Флюитаризм. Делакруа и Поллок

 ФОТО: Эжен Делакруа "Brigand Se Trainant Pres D'un Ruisseau (Бриганд, добравшийся до ручья)» (1824-1826)"


                «Пожалуйста, позвольте мне показать вам  то, что я вижу».
                (Петер Вайбель)


Термин "флюитарная живопись" или "флюитаризм" (от лат. fluitare «течь туда и сюда, плавать, колебаться) применим к живописной манере, связанной с включением в художественные изображения замаскированных зрительных образов, обычно не выделяемых зрительским глазом при первом знакомстве с полотном. Флюитарные образы могут быть встроены в живописные основы, принадлежащие разным направлениям живописи (романтизм, реализм, экспрессионизм, абстракционизм и т.д.), и иметь более или менее четкие морфологические границы, отъединяющие их от фона и основных изображений. После обнаруживания  таких образов одни из них переходят в разряд более или менее стабильных (улавливаемых при последующих просмотрах), другие носят характер временных, изменчивых, не опознающихся при последующих просмотрах или опознающихся в ином прочтении. Для прояснения вышеизложенных положений и важности распознавания и понимания в картинах флюитарных образов, уместно привести ряд примеров из живописи разных эпох и направлений…

РОМАНТИЗМ ПЛЮС ФЛЮИТАРИЗМ: ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

Ссылка на картину Эжена Делакруа: Ссылка на портрет Эжена Делакруа: http://www.posternazakaz.ru/shop/makeframe/41118/1042/82/
Ссылка на картину Эжена Делакруа:

Флюитарные образы характерны для основателей романтизма. В свой ранний период Эжен Делакруа создал картину «Brigand Se Trainant Pres D'un Ruisseau (Бриганд, добравшийся до ручья)» (1824-1826), известную в неточных переводах как «Смертельно раненый разбойник (или бандит, или вор), утоляющий жажду». Бригандами (итал. briganto)  в Западной Европе называли легкие парусные суда, отсюда произошли названия бригантин  - относительно небольших военных и корсарских бригов (слово «бриганд» соотносится в переводах с «разбойник, грабитель», в латыни же бригантами называлось кельтское племя в Северной части Римской Британии, а для морских разбойников и корсаров приводилось слово pirаtа).

Представляется, что в образе бриганда выведен прежде всего Джордж Ноэл Гордон Байрон, знаменитый английский поэт, связанный корнями с Северной Британией. В байроновской поэме «Корсар» (1814) действие, происходящее  в порту на юге Пелопоннеса, соотносится со временем порабощения Греции Османской империей. Самим автором поэмы «Корсар», проникнувшимся сочувствием к  греческому освободительному движению, на собственные средства был снаряжен бриг для защиты города Миссолонги, находящегося в болотистых равнинах Этолии у берегов заливов Адриатического моря. Поэт приплыл летом 1823 г. к месту назначения вместе с пятьюстами английскими добровольцами, смог объединить разрозненные группы греческих повстанцев  и умер там же вскоре, в апреле 1824 г., от горячки - болотной лихорадки. Байрон стал национальным героем Греции и его сердце захоронили там, где он умер. Несколько позже Делакруа написал картину «Греция на руинах Миссалонги» (1826).

Следует отметить, что примерно в те же годы свет увидала лермонтовская поэма «Корсар» (1828). На фоне 4-ой Русско-турецкой войны зазвучали байроновские мотивы борьбы корсаров за независимость Греции (в русском языке имелось понятие «бригадир», но оно применялось во флоте к официальному чину капитан-командора, упраздненному в 1827 г., в то время как вольные корсары имели  в европейском флоте официальный статус лишь благодаря правительственным грамотам лицензионного характера).

Зрителю картины «Brigand Se Trainant Pres D'un Ruisseau (Бриганд, добравшийся до ручья)» (1824-1826) следует обратить внимание на вполне натуральную лягушку, всплывающую в центре вод ручья среди травянистых зарослей (из прообразов всплывающей "лотосовой богини"). Эжен Делакруа использует изображения растений для создания флюитарных образов. Слева от лягушки зрительский глаз обнаруживает скопище парусных судов, камыши со встроенными между стеблей образами, в углу - родительскую чету с мальчиком и собакой, справа от лягушки - пристань с парусниками, правее -  бриг, какие-то фигуры в дальнем углу… Перед шляпой на земле неясным образом изображен лев…

Анализ флюитарных образов помогает уточнить сюжет и соотнести бриганда как с самим Байроном, так и с героем его поэмы «Корсар», капитаном брига, примыкающим к серии литературных «благородных разбойников». Следует отметить, однако, что черно-рыжие вихрастые волосы главного персонажа картины, хорошо знакомые поклонникам живописи Эжена Делакруа по его автопортретам, указывают на синтетический характер образа бриганда (портретное сходство художника с бригандом особенно заметно по его черно-белой фотографии - с бородой). Одеяние бриганда, сходное со шкурой леопарда, указывает на героизм, воспетый в знаменитой поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в. - XIII в.), известной в переводах как «Витязь в барсовой шкуре» (в полном переводе на французский - «La peau de leopard») и имевшей древние корни в хаттско-хеттской традиции и других мифах…

В более поздний период в произведениях Эжена Делакруа фоновое пространство полотен (стены, скалы, море, небо, ткани) зачастую выписано образами флюитарного типа, при этом скалы могут «оживать», приобретая разнообразные скульптурные очертания. К примеру, на полотне  «Охота на львов в Марокко» (1854) в небе, слева от дерева, выписан «глаз бога», справа - крупная мужская голова. Голубовато-серый пейзажный фон выше изображения лошади полон неясных фигур, меняющих свою определенность при каждом просмотре…


АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ПЛЮС ФЛЮИТАРИЗМ: ДЖЕКСОН ПОЛЛОК

Считается, что абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока является продуктом спонтанного выброса подсознания в форме хаоса линий и пятен, не отягощенного логическим мышлением и домашними заготовками. Автор этих строк считает, что этот вывод является вымыслом искусствоведов Поллока, и это следует из анализа некоторых номерных полотен художника: к примеру, «Номер 1А» (1948). Эти полотна, являясь типичным произведением абстрактного экспрессионизма, в то же время принадлежат гео-направлению рельефной школы информели с её нетрадиционными художественными методами (информель - негеометрическое абстрактное искусство).

Географической основой произведения «Номер 1А» (см. статью по живописи М.Рушевой "Холодный апрель-1947 Пола Джексона Поллока, 2012 г.*) является карта СССР, и само произведение, будучи, по сути,  иллюстрацией концепции «холодной войны», выдвинутой помощником президента США Бернардом Барухом после Второй мировой войны, в апреле 1947 г.,  может вполне иметь второе, уже конкретное название: «Холодный апрель -1947» (аналогично смене названия полотна «Номер 1» на «Лавандовый туман»).

Географическая основа, изображенная на полотне, послужила пространством для вписывания целого ряда образов флюитарного типа. Среди более или менее стабильных (то есть, однажды выявленных глазом зрителя, и повторяющихся при следующих просмотрах) - крупное лицо мадонны (?) по центру полотна в путанке колючей проволоки, мифическая черепаха на месте Дальнего Востока, гимнастическая фигура «воздушного моста» между Калининградом и Ленинградом, нога с копытом в нижнем левом углу. Кроме этого в полотне при его рассматривании всплывает и исчезает множество иных изображений. Следует отметить, что без выявления и анализа флюитарных образов рассматриваемое номерное полотно Поллока остается тем, о чем всегда говорили искусствоведы художника -  хаосом линий и пятен, и понять в контексте их рассуждений смысл полотна «Номер 1А» («Холодный апрель -1947») как символа «холодной войны» и притчу во языцех прессы хрущевского периода - абсолютно невозможно…

 
Джексон Поллок, по всей вероятности, продуцирует на указанных номерных полотнах современный ему образ страны ГУЛАГа, который воздействовал на творчество художника с особой силой. Пишут, что сам художник высказывался по поводу того, что полностью контролирует  и осознает процесс создания картин, и внимательный просмотр зрителем номерных полотен это подтверждает. На полотнах присутствуют явственные признаки логического мышления и домашних заготовок, включающих знакомство автора перед созданием произведения с географическим атласом, книгами по истории и мифологии народов мира, текущими политическими новостями и сведениями о советской системе ГУЛАГа, так сильно затронувшими творчество художника.   



* - http://www.proza.ru/2011/10/28/1625


Рецензии
Мне еще студентом доводилось ходить по картинным галереям, бродя по длинным залам и комнатам, все картины мне сдавались иконами отдельно взятого автора. Многие таки молились на них, будь это ренессанс, романтизм или модерн. Бессмысленное количество фотографий, деланные посетителями, да и просто туристами, впитывало в себя желание украсть мгновение, купленное ими за дешёвый билет. Имея флегматический устрой ума, мне хотелось запомнить атмосферу всей выставки и найти свою картину. И я нашёл. Нашёл свое понимание развития действия, ведь все символы, все атрибуты сакраментального духа отожествления с моментами исторических, бытовых, мифологических и даже религиозных не заменят нам чувство движения - динамики - стимула - развития - процесса! Именно время, на мой скромный взгляд, поможет понять о много больше театр спектакля, целого танца живописного произведения - шедевра.

С уважением Ляксей Т.

Антонин Ференцович Трибус   02.06.2015 17:43     Заявить о нарушении
Добрый вечер! К моменту создания этого текста у меня уже сложилось представление о «плавающих» образах на основе современной живописи (об этом было немного написано в др. эссе), затем начался поиск истоков флюитаризма... Делакруа... В Вашем мессидже, по сути, речь идет о пассивном или интерактивном восприятиях артефакта и типах мышления вообще (если я правильно поняла). Да, диалектический подход эволюционного плана необходим при осмыслении мира…
Одной из особенностей общения с живописью прошлых эпох является взаимодействие живого зрителя с его мыслями, речью и письмом с произведениями уже ушедших авторов при более или менее существенном разрыве времен, иногда географии (и прочая… прочая…). В некоторых случаях зритель может пообщаться с заметками покойного автора о своем творчестве или его высказываниями в записи современников. Многие произведения живописи время оценило по своему, впитав оттуда ценности в свой новый мир (частичным образом) или же создав из произведений платформу для собственной интерпретации…
Благодарю за рецензию, Алексей…

Мара Рушева   22.06.2015 20:58   Заявить о нарушении
Вспомнилась одна картина. При экскурсии одной студенческой галереи: девочонка всунула голову меж прутья циркового вольера. Создался момент замешательства. Голову достать не могла. Создалось впечатление суб-меж-временья...

Антонин Ференцович Трибус   01.01.2016 11:40   Заявить о нарушении