Дружба народов

Из воспоминаний Бориса Мазурина

Наш лагерь заготовлял лес. Его возили на берег речки Вислянки, и здесь на низких местах, куда весной заходит вода, мы вязали плоты. Здесь у меня состоялись две запомнившиеся встречи.
Мы вязали вицы, то есть рубили молоденькие ёлочки, распаривали их у костров, чвивали и связывали концами по две. Ими после вязали брёвна на плоту.
У костра хорошо беседовать. На этот раз в центре внимания был Андре, итальянец из Рима. Он был одет в то же барахло, что и все мы, но выдавался своим нерусским лицом с тонким прямым носом, серьёзный, задумчивый и спокойный.
- Ну, Андре, хорошо в Советском Союзе? - гоготала наша насмешливая братия.
- Я был коммунистом и умру коммунистом, но я не понимаю ничего. Я не понимаю, что всё это значит, - спокойно отвечал Андре.
Его расспрашивали. Он рассказывал, как они в Риме боролись с фашистами, били тех, они их. А когда всё же фашисты пришли к власти, он бежал за границу. Через несколько стран перебрался в Советский Союз, работал в Москве на заводе "Калибр", был доволен и вдруг оказался здесь как "контрик".
Другим был еврей из Палестины, Леснер. Он - тоже член партии, работал наборщиком в подпольной газете, заболел туберкулёзом, МОПР дал ему путёвку в Советский Союз, и вот он тоже тут.
- Что, Леснер, видел у себя, как лес растёт? - смеются ребята.
- К нам привозили из Советского Союза лес в виде аккуратных дощечек, связанных в пачки для ящиков под мандарины. Так я думал, что эти связочки так почти и растут на деревьях, - смеялся Леснер, - а здесь! - он хватается за голову,- надо к каждому дереву подобраться по глубокому снегу, откопать, подрубить, спилисть, очистить сучки, сжечь их, раскряжить лесину, тролевать её до дороги. О Боже! И всё это с матом...
Ребята довольные ржут.
- Ну как, Леснер, нравится тебе русский язык?
- Да, к нам приезжала одна дама, и мы просили её за столом поговорить по-русски, мы непонимали, но нам понравилась русская речь.
Я позже спрашивал его о жизни в Палестине, он рассказывал: тоже живут там по-разному, есть и богачи, есть и победнее. Узнав, что я из коммуны, он рассказал, что и там есть коммуны и артели, но занимаются больше фруктами.

Другие воспоминания Б. Мазурина см. в папке "Связь времён"


Рецензии