Про зайца и трёх медвежат

-Сейчас... Сейчас, мой Зайчик, я тебя одену и мы пойдем в магазин... Вооот... Ещё чуть - чуть... Ну, потерпи немножко , - шептала я моему главному сокровищу.
-Катерина, - раздался из коридора голос бабушки , - сколько можно тебя ждать? Опаздываем.
-А мы уже готовы , - я пулей вылетела из комнаты в коридор, присела и стала застёгивать босоножки , не выпуская из рук чудесного плюшевого зайца, которого буквально на днях привезли мне из Германии бабушка и дедушка. О! Это был необыкновенный заяц! В красно-белой шубке, с длинными ушами, глазами-пуговицами - он был почти как кукла.
-Вот куда, куда ты его с собой тащишь? - забирая у меня игрушку, спрашивала бабуля, - оставь его дома. Ничего с ним не случится.
-Ты что, бабуль, мы договорились, что пойдём гулять вместе.
-Ну, хорошо, - улыбнулась бабушка, - только носить его ты будешь сама.

   Я услышала звук открывающейся двери выше этажом, уже когда стояла на лестничной клетке и ждала пока бабуля запрет наши замки. Прижав покрепче к себе  чудесного зайца , я съёжилась : мне стало холодно. В подъезде сталинского дома летом всегда было прохладно, любой звук становился гулким, а свет не проникал сквозь ветви тополей, в изобилии растущих в нашем дворе. Мне не было и шести лет, но я отлично умела различать, сколько человек спускается сверху по лестнице и есть ли среди них та самая девочка... Вернее, взрослая тётя с лицом девочки. Ох, как я не любила встречаться в подъезде именно с этой нашей соседкой. Мне до звона в ушах было стыдно, неловко, неуютно и страшно... Я не знала как себя вести, не понимала в чём дело... А эта тетя-девочка смотрела на меня маленькими-маленькими глазами, странно, по-своему улыбалась и что-то лепетала. Но вместо слов изо рта вырывались слюни, которые брызгали во все стороны, и даже нагрудник, который всегда был одет на нашей соседке, не спасал её платья: всё было мокрым... Однажды я спросила бабушку, почему эта девочка так не похожа на других людей? В ответ услышала, что это просто болезнь такая и скоро наша соседка станет здоровым, обычным ребёнком, мы станем вместе бегать во дворе и скакать в классики, надо просто подождать, её мама дает своей дочке нужные лекарства... Каждый раз я пыталась увидеть в тёте-девочке признаки выздоровления, но всё равно в последний момент или зажмуривалась, или отводила глаза. Конечно, лучшим выходом было вообще избегать этих встреч. Поэтому,  если я слышала, что наверху открывается дверь, я стремглав неслась на улицу или наоборот, делала шаг назад, в тепло и уют родной квартиры, и , сидя за закрытой дверью, ждала, пока соседка со своей тётей-девочкой спустятся вниз. Но сейчас я сбежать не могла. Встреча была неизбежна. И вот уже предо мной эти глаза... Рот, который расплывается в нелепой улыбке... Девочка тянет ко мне руки... Нет! К моему зайцу! Что-то лепечет, потом вдруг хмурит брови и начинает почти кричать... Взрослые пытаются как-то уговаривать её.. Моя бабушка гладит её по голове... Но нет! Она уже кричит и топает ногами...
-Катя,пожалуйста, покажи свою игрушку Лизе,- говорит мне настойчиво бабуля. А я вцепилась в зайца так, что видно: забрать у меня его смогут только вместе со мной.-Катюша, я прошу тебя... Лиза только посмотрит и отдаст. Ты видишь, что она плачет... Ну, пожалуйста...
Я разжимаю руки и протягиваю свою игрушку тёте-девочке. Смотрю, как соседка вытирает своей дочери нос, суетливо меняет нагрудник на сухой... А Лиза прижимает к себе моего зайца, улыбается, и что-то возбужденно говорит...
Я так и стояла на лестничной клетке, пока соседи, попрощавшись с бабушкой и со мной, спускались вниз. Бабушка прижала меня к себе и говорила что-то про то, что я - хорошая добрая девочка, Лиза поиграет с зайцем и отдаст, а мне привезут ещё много - много зайцев...

Потом я ещё долго ждала, когда мне вернут игрушку. Но тетя-девочка перестала появляться в нашем подъезде, а взрослые говорили слово «интернат».

Тем же летом дедушка привез мне из Москвы нового зайца. Но это оказался совсем не настоящий заяц! Он очень походил на нарисованных в книжках. А мой был красно-белый и мягкий-мягкий...

   Из своего детства я помню три игрушки : слона Клюку, красного Зайца и куклу Наташу. Все, кроме плюшевого подарка из Германии, «живы» до сих пор.
Слон Клюка - мой пластмассовый друг и главное утешение при расставания с папой или мамой в яслях. Даже сейчас, спустя много лет, помню запах яслей и то, каким был свет от лампочек в раздевалке, где родители оставляли меня на попечение воспитателей. И абсолютное, пронзительное одиночество... Конечно, в три года я не могла так выражать свои чувства. Но теперь хорошо знаю: лекарство от щемящего  одиночества для меня до сих пор одно - звонок родителям. Слава Богу, что есть кому звонить... А тогда, в 1976 году я оставалась одна в яслях и прижимала к себе верного друга - слона Клюку.
Куклу Наташу я обнаружила среди других подарков в день своего шестилетия. Это оказалась необыкновенная кукла! У нее двигались руки и ноги, открывались и закрывались глаза, были чудесные пшеничные волосы и мягкое тело. Она выглядела как живая!
Я росла, училась, взрослела, влюблялась, разочаровывалась. И всегда где-то рядом со мной, в комнате или квартире, жили слон Клюка и кукла Наташа, а в памяти - красный Заяц, который непременно должен был ко мне вернуться , вылечив девочку Лизу...

   ***

   Однажды я где-то прочитала, что у каждого мальчика в детстве обязательно должен быть маленький плюшевый медвежонок. Поэтому, уже во время беременности с Егором, я искала для сына такого приятеля. Но все плюшевые медвежата, которые попадались на глаза, не походили на ту главную игрушку детства.

   Егор родился, ему исполнился сперва год, потом  два, а наш медвежонок так к нам и не пришёл. Конечно, о моей затее с мишкой знал Андрей. Но я и представить себе не могла (тогда, когда семья ещё только - только становилась Семьёй), что он станет заниматься такой «ерундой».

   Летом 2001 года мы с Андреем и маленьким сыном оказались в Донецке - родном городе мужа. Мы с Егором приехали туда из Крыма, где отдыхали, а наш папа - из города, где мы тогда жили. Мой приезд на родину мужа стал приятным сюрпризом для родни, а уж то, что я взяла с собой Егора, вызвало общий восторг: мы ждали Машу, и все понимали: такое путешествие - весьма рискованное предприятие. Однако наши усилия стоили того : большая часть родни сумела собраться в доме , где когда-то жили ещё прабабушка и прадедушка моих детей.
Это был один из лучших вечеров в нашей жизни! На улице, в саду, где деревья были большими ещё тогда, когда по ним лазил маленький Андрей, за столом сидели несколько поколений одной семьи. Егор бегал по саду, рвал ягоды черешни, до которых мог дотянуться и , я уверена, впитывал ту самую «соль земли». Это очень важно, когда ножки маленького человека ступают там, где жили его родные. Деревья, земля и даже кусочек неба ,которое распростерлось над этим двором, всё видели, всё помнят и знают. Своим «знанием» они делились в тот вечер с Егором.
Хорошо помню, как Егор перед сном сидел на горшке у крыльца дома и долго-долго смотрел на звезды. А надо вам сказать, в Донецке совершенно необыкновенное небо. Не только по-южному красивое и яркое, но даже ночью сочное, мягкое и очень уютное.
   Когда наш сын уже лежал в постели, в доме своей прабабушки, Андрей присел к нему на краешек кровати. Как всегда перед сном, он что-то шептал Егору на ушко,  малыш смеялся, потому что было щекотно, а я стояла у двери и наслаждалась. Это был как раз тот случай, когда всё было правильно: все находились в нужном месте в нужное время... Мои раздумья прервал Андрей:
-Вот я бестолковый! - вдруг воскликнул он. - Егор! Я же привёз тебе подарок! Представляешь, вёз-вёз и забыл...
Муж выбежал из дома и уже через минуту опять сидел на краешке кровати сына, разворачивая бумажный свёрток.
-Мне отдали это перед отъездом к вам... Сказали , что мэр Йоэнссу передал специально для маленького Егора... Я даже не знаю что там... Надо же столько бумаги навертеть... - шуршал оберткой Андрей. Наш малыш, конечно, уже вылез из-под одеяла , да и я , махнув рукой на режим, с нетерпением ждала подарка.
Он превзошел все ожидания. Посреди огромного вороха упаковочной бумаги и всяких милых ленточек в руках у Андрея вдруг появился… тот, кого мы так долго искали: маленький плюшевый медвежонок! Егор сиял. Андрей был эталоном счастливого отца. У меня от неожиданности и умиления вдруг иссякли слова.
Сын прижал к себе медвежонка, лег на подушку и закрыл глазки.
-Мой Миша , - сладко прошептал он и тут же уснул.

А мы еще долго сидели , обнявшись , на крыльце, смотрели на звёзды, болтали о всякой всячине и гладили мой живот, в котором тоже уютно и спокойно спала наша Машка.

   ***

   Со своим «главным медвежонком» Маруся встретилась только в  шесть лет. В Москве тогда ещё работали магазины, в которых, выбрав нужные заготовки, можно было сделать игрушку самому. Это отличная затея! Ребенок заходил в магазин и своими руками делал себе подарок: плюшевую заготовку наполнял специальным пухом, а затем прошептав заветные слова, слышал, как начинало биться маленькое сердечко игрушки. Но и это ещё не всё. Вместе со взрослыми маленький посетитель  волшебного магазина оформлял свидетельство о рождении своего дружочка.
Поехать за новым медвежонком нас заставило то, что папа однажды вернулся из командировки без игрушки, которую ему всегда давала с собой в дорогу заботливая Машенька. Возвращение домой Андрея непременно сопровождалось тем, что из дорожной сумки он доставал доверенного ему друга дочери, и говорил: «Ну, спасибо, Марусенька. Без твоего зайчика - медвежонка-кротика-куколки я бы ни за что не подписал такой важный для моей компании договор». Счастливая дочка прижимала к себе игрушечного друга и убегала в свою комнату, чтобы поскорее расспросить его о приключениях в поездке.
А в тот день, папе было некого достать из своей сумки: медвежонок Барни, который  по поручению Маши сопровождал Андрея в командировке, так понравился проводнице вагона, она так охала и причитала, что её дочка давно хочет именно такую игрушку, что Машин папа не выдержал и отдал зверька, попросив заботиться о нём и никогда не терять.
Маша внимательно выслушала всё, что рассказал ей отец. Нет, она не заплакала. Но как же ей было тяжело совладать с собой!.. Она притянула к себе папу, поцеловала его и молча ушла в свою комнату.
А через несколько дней мы предложили дочери поехать в магазин, чтобы поискать «братика медвежонка Барни». Вот тогда-то в нашей семье игрушек и появился медвежонок Андрей, который неразлучно следует во все поездки-путешествия. И сейчас, встречая уже повзрослевшую Машу в аэропорту, я легко узнаю её в толпе прилетевших пассажиров , по медвежонку в руках. Даже его день рождения мы празднуем до сих пор каждое 23 августа, ведь дата навсегда обозначена в медвежьем свидетельстве о рождении.

   Маша всегда была большой любительницей мягких игрушек. Их у неё великое множество! Медведи - всех возможных размеров и форм. А кроме них коровы, зайчата, ежи, конечно же лошади и даже плюшевый динозавр.
Одним из самых трогательных моментов в жизни маленьких брата и сестры - Егора и Маши - стал день, когда наш старший сын вернулся из своей первой самостоятельной поездки в Англию. Егору только исполнилось 12 лет. Главным подарком, привезенным  издалека для младшей сестры стал плюшевый медвежонок, сделанный в таком же волшебном магазинчике, но только в Англии. У игрушки был даже загранпаспорт! К этому времени в России такие магазины уже исчезли, и Егор , случайно увидев из окна автобуса во время экскурсии по Лондону, заветное для Маши название, сумел договориться с ребятами из другой группы, отдал свои небольшие сбережения и ему привезли медвежонка для сестрички...
Мы знали об особенном отношении Маши к игрушкам. А началось всё с того, что во время одной из прогулок по осенней Москве, наша ,тогда четырёхлетняя дочь нашла  забытого кем-то Петрушку. Он сидел под проливным дождем на качелях и , судя по словам Маши, горько плакал. Прижав к себе тряпичную куклу, сделанную руками чьей-то заботливой и талантливой мамы, Маруся подбегала то к одному прохожему, то к другому в поисках хозяина забытого человечка. Тщетно.
-Мама! Ты понимаешь, что мы должны взять его домой? - серьёзно спросила меня дочь. Она смотрела на меня пронзительными синими глазами и я понимала: говорить о том, что это грязная , мокрая тряпочка, нельзя. Светлая курточка Маши была вся в серо-черных разводах... Но мне пришлось сказать:
-Конечно, Машуль, пойдем к бабуле, отнесём Петрушку. К ней ближе идти, чем к нам домой, а малыш может заболеть от переохлаждения...

К счастью, моя мама быстро поняла в чём дело и сразу включилась в процесс спасения найденыша. Уже на следующий день игрушка стала чистой, с зашитым жабо из старых тюлевых штор, и даже колокольчики-бубенчики на пояске Петрушки звенели совсем не так, как накануне под дождем.
Когда я слушала как Маша беседует со своим новым другом, я тоже начинала верить: у игрушек  есть душа. Когда дети спят, игрушки собираются за чайным столом и рассказывают друг другу о своём житье-бытье. Дочка уговаривала грустного клоуна спокойно отнестись к переезду в новую квартиру, обещала, что он ни о чём не пожалеет и с удовольствием знакомила со своими друзьями. Сложнее всего Петрушка сближался со стареньким пластмассовым Питером Пэном.
У этой фигурки тоже оказалась непростая судьба. Маше было около трёх лет, когда она , будучи в гостях, обнаружила потертого старенького Питера под шкафом в комнате девочки, с которой она играла. Хозяйке игрушки было уже около 12 лет и она без сожаления подарила свою игрушку Маше. С того дня пластмассовый человечек сопровождал нас везде, включая частые тогда поездки на поездах. Однажды утром, когда мы уже подъезжали к нашей станции, дочь обнаружила пропажу. Питера Пэна мы искали, по-моему, всем плацкартным вагоном... И какое же было счастье, когда игрушку обнаружил Егор в  темном дальнем углу под нижней полкой. Несколько дней потом Маша привязывала пластмассового Питера Пэна к своей ручке тесьмой, приговаривая своему другу: « И не потеряешься, и тепло нам друг от друга».
Именно с появлением в нашей жизни этого человечка, началась эпопея сбора всех выброшенных, обиженных судьбой и своими выросшими хозяевами игрушек. Стоило Маше увидеть высаженные к мусору или внизу в подъезде старенькие игрушки, она смотрела на меня пронзительными глазами и с моего молчаливого согласия относила всех найденышей домой. А уж потом , отложив дела, мы вместе стирали-чистили-дезинфицировали-зашивали-одевали найденышей...
Дочь до сих пор играет с ними, оберегает и волнуется за судьбу каждого. Особенно тяжело в последнее время медведю , которому по моим подсчётам лет не меньше шестидесяти. Его мы нашли в траве, недалеко от мусорного контейнера у нашего Дома. Кое-как я уговорила Машу отнести этого дедушку Медведя в сарай: выстирать его в стиральной машине было нельзя из-за того, что внутри игрушки не вата, а , судя по всему, опилки. Так и пришлось зимовать Машиной находке в сарае. Правда, с наступлением холодов она бережно укрыла его стареньким пледом. А уж когда наступила весна, Маша торжественно принесла дедушку Медведя в Дом и представила его всем своим воспитанникам. Никаких возражений с моей стороны дочь не допускала : « Мама! Он хорошо проветрился за зиму и даже промёрз. Ничего заразного в нём быть не может...» Ну, что мне оставалось делать? « Устами младенца глаголит истина»...

   Однажды вечером, в очередной раз рассадив поудобней всех своих друзей, Маша попросила меня подняться в её комнату, чтобы посмотреть на то, «как у нас всех всё хорошо». Я похвалила дочь  за порядок и чистоту, и уже собиралась возвращаться на кухню к своим делам, как Маруся взяла меня за руку, прижалась и сказала:
-Знаешь, мама, я так счастлива, что у меня есть все вы: моя семья, мои друзья... Что у нас есть вот такой Дом, где всем всегда тепло и уютно. Знаешь, что мне сказали все-все те, кого я нашла?
-Что, Солнышко?
-Что у меня лучшая мама на свете!..
-Спасибо, доченька...
-Так это ты сама всё сделала: ты же мне помогала их всех спасать.
-Но ты же знаешь, что на такой поступок меня вдохновила ты, Машуль.
-Один человек никогда не сможет спасти столько игрушек.
-Да, - улыбнулась я Маше и поторопилась выйти из комнаты, чтобы дочка не видела,  как от  слёз заблестели мои глаза.
-Мам, - окликнула Маша , - а детей, которые теряют родители , тоже ведь кто-то спасает?
-Конечно!
-Я думала-думала и , знаешь… ну, не может быть, чтобы детей просто так отдавали в детские дома... Этих детей потеряли, правда?
-Давай мы с тобой поговорим об этом как-нибудь в следующий раз...

   ***
 
   Мы ещё только ждали  Ивана, а я уже везде искала медвежонка для нашего маленького сыночка. Подходящий кандидат на роль первого друга не попадался. Тогда я подключила к поискам Егора и Машу. Но и они не находили того, кто был нам нужен. Когда Ивану исполнялось два года, я всё-таки , скрепя сердце, выбрала серого плюшевого медведя и мы подарили его сыну на день рождения. Но подарок не произвел на именинника никакого впечатления. Новый медведь сидел среди других игрушек и скучал. Иван между тем рос и нужды в плюшевом друге не испытывал.

   Однажды летом, когда младшему сыну уже было три с половиной года, а старшему только-только исполнилось тринадцать, мы втроем отправились в гости к моему папе. Дорога оказалась тяжелой: августовский дождь стеной, трехчасовая пробка на выезде из Москвы, трасса, забитая грузовиками, которые не торопятся уступить дорогу. Всё время в пути мы слушали диск под названием « Резиновый ёжик», и выключить эти замечательные песни Иван не разрешал ни в какую. Одним словом, когда мы приехали к месту встречи с дедом Ивана и Егора, дети были уставшими. Я очень переживала за то, как они станут себя вести в незнакомой обстановке.
Нам предстояло поздравить с Днём ангела матушку Соломонию - настоятельницу монастыря в Спас-Купалище. Мы сильно опоздали и застали гостей, когда те  уезжали. Под стеной проливного дождя, завернув Ваньку в куртку Егора, я вбежала в помещение. Поднялась с младшим сыном на руках наверх, следом шел Егор. Когда я открыла дверь в комнату, где нас ждал мой отец, усталость как рукой сняло. Папе лишь стоило нам улыбнуться... Дальше была череда счастливых и светлых минут. Конечно, мы сходили в монастырский храм. Как всегда, там было торжественно и красиво. Служба закончилась и кроме нас внутри никого не было, но казалось, что хор еще пел. Мы переглянулись с Егором и стало понятно: нам обоим удивительно хорошо.
А потом сидели за столом, беседовали с матушкой Соломонией и слушали ее сердечные ласковые слова о наших мальчиках, Георгии и Иванушке , да и Машу строгая монахиня не забыла похвалить, хоть дочери и не было в этот раз с нами.
Это был один из тех разговоров, которые надолго оставляют след в сердце. Общение с таким человеком помогает лучше понять, куда надо двигаться дальше, на что в жизни следует обращать внимание, а что - просто отпустить.
Конечно, я бы не чувствовала себя спокойно, если бы маленький Иван капризничал  и вёл себя нехорошо. Но Ванька был точно ангел. Он улыбался, в меру стеснялся и с удовольствием трапезничал вместе со всеми. Я была не просто довольна  сыновьями, а гордилась ими. Мой отец тоже был доволен внуками.
   Как всегда перед отъездом нас одарили гостинцами, надавали с собой много монастырских продуктов ( вкуснее не найти!) и мы стали собираться в дорогу домой. Конечно, все матушки провожали нас до машины. Уже когда мы шли по коридору к  выходу, внимание Ивана привлекла одна из открытых дверей. Он потянул меня за руку, полный решимости посмотреть что там. Я шёпотом стала уговаривать сына не делать этого: неудобно, нас же туда не приглашали. И вдруг раздался настойчивый  голос матушки Соломонии:
-Катюша, заходите-заходите, посмотрите-ка на нашу монастырскую библиотеку. Настоятельница распахнула дверь и мы оказались в комнате, от пола до потолка  заставленной книгами. Даже представить не могла, что в монастыре может быть столько книг и так по-домашнему уютно… Здесь стояли столы, мягкие кресла и даже пианино. А в углу комнаты расположился диван. Пока мы с Егором рассматривали книги на полках  стеллажей, Иван чем-то занялся. Я ни на секунду не выпускала его из вида. Но вот - мгновение и я слышу:
-Иван, посмотри-ка, кто это тут сидит?- это матушка Соломония ,держа за руку маленького гостя, показывает ему игрушку, которую чьи-то заботливые руки посадили на спинку дивана, - кто это?
-Дима! - отчетливо произнёс Ванька и улыбаясь добавил - Мой друг!
Строгое красивое лицо настоятельницы осветила улыбка:
-Ну, раз это твой друг Дима, так и забирай его себе. А то уж он тебя заждался.
Матушка Соломония  протянула Ивану маленького плюшевого медвежонка.


   По вечерам, когда дети уже спят, я иду от кровати к кровати каждого, поправляя одеяла. Потом непременно укладываю поудобнее трех маленьких плюшевых медвежат: Мишу, Андрея и Диму. И улыбаюсь, вспоминая своего красно-белого плюшевого Зайца. Всё-таки хорошо, что он был в моём детстве.












 


Рецензии
Катюша, чудесная новелла. Перечитываю неоднократно, и каждый раз испытываю чувство ностальгии по детству, вспоминаю свои игрушки
С такой ясностью вспомнила эпизод из детства, когда мне бабушка с дедушкой подарили куклу. Голова, ножки и ручки у неё были гуттаперчевые, а тельце тряпичное. Вокруг головы коса, уложенная халой, как у Юлии Тимошенко. Глазки голубые. Щёчки румяные. Губки алые. Ситцевое платьице. Красавица!!! Сколько было радости, гордости, что я сразу побежала на улицу хвастаться перед подружками.А это значит, Катюша, что своим произведением ты задеваешь самые потаённые чувства, которые мы храним в глубине души. И вот, что родилось:

Кукла Катя

Кукла Катя, кукла Катя
КОлосом златым коса.
Кукла Катя, кукла Катя
Неба синего глаза.
В платье скромненьком из ситца
Как тобой мне не гордиться,
Ведь в десятки раз ты краше
Расфранчённой куклы Маши,
Что не так давно купили
Для моей подруги Лили.
Мы пойдём с тобой гулять,
Будем бегать и играть.
Позовём с собою Лилю,
Любу с Галей и Марию.
Тебя девчонкам покажу
И поняньчить разрешу.
Я ж не жмотина. Не жалко
Мне похвастаться подарком.

Ирина Кузьмина-Шиврина   06.10.2013 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина Олеговна! СПАСИБО!!!

Екатерина Сиванова   06.10.2013 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.