Остер - этимология

               
                Благоразумный видит беду,
                и укрывается (СТР): а
                неопытные идут
                вперед, и наказываются               
                Притчи 22:3               
               



Гидронимы с корнем «СТР» встречаются на территории Украины, Белоруссии и России, например, реки: Стрвяж, Стрый (бассейн Днестра); Стыр, Простыр (Припять), Стрижень, Остер (Десна); Устром (Днепр),  Остер - приток реки Сож; древний город Остёр,  находится в месте впадения,  реки Остер в реку Десну, этот гидроним и топоним  станут темой  нашего исследования.

1) История
Существование русских княжеств было проблематичным, под постоянной угрозой  набегов  соседей из Степи, печенегов и половцев (кочевали в одном дне пути от Киева): печенеги нападали в 990, 992, 993, 996, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013. С 1055 на границах русских южных княжеств появились половцы, которые вытеснили печенегов и огузов, и стали хозяевами Дикой  Степи. В 1068 г. зарегистрировано первое вторжение половцев на Русь, затем они периодически повторялись, отношения между городской Русью и кочевниками были сложными, иногда сами русские князья приводили половцев в своём междоусобном противостоянии с соседями и родственниками, иногда они вместе воевали против третьей стороны. 
Для защиты границ князья  с 988 года выстраивали оборонительные рубежи, которые состояли изо РВА и ВАЛА, на них возводились опорные деревоземляные крепости (города, грады): «И нача ставити городы по Десне и по Въстри (Остер), и по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати муже, лучшее от Словен и от Кривичь, и от Чюди, и от Вятичь, и от сих насели грады. Бе бо рать от печенег и бе воюяся с ними и одалая им».
Примененный в Повести временных лет под 989 год термин НАРУБАТИ, не означает чего-либо принудительного, слово составлено из двух понятий иврита - НА приглашение, вежливая просьба + РУБА умножать, увеличивать, РАБОТ  - многие; «нарубати» - приглашать многих (мужей).
В период Владимира Святославича и Ярослава оформились Посульская и Поросская оборонительные линии (ров и вал); река СУЛА  = ивр. СОЛЛА насыпь, вал; река РОСЬ =  ивр. РОШ глава, рукав реки, часть понятия – предмостное укрепление, плацдарм.


2) Существующая этимология
Имя города Остер выводят, от гидронима Остер, другими сведениями не располагаем.
В.П. Петров (Этногенез славян - К., 1972, с. 86) предположил, что названия рек, образованные от корня «СТР» и другие слова с таким корнем, такие, как струя, остров, быстрый (рус.), струмок, стрімкий (укр.) и другие, встречающиеся в славянских и балтийских языках, имеют одинаковое происхождение и происходят от древнеиндийского (санскритского) sravati-течет. Эту версию считают «вероятной», однако никто из исследователей не объясняет -  каким образом  САНСКРИТСКОЕ слово оказалось на берегах Днепра, кто был его носителем? Каких-либо контактов вплоть до единичного «Хождения за три моря» Афанасия Никитина (1472) у русских княжеств не было, индийские товары поступали через посредников: персов, арабов, а в основном от евреев (монополисты в торговле в бассейнах Волги, Дона, Днепра). Согласно научным данным изучение санскрита в Европе началось с  XVIII века, в России в кон. XIX в., в 1786 году его открыл для Европы Уильям Джонс (до этого санскрит был описан французским иезуитом Кёрду в 1767 году и немецким миссионером Ханкследеном, их работы опубликованы после работ Уильяма Джонса).
Таким образом, САНСКРИТСКОЕ (индийское) происхождение термина ОСТЕР маловероятно, слишком далеко находилась Индия, а политические и военные условия не позволяли Руси и России наладить связи с этой страной, лишь в 1694 году в Индию было направлено первое русское посольство (пробыло в стране 5 лет).

3) Доступная информация об объектах исследования
а) Река Остер Черниговской обл.
Длина современного Остра 199 километров, русло слабоизвилистое, ширина русла преимущественно 8-12 метров, глубина до 1,5 метра. В письменных документах гидроним встречается в Ипатьевской летописи за 988 год, где говорится, что Великий князь киевский Владимир начал основывать города по Десне, и по Остру, и по Трубежу; здесь название реки имеет форму Оустрь (Устрь);  за 1098 год также сообщает, что Владимир Мономах заложил город - на Въстри. Предполагают что во 2-й пол. XI - XIII вв. по реке Остер, а затем вдоль левого притока Сулы Удая проходила северная ГРАНИЦА  Переяславского княжества.

В Книге Большому Чертежу (XVI-XVII вв.)  упоминается река Остер: «А от Чернигова 60 верст, вниз по Десне, на левой стороне, город Острь, а под ним пала в Десну река Острь, а река Острь вытекла из под городища Белые Вежи, от верху реки Удая». В документе за 1659 год река Остер, упоминается, как Остредь.

"Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Черниговская губерния". - СПб., 1865
«глубина реки нигде не превосходит 3 аршин (около 2,13 метра), а во многих местах река совсем пересыхает; ширина ее от 3 до 15 сажень (приблизительно от 6,4 до 32 метров). Берега низменны, в некоторых местах глинисты, но большею частью болотисты и во многих местах поросли редко растущим кустарником, дно иловатое.

б) Река Остер Смоленской области

Длина реки  274 км, в верхнем течении пойма заболочена, изобилует старицами, в среднем сужается до 40-50 метров, берега изрезаны оврагами и балками, в нижнем течении пойма расширяется до 1,5-2 км. На реке находится древний город Рославль (на дороге в Чернигов), который был  основан между 1136 и 1159 гг. как КРЕПОСТЬ (найдены остатки княжеского детинца), для обороны  и административного управления территорией  Смоленского княжества на юго-западных рубежах.

в) Остер, город Черниговской обл.
Впервые упоминается в летописании с 1098 г. как Остерский Городец - удельный город Переяславского княжества. 
Ключевой фигурой в русском государстве Х в. был князь, задачи, стоявшие перед князем, определены самим словом, заимствованным из Библии: К (сравнение) подобно + НАСИ князь; титул главы евреев в Вавилонии, носителями этого звания по преданию были потомки царя Давида по мужской линии. Еврейское слово «кнесет» означает собрание, стечение людей; КАНАС   созывать, собирать, приносить плоды, давать доход; князь мог состояться лишь в одном случае – СБОРЕ ЗЕМЕЛЬ, князья, проводившие неудачную политику в области расширения, или защиты границ княжества обычно изгонялись очень быстро. Есть сведения, что после падения Хазарского каганата князь Святослав переселил в район Чернигова значительное количество хазар и евреев, иначе быть не могло, любой завоеватель изымал с подчиненной территории людские ресурсы: ремесленников, книжников, торговцев, земледельцев, другого пути колонизации обширных русских пространств просто не было. 

В междоусобный, «удельный» период (с 1054) княжества часто переходили из рук в руки, изгнанные князья, бежали на границы своего княжества, в заранее подготовленные и верные резиденции (замки), откуда начинали вести войны за возврат отцовского утерянного наследства. Например, после смерти Владимира Мономаха в 1125 году Городец Остерский (Остер) несколько раз служил убежищем для Юрия Долгорукого и его союзников во время его борьбы с другими Мономаховичами за киевский престол.

В 1152 году Изяслав, в то время Великий князь Киевский, вместе со Святославом Всеволодовичем и черниговским князем Изяславом Давыдовичем, расселили жителей Городка Остерского в других городах и сожгли его (Ипатьевская летопись). В 1195 году (Лаврентьевская летопись), сын Юрия Долгорукого Всеволод (Большое Гнездо) послал тиуна своего с людьми в Русь и создал Городец на Встри, обновил вотчину свою. Во время монгольского нашествия город был разрушен, позже восстановлен на другом месте (на пепелищах старались не селиться), ближе к реке Десне, так образовалось, новое поселение Остер.

Подведем итог
а) Исторические источники, сообщающие нам обстоятельства возникновения городов  Остер и Рославля, извещают, что города эти были основаны как ПОГРАНИЧНЫЕ крепости и административные княжеские центры, на реках Остер (Чернигов, Смоленск).
б) Сами реки вписывались в оборонительные и пограничные рубежи, судя по описанию и даже учитывая тот факт, что в исследуемый период реки были полноводнее, серьезной преградой для конного воина они не являлись. Обе реки (рубеж малой-средней реки) могли лишь затормозить продвижение войск, а в период половодья остановить его на некоторый срок, поэтому их укрепляли деревоземляными сооружениями, крепостями (обычно в местах вероятных переправ, бродов).
Гарнизоны в этих крепостях были небольшими, обычно до сотни воинов, задачей которых являлась не остановка врага на занимаемом рубеже, а ведение глубинной разведки противника дозорами и СЕКРЕТАМИ. Дозоры высылались на расстояние до 50 км (день пути),  цель - выявить выдвижение противника, его группировку и направление движения; в мирное время гарнизоны несли таможенную, пограничную и налоговую службу (взимание пошлин). 
Следовательно, имя «Остер» должно содержать в своей структуре явно выраженный  ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ смысл (защита) или значение «укромного уголка, тайного места», дублирующей княжеской резиденции, где укрывался с семьёй и сторонниками  изгнанный горожанами или родственниками-соперниками князь, дело обычное в ту эпоху.
в) Никто из исследователей не связывает имя «Остер» с еврейским языком, хотя носители этого языка на территории Киевской Руси жили постоянно и вели активную торговую и общественную деятельность с самых ранних времен, это коренной этнос территории.   

Вывод
Предлагаемый  древнеиндийский термин «sravati-течет» не содержит никакой полезной для древнего человека информации.
Искать термин в лексике библейского иврита.

4) Этимология иврита
Выявим корень слова ОСТЕР, в древних летописях термин употреблялся в формах: О+СТЕР, ВЪ+СТР, ОУ+СТРЬ, У+СТРЬ, ОСТРЬ, очевидно, что корень, сочетание знаков – С.Т.Р., что у нас есть в Библии по сочетанию этих знаков? 

а) Основа
 СИТЕР  прятать скрывать, скрываться, исчезать; САТАР находиться в противоречии, разрушать; СЕТЭР тайное место, укрытие, покров, защита, тайно, секретно;  УСТАР быть спрятанным, прятаться, скрываться.

б) Вариант
ШАТАР, ШОТЕР наблюдать за порядком, поддерживать, охранять порядок, наказывать, карать, должностное лицо, надзиратель; ШИТУР наблюдать, поддерживать порядок, полицейский надзор (корень Ш.Т.Р. считают аккадским (семитским) по происхождению, заимствован ивритом).
В греческом языке "СОТЕР" - спаситель, в греческой и римской мифологии прозвище богов (заимствование восточных культов и терминологии), к которым обращались как к защитникам от опасности. В эпоху эллинизма прозвище Сотер стало добавляться к именам царей, в Риме — императоров, в христианстве Сотером-Спасителем стали называть Иисуса Христа (Википедия).

в) Библейская терминология

В Библии термин «СТР» употребляется 86 раз в значении УКРЫТИЕ, ЗАЩИТА, СКРЫВАНИЕ, ПОКРОВ и т.д.

Быт. 4:14: «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь (СТР),  и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет
меня».
1 Цар. 20:24: «И скрылся (СТР) Давид на поле. И наступило новомесячие, и сел царь обедать».
Иов 22:14: «Облака—завеса (СТР) Его, так что Он не видит, а ходит [только] по небесному кругу».
Иер. 23:24: «Может ли человек скрыться в тайное место (СТР), где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».

Ис. 28:15 Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем (СТР) себя».
Исайя 16:14: «Пусть поживут у тебя мои изгнанные Моавитяне;  будь им покровом (СТР) от грабителя: ибо притеснителя не станет, грабеж прекратится,  попирающие исчезнут  с земли».

Таким образом, проведя исследование древней терминологии, мы выявили носителей термина О+СТР, это – евреи и тексты Библии, оба этих компонента общеевропейской культуры, присутствовали во время возникновения понятия ОСТЕР, на этой территории. Следовательно, ТЕРМИНОЛОГИЯ – ИУДЕЙСКАЯ, нет никакого логического основания,  вести поиск СМЫСЛА слова в древнеиндийском лексиконе, индусы здесь не жили, и «Веды» русское население не изучало, вплоть до середины XX века, когда в обществе возник интерес к восточной мифологии, после завоевания Индией независимости.


 «Слава Божия — облекать тайною (СТР) дело,
    а слава царей — исследовать дело».
            Притчи 25:2


Рецензии