Седло, англ. saddle, нем. sattel - этимология
Опять скрипит потёртое седло,
И ветер холодит былую рану,
Куда вас, сударь, к чёрту занесло,
Неужто вам покой не по карману
Д'Артаньян и три мушкетера. Фильм, песня
Езда на лошади без седла и стремян (элемент седла) – муки для всадника и лошади. Седло выполняет несколько функций: фиксирует положение всадника, даёт ему в совокупности со стременами – точку опоры, возможность маневрировать телом (оружием), без риска свалиться с лошади и защищает спину лошади, распределяет равномерно вес всадника или груза.
Человек всегда сидит на какой-либо опоре, нельзя сидеть в жидкой (вода) среде, или в воздушном пространстве (если нет опоры). «Человек сидит, перегнувшись в бедрах и в коленях» (В. Даль), вес тела при этом перемещается на ягодицы или седалище (зад), а затем на опору. Мы будем рассматривать термин «седло» как место для седалища, опору для тела; собственно СТУЛ, СЕДЛО, СИДЕНИЕ – опора для тела.
На современном транспорте: велосипеде, мотоцикле и машине разъезжают сидя; невозможно управлять транспортным средством без седла-сидения; нижние конечности человека (ноги) выпадают из процесса управления транспортным средством.
1) Краткая история седла
* Ассирийские кавалеристы IX века до н.э. пользовались седлами-попонами, их закрепляли на лошадях ремнями (по изображениям). В VII в. до н.э. появились мягкие седла треугольной формы, которые фиксировались подпругами и стремена.
* Греки и римляне ездили верхом без седел и стремян, кавалерию использовали в военных операциях ограниченно: для разведки, обхода, фланговых атак и преследования отступающего противника. Скотоводческие народы «периферии» римского мира наоборот, широко применяли седла, что позволяло использовать конницу для лобовых атак. В римских документах упоминаются «катафрактарии» (гр. покрытый бронёй), тяжелая конница парфян, которая неоднократно наносила поражения римским легионам. Всадник, используя седло и стремена как опору, мог успешно применить в бою тяжелое оружие - копьё длиной 4 м. и доспехи.
* В Европе первое письменное упоминание стремян содержится в «Стратегиконе» псевдо-Маврикия (V-VI вв., время вторжения «варваров» с востока), самые ранние образцы стремян в Европе нашли в аварских погребениях VII века в Румынии, в Византии стремена стали использовать с VI века.
2) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -сед-; суффикс: -л; окончание: -о. Значение: часть сбруи, сиденье, закрепляемое на спине животного для удобства наездника.
Этимология декларируется по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы *sedъlo, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., церк.-слав. седьло (Кирилл Иерусал.), ст.-слав. оседълати, укр. сiдло, болг. седло, сербохорв. седло, словенск. sedl;, чешск., словацк. sedlo, польск. siod;o, в.-луж. sеd;о, н.-луж. sоd;о, полаб. sedlu.
Праслав. *sedьlo или *sedъlo (ввиду укр. -i-, а также русск., укр. -дл-), родственно готск. sitls «сидение», др.-в.-нем. sе;;аl «кресло», лат. sella «сидение», греч. лакон. ella kathedra (Гесихий), галльск. -sedlon; с др. ступенью вокализма: англос. sadol, др.-в.-нем. satul, sаtаl «седло» (из *sotlo-, *sodtlo-), далее связано с сидеть. Латышск. segli (из *sedli) «седло» заимств. из слав.
б) Onlaine Etymology Diccionary (перевод Гугл)
«Анг. SADDEL. Старый английский sadol "место для всадника", от прото-германской * sathulaz (см. древнескандинавского so;ull , Старый фризский sadel , голландский zadel, Заал, немецкий Sattel), из PIE * SED- "сидеть" (см. Латинской Sedere "сидеть", старославянский седле "седло"; см. сидячий ). Фигуративная фразу в седле "в активной позиции управления" свидетельствует с 1650-х годов. Saddleback от 1540-х годов».
в) Латинский SEDERE, SEDEO (Викисловарь)
Корень – не известен. Значение – сидеть, восседать (примеров – нет). Этимология - происходит от праиндоевр. *sed- «сидеть».
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI- XVII вв., Академия Наук. М., 2000
Раннее упоминания термина «седло» зафиксировано в Повести временных лет (оригинальный текст): «В лето 6472 (964 г.). Князю Святославу възрастьшю и възмужавшю, нача воя съвокупляти многы и храбры… Возъ бо по себе не возяше, ни котла, ни мясъ варя, но потонку изрезавъ конину, или зверину, или говядину, на угълехъ испекъ, ядяше, ни шатра имяше, но подъкладъ постилаше, а седло въ головах; тако же и прочии вои его вси бяху».
б) Национальный корпус русского языка
* Берестяная грамота 404 (1220-1240): «то михаля к атцеви оже поиде князе а поими коне оу ;едора и седло возми а к;овриго не сли семо дешево».
* Повесть о Благовещенской церкви (1310-1530): «По Божию строению и его пречистые Богоматере видяще оба брата, не вмечтанно, но явленно, конь велми дивенъ предстоящъ пред враты монастырьскими, обузданъ позлащенною уздою, и седло на немъ исковано златомъ, яздящаго же на нем не бе».
* Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 4-я. 1551–1556 гг. (1551-1556): «Белои князь толко меня назовет себе братом, и он бы прислал мне саблю добру да доспех доброи, да шелом, золотом наведен, да седло, золотом писано, да девять шуб собольих. … да шапку черну, да седло, на котором сам ездишь, да узду з золотом, да тягиляи».
4) Обобщение и вывод
а) Латинский термин SEDEAT (сидеть)
Войны между Римом и Карфагеном (семиты, пунический и иврит – родственные диалекты) начались в 264 г. до н.э. и продолжались до 146 г. до н.э. Классическая латынь оформилась во II-I вв. до н.э. в ходе завоевания Римом Северной Африки, Сирии, Египта и Израиля – семитских стран.
Незначительные торговые контакты Рима с Индией осуществлялась сухопутными путями через Анатолию и Персию (через посредников-семитов). Во II в. до н.э. римляне захватили часть Анатолии, более прочные торговые контакты установились при Августе (I в), ежегодно более 120 судов.
Термин «sedeat» (сидеть) употребляет в своих работах римский философ Сенека (4 до н.э. -65 гг.), очевидно, что он применялся и раньше, но почему круг замкнулся на «праиндоевропейском» языке - кто его знает, это всего лишь гипотетическое построение? Средиземноморская цивилизация возникла в Египте и Вавилоне, в семитском регионе, так почему мы корень слова ищем в Индии, с которой у Рима не было прямого и массового контакта, в отличие от римско-семитских политических, финансовых и торговых отношений?
В I веке в Риме проживало 8 тыс. евреев, в каждом крупном городе средиземноморья стоял столб с табличкой – «евреи – друзья римского народа» (решения Сената со времен Цезаря). Однако история не регистрирует в Риме до I века н.э. ни одного индуса; послы из Индии упоминаются в 99 г. в праздновании победы Траяна над даками (Дион Кассий, LХVIII, 15); встречаются упоминания индийцев при Адриане (117-138 гг.), при Антонине Пие (138-161 гг.) и позже, вплоть до конца IV вв. Каким же образом распространялась «праиндоевропейская» терминология в условиях отсутствии носителя, прямого контакта и полного отсутствия литературы?
б) Праславянская гипотеза
Немногочисленная конница фиксируется у южных славян в VI—VIII вв., Киевская Русь формировалась вдоль речных путей (с юга, Крым, Тамань, на север), как народность с военно-торговой специализацией в системе река-море (войско – «речная пехота»). Скотоводство – второстепенная отрасль хозяйства, единичные упоминания лошади в летописях, множественные – ладьи, корабли; скот, очевидно, получали от волжских булгар и хазар.
Однако уже к концу X века кавалерия составляла основу княжеских дружин, хоть и оставалась малочисленной; население на громадной территории Руси в этот период было незначительным. В Хазарском каганате наоборот, основу 100 тыс. армии составляла кавалерия (гвардия кагана 7-12 тыс. всадников), что позволило хазарам противостоять арабам. Скорее всего, «лошадиная» специальная терминология была заимствована у хазар (булгары вассалы хазар), где государственным языком был иврит, а религией иудаизм.
Наличие общего термина в европейских языках не может быть связано с «праславянским» языком по элементарной причине, его никто не знает; ни праславянский, ни славянский языки не оставили нам никаких письменных документов. Славяне (белокожие) - обобщающий термин разных родоплеменных объединений живших в Европе во время Великого переселения народов; по сообщениям генетиков они происходили из разных этнических групп, а соответственно – говорили на разных племенных языках.
Вывод
Термин связан с общей религиозной организацией общества и c религиозно-торговым языком иудеохристианства – иврит, посредством которого осуществлялись религиозные и культурные контакты между Востоком и Западом. Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексиконом иврита и библейскими образами.
5) Терминология иврита
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – СЪДЛО = СЪД+ЛО.
Русск. СЪД+Л+О, англ. SADD+L+E, нем. SAT+TEL = ивр. СААД поддержка, поддерживать, опираться, опора, оплот, подсаживать, удерживать + Л принадлежность; или ОЛ (ЛО) ярмо.
Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_332.htm
Седло – упряжь, проще говоря – ярмо верховой лошади (техническое приспособление удерживающее животное в рамках деятельности); служит опорой для удерживания всадника на коне, сцеплено ремнями с лошадью, через стремена (элемент седла) всадник управляет лошадью.
* Нем. SAT+TEL седло; сидение для всадника = ивр. ШАТ седалище, зад, ягодицы; ШАТ основа, класть, ставить, устанавливать; подставка, опора + ТАЛА вешать, подвешивать.
Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_508.htm
* См. стронг иврита 8356, ШАТ
4) Библейские образы
а) Быт. 18:5: «А я принесу хлеба, и вы подкрепите (СААД) сердца ваши».
б) 1 Цар. 10:12: «И сделал царь из сего красного дерева ПЕРИЛА (СААД (опору)) для Храма Господня».
в) Исайя 9:7: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить (СААД) его судом и правдою отныне и до века».
г) 2 Царств 10:4: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл (ШАТ ягодицы), и отпустил их».
Таким образом, очевидно, что термин СЕД+ЛО связан с терминологией и философией иудаизма, с библейским понятием СААД – опора, поддержка; или ШЕТА зад, седалище, ягодицы; ШАТ ;;;; основа, класть, ставить, устанавливать.
4.11.2014, уточнено 15.12.2017 г.
Свидетельство о публикации №213031700989