Церковь не может быть капиталистической!

Мне нравится актер Андрей Панин - это замечательный артист. Смерть его - известие неожиданное, тяжкое. И что такое 50 лет для мужчины - самый расцвет творчества, когда  уже нет бесшабашности молодости, но и бессильная старость еще далеко. Тем более грустным было прочитать его интервью, которое стало последним в его жизни (http://argumenti.ru/society/n364/212549):

– А вы вообще православный человек?

– Нет, я атеист, некрещёный. А зачем? Никогда и желания не было. Может, скажу для вашего уха речи крамольные. Мне кажется, ортодоксальная православная церковь – несколько вымирающая вещь, она устарела совершенно. И она недолго протянет.  …. И вообще, мне кажется, надо всем переходить в ислам.

– Вы шутите?

– Нисколько. Хотя бы какое-то оставшееся белое население станет меньше бухать…

Страшно с такими последними словами идти на тот свет... И тем более невероятной была вскоре прочитанная новость:

Москва. 12 марта. ИНТЕРФАКС - Похороны заслуженного артиста РФ Андрея Панина пройдут во вторник на Троекуровском кладбище. Прощание начнется в МХТ им. Чехова в 11:00, после чего состоится отпевание в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=50313)

Как относиться к кощунственному факту церковного отпевания некрещеного человека, который открыто высказывал антихристианские мысли? Может быть, Панин покаялся и крестился в период с последнего интервью? Но тогда почему мы об этом не знаем? Может быть, священник храма, согласившись на такое отпевание, просто совершил  жест любви и милосердия?  Но это странный жест, который противоречит не только канонам, а и всей логике веры: сам человек не хотел быть христианином, а мы, воспользовавшись его мертвенной бездвижимостью, насильно его воцерковляем? Или с просьбой об отпевании обратились родные и друзья - и это сделано для их утешения? Но ведь священнослужители должны понимать, что есть какие-то принципиальные канонические барьеры, которые нельзя нарушать…  А может отпевание совершилось по неведению священника о том, крещен Панин или нет, или потому, что родственники так уверили?  Никакой священник не стал бы брать грех на душу, отпевая некрещеного. Хотя история знает редчайшие случаи псевдопастырской беспринципности - но в городском храме при всеобщей огласке такое самоубийственное  отступление трудно представимо! Тем не менее подобная практика церковных уступок миру ширится. Так отпели внука режиссёра Георгия Товстоногова - самоубийцу, выбросившегося из окна, так, будучи пьяным, прыгнул с балкона сына актёра Дмитрия Певцова – и его тоже отпели.  Да и многие ли верующие звёзды и менее звёздные актёры, которых погребли церковным чином, были именно по-настоящему верующими?

Надо честно признаться, что мы, служители, чаще всего совсем не знаем, что за человек нами отпевается - обычно мы видим покойного первый раз в жизни. Однако в молитве, которую священник торжественно читает над ним, приходится согласно окаменевшему уставу лицемерно называть покойного "чадом по духу". А между тем в центральной части отпевания в заупокойном кондаке "со святыми упокой" предполагается наличие хоть какой-то христианской веры в усопшем, хотя бы искры раскаяния! Но теперь по желанию родственников иногда приходится хоронить даже явных безбожников! Увы, такова современная реальность - то, что когда-то дышало духом живым и истинным стало тяжелой и кощунственной косностью... От такого несоответствия обряда отпевания фактической церковной действительности часто коробит душу, но утешение  лишь в одном - вдруг на кого-то из "зде оставшихся" равнодушно стоящих вокруг гроба родственников молитвами нашими снизойдет благодать Божия - и может те вразумятся, и перед лицом смерти повернутся к Богу?

Конечно, крещеный человек может очень сильно сбиться с пути. Но все же Церковь в каком-то смысле его считает своим. А вот некрещеный человек вообще не имеет к Церкви никакого отношения. Поэтому не место в такой ситуации говорить: «Церковь должна быть милосердна к грешникам» или что-то другое. Однако неканонический чин погребения батюшка оправдывает очень странными словами:

- Во время отпевания Андрея Панина я чувствовал, что он крещен. Еще я определил, когда его отпевал, что у него больное сердце. Поэтому я думаю, что трагедия произошла от того, что ему стало плохо из-за болей в сердце. Никакого криминала я не ощутил. Мне Господь дал такой дар или испытание определять и чувствовать, от чего человек умирает….

Откуда такая абсолютная уверенность в некоем мистическом «даре», чтобы говорить о нем во всеуслышание в прессе?  Разве подобное двоедушное совершение православных треб не придаёт священнодействиям странный оккультно-жреческий оттенок с легким коммерческим душком?

Regio eius religio (чье правление, того и религия) – вот действительная глубина вопроса  –  и тема эта куда шире прикладного значения отпевания некрещеного. Вся сила Церкви Божией в ее неотмирности – в этом и есть ее путь. И отказываясь от него или обмирщаясь, Церковь изменяет своему Господу и отказывается от своей силы. Обмирщение, как процесс противоборства и искажения Церкви был в ней с самого начала: уже на Тайной вечери со Христом сидел Иуда, судорожно сжимающий кровавые монеты… Но в эпоху засилья рыночных идеалов оно особенно усилилось, и, если раньше такие факты были скорее выражением того бытового неверия, которое спокойно может спокойно уживаться с самыми благочестивым исполнением церковных обрядов, то теперь им цинично ищется идеологическое обоснование... Архаическое христианство якобы уже не соответствует духу современного капиталистического общества, сосредоточенного на потребительском уровне развития людей….

Правила существования мира горнего, духовного, не падшего - изначально сотворенного Богом весьма хорошо, -  не меняются со временем, они  всегда независимы ни от чьих-либо пристрастий, мнений, суждений, высказываний , поступков, социальных отношений и экономических моделей. Они - неизменяемы! Может ли человек к ним вернуться? Да, может! И этот путь указан Господом…

В большом городском соборе, где я был когда-то смотрителем, на моих глазах разыгралась следующая интермедия. К назначенному часу венчания прибыла шикарно блистающая «пара гнедых»… Такой вот «неокапиталистический разгуляй», дешевая постпролетарская показуха, надменная кичливость своим богатством, своим нравственным уродством - смотрите и завидуйте сколько у меня, выходца из коммунального полуподвала, теперь денег: сверхдлинный лимузин, облакоподобный кринолин на невесте от итальянского кутюрье, баснословной стоимости кольца с бриллиантовыми стразами, куклоподобные эльфы, подчеркнуто-театрально несущие длиннющий шлейф, забористое заморское шампанское, ручьями истекающее через край уже в церковном дворе, придворный духовой оркестр, ожидающий молодых в переулке и прочая… шелуха. Венчать их должен был приснопамятный отец Виктор Грозовский – кряжистый неколебимый пастырь, прошедший горнило хрущевских унижений и кощунств...

 Батюшка, выходя из Царских врат, приветливо улыбаясь, бархатным баритоном ласково вопрошает молодых:

 - Крестики на вас есть?

 На что громадный бритоголовый верзила-жених, сквозь квадратную голливудскую челюсть хамовито процеживает:
 
 - Я в ваши сказки не верю, а ты, поп, лишнего не спрашивай – у нас все уплачено...

 Протоиерей лишь смиренно указал молодым на выход:

 - Вы ошиблись адресом. Деньги вам вернем…

Задуманное новобрачными дорогое лицедейство, фальшивый спектакль был остановлен еще до первого звонка бывшим театральным режиссером, порвавшим со светской карьерой и ставшим человеком Церкви. Разразился грандиозный скандал.- не помогло даже телефонное давление от чьего-то влиятельного родственника из Смольного. Деньги им вернули – те обещали кровно отомстить злым и коварным церковникам. Такие вот "хозяева" теперь гадят в желтых газетенках, раздраженные, что Церковь не становится "ручной", готовой служить на потрeбy удобству мира...

Вы говорите - Бога нет?
Изгнали из души - теперь там пусто,
И сатане преграды нет,
И смотрим на детей мы грустно.

Сказали вы, что Бога нет!
И загубили не одно уж поколенье.
И торжествует в мире грех:
Наркотики, блуд, убиенье...
.                протоиерей Виктор Грозовский

Пред отцом Виктором нужно преклонить колени – это был крепчайший пастырь, исповедник благочестия, светильник веры.  Но надо честно сказать, что далеко не каждый батюшка имеет такой же масштаб души, чтобы дерзнуть обличить богатого и влиятельного человека, особенно если он оказал благотворительную услугу храму и поэтому считающий служителей своей придворной челядью. Такому уже не объяснить, что Святая Церковь не может не быть иной - не капиталистической, не считающей доходов, не ослепляющей умы сусальной роскошью, а чающей спасения душ человеческих в чистой совести и Божественном житии. Она может быть только Церковью Божией, и если она из Церкви Христовой вдруг преобразится в церковь придворную, то это будет страшное капиталистическое обмирщение Церкви. Суть этого апостасийного процесса всегда та же: замена веры - неверием, чистоты - грехом.

Помолимся же миром  - да не попустит Господь поругания святыни алчными хищниками, заражения от них микробами лицемерной жадности, и дарует пастырям нашим силу и крепость!


Санкт-Петербург, 2013

(Использованы материалы блога протоиерея Константина Пархоменко http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1458)


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.