныне, и не найти мастера, который взялся бы за эту сложную и кропотливую работу.

      Помог его величество Случай. Я позвонила в интернет-кафе, находившееся в Доме быта, где мне назвали телефон компьютерных дел мастера – асс, который может всё. Набираю телефон некоего Саши.

      Подсознательно работает мысль: Саша… Учился у нас в ДМШ** способный пианист Саша Коротков, а за ним – его младший брат Вася... Оба с отличной природной пальцевой беглостью.  Способнейшие ребята... После окончания школы оба окончили «компьютерный» факультет в одном из ВУЗов в г. Санкт-Петербурге...
 
      Васиными услугами мы пользовались, когда в нашу школу, первую среди ДШИ района, в 1995 году был приобретён компьютер. Сашины следы тогда терялись в сфере компьютерного обслуживания от Любани, до Тосно и Питера.
 
-  Алло!
-  Алло!- послышался приятный баритон в трубке.
-  Вы Саша?
-  Да.
-  Вы - Саша Коротков? – наудачу спрашиваю я.
-  Да, я
-  А я - Вера Калиновна.
-  Да?! Вера Калиновна?! - с изумлением воскликнул Саша, - Здравствуйте, Вера Калиновна!
-  Здравствуйте, Саша!..

      Отозвался Саша мгновенно. В этот же день он приехал ко мне домой, устроил профилактический осмотр компьютера с попутной его корректировкой и согласился перевести записи с некоторых видеокассет на DVD-диски.

      Поначалу он совершенно отказывался от оплаты за работу, на что я тоже категорически не могла согласиться, т.к. приблизительно знала уже о трудоёмкости её, требовавшей, кроме того, большой затраты времени, точности и скрупулёзности.

      Иначе, как на «Вы», несмотря на его возражения, я обратиться к нему не могла, ибо это был уже не тот шустрый, высокий и худощавый мальчик, а взрослый мужчина 42 лет под метр 90.

      Жаль, что многое из видеозаписей не удастся сохранить, ибо стоимость этого «преображения», даже «со скидкой», находится за пределами моих возможностей. Я решила  остановиться на некоторых самых дорогих мне видеозаписях. Кое-что отправила на Ю-туб: выступления в залах СПб, на других сценах ансамбля педагогов «Серенада», дуэт, вокальные номера, номера хореографического отделения…

…«Динь-динь-динь, колокольчик звенит,
Динь-динь-динь, - много мне говорит!...»

« Не уходи! Побудь со мною!
Здесь так отрадно, так светло…»

- Звучат и звучат романсы того незабываемого вечера… Вечер старинного русского романса…
         
      А ведь я, было, отказалась отправлять эти романсы на Ю-туб. Не понравился мне усталый вид  мой. Нет, всё-таки, надо.… В программе концерта многие романсы, которые сейчас почти не звучат, а об иных любители просто не знают.

      Как только появится техническая возможность, так добавятся к репертуару на моей странице ещё 6 – 8 старинных русских романсов…

      Вечер, между тем, потемнел. Лишь отсвет далёких фонарей на Московском шоссе озарял края чёрного небесного бархата да, ярко выделяясь на его фоне, высоко взмывали одиночные разноцветные гроздья Новогоднего салюта...

      Говорят, под новый год все мечты сбываются... Несколько дней назад состоялась новая встреча с Сашей. Не стал у меня работать Ю-туб. Помочь в этой беде никто не смог. Мне повезло: я быстро нашла Сашу по мобильному телефону. Пять минут его «колдовства» с компьютером исправили всё дело.
 
      Он предложил перевести все видеокассеты, по возможности их физического состояния, на DVD- диски. Ему поступили просьбы от бывших родителей и учащихся на концертные выступления, состоявшиеся и записанные на видео 15 – 17 лет назад. Многие учащиеся за это время стали сами родителями и некоторые из них занимают важные должности... Понадобился воспитательный пример их эстетико-музыкального детства для своих собственных детей…

      Как прорастают семена добра, брошенные в благодатную детскую душу, пусть и 15, и даже  20 лет спустя!.. Вдохновлённая этой мыслью, я решила отобрать видеокассеты с лучшими записями выступлений учащихся и перевести их на диски с помощью Саши, в своё время, год назад, с восторгом увидевшего и услышавшего своих сверстников и друзей на видеокассетах,  предложенных ему для работы…

*в чтении с листа – чтение нот без подготовки, подобно чтению литературного текста, только на клавишах пианино (рояля)

**ДМШ - до 1995 года школа работала в статусе «Детская Музыкальная Школа», ( ДМШ), с 1995 года – в статусе «Детская школа Искусств» (ДШИ)

21 февраля 2013 года
Павлова Вера Калиновна

Фото - из интернета.


Рецензии
Прекрасно, что через многие годы, то, что Вы закладывали в своих учеников, отозвалось благодарностью и принесло огромную пользу. Благодарю Вас, дорогая Вера!
Очень приятно было читать об этих, таких дорогих для Вас событиях. С признательностью, Павел.

Павел Лосев   27.07.2019 09:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел. С благодарностью и душевным теплом Вера.

Павлова Вера Калиновна   27.07.2019 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.