Вятка и ушкуйники

    Впервые о Вятке мы узнаём из сообщений некоторых русских летописей за 1374 год о нападении на неё ушкуйников. С этой датой часто связывают переселение новгородцев на Вятскую землю и основание города Хлынова. Однако в летописях об этом нет и намека:
      
      "В лето 6882... Того же лета идоша на низ Вяткою оушкуиници разбоиници, совокупишася 90 оушкуев, и Вятку пограбиша и шедши взяша Болгары и хотеша зажещи и взяша откупа 300 рублев. И оттуду разделишася надвое: 50 оушкоев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкоев поидоша вверх по Волзе и, дошедше Обухова, пограбиша все за-Сурие и Марквашь, и, переехавше за Волгу, лодьи, поромы и насады и павозкы, и стругы, и прочаа вся суды посекоша, а сами поидоша к Вятце по сухоу на конех и идучи много сел по Ветлузе идуще пограбиша."
      
      В этот раз они "шли Вяткою на низ" и пограбили Вятку, а затем булгар на Каме. При этом, часть ушкуйников где-то в устье Ветлуги изрубила суда, пограбила местное население, пересела на захваченных коней и "возвратишася к Вятце". Прежде всего, нужно пояснить, что под Вяткой в данном случае понимается, скорее, город, а не местность. Дело в том, что город Вятка четко засвидетельствован в "Списке городов русских ближних и дальних". Как ныне признано, он был составлен в начале 1375г. для раскладки ордынской дани между русскими землями и городами. Интересно, что в нем среди десятков других нет Тверских городов. Тверь тогда очередной раз встала во фронду к Москве и Орде. Для усмирения ее летом 1375г. Москвой был предпринят большой общерусский поход с осадой города и грабежами окрестностей (по исследоанию историка Горского в нем участвововали те же полки, что в Мамаевом побоище пять лет спустя).
      
      Кто были эти ушкуйники-разбойники? Откуда они явились на Вятку и куда вернулись?
      
      Можно ли связать появление Вятки в списке городов и нападением на нее ушкуйников 1374г.? Чтобы ответить на эти вопросы нужно смотреть, что было дальше...
      
      Для начала замечу, что из анализа сообщений о походах ушкуйников 14в. следует, что они обычно действовали слаженно двумя флотами.
      Первый базировался в Заволочье, в бассейне С. Двины, и его обычно возглавляли знатные новгородские бояре. Эти новгородские "разбойники" проходили мимо Устюга по Сухоне и далее через Кострому на Волгу. Второй флот ушкуйников появлялся с верховий Камы и (или) Вятки и возвращался туда же. Археологически поселения ушкуйников до сих пор не выявлены, есть лишь предполагаемые районы их обитания: на р. Юг, Вычегде и верхней Каме - на окраине юго-восточных владений Новгорода, в области "Пермь Великая", примыкавшей к бассейну Вятки. (Двинское Заволочье в конце 14в. для проживания этих "разбойников" стало неудобно в виду наступательной политики Москвы). В таком раскладе ушкуйники были новгородцами по "гражданству" и то весьма условному, а по происхождению они могли быть кем угодно. Нужно признать, что эти люди были хорошо организованы и вооружены.
      
      В Троицкой летописи есть сообщение 1379 года о походе вятчан в Арскую землю: "Вятчане (зимою) ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана изымавше убиша". Это сообщение допускает разную трактовку.
      
      1. Поселившиеся на Вятке ушкуйники ходили в Арскую землю, но получили там отпор.
      
      2. Вятчане, жители города Вятки, напали на поселившихся в Арской земле ушкуйников, для того, чтобы пресечь их новые набеги.
      
        См. карту.
 
      Где была Арская земля? Считается, что где-то в низовьях Камы и Вятки, - территории проживания удмуртов-аров. Городок Арск есть на Казанке. Однако маловероятно, что ушкуйники могли бы спокойно жить вблизи от татарских городов и вотских селений, густо разбросанных по нижней Каме и Вятке, которые они же частенько разоряли. Кроме того, опрометчиво совершать поход зимой за сотни километров, да ещё в чужую землю. Прежде всего, надо сказать, что татары называют удмуртов "ар". Поэтому "Арская" для них буквально означает "удмуртская". Топонимы с корнем "ар" и "арс" есть на юге Вятки и прилегающих районах Татарстана, в том числе древний (и современный) город Арск в верховьях речки Казанки. Однако это не говорит о том, что только здесь была Арская земля. Татары могли называть Арской землей всю территорию обитания удмуртов, начинавшуюся к северо-востоку от Казани и доходившую, вероятно, до устья Летки. Важно отметить также обстоятельство проживания, по крайней мере, со второй половины 15в. Арских князей к северу от низовий Чепцы в изолированном вотско-татарском анклаве Карино-Нукрат. Некоторые Казанские историки выводят Арских князей от потомков половецкого эмира Бачмана, оказавшего монголам упорное сопротивление в 1236г. Этому есть различные подтверждения (предание, язык и внешность каринцев, современная генетика). Поэтому появление их на Вятке можно отнести к концу 13-го или к началу 14в.
      
      Исходя из сказанного, не удивительно, что какие-то ушкуйники поселились именно в этой Арской земле, где уже до них вдоль берега Вятки от Кирова до Шестаково существовали небольшие русские поселения. Археолог Макаров Л. Д. очерчивает несколько отдельных волостей проживания славяно-русов на Вятке в 12-15в.: Пижемскую, Усть-Моломскую и Никульчинскую. Последняя как раз и могла помещаться в соседстве с Арской землей или даже располагаться в ее западной части (правобережье Вятки). В этой связи можно отметить городище "Увал" в Шестаково. Оно плохо изучено, датировано 12-13в. Но нельзя исключить, что именно здесь поначалу жили ушкуйники, и сюда ходили вятчане в 1379г. чтобы пресечь их нападения на Вятку. В "Истории Вятчан" Вештомова приведено предание о существовании в верховьях Вятки временного городка, из которого в последствии новгородцы переселились вниз в Шестаков и Слободской. Чуть выше по реке от Шестаково в устье Летки была деревня Анфалово, которую можно связать с именем известного атамана ушкуйников Анфала Никитина, убитого где-то на Вятке в начале 15в.
      
      Отмечу также следующий интересный факт. На городище Никульчино первоначальные жилища были полуземлянки южного типа, а с середины 14в. (времени начала действия ушкуйников) их сменяют срубные жилища северного типа, а укрепления городка заметно перестраиваются, появляются жилые стены (казармы?), появляется укрепленный посад. Это свидетельствует о притоке сюда нового населения, в основном мужчин. Аналогичную структуру имеет и Слободское городище, первые укрепления которого датированы тем же 13в.
      
      См. схему Городища в устье Моломы.
 
      Город Вятка в 12 - нач. 16в. располагался в устье Моломы. Это Ковровское городище (крепость около 1 га площадью) и отдельное соседнее Шабалинское городище (около 3 га), а также финноугорское селище возле него. Это был крупнейший в 14в. город на Вятке, расположенный в ее стратегическом центре на перекрестке важнейших путей из Булгар на русский север (Устюг) с отводом пути в Арскую часть Вятки. (Котельнич как город появился в конце 15в.) Этот город часто переходил из рук в руки: булгары и новгородцы, татары, нижегородцы и москвичи, а также разные вольные люди - все желали завладеть этим городом.
      
      Археологически городища в устье Моломы заметно отличаются от остальных Вятских. Здесь более высокий % булгарской и ордынской керамики, а также иных южных находок. Очень высок здесь также % "славяноидной керамики", этническая принадлежность которой до сих пор остается спорной. Кроме того, Ковровское городище было изначально построено как крепость, здесь были обнаружены остатки дренажной канализации характерной более для городов Волжских булгар. Всё это говорит в пользу того, что Ковровское городище в какие-то периоды истории являлось форпостом булгар, а позже казанцев и Москвы. Шабалинское городище отстоит от него на довольно большом расстоянии (около 300м), в сущности это был отдельный и более крупный город со своим посадом. Поэтому можно предположить, что именно он назывался Вятка. Тогда как Ковровское городище - это резиденция местной власти, древний Хлынов, крепость Колын. Возвращаясь к событиям конца 14в., можно положить, что именно Колын в первую очередь подвергался нападению ушкуйников, а позже татар Тохтамыша.
      
      Итак, зимний поход вятчан на ушкуйников стал более реальным, - они ходили не за сотни километров южнее устья Моломы в Казанские пределы, а на восток, в землю своих соседей-вотяков, среди которых в 1360-70-х годах поселились ушкуйники, вольные бродяги. Так как внутренние столкновения на Вятке продолжались еще долго, то наверняка ушкуйникам удалось отвоевать себе место на Вятской земле. Скорее всего, со временем они смешались с остальным населением и к началу 15в. стали зваться вятчанами. Однако о делении Вятки косвенно свидетельствует выражение в грамоте 1428г. "Вятка со слободами". Вятка здесь - Усть-Моломская волость с главным городом Вятка, а слободы - пользующиеся некоторыми свободами городки бывших ушкуйников, Микулицын, Слободской и другие.
      
      Вопрос о характере взаимоотношений Слободских вятчан с жителями Арской земли остается открытым. Можно лишь заметить следующее. Ушкуйники, а до них иные русские люди, поселились в относительно ничейной пограничной полосе между Вятской и Арской провинциями. Учитывая, что естественная граница проходит по реке Вятке, и тот факт, что русские для передвижения использовали водные пути, поселение их вдоль правого берега Вятки становится единственно возможным. Разумеется, столкновения как с Вятчанами, так и с Арянами первые десятилетия были неизбежны. Но уже в середине 15в. существовало крепкое сотрудничество, по крайней мере, в военном плане.
      С другой стороны, попытки закрепиться на левом (Арском) берегу (об этом сообщает "Повесть о стране Вятской") не увенчались успехом, возводимые здесь городки подвергались нападениям "черемисов и отяков" и были заброшены до построения нового города-крепости Хлынова.
      
    ***
      
      Термин "ушкуй" пытаются объяснить давно, но получается очень неубедительно. Наиболее часто связывают с названием белого медведя, якобы, на носу судна была медвежья голова. По другой версии - от древне-вепского слова "лодка". Есть еще речка Оскуя в районе Новгорода. Кировский краевед Д. Захаров решил, что ушкуй - это байдара, обтянутая по каркасу бычьей шкурой (;ш - бык, и ку - шкура на коми языке). Есть и другие совсем уж анекдотические версии. В общем, известные объяснения происхождения слова ушкуй не выдерживают критики. Так как замечено, что словом ушкуй называли очень разные по конструкции суда (даже морские), то можно предположить, что это слово само по себе не обозначало какое-то определенное по конструкции судно, а выражало характерную особенность всех названных так судов.
      Мне пришлось долго ломать голову над этим вопросом, обсуждались две версии (от "узкий" или от Усть-Кай), но и они не были убедительны, хотя чувствовалось, что истина где-то рядом... Вот, что пишут этимологические словари:
      
      Ушкуй, ушкол, - м., стар. ладья, лодка; ушкуйник - речной разбойник; ушкуйничать - пускаться на грабеж шайками на ушкуях (Даль, 4, 529). Др.-рус. ушкуи (с 1320 г.) род судна; ушкуиникъ, ушкуиници (с 1371 г.) ходящие на ушкуях, вольные люди новгородские; ушкулъ (с 1553 г.) то же, что ушкуи род судна (Срезневский, 3, 1344). Ср. также ускуи (с 1418 г.) оскуи (в 1473 году), скуй (c 1463 г.).
      "Источником считается др.вепс. uskoi - небольшая лодка" (Фасмер, 4, 180, 181).
      
      В тюркских языках также имеются слова похожие на ушкуй. Прежде всего, это Учкуй - татарское село в Крыму, его название можно перевести как "Три колодца" или "Три овцы". Но такая этимология слова "учкуй" мало что дает. Поэтому поищем другие варианты. Именно здесь мы найдем подсказку для расшифровки:
      
      Напр., в кирг. учкул в знач. способный быстро летать, быстролетный, учкур то же, что учкул (Юдахин, 1965, 112); узб. учар - летающий, летучий; учар кайыц - летающая лодка (Узб.-рус. сл., 1959, 482). См. Радлов учур (тв.т.) = учкур - скоро летающий (1, 1727); учкур (тел., алт.; чзаг.) - быстро летающий (1, 1730). Ср. также чаг. учан (Радлов, 1, 1723) в знач. корабль, большое судно (с тем же элементом уч-).
      Библиотека http://lib.znate.ru/docs/index-223421.html?page=47
      
      Итак, "учкул-учкур" в тюркских языках означает "быстролетный корабль", что по смыслу подходит судну небольших размеров, применявшемуся речными пиратами. Это слово могло быть заимствовано тюрками у русских и за свойства корабля приобрело указанное значение. Поэтому в поисках родины слова ушкуй не стоит ходить далеко. Действительно, в русском языке такого слова, вроде бы, нет, но его отголоски до сих пор сохраняются.
      
      Начнём с того, что встречается форма "скуй". Поэтому, можно предположить, что начальное У - это приставка. Учитывая, что также есть форма "учкур", то возможно отождествление его прототипа со старорусским словом "ускорный" - скорый, быстрый, от общеславянского слова "скоро".
      Ускорный, ускорительный, ускоряющий что, усиливающий скорость бега, хода, прибавляющий скорость, или сокращающий срок.
      Ускорно, арх. шибко, быстро, скоро, спешно. Не ускорно беги, не могу за тобой держаться!
      
      Поэтому начальное название судна было УСКОР (от ускорный). В разговорной речи трудный для произношения звук Р заменялся на более лёгкий Л. Так же часто происходила замена С на Ш. В результате "ускор" превратился в "ушкол", и далее в ушкуй. В таком случае, известное поныне вятское наречие "наускоре" в прошлом буквально означало "на ускоре", - на скоростном судне. У Даля:
      Наускоре - нареч. вят. спешно, скоро, торопом, второпях.
      наУскоре - быстро, спешно, второпях, на скорую руку. - Собираться наускоре. - Побежишь наускоре. Вятский словарь
      
      Слово "ускорный" общерусское, а вот "наускоре" известно только на Вятке. Вятка подвергалась атакам ушкуйников, часть их поселилась в наших краях. Поэтому не удивительно, что скоростные суда получили Вятское прозвание. От вятских слово "ускор" пошло во все концы, при этом его произношение несколько видоизменялось.

      Интересно, что Фасмер допускает переход Ускор-ушкуй:
"оскорь - ближайшая этимология: ж. "черный тополь", см. осокорь; оскуй "вид судна", др.-русск.; см. ушкуй".
 
      
      Андрей Курбский в своей книге История о великом князе Московском в рассказе о взятии Казани в 1552г. приводит такой эпизод:
      "вскоре после начала осады крепости, как станет всходить солнце, на наших глазах выходят на стены, то пожилые мужчины, то старухи и начинают выкрикивать сатанинские слова, непристойно кружась и размахивая своими одеждами в сторону нашего войска. Тотчас тогда поднимается ветер и собираются облака, хотя бы и вполне ясно начинался день, и начинается такой дождь, что сухие места наполняются сыростью и обращаются в болота. И это было как раз над войском, а в стороне не было, - происходило это не только от естественных атмосферных явлений. И при виде этого посоветовали царю немедля послать в Москву за спасительным древом: он вделано в крест, который находится всегда при царском венце. И с Божьей помощью очень быстро съездили: водою до Нижнего Новгорода дня в три либо четыре на вятских, весьма быстроходных лодках, а от Новгорода до самой Москвы на скороходных подводах. Когда доставлен был честной крест, в который вделана частица спасительного древа, на коем Господь наш Иисус Христос пострадал плотию за людей, тогда иереи соборно с христианскими церемониями сотворили крестный ход и по церковному обычаю освятили им воду, так что силою животворящего креста эти языческие чары тотчас исчезли и с тех пор не объявлялись".
      Вот оригинальный кусок выделенного текста в старой орфографии:
      "...И збъгано за Божиею помощию зъло скоро: водою до Новаграда Нижняго аки в три, або четыре дни вяцкими, зъло скоро плывающими кораблецы, а от Новаграда аже до Москвы прудкошественными (прыткоедущими) подводами...".
      Выражение "зъло скоро плывающими кораблецы" следует перевести как "сверх скоростными корабликами". Понятно, что это были ушкуи (ускоры). Заметим, что из массы собранного со всех русских земель воинства (около 600 тысяч) только вятским было поручено это срочное задание.
       
      См. рис. реконструкция речного ушкуя. Он имел длину 12 - 14 м, ширину около 2,5 м, осадку 0,4 - 0,6 м и высоту борта до 1 м. Грузоподъемность достигала 4 - 4,5 т. Укрытий ни в носу, ни в корме не было. Благодаря симметричным образованиям носа и кормы ушкуй мог, не разворачиваясь, моментально отойти от берега, что приходилось часто делать при набегах. При попутном ветре ставили мачту-однодревку с прямым парусом на рее.
      
      Скоростные качества такого судна обеспечивались малой осадкой плоскодонного корпуса и, как следствие, низким сопротивлением воды, а также небольшими размерами и весом.
      
      Ушкуйников в летописях часто называют новгородскими. Действительно, среди их предводителей были новгородские бояре, чаще беглые. Однако непосредственно в Новгородских летописях ушкуйники почти не упоминаются. К северу от Новгорода в прошлом была Вотская пятина (земля). В описи 1500г. здесь встречается имя Ускал и фамилия Ускалов, которую исследователи связывают со словом ушкуй. Связи Вятки и Вотской Новгородской земли просматриваются хотя бы из названия. Так что нельзя исключить Вятские корни ушкуев и ушкуйников в Новгороде. С другой стороны, тюркское (булгарское, марийское и татарское) название Вятки - Нукрат, что напоминает слово "Новгород". Поэтому не исключено, что в правленых летописях слово "Новгородские" в отношении ушкуйников появилось как перевод слова "Нукратские", то есть, в действительности Вятские. Разумеется, это не означает Вятское происхождение самих ушкуйников. Нукратцами (как и вятчанами) их могли назвать по месту нового жительства.
      
      В булгарской хронике место начального обитания ушкуйников указано на верхней Каме, "где она поворачивает на юг". Там они построили несколько острогов, в которых зимовали. Булгары
      неоднократно совершали карательные походы на "Учкуй". В районе Чердыни, окотором идет речь, есть несколько подходящих городищ. Самое дальнее - возле села Искор. Город Искор по летописи наряду с другими Пермскими был взят московскими войсками в 1472г. Искорское городище расположено на высокой скалистой горе, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали насыпные валы. Попасть в крепость можно было только по двум узким проходам в
      скале. Местные предания повествуют о крупном сражении. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным (как и у нас на Вятке).
      
      См. рис. Проход на городище "Узкая улочка".

      "Исследования Искорского городища (IX - XVI вв.) показали, что оно использовалось, в основном, как оборонительный, культовый и металлургический центр. По сложности оборонительной системы (3 вала) Искорское городище не имеет себе равных..., его можно считать центром небольшого микрорайона на севере Родановской культуры, в окрестностях которого расположено несколько памятников: могильники, селища, места случайных находок. Материальная культура Искорского городища принадлежит предкам коми-пермяков, коми-зырян и славянскому (русскому) населению. Но скудность и фрагментарность керамического материала подтверждает нежилой характер древнего Искора в эпоху средневековья. И до сих пор следов постоянного проживания населения не обнаружено". http://www.diaghilev.perm.ru/ruslit/bibl/18.htm
      
      Последнее замечание особенно интересно, оно означает, что обитатели Искора находились в нём только временами. Это как раз соответствует образу жизни ушкуйников, проводивших много времени в походах, и потому укрывавшихся в своей дальней крепости только при нападении опасного врага. Булгары приходили с юга и потому ушкуйники успевали уйти в своё дальнее убежище. Москвичи учли эту тактику и потому неожиданно напали с севера на полупустую крепость.
      
      
      Дополнение. Отрывок из булгарской хроники Джагфар Тарихы об ушкуйниках:
      
      "А после смерти Узбека они стали объединяться для разбоев уже в большие ватаги, ибо очень стала цениться франками и альманцами их добыча - меха, и после ряда бедствий много стало разоренного и готового на все люда. Эти ватаги называли ушкуями. Одни говорили, что это слово образовалось от слов "уч каек" ("три лодки"), ибо они атаковали на кораблях, вмещающих людей трех булгарских лодок. Нукратские ульчийцы, которые называли себя также "будишлар" (вятчане), превратили "уч каек" в более удобное для себя "ушкуй", и все наши, в конце концов, стали называть разбойников по-нукратски. Другие же утверждали, что это слово происходит либо от названия первой добычи галиджийцев - трех овец, либо от названия округа "Уч Куй" на Верхнем Чулмане - недалеко от места его поворота на юг. Этот округ захватили галиджийцы в 1359 году, после чего укрепили его десятью острогами и превратили в главное разбойничье гнездо. Здесь они строили свои корабли, на которых потом пускались в свои разбойничьи набеги. Говорят, что жило там постоянно около 50 тысяч галиджийцев, и число это не уменьшалось, ибо туда бежали из Галиджа (Новгород) всё новые люди. У них были свои вожаки, которых они сообща избирали на своих сходах, и эти вожаки не подчинялись Галиджу и связывались с ним лишь в случае обмена добычи на хлеб, соль, одежду, железо, оружие и украшения... Выбить разбойников с этой округи не удавалось. В лучшем случае наши, с невероятным трудом добравшись туда, жгли оставленные ушкуйниками остроги и потом возвращались, ибо Державе невозможно было разместить и снабжать в столь отдаленной местности большие алаи. Небольшие же легко уничтожались разбойниками, выходившими из дремучих чащ после ухода большого войска".
      


Рецензии
мне встречалось название осетра на фин.-угорском -оскуй?

Бойков Игорь   28.03.2013 15:34     Заявить о нарушении
Кажется, встречал такое. Тут важно "на финноугорском", то есть регион наш, вятский. Рыба могла получить имя от названия быстроходного судна как определение ее свойств. А не наоборот.

Евгений Харин   28.03.2013 17:38   Заявить о нарушении
Каждый вид рыб имеет множество названий. Осетр-оскуй может быть недавним. Тут надо исследовать вопрос.

Евгений Харин   29.03.2013 16:12   Заявить о нарушении
Ворона- от "чёрного воронка"
Чайка- от казачьих "чаек",
Ёж - от противотанковых "ежей",
Сокол - от сталинских "соколов".
У музы истории Клио только один ребёнок -Гиацинт - основоположник однополой любви. Успехов в изысканиях

Бойков Игорь   31.03.2013 01:11   Заявить о нарушении