экономия гвоздей

Из воспоминаний Бориса Мазурина, по времени после отрывка "Дружба народов"

Когда лагерь постигла болезнь, ко мне каждый день приходил бригадир и говорил:" Идите за зону и сделайте восемь", а чего - он не называл, но мы сами знали: гробов. Иногда говорил 6 иногда - 10. Я и ещё двое расконвоированных шли за зону в пустой строящийся барак и там сколачивали из мёрзлого, неошкуренного горбыля гробы. Лес был мороженый, гвозди не шли, дерево скалывалось, и это увидал как-то зашедший к нам во время работы начальник лагеря и рассердился:
- Гвоздей такой дефицит, а вы столько расходуете, бейте по одному гвоздю в каждый горбыль!
Мы стали так делать. Но утром, когда ещё весь лагерь спал, нас разбудил комендант:
- Что вы наделали?! Стали грузить гробы на подводы, а они все развалились.
- Да нам начальник приказал - по одному гвоздю бить.
- Ладно, идите в мертвецкую и обейте гробы.

Когда мы с товарищем открыли дверь тесного сарайчика, то увидели 14 мертвецов, лежащих на полу в одном белье, головы без шапок. А доски рассыпавшихся гробов лежали за ними в углу.
- Я не пойду через мертвецов, боюсь, - сказал мой напарник.
- Чего бояться? - ответил я и пошёл, перешагивая через трупы.
В одном я узнал Гришу Просекова, работавшего в нашей бригаде, а потом заболевшего...
Когда пришлось поднимать трупы, они были такими лёгкими, что я легко поднимал их одной рукой...
Не знаю, зависело ли это от начальства лагеря, или установка была такая, но хоронили тогда (1938 г.) в одном белье, и на могилах ставили столбик с дощечкой и надписью: имя, отчество, фамилия, год рождения, дата смерти.
В сосновом лесу на большой поляне было кладбище.
Будучи расконвоированным, я иногда собирал грибы и выходя туда, любил читать надписи; но однажды, после долгого перерыва, я забрёл на место кладбища и с удивлением стал оглядываться вокруг или я не туда попал? Никаких следов, ни холмиков, ни столбиков нет, только чистый жёлтый песок светится под лучами солнца. Я стал более внимательно присматриваться и обнаружил в кустах целую гору могильных знаков и дощечек с надписями. Кладбище уничтожили.
Когда мне впоследствии и в других лагерях приходилось хоронить умерших заключённых, то хоронили уже и без гробов, и без белья.


Рецензии