Страсти по масти, или Какой масти Король?

Необычайное происшествие в карточном королевстве

Сценарий для мюзикла

Персонажи:
Король.
Валет.
Дама Бубен .
Дама Червей.
Дама Пик.
Дама Треф.
Народ – другие карты.

В карточном королевстве переполох! Еще бы: после
неудачного гадания вместо четырёх Королей остался все-
го один, непонятно какой масти. Та же участь постигла
Валета. Дамам же повезло больше, их осталось четыре. Но
Дама без Короля – не Королева!.. Каждой Даме необходимо
доказать, что оставшийся Король – принадлежит именно
ей. Но попробуй это сделать, если Король – философ: ока-
завшись без масти, он вообще отказывается и от дам, и от
трона… Валет же, наоборот, готов признать себя любым:
и для всех – общим, и для каждой – единственным. Но ва-
лет – это только Валет…
Мужчины олицетворяют собой два противополож-
ных подхода к жизни. Женщины – четыре темперамента,
четыре характерных типа поведения. Ну а народ – по боль-
шей части – «безмолвствует», иногда высказывая свое от-
ношение к происходящему, но никогда не влияя на него.
1 АКТ
Сцена 1.
Выходит Король с газетой в руках, неотрывно чита-
ет статью, бурно на неё реагируя, садится на каждый из
четырёх, стоящих на сцене тронов.
Король. Ну, надо же… Ха! Во, дают! Безобразие!
Да это просто немыслимо. Как можно такое допускать?
Нет, ну ведь бывает же!
Король в запале роняет троны, даже не обращая на это
внимания. Вбегает Валет, страшно возбуждённый, с кипой
газет в руках.
Валет. Вы читали? (Замечает поваленные троны.)
А, ну да, понятно, вы уже читали.
Шум за сценой.

Король (увидев приближающихся Дам, умилённо).
Девочки…
Валет (одёргивает его.) Дамы, Ваше Величество…
(Предлагает Королю спрятаться, Король ничего не понима-
ет, но слушается, Валет быстро поднимает троны и тоже
прячется.)
Дамы врываются, галдят, усаживаются, замолкают.
Пауза. Одна начинает нервно стучать ногой, другая подхва-
тывает ритм, потом присоединяется третья, четвёртая,
и ритмический стук постепенно перерастает в аккомпа-
немент песни.
Дама Треф. Крести,
Дама Червей. червы,
Дама Бубен. бубны,
Дама Пик. пики…
Вместе. Следствие найдет улики.
Дама Пик. Пики,
Дама Бубен. бубны,
Дама Червей. червы,
Дама Треф. крести…
Вместе. Каждой карте быть на месте.
Дама Бубен. Каждой даме есть король,
Дама Треф. И свою он знает роль.
Дама Червей. Каждой даме есть валет,
Дама Пик. Роль его порой секрет.
Припев (Вместе).
В нашем королевстве нет обычных забот,
В нашем королевстве дуракам везет.
В нашем королевстве тишь да благодать,
Пока никто не вздумает нами погадать.
Дама Бубен. Бубны,
Дама Пик. пики,
Дама Треф. крести,
Дама Червей. червы…
Вместе. Берегите ваши нервы.
Дама Червей. Черви,
Дама Треф. крести,
Дама Пик. пики,
Дама Бубен. бубны…
Вместе. В этих играх ставки крупны.
Дама Бубен. Если дама без супруга,
Дама Треф. Даме той живется туго.
Дама Червей. Если без пажа к тому же –
Дама Пик. Это ужас, ужас, ужас…
Припев (Вместе).
В нашем королевстве нет обычных забот,
В нашем королевстве дуракам везет.
В нашем королевстве тишь да благодать,
Пока никто не вздумает,
пока никто не вздумает,
пока никто не вздумает –
нами гадать.
Дамы сопровождают песню экспрессивным танцем,
затем разбегаются.
Сцена 2.
Король и Валет осторожно выходят из засады.
Король. А я не понял, это что же – всё вот это (по-
казывая на газету) в нашем королевстве случилось?
Валет. В том-то и дело, Ваше Величество!
Король (тыча в газету). А вот это – про меня?
Валет. Про Вас, Ваше Величество!
Король. А я то думаю: что это у меня с утра так
ухо чешется…
Валет. Ухо?
Король. И нос тоже…
Валет. А вот нос – это к выпивке.
Через сцену, с визгом и улюлюканьем, проносится
куча разномастного народа.
Король. А почему они тут…
Валет. Так после того, что случилось, им закон не
писан.
Король. Не писан?
Валет. Если писан, то не читан, если читан, то не
понят… если понят, то не так!
Король. А как?
Через сцену, с улюлюканьем и визгом, проносится та
же разномастная куча в обратную сторону.
Король. Так что же это – революция?
Валет. Хуже, Ваше Величество, хуже.
Король. Что же может быть хуже?
Валет. У-у-у… Давайте, Ваше Величество, с самого
начала и по порядку. (Показывает в газету.) Нашей ко-
лодой гадала какая-то неопытная гадалка.
Король. Ну, так это и раньше случалось. И ниче-
го, отделывались лёгким испугом – у кого насморк, у
кого – этот… как его… радикулит.
Валет. А на этот раз лёгкий испуг обернулся тяжё-
лой хроникой. Вместо четырёх равноправных королей
– Вы один, Ваши Величества.
Король. Ха-ха! Ну, и хорошо. Воевать не с кем. Всё
– моё!
Валет. Вместо четырёх валетов – Ваш покорный
слуга.
Король. Э, ерунда. У Дона Кихота тоже был всего
один Санча Пансо. Ничего, проживём. Хи-хи-хи!
Валет. А всего остального-то – по четыре!
Король. Ну и ладно. С тузами договоримся. А на-
род пусть работает.
Валет. Похоже, что метаморфоза не прибавила
королю ума.
Король. Не понял.
Пауза.
Валет. Дам то – тоже четыре.
Король (задумался). Бедные дамы.
Валет. А может быть – бедный король?
Шум женских голосов, Валет утаскивает Короля об-
ратно в засаду.
Сцена 3.
Появляются Дамы и народ.
Дама Треф. Господа Дамы, разрешите заседание,
посвященное исчезновению трех королей, считать
открытым.
Дама Червей. Подумаешь, большая утрата – три
короля. Из-за такой мелочи я должна свое драгоцен-
ное время тратить на заседание!
Дама Бубен. Заседание? Да, это скучно. Но, на-
верное, неизбежно.
Дама Треф. На повестке дня еще один вопрос
– не только Король, но и Валет по неустановленным
причинам остался один.
Дама Червей. А вот это уже безобразие!.. Ну да
ничего, мне и одного хватит.
Дама Пик. Каждой из нас хватит одного Валета,
проблема в том, чтобы выяснить – чей это Валет.
Дама Бубен. И чей – Король!
Дама Треф. Подвожу итоги нашей дискуссии:
в связи с исчезновением трех королей и трех валетов
наша задача выяснить, какой масти оставшиеся в на-
личии экземпляры.
Дама Червей. Так надо спросить об этом их
самих!
Общее замешательство. Дамы вразнобой, не слушая
друг друга, высказывают свое мнение.
Король и Валет, невидимые Дамам, выглядывают из
засады.
Валет. Наконец-то! Первая здравая мысль. Кста-
ти, Ваше Величество, вы уже решили, какую масть
выбрать?
Король. А почему я должен выбирать?
Валет. Вы – король, я при Вас. Вам и карты в
руки.
Король. Но почему вообще надо выбирать?
Валет. Четыре дамы. Четыре королевы. Четыре
трона. Четыре государства. А Вы, да и я тоже, хотя и в
одном экземпляре, но всех мастей сразу. Странно, но
факт. Чтобы как-то жить дальше, нужно выбрать одну
и отказаться от трёх других.
Король. Это ужасно!
Валет. Конечно, ужасно, три отвергнутые дамы
будут страшно обижены, и, скорее всего, даже начнут
мстить. Впрочем… если вы не возражаете, обиженных
дам я беру на себя.
Король. Но при чём тут дамы? (Оглядывает и
ощупывает себя по частям.) Черви… Крести… Бубны…
Пики… И всё это – я. Как же я могу отказаться от само-
го себя?
Валет. Эх, знать бы заранее – приняли бы ислам,
организовали бы гарем!..
Король. А если я теперь такой… Это получается я
– всякий… А что это за масть такая – всякая?
Валет. Так я и говорю – выбирать надо.
Король. Нет-нет-нет. Я теперь какой-то другой.
Новый. Так каким же мне королём то теперь быть?..
Или не быть?
Валет. О! «Быть или не быть» – это другая пье-
са, Ваше Величество, это Шекспир, это не про нас. Не
увлекайтесь!
Дама Треф (кричит). Давайте говорить по
очереди!!!
Король и Валет прячутся обратно в засаду.
Дама Червей. Так я и говорю, надо спросить их
самих, какой они масти. Это же так просто!
Дама Бубен. Они могут разволноваться и что-
нибудь перепутать.
Дама Пик. Они могут сознательно ввести нас в
заблуждение.
Дама Треф. Метод допроса не может гаранти-
ровать полную объективность информации, однако
мы не имеем права игнорировать их мнение от-
носительно вопроса их масти. Кстати, а где, господа
Король и Валет… гм … неопределенной масти!
Народ заметил Короля и Валета и тащит их к
трону.
Дама Бубен. О! Это бубновый Король, я его
узнала.
Дама Червей. Валет, без сомнения, червонный!
Дама Пик. Похоже, что оба пиковые.
Дама Треф. Прекратить бесполезные прения!
Прошу тишины! Господин Король и господин Ва-
лет, клянитесь четырьмя тузами, что будете говорить
правду, только правду, и ничего кроме правды.
Король. Ну, если вы настаиваете… Клянусь.
Валет. Клянусь.
Дама Треф. Господин Король, присутствующие
здесь Дамы – бубновая, червонная, пиковая и трефо-
вая хотят узнать, какой масти Ваше Величество. Ины-
ми словами, супругом какой Дамы вы являетесь.
Король молчит.
Дамы. – Ну же!
– Говорите!..
– Смелее!!!
Валет (на ухо Королю). Ваше Величество, я бы
взял вот эту… или нет, вон ту… или… чёрт, да они все
хороши!
Король. Я поклялся говорить правду, да и что
я могу сказать кроме правды?.. Милые Дамы, я очень
сожалею, я не знаю, какой я сейчас масти. Я всех
люблю, но ни одна из вас мне не дороже, чем дру-
гая, поэтому… я не могу быть супругом ни одной из
вас. Как это ни печально.
Пауза.
Дама Бубен. Быть может, он заболел…
Дама Пик. Карточный король обязан знать свою
масть.
Дама Червей. А по-моему, он нам зубы загова-
ривает, чтобы уклониться от исполнения супружес-
ких обязанностей!..
Валет (растерянно). Быть или не быть… Если ко-
роль – не король, то и валет – не валет.
Дама Треф. Господин Валет! Какой масти Вы?
Какая из присутствующих здесь Дам является вашей
госпожой?
Валет. Если Король не смог выбрать, а я – что? Я
же слуга. Слуга… Слуга?.. Слуга!!! (Преобразившись от
неожиданного решения) Я поклялся говорить правду, и
скажу правду. (Обращается с поклоном к каждой из
Дам по очереди ) Госпожа… Госпожа… Госпожа… Гос-
пожа… Я верный и преданный слуга каждой из вас;
каждая из вас для меня – единственная.
Пауза.
Дама Червей. Один – ничей. Другой – общий. Ве-
село живем.
Дама Бубен. Как же так, каждая – единствен-
ная?.. Так не бывает.
Дама Пик. А мальчик не так уж глуп…
Дама Треф. Однако методом допроса мы ниче-
го не выяснили, вопрос остался открытым. Что будем
делать дальше?
Из народа поднимается рука.
Дама Бубен. Есть предложение от народа?
Дама Треф. Выслушаем глас народа.
Глас Народа трефовый. Пусть каждая из Дам
расскажет о своём короле.
Глас Народа бубновый. А мы будем сравнивать
описание с этим…
Глас Народа червонный. С оригиналом.
Глас Народа пиковый. И примем решение об-
щим голосованием.
Король. Я же говорил – революция.
Валет. Ай-яй-яй… Да здравствует демократия!
Дама Бубен. Правильно, правильно, да! Я начи-
наю: когда он был бубновым королём, он был таким
благородным, добрым, щедрым. Любил жену, кошку
и… Родину.
Валет. А я тогда не смел поднять глаз на даму сер-
дца. Я был предан Королю, презирал все низменные
страсти и гордился чистотой своих помыслов.
Дама Червей. Он был червонным, наш папочка,
не придавал значения мелочам, умел ценить жизнь и
наслаждаться всеми её прелестями.
Валет. Да-а, при червонном было весело, вино
лилось рекой, сердце раскрывалось навстречу каж-
дой хорошенькой женщине, ночные гуляния, пляски,
карнавалы…
Дама Треф. Романы и пирушки – какой вздор!
Мужчина должен заниматься делом. Делом и еще
раз делом. Коммерция, война; на худой конец – наука.
Главное – всегда подчиняться разуму, а не эмоциям.
Валет. При крестовом короле у меня было мно-
го хлопот. Он был стратег, а я носился, реализуя
его грандиозные проекты. Впрочем, я неплохо за это
получал и от короля, и от его дамы… При этом вне-
шние приличия соблюдались более чем тщательно.
Дама Пик. Азарт! Страсть. Неважно – какая. Важ-
на сила желания. Цель оправдывает средства. Но суть
даже не в цели, а в процессе ее достижения. Все
вокруг – Игра. Но Игра без правил всегда интересней,
чем игра по правилам. Игра без правил – непредска-
зуема! Ею правят страсти!
Валет. Пиковый валет считался негодяем, а я
просто во всём сомневался и пытался взглянуть на
вещи с изнанки. То есть, другими словами, докопаться
до истины.
Король. Как тогда было все ясно и понятно. А
теперь? Теперь? Теперь все эти четверо, такие разные,
все они – я один…
Дама Треф. Ну, что ж, перейдём непосредственно
к голосованию. (К народу.) Кто из вас считает, что пе-
ред вами король бубновой масти, прошу поднять руки.
(Голосуют, подсчитывают голоса.) Запишите в протокол.
Кто считает, что видит перед собой червонного короля,
прошу голосовать.
Голосуют, подсчитывают голоса.
Дама Треф. Кто за то, что перед вами король тре-
фовой масти? (Голосуют, подсчитывают голоса.) Вы всё
заносите в протокол? Кто за пикового короля – голосу-
ем. (Голосуют, подсчитывают голоса.) За каждую из мас-
тей получилось… одинаковое количество голосов…
Король (аплодирует народу.) Браво. Народ со
мной совершенно согласен. Выбор в данных условиях
невозможен.
Дама Червей. Так что же, Король опять
ничейный?
Дама Пик. Да, народ высказался, но как всегда,
ничего не решил.
Дама Треф. Однако методом голосования, как,
впрочем, и методом допроса мы так ничего не выяс-
нили. Похоже, мы зашли в тупик.
Валет. Надо уточнить: «ничего не выяснили мето-
дом публичного допроса».
Дама Треф. Публичного, совершенно верно, но
разве это меняет дело?
Дама Пик. Кажется, меняет…
Валет. Пусть каждая из вас останется с нами
наедине, без свидетелей; и тогда, может быть…
Дама Бубен. Сердце подскажет.
Дама Пик. Мальчик даже совсем не глуп для
валета.
Дама Треф. Другие предложения есть?.. Что ска-
жет народ?
Народ, безмолвствуя, уходит.
Дама Пик (Королю). Чей бы ты ни был, новый Ко-
роль, теперь ты мне нравишься даже больше, чем пре-
жние четыре короля вместе взятые. Мне даже кажется,
что…
Король. Что?
Дама Пик. Впрочем, не будем торопить события.
Дама Червей. Чур, я первая останусь с ними
наедине!!!
Дама Бубен. А почему ты?
Дама Треф. Не ссорьтесь! Справедливее будет тя-
нуть жребий.
Дамы собираются на жеребьевку, Король и Валет
поют. При этом Валет общается с Дамами, а Король сам
с собой.
Валет (даме Треф).
Я вижу вас на семь ходов вперед.
Пока спит кошка – балуются мыши.
Король не прав: кресты даются свыше.
Намек прозрачен? Ваш, миледи, ход.
Король (в зал).
Мне кажется, кругом дурдом,
В колоде нашей все вверх дном.
А я один, но – вчетвером…
И четверо во мне одном…
Валет (даме Бубен).
Пронзить ли грудь мечом? Лишь прикажи!
Ведь сердце навсегда кровавой масти.
Смиренный рыцарь я молю о счастье
Уснуть у ног прекрасной госпожи.
Король (в зал).
Сомнений нет, кругом дурдом.
Здесь я один, но – вчетвером.
А четверо во мне одном.
В колоде нашей все вверх дном.
Валет (даме Пик).
Зачем любовь, в которой нет огня?
И власть зачем, когда не в тему прикуп?
Зачем мне масть, когда она не в пику?
Без пики жизнь тускнеет для меня.
Король (в зал).
Воистину, кругом дурдом.
Один я здесь, но – вчетвером.
В колоде нашей все вверх дном.
Все масти в короле одном.
Валет (даме Червей).
Как нужен даме рыцарь! Ву а ля…
Мне так понятны женские проблемы.
Ни дня без флирта – вот решенье темы!
Ну, разве плохо нам без короля?
Дамы удаляются на жеребьёвку.
Король (в зал).
Какой кошмар! Кругом дурдом!
Один король, но – вчетвером…
Все четверо во мне одном…
В колоде нашей все вверх дном.
Валет (в зал).
Как хорошо! Кругом дурдом!
Один валет, но – вчетвером…
Все четверо во мне одном…
В колоде нашей все вверх дном!
Сцена 4.
Все Дамы удаляются, кроме Дамы Червей.
Дама Червей. Ну, наконец-то… Я хочу быстрее
обнять своего котика. Почему ты при всех не заявил,
что ты червонный и больше никакой?!
Король. Девочка моя! Да я бы и сам хотел быть
червонным и больше никаким.
Дама Червей. Ну, так в чём же дело, пупсик?
Король. Эх, если бы я сам в себе что-нибудь
понимал!
Валет. Быть иль не быть, вот в чём заковыка… У их
Величества небольшое помрачение рассудка. С короля-
ми это случается. От избытка власти.
Король. Не юродствуй.
Валет (королю). Если вы от неё отказываетесь, то я
этой дамочкой займусь.
206
Алена Чубарова, Ирина Егорова
Король. Если в газетах написали о наших пробле-
мах раньше, чем об этом узнал я, то может быть, в науч-
ной литературе я смогу найти объяснение?
Валет. Да, да. Поищите лучше в Интернете.
Король уходит.
Дама Червей (ему вслед). Куда же вы, Ваше
Величество?..
Валет. Тише, моя госпожа, тише!
Дама Червей. Почему?
Валет. Потому что надо запутать Короля.
Дама Червей. Зачем?
Валет. Я все объясню позже, я сейчас слишком
соскучился!
Дама Червей. Да- а?..
Валет. Да.
Дама Червей. А слишком, это – как?
Валет. Это значит “ Очень “!
Дама Червей. А очень – это как?
Валет. Словами это объяснить сложно…
Дама Червей. Ну, так объясни не словами…
Дуэт. Песня с танцем. Во время танца Валет недвус-
мысленно ухаживает за Дамой, так что она, в результате,
оказывается не совсем одета.
ДУЭТ ВАЛЕТА И ЧЕРВОННОЙ ДАМЫ
Валет. Зачем слова, к чему слова?
От них дурнеет голова.
Они на все наводят тень,
От них морщины и мигрень.
Дама Червей. Ах, как я люблю плутишек!
Вот таких, как ты,– мальчишек
Сердцеедов, хитрецов,
И почти всегда лжецов.
Валет. Зачем слова, к чему слова?
От них дурнеет голова.
Они на все наводят тень,
От них морщины и мигрень.
Дама Червей. До чего ж люблю мужчин! Ой!
Больше пирога с малиной!
Больше сладкого варенья…
Валет. Очень верный угол зренья!
Дама Червей. Вы правы, ни к чему слова,
От них дурнеет голова.
Они на все наводят тень,
От них морщины и мигрень.
Дама и Валет (вместе).
Какие глупости – слова,
От них дурнеет голова.
Они на все наводят тень,
От них морщины и мигрень.
Король (возвращаясь). Объяснений – море, но ни
одной подсказки, что делать королю без масти.
Дама Червей. Напугал! Зачем же так кричать…
Король. Простите меня, но всё-таки я не могу
признать себя червовым королём.
Пауза.
Валет. Ваше величество, Дама не совсем одета.
Король. Ничего страшного; можно подумать я
ее не видел раздетой.
Валет. Ваше Величество! Если Вы – не червонный
Король, то соответственно, Вы – не ее супруг, а значит,
Вы не могли видеть ее раздетой.
Дама Червей. Что?! Он намекает на то, что я со
всеми королями… гм… была! Хам!..
Валет. Успокойтесь, госпожа, он ни на что не
намекает. (Собирает ее одежду.)
Дама Червей. А это неправда!.. Вовсе не со все-
ми!.. А только с некоторыми.
Валет. Вам нужно переодеться, госпожа. Я про-
вожу Вас.
Уводит Червонную Даму.
Сцена 5.
Появляется Бубновая Дама.
ДУЭТ БУБНОВОЙ ДАМЫ И КОРОЛЯ
Дама Бубен.
Мой король, умру в слезах я от печали
Если вы не мой возлюбленный супруг.
Король. Ах, простите, милый друг…
Дама Бубен. …Мой единственный супруг.
Король. Боже мой!
Дама Бубен. Умру, умру я от печали.
Дама Бубен.
Мой король, за что со мною вы жестоки?
Вас не трогает совсем моя печаль.
Король. Мне, поверьте, очень жаль…
Дама Бубен. …Вас не трогает печаль.
Король. Боже мой!
Дама Бубен. О, мой король, как вы жестоки.
Дама Бубен.
Мой король! Ну что вам стоит притвориться.
Или я для вас уже не хороша?
Король. Что вы, светлая душа…
Дама Бубен. …Я для вас не хороша.
Король. Боже мой!
Дама Бубен. Мне остается утопиться.
Дама Бубен. О мой Король, если вы скажите,
что вы не бубновый, вы подпишите мне смертный
приговор.
Король. Я не могу сказать, что я совсем не бубно-
вый, я немного бубновый. Но я – не только бубновый.
Вот, в психологии встречается феномен расщепления
сознания, а мистики говорят о вселении разных душ
в одно тело. А астрологи предполагают, что это мог-
ло случиться от неблагоприятного соединения Марса с
Ураном при наличии чёрной луны в оппозиции…
Дама Бубен. Я не понимаю! Вы любите меня?!
Король. «Да». Потому что во мне живет часть
вашего супруга, бубнового короля. И в то же время
« Нет», потому что кроме него во мне еще трое, и
они раздирают меня на части.
Дама Бубен. Я не понимаю…
Король. Как же вам объяснить, те четверо, кото-
рые во мне толпятся, это не просто сумма королей, это
что-то совершенно новое. И я – уже не я.
Дама Бубен. Вы сошли с ума.
Король. Но все другое будет неправдой.
Дама Бубен. А мне не нужна правда, мне ну-
жен Король.
Танец Дамы и Короля вокруг Бубнового трона.
Появляется Валет. Дама после очередного пируэта
оказывается в его объятьях. Король хочет уйти.
ПЕСНЯ БУБНОВОЙ ДАМЫ
с речитативными репликами Короля и Валета
Дама Бубен.
Супружеская верность – мой конек,
Мое призвание, моя дорога.
Но никому на свете невдомек,
Что мужа я люблю – как Бога.
Мой свет, возлюбленный супруг!
(Королю.) Вы – это Он! Скажите прямо.
Король. Я Вам не муж сейчас. Но – друг.
Дама Бубен. Ах, Боже мой!.. (падает в обморок)
Валет. Вы оскорбили Даму.
Музыкальный проигрыш.
Пластическая композиция, в процессе которой Король
уходит, Валет манипулирует с бесчувственной Бубновой
Дамой.
Дама Бубен (приходя в себя).
Супружеская верность – мой конек,
Мое призвание, моя дорога.
Сердцам жестоким невдомек,
Как мужа мне теперь любить лишь Бога.
Валет. Простите, моя госпожа, я слишком смел.
Но мне показалось, что Вы вот-вот упадете…
Дама Бубен. Ты сказал « моя госпожа»?
Валет. Да, моя госпожа.
Дама Бубен. Ты не отрекаешься от меня?
Валет. Кто любит – не отрекается.
Дама Бубен. Кто отрекается – тот не любит.
Король. Господи! Ну, за что мне это наказание?
Жили себе четыре короля. Ссорились, мирились, игра-
ли в разные игры. А теперь? Самому с собой ссориться,
мириться, играть в игры? Жить-то как? Когда все со-
седи, друзья, враги – всё в тебе, внутри? Невыносимо!
(Уходит.)
Валет (Королю). Ваше Величество, куда вы?
Дама Бубен. Не удерживай его. Пусть уходит.
Он отрекся.
Валет. Вам плохо, моя госпожа? Вы вся
дрожите?
Берет Бубновую Даму на руки, несет к трону.
Дама Бубен. Ты был всегда так робок, ты боял-
ся поднять на меня глаза…
Валет. Я и сейчас боюсь.
Дама Бубен. У меня кружится голова…
Валет. Все будет хорошо, моя госпожа. Я рядом,
я всегда буду рядом.
Дама Бубен. Послушай! Ведь с вами случилось
одно и то же. Так почему же он так мучается, а ты
– нет?
Валет. Так он – король, а я – валет.
Дама Бубен. Я не понимаю…
Валет. Но ведь кто-то же должен поддержать Вас.
Вам надо отдохнуть.
Дама Бубен. Отнеси меня… в спальню.
Валет. О! Смею ли я... Нет-нет, я не достойный, я
не смею!
Поспешно уносит.
Проходит разномастный Народ с лозунгами:
«Королю – масть и живи себе всласть!»,
«Король! – определяйся!»,
«Даёшь Государя, а то – как вдарю!»,
«Королеве – мужа, не то будет хуже!».
2 АКТ
Сцена 6.
Король один. Ходит между тронами. Появляется
Пиковая Дама, в руках у нее веревка.
Дама Пик. Сидеть!
Король садится на ближайший к нему трон.
Дама Пик. Не сюда!
Гоняет Короля, пока он не оказывается на пиковом
троне.
Дама Пик. Теперь умница. (Привязывает его верев-
кой к трону.)
Король. Ты думаешь, я окажусь Пиковым Коро-
лем, если ты меня привяжешь?..
Дама Пик. Да плевать мне, какой ты масти! Я
хочу, чтобы ты был моим, и ты будешь моим, чего
бы мне это не стоило! Понятно?
Король. Говорят, я сошёл с ума.
Дама Пик. А твой ум меня тоже мало волнует.
Король. Есть еще три дамы. Каждая из них
имеет на меня столько же прав, сколько и ты.
Танец Дамы Пик, после которого лежащими на
полу оказываются «лишние» три трона.
Дама Пик. Пусть остаются при своих правах! А
мне достанешься ты! Пусть и без масти и без ума.
Король смеется.
Дама Пик. Как ты смеешься! Совсем не так, как
раньше.
Король. Ты тоже раньше была другой.
Дама Пик. Может быть, ты раньше меня не
замечал?
Король. Развяжи меня.
Дама Пик. Ну, так назовись Пиковым. Мы
исправим ошибку и заметим друг в друге столько
интересного!
Король. Я бы хотел, правда. С тобой – хотел бы,
но…
Дама Пик. Плевать на все «но»!
Король. Только отказавшись от всех, я не отка-
жусь ни от кого.
Дама Пик. Ах так… так значит…
Король (невольно любуется ею). Ты сегодня очень
красивая.
Дама Пик. Ну, так хорошо, они сами откажутся
от тебя!
Появляется Валет.
Валет (оглядывая перевернутые троны). У вас тут
творческий беспорядок…
Дама Пик. Скорее, беспорядочное творчество.
Итак, мой Король, отказывается творить вместе?
Король. Боже, как я устал!
Дама Пик. В таком случае… (Обращаясь к Валету.)
Развяжи Короля.
Валет. Рад служить, госпожа. (Развязывает
Короля.)
Дама Пик. Какой ты масти, умный мальчик?
Валет. Какой вам угодно.
Дама Пик. Мне нравится пиковая масть.
Валет. В таком случае, Валет Пик к вашим ус-
лугам. (Король уходит.)
Дама Пик. Это скучно.
Валет. Как прикажете…
Дама Пик. И так, ты – Пиковый Валет. А мне
нужен – Пиковый Король.
Валет. Не понимаю.
Дама Пик. А ты постарайся.
Валет. Госпожу устраивает моя масть, но не устра-
ивает мой чин.
Дама Пик. Если я не могу сделать Короля пи-
ковой картой, то, может быть, я могу пиковую карту
сделать Королем.
Валет. М-м-м?!
Дама Пик. Угу.
Валет (нервно). Ха-ха…
Дама Пик (утвердительно). Ха-ха-ха.
Валет. Чем я могу помочь моей госпоже?
Дама Пик. Мы совершим маленький, вполне за-
конный, дворцовый переворот.
Валет. Совсем маленький.
Дама Пик. Король без масти не может быть
Королем.
Валет. Да, но… Дамы…
Дама Пик. Тебе нужно, чтобы каждая из Дам была
уверена, что ты будешь её, и только её королем.
Валет. Понял.
Дама Пик. Но при этом скрывала эту уверен-
ность от других.
Валет. Задача не простая, но выполнимая.
Дама Пик. Особенно аккуратно надо вести себя
с Трефовой – она самая опасная.
Валет. Понял, госпожа.
Дама Пик. И помни, никаких фокусов!
Валет. Какие фокусы?
Дама Пик. В любой момент я все могу пере-
вернуть так, что вместо королей ты окажешься в
шестерках.
Валет. Госпожа!.. Вы мне не доверяете?
Дама Пик. Конечно. А вот тебе нельзя во мне сом-
неваться. Ты же знаешь, что такое пиковая дама.
Валет. Да. Читал. У Пушкина.
Появляется Дама Треф с диктофоном.
Сцена 7.
Дама Пик. Мне, к сожалению, ничего не уда-
лось установить. Может быть, вам повезёт больше,
желаю удачи, сестра. (Дама Пик уходит, дав «пенделя»
Валету.)
Дама Треф (оценивает «сестру», оглядывает беспо-
рядок). А где же Король? Во время допроса применя-
лись пытки?
Валет (поднимает для дамы трефовый трон). Ни
в коем случае. Просто избыток темперамента.
Дама Треф. Позовите Короля.
Появляется часть разномастного народа, начинает
выкрикивать и скандировать лозунги, улюлюкать. Другая
часть народа с экзальтацией и подобострастием выпихи-
вает на сцену Короля.
Дама Треф. Все свободны. (Народ нехотя затихает
и удаляется. Королю.) Ну что ж, приступим (Включает
диктофон на запись.) Господин Король, подойдите ко
мне. Посмотрите на меня повнимательнее… Не отво-
рачивайтесь. Я прошу смотреть внимательно. Узнаете
Вы во мне свою законную супругу?
Король. Я не могу ничего добавить к тому, что
уже говорил. Оставьте меня в покое, я очень устал.
Прошу Вас.
Дама Треф. Устал? Что-то я не припомню, чтобы
трефовый Король позволял себе что-нибудь подобное.
Видимо, все-таки вы – не он. Господин Валет, подойдите
Вы. Скажите, узнаете ли Вы во мне свою госпожу?
Валет. Я – джентльмен. Слово женщины для
меня закон. Любая Дама мне госпожа, особенно, кра-
сивая дама.
Дама Треф. Не уклоняйтесь от прямого ответа,
Валет. Скажите, какой Вы масти?
Валет. Имею ли я право говорить, когда Король
молчит.
Дама Треф. Да, но если вы оба будете молчать,
как же выяснить вашу масть!
Валет. А разве кроме слов, госпожа, нет иных
путей познанья сути?..
Трио. Танец и песня, переходящие в дуэт Валета и
Дамы треф.
ТРИО ДАМЫ ТРЕФ, КОРОЛЯ И ВАЛЕТА
Валет. Если что-нибудь запуталось в мире,
Если что-то не так у мужчин –
Дама Треф. Разберемся, рассудим, помирим.
Волноваться нет веских причин.
Валет. Важно лишь поступать осторожно,
Не терять головы никогда.
Дама Треф. И тогда жить на свете не сложно.
Так что, горе совсем не беда.
Дама Треф дирижирует. Дама и Валет поют с энту-
зиазмом, Король – подчиняясь.
Главное – порядок! Главное – приличья!
Главное – во всем быть образцом!
В этом королевское величье.
В этом! А не в чем-нибудь другом!
Дама Треф. В этом! А не в чем-нибудь другом!
Музыкальный проигрыш. Дама Треф и Валет танцу-
ют. Король отходит.
Король (неожиданно совсем на другой, «неподходя-
щий» мотив, явно издеваясь над текстом).
Главное – порядок! Главное – приличья!
Главное – во всем быть образцом!
В этом королевское величье…
Дама Треф и Валет (перебивая его, на прежний мо-
тив). В этом! А не в чем-нибудь другом!!! (3 раза.)
Дама Треф. Я, кажется, догадываюсь, какой ты
масти, Валет.
Король. О боже, как все женщины похожи!
Дама Треф. Да Вы поэт, мёсье Король!
Король. О нет, я лишь играю роль. (Ерничая,
кланяется Даме и Валету.)
Поэта, воина, тирана,
А скоро, кажется, болвана…
Дама Треф. Король, что за бред?.. (Валету.)
Какой же Вы масти, мой милый Валет?
Валет. Я…
Дама Треф. Ну же!.. Ну… Не будьте упрямы.
Валет. Я скажу, когда соберутся все Дамы.
Дама Треф хлопает в ладоши.
Сцена 8.
Выходят Дамы и народ. У Дамы Пик небольшая
коробка. Следующие разговоры идут на фоне общего
танца.
Дама Червей (танцуя с Валетом). Ты соскучился
по мне, Валет Червей?
Валет. Так соскучился, что прямо сейчас бы
съел!..
Дама Червей. Обжора!
Валет. Я готовлю тебе сюрприз, только не го-
вори пока, что знаешь, какой я масти. Кроме тебя
этого не знает никто.
Дама Червей. Обожаю сюрпризы.
Танец продолжается.
Дама Бубен (танцуя с Королем). Король, я, ка-
жется, счастлива.
Король. Я рад за Вас.
Дама Бубен. Я потеряла мужа, но я нашла не-
что большее… Он так нежен и робок… Он утер мои
слезы поцелуями.
Король. Мне жаль Вас.
Дама Бубен. Король, скажите еще раз, что Вы
– не бубновый.
Король. К сожалению, я не бубновый.
Дама Бубен. Слава богу! Значит, я Вас не обма-
нываю, моя совесть чиста.
Король. Вы не обманываете. Обманут – Вас.
Дама Бубен. Что?
Король. И очень скоро…
Танец продолжается, пары меняются партнерами.
Валет (Даме треф). Умоляю, моя госпожа, пока
молчите о том, что я трефовой масти; от этого зави-
сит моя жизнь.
Дама Треф. О, Боже!..
Танец продолжается.
Дама Пик (танцуя с Королем). Еще не поздно,
подумай, Король!.. Пока ты еще Король…
Король молчит. Танец заканчивается. Трефовая Дама
хлопает в ладоши.
Дама Треф. Итак, господа Дамы, прошу занять
свои места. Подведем итоги. Что выяснила каждая
из вас в процессе очных ставок. Прошу отвечать по
порядку.
Дама Пик. У меня вопрос! Может ли быть Ко-
ролем карта, не знающая своей масти?
Народ скандирует: «Масть – Королю!», «Даёшь
масть, чтобы не пропасть!»
Дама Треф (успокаивает народ). Карта, не знаю-
щая своей масти не может быть Королем. Но вернёмся
к повестке дня. Каковы результаты очной ставки с
Королем?
Дама Пик. У меня еще один вопрос: Если Ко-
роль той или иной масти не признает Даму соот-
ветствующей масти своей супругой, то либо с Дамой
не все в порядке, либо Король не настоящий… В
любом случае это оскорбление для чести Дамы. Не
так ли?
Дама Червей. Да он вообще не Король! Он –
хам. Он грязно намекал… А это все неправда!..
Дама Бубен. Он видел мои слезы, но прошел
мимо. Это не по-королевски.
Дама Треф. Я с полной уверенностью могу за-
явить, что этот Король не Трефовый, мой супруг не
был поэтом. И никогда не уставал. В остальном же я
вынуждена согласиться с вашими вескими аргумен-
тами, Король без масти – не Король. Но еще остается
вариант, что этот, имеющийся в наличии экземпляр
Короля – Пиковый.
Дама Пик. Слышишь, Король! У тебя нет вы-
бора. Остался всего один вариант! И этот вариант
– Пики.
Пауза.
Король. Нет.
Дама Пик. Прекрасно! Уважаемые Дамы, мы ус-
тановили, что данный, так называемый, Король не
принадлежит ни к одной масти. Следовательно, он
– вовсе не Король. (Пауза.) Кто за это предложение,
прошу проголосовать (Первая поднимает руку.)
Дама Треф. Вывод вполне логичный (Поднимает
руку.)
Дама Бубен. Как это печально (Поднимает
руку.)
Дама Червей. Если все так считают, то и я “ за ”
(Поднимает руку.)
Глядя на единогласно голосующих Дам, народ следует
их примеру.
Дама Треф. Единогласно.
Дама Червей. Но я только не совсем понимаю:
если он – не Король, то кто же он теперь?
Пауза.
Дама Пик достает из принесенной коробки шу-
товской колпак.
Дама Пик. А он теперь – джокер – шут… При-
мерьте новый головной убор, господин бывший
Король.
Король. Шут?.. Шут… Шут… (Смеется.) Ну, спа-
сибо! (Хохочет.) Роль болвана!.. Вот она, долгождан-
ная роль… Наивный глупец я терзался над несо-
ответствием мастей, над странным миром, который
перестал быть понятным… Как теперь все просто!..
(Выхватывает колпак из рук Пиковой Дамы и посте-
пенно из ерничанья переходит в танец.) Как теперь всё
просто. А ведь я знал этот ответ с самого начала. Знал.
Но боялся себе признаться. Как только прочёл в газе-
те, я ещё не понял, что это обо мне, но подумал: а ведь
этому бедолаге теперь только в шуты! А как вдруг стало
легко дышать! Откуда столько воздуха? Вы чувствуете?
Нет? А?.. А-а-а… Вам некогда. Вы же знаете, какие вы и
вам надо соответствовать. А дуракам можно без мас-
ти… Вот он я – здрасьте… Кстати, а я могу получить
документик, что я не просто дурак, а дурак офи-
циальный, утвержденный единогласным голосовани-
ем… Так куда за справочкой зайти? В следующую
пятницу налево… Ага… спасибочки.
Дама Пик. Ты – скверный шут. Кривляешься
много, а смеха мало. (К Дамам.) Пусть себе кривляет-
ся, на то он и шут. А у нас есть еще один открытый
вопрос: кто теперь будет Королем?
Король-Шут (указывая на Валета). Он. Или здесь
есть другие претенденты на престол? Сейчас поищу…
Здесь нет… (заглядывает под юбки дамам) и здесь тоже
нет…
Дама Треф. Мы пока не знаем, какой он масти.
Пусть объявит свою масть. Народ требует.
Народ, понимая, что от него хотят, начинает ак-
тивно требовать.
Дама Пик. Мы должны доверять своему буду-
щему Королю. И в знак доверия сначала возложим
корону на его голову, а потом дадим выбрать трон.
Дама Треф. Нет, пусть скажет сейчас.
Дама Пик. Предлагаю решить этот вопрос голо-
сованием среди Дам.
Валет. Вы хоть немного доверяете мне, Червовая
Дама?
Дама Червей. О! Сюрприз?! (Поднимает руку.)
Валет. Бубновая Дама, госпожа…
Дама Бубен. Не надо лишних слов. (Поднимает
руку.)
Валет. Дама Пик?
Дама Пик. Да. (Поднимает руку.)
Валет. Трефовая Дама?
Дама Треф. Подчиняюсь мнению большинства.
(Поднимает руку.)
Народ безмолвствует.
Король-Шут. Да здравствует новый Король!
Аминь!
Танец «Церемония коронования», в финале которого
Пиковая Дама ведет Валета на Пиковый трон.
Народ (скандирует). Королевство наше – Пики,
будет наш народ великий!
Сцена 9.
Дама Треф. Почему пиковый? У меня протокол,
запись! (Собирается включить диктофон.)
Валет. На ленте есть ваше предположение отно-
сительно моей масти, но моего признания там нет.
Дама Червей. Негодяй! Ты же говорил, что
ты…
Валет. Слова не доказательства.
Дама Бубен. Но ты же меня целовал.
Валет. Мало ли кого я целовал, если на всех
жениться…
Три Дамы начинают обвинять в один голос, того
и гляди, начнется драка.
Дама Пик. Бабы! Ша!.. (Пауза.) В смысле, Дамы,
успокойтесь!.. Уважаемые Дамы, ведите себя прилич-
но… Это еще – не конец. Мне нужен Шут. Где он? Куда
подевался Шут?
Король-Шут (вылезая из-под трона). Устал я от
вашей свистопляски. Ну, что еще?
Дама Пик. Ты теперь не Король. Ты теперь ни-
кому не нужен. У тебя нет ни перед кем обяза-
тельств. Тебе нечего терять. Теперь ты хочешь, чтобы я
была с тобой?
И народ, и три Дамы в полном недоумении.
Валет. Не понял…
Король-Шут. Как я могу? Ты – Пиковая Дама,
супруга Короля, ты – Королева.
Дама Пик. А если бы мог, хотел бы?..
Валет. Что она говорит? Я же Король, я …
Дама Пик. Шут, ты хочешь, чтобы я была с
тобой?
Дама Бубен. Она сошла с ума.
Дама Червей. Король опять ничейный!
Дама Треф. Не вижу логики, зачем ей нужен
Шут?
Дама Пик (Шуту). Ты хочешь, чтобы я была
твоей?
Король-Шут. Без масти, без ума, без трона?
Дама Пик. Когда тебя нельзя достичь иначе, я
не хочу быть больше королевой. (Поет.)
ПЕСНЯ ДАМЫ ПИК
Пускай в тебе слились все масти,
Пускай ты не Король, а Шут,
Мои бушующие страсти
Мне беспощадно душу жгут.
Мне беспощадно душу жгут.
Мне не нужна моя корона,
Плевать на долг, приличья, честь.
Я без оглядки спрыгну с трона –
Туда, где мой любимый есть!
Туда, где мой любимый есть!
Сбрасыванием короны и мантии начинается та-
нец – отказа от масти. В конце танца бывшая Дама Пик
подходит к Шуту.
Дама Пик. Ну вот, теперь я, как и ты – без мас-
ти. (Он снимает с себя колпак, коронует её шутовским
колпаком.)
Пауза.
Дама Червей (Валету). Так, значит слова не
доказательства.
Дама Бубен. Из-за него мне остается идти в
монастырь!
Дама Треф. Я не поддалась на его соблазн, но
он дал мне повод думать…
Дама Червей. Да он клялся, что он червонный!
Дама Бубен. Мошенник! Лгун!.. Какой он
Король!..
Дама Треф. Мы его избрали, мы его и свергнем!
Дамы набрасываются на Валета-Короля. Погоня, по-
том драка.
Король-шут и Бывшая Дама Пик танцуют, не
замечая ничего вокруг.
Дама Треф. Я придумала. Обойдемся мы вооб-
ще без Короля. Сделаем Валета Пиковой Дамой, и
будем жить мирно, дружно, без мужчин.
Валет. Что?.. Но я не хочу быть Дамой!
Дама Червей. Твоего желания никто не
спрашивает.
Валет. Но я не могу быть Дамой, я же мужчина.
Дама Бубен. Для современной медицины это
не проблема.
Дама Треф. Кто за данное предложение прошу
голосовать.
Три Дамы выражают свое согласие.
Валет (кричит). Требую всенародного
референдума!
В народе разногласия.
Король-Шут и Бывшая Дама Пик танцуют, все
происходящее их не касается.
Валет (кричит). Народ!!! Мужское население! Ну,
скажите же им!
Дамы носятся за Валетом, убегают за кулисы. От-
туда раздаются крики, всё больше и больше напоминаю-
щие любовные игры. Народ в смятении. Валет выскакива-
ет, взъерошенный, полуодетый.
Валет (успокаивает народ). Всё нормально!.. Всё
под контролем… Умножим население! (С победным
криком убегает за кулисы.)
Король-Шут и Бывшая Дама Пик танцуют.
Эпилог
Общий танец. Песня. Финал.
Крести, черви, бубны, пики…
Следствие найдет улики.
Пики, бубны, черви, крести…
Каждой карте быть на месте.
Каждой даме есть король,
И свою он знает роль.
Каждой даме есть валет,
Роль его порой секрет.
Припев:
В нашем королевстве нет обычных забот,
В нашем королевстве дуракам везет.
В нашем королевстве тишь да благодать,
Пока никто не вздумает нами погадать.
Бубны, пики, крести, черви…
Берегите ваши нервы.
Черви, крести, пики, бубны…
Быть в игре спокойным трудно.
Если дама без супруга,
Даме той живется туго.
Если без пажа к тому же –
Это ужас, ужас, ужас…
Припев:
В нашем королевстве нет обычных забот,
В нашем королевстве дуракам везет.
В нашем королевстве тишь да благодать,
Пока никто не вздумает,
пока никто не вздумает,
пока никто не вздумает –
нами гадать.

Занавес.

Иллюстрация - Екатерины Румянцевой


Рецензии
Какая чудесная вещица - на любую труппу!

Жанна Гусарова   10.03.2013 00:04     Заявить о нарушении