Мираж

Мираж.

                Всплытие трала.

 Раннее утро на море может подарить для рыбака два- три, а то и больше ярких впечатлений. Первое- это всплытие трала, когда виден весь результат траления. Если рыбак- любитель на речке от одной рыбки получает всплеск радости, то, когда всплывают многие тысячи рыб, то для более сотни рыбаков траулера наступает буря эмоций и вокруг гудит потрясающий восторг.

 В 1968-м году БМРТ-384 «Коралл» вёл промысел рыбы в Северо-Западной Атлантике, в районе БНБ (Большая ньюфаундлендская банка), который характеризуется длительными туманами и большим скоплением флота траулеров.

 С севера на юг движутся льды и айсберги в холодном Лабрадорском течении, скорость которых может достигать 4-х узлов, что соизмеримо со скоростью траулера с тралом. А с юго- запада на северо-восток поднимается мощное тёплое течение Гольфстрим.

 В этих местах лежит на дне океана самый известный и знаменитый лайнер » Титаник».

 Район очень богат рыбными стадами. Особенно много было тогда морского окуня, но ловился он только утром и вечером, а моряки называли это утренней зорькой или вечерней.

 Самое главное ранним утром для старпома- найти косяк рыбы и определить рыбную изобату для траления, чтобы уже к 08.00 часам утра выбрать трал и загрузить работой все цеха и производственные мощности судна.

 Когда БМРТ идёт с тралом, штурман,  весь в азарте удачи, напряжённо стоит у эхолота и вкладывает всё свое мастерство, умение и особенно интуицию.На грунте- неведомые долины,горы,ущелья,каньоны,скалы и много ещё чего.Судно идет по волнам,а трал можно провести не везде и не всегда.

 Бывало, что, когда ведут трал в одном метре от скального грунта, то моргнуть некогда. Кроме опыта и всей профессиональности здесь проявляется,также, индивидуальное творчество, результат которого будет виден после всплытия трала.

 Траление длится обычно 2- 3 часа, десятки и больше маневров судном и тралом, после которого штурман переводит телеграф на малый ход и траловая лебёдка, с низким пением мотора, но уверенно и мощно, начинает наматывать ваера на свои барабаны. Это слышно по всему судну.

 На выборку трала, посмотреть улов, обычно спешат выскочить на палубу все свободные от вахт и работ моряки. Но улов это одно дело, а есть ещё такая картина и очень важное событие на судне, как всплытие трала.

 Ожидание длится, примерно 30 минут. Затем, вспахивая волны и сбрасывая тонны воды, появляются распорные траловые доски.

 Вот сейчас возникает момент,в предвкушении знакомого и в то же время ,каждый раз нового мощнейшего восторга, когда сердце каждого моряка готово выскочить из груди и лететь, как самая красивая и быстрокрылая чайка. Это,в полной мере,я не могу описать и выразить,потому что нет таких слов и это нужно видеть.

 Там за кормой траулера, метров за 200, в изумрудно- лазурной синеве
Моря появляется, сначала неясное, а потом всё резче, совершенно нереальное
в своих утончённых красках свечение, подобное рубинам  и бриллиантам, которое меняет краски по мере приближения трала на поверхность.

 Перед самым всплытием это всё, на фоне обычного моря,  вспыхивает всеми цветами радуги, самого дорогого красного рубина, вместе с алмазом. Такого цвета и всего события  не могут создать люди, это создаёт  природа и Боги.

 Каждый вид рыбы имеет свой характер всплытия, но морской окунь,на порядок, опережал все другие впечатления.         

 Чем ярче и геометрически обширнее свечение, тем больше рыбы. Ещё задолго по характеру и периметру свечения профессионал определял количество рыбы,которую ещё не видно в воде, с точностью,почти до тонны.
 
 Наконец,с шумом и восторгом,всплывает из глубокой пучины,похожий на удлинненного кита,извиваясь в серо- зеленых волнах и вспенивая поверхность воды,как бы необычного красно- белого цвета,куток трала,полный превосходной рыбы.Это,как гигантская колбаса,длиною метров двадцать,- тонн 25 или все 30.

 Общий эффект всплытия полного кутка с морским окунем можно сравнить со всплытием подводной лодки,когда,с мощью,силой и своей красотой, раскидывая водную плоскость в стороны,вдруг появляется то,чего с томительным ожиданием так желали увидеть десятки восторженных глаз.

 С моментом всплытия трала  всплеск самого настоящего рыбацкого счастья, как радостный гул на ярком стадионе после гола в ворота, возникал  в груди каждого моряка, который пришёл посмотреть именно на это всплытие. 
Этот радостный крик, в котором отчётливо и наиболее красиво, выделялся и солировал женский голос, птицей взлетел над судном и умчался ввысь.

 Эти тонны рыбы, которые были ещё в воде, выражали трудовые и не лёгкие рыбацкие деньги. И не только. В этом было наглядно видно,- что получилось изо всего ажиотажа всей вахты, на что затрачены усилия, труды , и , конечно, риск, но это ещё не всё. Трал мог всплыть и всплывал иногда пустым, по разным причинам. Здесь сразу был виден смысл жизни, которого, после такого результата траления,было совсем не видно.

 Старпом, на глазах всего экипажа, стоял на высоком ажурном кормовом мостике и за его спиной, в разрывах тёмно- серых облаков, чудился его неоспоримый класс, рейтинг и седьмое чувство.

 Сейчас радовались все,кроме Ширкова.Хотя старпом в общем был тоже доволен,но не мог пока сбросить своего оцепенения и видения,которое пережил только он.Ширков снова и снова был там у ленты самописца эхолота,когда,как в спину и из засады,острым кинжальным клыком взметнулась подводная скала.Трал не проходил даже при полном форсировании всех мощностей машины судна и лебедки...Но все-таки прошли,каким-то чудом,возможно в сантиметре,без повреждений.

 Трал сохранен,рыба и время тоже,но радости не было.В сантиметре прошли от беды.Конечно,это забудется,но не сразу.Да то ли ещё будет...

Основная рыба тогда добывалась на вахте старпома, утром и вечером, и казалось, что он очень крутой, но это ,прежде всего, работали зорьки, но тем не менее.

 Эти десятки тонн морского окуня означали очень многое, такое как зарплата экипажа и его благосостояние, успех и радость бытия и не только экипажа, но и конторы, да и всей страны. Больше рыбы- богаче и сильнее Родина. 

                Мираж.

 Восход и заход Солнца в основном происходит на вахте старпома и в эти моменты  можно увидеть, в частности, - загадочный зелёный луч, который является очень редким природным явлением.

 Наблюдатели, которые видели это, утверждали, что испытывали при этом наслаждение невиданной красотой и получали  невероятный заряд бодрости и жизненной силы. Ширкову, за сотни вахт, не удалось увидеть классический зелёный луч, но под это понятие подпадает ещё и корона над восходящим Солнем. А вот корону наблюдал довольно часто и всегда с ожиданием и приливом эмоций.
               
 Люди, в большинстве своём- любители путешествий, в которых могут наблюдаться  обычные и необычные природные явления, в том числе и редкие, например, мираж.

 Термин-  мираж определяется в словарном ключе, как появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых предметов у горизонта – прямых и перевёрнутых…

 Штурман судна- , прежде всего, истый наблюдатель. Он не раз встречался глазами с какой-то необычной картиной в атмосфере, которая классифицируется, как мираж.

 Такое необычное изображение появляется, лучше всего утром или вечером, при очень высокой прозрачности атмосферы, в результате многократного преломления и отражения лучей света по известным законам физики, и особенно- рефракции.

 В южных морях, очень часто ранним утром,  навстречу идёт группа траулеров мачтами вниз и внизу было небо и в него торчали мачты, а вверху плескались волны и за кормой бурлил винт. Траулеры утром идут по одинаковой рыбной изобате и расходятся в близком расстоянии, и в этот момент встречное судно переворачивается и принимает нормальный вид. Но это только для расхождения.

 На встречном судне на крыло поздороваться выходил штурман и жестами рук посылал приветствие, а иногда он, с юмором, кричал, что не надоело вам ходить вверх ногами? Ширков хотел  сказать ему, что сам ты вверх ногами, но уже мостики судов разошлись и встречное судно опять перевернулось мачтами вниз и так уходило за горизонт.

 В северных морях мираж наблюдался гораздо реже.
 
 Однажды на вечерней вахте БМРТ- 384 «Коралл» полным ходом переходил в другой квадрат, погода и видимость были хорошими и старпом спустился в каюту поработать с документами.

 На мостике остался 4-й штурман и два матроса, судно шло на автомате ,ночью в районе отдельных айсбергов и больших льдин. Работали ,направленные вперёд ,два мощных прожектора и хороший радар «Дон».

 Вскоре зазвонил телефон и 4-й штурман вызвал старпома на мостик, хотя тревоги и срочности в голосе не было. Поднявшись на мостик ,Ширков беглым взглядом на радар и приборы, сразу определил отсутствие какой- либо сложной ситуации.

 Но слева по курсу, занимая почти весь сектор наблюдения от прямо по носу и до траверза,
Светился в атмосфере дрожащим светом гигантский экран, похожий на тот широкоэкранный, который бывал в кинотеатрах при демонстрации  черно- белого кинофильма тех времен.

 На этом дрожащем фоне, то очень чётко, а то и размыто, светлее или темнее, было изображение неведомого судна выше линии горизонта. Линия горизонта была уже не видна и угадывалась только его полоса.

 Это был классический мираж по определению и практике, но многое было непонятным, он предполагает лучи света по законам рефракции. А вот ночью? Старпом, который обычно знает всё, пока не имел вразумительного ответа.
 
 Ширков попросил по телефону пригласить в рубку молодого врача Ирину, которая была в рейсе впервые и ей не помешало бы новое впечатление. 

 Моряки наблюдали объект мистической неестественной категории и поэтому относились к этому сдержанно и уважительно с холодком небольшого страха. Это было судно типа БМРТ (но не нашей модификации) кормой  и правым бортом к нам ,впереди нас, чуть слева по носу. За кормой бурлил мощный поток воды от мощного винта, полный ход вне сомнения.

 Даже ,если это реальный объект, то по расположению и всем другим аспектам, всё полностью безопасно в данный момент и по развитию дальнейшей ситуации.

 На радаре, в этом месте, ничего не было. Вся эта картина значительно приподнята над горизонтом и очень большой ,увеличенный неестественный масштаб и искажённые пропорции. Хорошо видна корма, бурлящий поток от винта, траловый слип, горящие кормовые прожектора на палубу слипа, две шлюпки на борту, надстройка и мачты и особенно ярко два ряда иллюминаторов. Носовая часть судна наблюдалась размытой и частично сливалась с темнотой.

 БМРТ издали ,особенно ночью, хорошо освещён и выглядит, как круизный лайнер. Очень хорошо отрабатывалась именно кормовая часть судна с колонками для грузовых стрел и стрелами, а носовая часть имела падение фото-резкости и большие диспропорции в масштабе. Тип и категория судна ,архитектурный вариант ,Регистровый класс были безупречно определёнными и соответствовали примерно нашим характеристикам.

 В рубке было четыре человека и три бинокля, которые  наводили  по иллюминаторам. Один увидел в каюте капитана в кресле, в кайфе, ноги на столе, рядом бутылка водки и стакан. В руках была хорошая сигарета и вился дымок от неё. Другой видел ,как в одной из кают матросы азартно играют в карты.

 На мостик зашла Ирина и вскрикнула от лёгкого испуга,- Что это такое! Теперь не уснуть ,может что-то случиться! Матросы посмотрели друг на друга и улыбнулись,- ведь на мостике был старпом, и это гарантировало полное спокойствие.

 И тут произошёл весь гвоздь этой программы, от которого все замолчали, как рыбы и молча с неподдельным страхом смотрели на происходящее.

 Из надстройки ,медленно и степенно, вышел на корму ,как к нам на сцену, огромный человек в рыбацком костюме и зюйдвестке. Он прислонился плечом к грузовой колонке с грузовой стрелой, и по росту был вровень с колонкой, а это порядка 10м..Лица не было разборчиво видно, но был виден просто большой нос в профиль, типа огромного и нахального шнобеля.

 Он достал сигареты и закурил ,и курил по времени минут пять, так, как есть, сбрасывая пепел. Он стоял наверху, как Гулливер или другой колосс, а мы внизу, как те человечки из известной книги.

 Такого никто ожидать не мог и все затихли до невозможности.  Кто-то не выдержал и сказал, что это у нас сварка на корме и сюда падают тени. Он был очень близок к понятию вопроса, т.к.дрожание этой картины очень напоминало работу сварщика, но у нас в это время сварки не было, да и ещё экран нужен, если так объяснить.

 Объяснений пока не было и хозяином положения был этот огромный нереальный вообще мистический человек на своём мистическом пароходе. Это судно мчалось полным ходом ,как и мы каким то своим курсом, близким к нашему, куда то ,может туда, куда и мы- на большую рыбу.

 Он ,затянувшись последний раз, докурил сигарету , смачно сплюнул и бросил окурок в нашу сторону. Затем хотел расстегнуть ширинку штанов,чтобы тут помочиться,но почему-то передумал, может быть постеснялся, заметив женщину. Он ещё постоял немного, плюнул ,ещё раз, в нашу сторону и ушел в надстройку, закрыв за собой кормовую стальную дверь.

 Этот корабль светился всеми иллюминаторами и прожекторами. Моряки наводили бинокли на иллюминаторы и в одном из них увидели женщину, которая занималась стиркой белья.

 Женщина всегда притягивает внимание, но эта была на категорию выше. Её фигура была также очень крупной и напоминала памятник-  Родина- мать. Она располагалась спиной к наблюдающим и самым впечатляющим вырисовывалась её кормовая часть,невероятной крутизны, мощи и других геометрических характеристик. У Ширкова возникли такие же ассоциации, как будто это была великолепная корма испанского королевского галеона прошлых веков и это чудесное видение надолго сфотографировалось в его памяти.

 Испанский галеон-  великолепный парусник прошлых веков и самым впечатляющим моментом является его корма, как изысканное произведение искусства гениального мастера. Она  возвышалась и смотрела на море большими, резной работы окнами,  как богатый дворец, терем или чертог, в котором помещались: каюта капитана, каюткампания, каюты старших офицеров и прочее. Вся архитектура выполнена  в художественном стиле и утверждала красоту и высшую категорию всего сооружения, а самое главное- большие размеры и грандиозную мощь.

 Затем всё пропало , кино закончилось ,как будто кончилась лента и темнота вступила в свои права. Кино всегда когда то кончается ,так и это.
 
 Такое явление природы было чисто виртуальным, очень редким ,и Ширков больше ничего подобного никогда не видел и не слышал от других. Никакого окурка на палубе не нашли, может его отнесло ветром. Но само явление документально точно видели одновременно 5 человек. Старпома вообще трудно чем- нибудь удивить и в общем то всё было ясно в принципе.

 Весь сценарий события происходил в реальном времени и пространстве на неизвестном расстоянии от нас. На каком-то судне ,типа БМРТ ,скорее иностранной модификации, ночью на корме происходила электросварка (это делается очень часто на промысловых судах, ремонт траловых досок и пр.). Это создавало мощный источник потока света, который транслировал изображение по каналу создавшейся временно сверхрефракции.  В пользу этой версии говорит и характер дрожания картины, которую  видели, как при работе электросварки и все это заметили.

 Когда сварка прекратилась, то погас источник света ,который и был первоначальным и определяющим фактором всего события. Закончилось такое необычное кино.
             
 Ширков понимал, что это мираж, и не всё, что видишь, есть на самом деле. Но такую корму он видел впервые в жизни и она полностью захватила и будоражила воображение.   Это было почти, как земной шар из космоса, но только ещё лучше и с украшениями..

 Как человек разумный и рассудительный ,он отлично понимал ,что такое может быть только в кино. И хорошо и достаточно счастья ,что это кино  показали.

 По приходу в порт Ширков, как истый моряк, посетил свой любимый бар, в подземелье башни Кик-ин- де Кок, и сидел в тишине за бокалом фирменного горячего красного вина.Такой интерьер и такое вино были только там. Ширков не увлекался спиртным и никогда не пьянел от вина, а вот от женщин- бывало.Вскоре за столик присоединилась его тайная дама с чарующими и загадочными глазами, от которой у Ширкова всегда возникали иллюзии,что сразу увеличивается угол вращения оси планеты. Но вот сейчас этот угол наклона почему- то не изменился. Ширков даже несколько раз зажмурил глаза и снова открыл, но этот угол больше не менялся.Что бы это могло означать?   

 Вскоре он, совсем один, в растерянности и раздумье шел по вечерним улицам и в конце удивительной улицы Виру, сказочно прекрасного города Таллинн, вдруг увидел чарующе прекрасную корму испанского галеона.

 Ширков, знакомый с миражами, сначала даже не поверил своим глазам и даже моргнул, чтобы проморгаться. Но галеон был точно такой, как тогда в мираже, и шел под всеми парусами, элегантно покачивая впечатляющей кормой.

 Эта корма представляла недосягаемую мечту всей жизни и она была именно та, которую видел тогда и которую уже забыть невозможно, если хотя раз увидел.

 Он сразу понял, что главный смысл жизни всё-таки есть, и даже что то выше смысла с такими нюансами ,после которых можно умереть без сожаления. Чудесное и великолепное  создание природы решает и снимает все проблемы ,как эта восхитительная красота.

 Даже одного этого было уже достаточно, для этого  стоило родиться ,страдать ,надеяться и ждать  годы ,всю жизнь стремиться к этому моменту ,как полное оправдание всего смысла жизни, и потом ,хоть сейчас, можно было и умереть, а оставшееся время сколько будет как подарок сверх всего этого…Ничего ещё не потеряно и всё ещё впереди.

 Но вот галеон сделал поворот и исчез в переулке. Ширков рысью целый час колесил по улочкам и переулкам и уже хотел бросить это безнадёжное дело, как вдруг, на следующем переулке, лицом к лицу столкнулся с этой чарующей незнакомкой. Хотя он был знаком с ней. Вблизи он точно узнал её, ту, которая была там, в мираже.

 Вскоре Ширков сидел напротив незнакомки в старинном зале башни Кик- ин -де –Кок за бокалом фирменного красного вина, горячего, как чай,  и ,с упоением и восторгом, рассказывал про тот рейс. Как там ловили красного окуня,  и как ,играя всеми цветами радуги, всплывал трал, как от самой Гренландии спускались сюда айсберги, как лежал там «Титаник» и, конечно про тот корабль, где она тоже была.

 Незнакомка внимательно слушала , но ничего не говорила, а только загадочно улыбалась.
Имя женщины было притягательным- Ирина. Она сразу согласилась продолжить вечер на квартире моряка, на окраине Таллинна,которую он недавно приобрел от конторы.

 Поскольку все было понятным и само собой согласовано, достаточно скромный и стеснительный Ширков, уже в лифте положил руку ей на талию, от которой, даже через одежду, почувствовал ток высокого напряжения. Увидев поощерительный блеск бездонных и чарующих глаз, он понял, что впереди его ожидает впечатление от шикарной кормы роскошного галеона и в глазах возник почти ужас и выступила целая группа сомнений. Это, как небольшая прогулочная яхта, рядом с тяжеловесным и огромным линейным кораблем? Это уже совсем не шутка, а именно это предстояло впереди. Так бы еще- ничего, всякое бывало много раз. Но здесь его ожидает- поражающая воображение фантастика от такой роскошной и шикарной кормы.Впервые в жизни!Это, как полет в космос или на Марс?

 Утром Ширкова разбудил золотистый луч Солнца наступающего утра превосходного лета. Какие- то тонкости нюансов волновали внутренние струны бытия  от впечатления чего- то необычайно прекрасного. Невозможно было точно сказать- была ли вчера встреча или это был только мираж…Перед глазами стоял образ кормы великолепного галеона,такой мощи, красоты и великолепия, что, конечно это было нереально в нормальном событии.Но,кажется, это был совсем не сон...И возникла яркая и загадочная мысль,-

  Сейчас самое время- умереть!!!Всё было и все прекрасно.Ведь потом может быть хуже, а умирать все равно придется: от старости, болезни или ещё как и в каком виде и состоянии.
А вот сейчас умереть, ещё достаточно молодым и счастливым, - самое время и всё, лучшего момента точно не будет. Однако не дано самим решать это дело.

 Ширков несколько дней ходил по паркам и скверам, улицы красивейшего города в стиле евро были безукоризненно красивы и счастливы, но чего- то не хватало. Его снова ждала и манила к себе таинственная и загадочная линия горизонта,которая всегда ускользала и уходила вдаль,но за ней чудилась невероятно притягательная сказка или быль.

 Когда зазвонил телефон и кадровик предложил выйти в море в дальний рейс, все стало на свои места. Ширков перестал мотаться по пустякам- он был старпом , помнил и благодарил своё прошлое и в мыслях увидел линию горизонта, за которой чудилось что- то интересное.
А, может быть, снова повезёт увидеть таинственный и загадочный мираж?

Примечание: термин «рефракция» определяет сложное понятие прохождения световых лучей через каскады и блоки многоэтажных фронтов атмосферных морских районов. Это сопровождается различным искривлением светового потока ,как соответствующим формулам ,так и не поддающимся никаким изученным закономерностям. Наиболее характерно это наблюдается в атмосферном фронте ,вблизи горизонта. Следствием таких искривлений ,являются наблюдения искривлённых ,изменённых в масштабе и конфигурации дальних морских объектов. При определённых условиях атмосферы ,чистоты и прозрачности воздуха в эффект рефракции могут попадать объекты крупного плана и целые участки местности с контрастными очертаниями ,которые могут быть видны в разной степени искажёнными и на дальних расстояниях. Такая картина подпадает под термин «мираж». В общем такой термин иногда понимается ,как наблюдение несуществующего объекта. На море - мираж –это наблюдение реального объекта или пейзажа местности и т.п. ,которое существует или существовало в реальном времени и пространстве, на очень дальних расстояниях,но изменено эффектом  рефракции.

Иллюстрация- композиция автора.

Благодарю за внимание.

                Альберт Шаров.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.