Гениальный физик и педагог

                ГЕНИАЛЬНЫЙ ФИЗИК И ПЕДАГОГ

          Мне довелось учиться у него всего один год (10-й выпускной класс в 1965-66 учебном году) . Хрынин Алексей Михайлович – учитель физики. Роста ниже среднего. Ноги колесом (ходил, слегка прихрамывая)…Он появлялся в классе всегда только с классным журналом. Никаких книг и тетрадей. Урок начинал всегда с беглого опроса определений основных терминов: физическое тело, скорость, ускорение, масса, сила и т.д. «Сила – величина, характеризующая взаимодействие тел; масса – мера инертности тела…». Мы должны были определения основных терминов знать наизусть, но вместо зубрежки, мы все вместе каждый урок повторяли эти основные. Представляете, помня, что сила – это физическая величина, характеризующая взаимодействие тел, не скажешь, что сила действует на тело. На тело действует либо другое тело, либо область поля. Да, в учебнике ты находишь: «Сила F действует на тело массой m», но ты понимаешь, что это условно, а на самом деле, одно тело какой-то своей частью действует на часть другого тела (или областью своего поля). Именно так разъяснял Алексей Михайлович. «Не обращай внимания – это условные модели», - сказал он мне. И, как я теперь понимаю, у этого учителя средней сельской общеобразовательной школы была своя физика, которой он нас учил.
         Видимо, мне везло на учителей. Моисей Соломонович Рывкин был также физиком. Когда я рассказал ему о своем последнем школьном учителе физики, то он не только согласился со мной, что был прав мой школьный учитель, но мы с ним сформулировали несколько иную версию СТО – Специальной Теории Относительности (для личного пользования).
         


Рецензии