Н. В. Зубов, Побудь со мной. Мои видеоромансы 5

   
Мои видеоромансы 5. Н.В. Зубов, Побудь со мной

      О создателе этого романса мало что известно не только любителям, но и музыковедам. Известно, что он автор 165 салонных и цыганских романсов, других музыкальных произведений.

      Двоюродной правнучке Н.В. Зубова Нине Владимировне Лукиной в 1995 году попался в руки семейный архив, где и оказался этот романс на стихи, как считалось, М. Пойгина, на самом же деле, самого Н.В. Зубова и посвящённый певице Анастасии Вяльцевой. В некоторых сборниках романсов ошибочно приписывается авторство слов романса А. Блоку, видимо, потому, что эпиграфом к одному из своих стихов он взял первые две строчки романса Н.В. Зубова.

      Родился Николай Владимирович Зубов 22 июля 1867 года в семье губернского секретаря В. А. Зубова. Его детство прошло на Вологодчине в имении деда А.А. Зубова. Автор упомянутого романса окончил Александрийский кадетский корпус.

      Однако, с детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам, а также сильное музыкальное влияние оказал на него его двоюродный брат Михаил Зубов, выступавший в течение 7 лет на сцене Ла Скала.

      Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их во время игры нотными знаками.
 
      Богато одаренный музыкальностью от природы, он, тем не менее, не получил никакого специального образования, музицируя дома, как это и принято было в дворянских семьях. Романсы Зубов Н.В. писал на стихи российских поэтов и свои собственные. Среди написанных им романсов:
 
Пойте, пойте мне, цыгане (Н.Зубов),
Без любви жить не могу (Н. Мурзич),
Быть може(Н.Зубов),         
Вы полюбить меня должны ((N.N.),
Дай забыться Зубов),               
Не звезды в час волшебной ночи (М. Бродский),
Догадайтесь сами (Н. Лохвицкая-Бучинская),
И не могу, и все люблю(А.Маттизен),
Я хотел бы тебя забыть (Н. Зубов)   и многие другие.

Замыкает список "крик души" Зубова - романс "Я тебя бесконечно люблю" (В. Мятлев).
      
      Н.В. Лукиной удалось установить также, что первый романс им написан был  в 1893 году, последний в 1906 году. Далее следы о нём теряются.

      В конце 1890 годов популярной певицей становится Анастасия Вяльцева. По мнению ее современников, певица была ослепительно красивой и обаятельной женщиной. А.Вяльцева обладала не только красивым голосом, но и блестящим театральным мастерством, выражавшимся в слиянии мелодии, слов, точной актерской интонации и фразировки...
 
      В 1899 году Н.В.Зубов, очарованный А. Вяльцевой, создает и посвящает ей свои романсы.  Именно в это время, в 1899 году, им был создан самый известный романс "Не уходи, побудь со мною...". На протяжении же шести лет, с 1899 по 1905 год, почти все романсы Н.В. Зубова носят исключительно интимный характер и посвящаются А.Вяльцевой.  Н.В. Лукина предполагает, что композитор создал и посвятил 22 романса А. Вяльцевой -  предмету своей давней неразделённой любви и обожания.

Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
 
Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
 
Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!

           20 тактов музыки романса посвящают нас в разнообразную, удивительно тонкую вязь личных чувств и переживаний, выраженных в стихах и воплощённых в интимных интонациях и мелодике романса на фоне простого фортепианного сопровождения, гармонически поддерживающего, иногда драматически подчёркивающего восходящие страстные мелодические ходы.
 
           Малый масштаб произведения, в пределах лишь одного музыкального периода и трёх строф поэтического текста, необычайно богат выразительными средствами: постоянно меняющаяся динамика, темповые отклонения, агогические моменты  - всё говорит об искренности, взволнованности и глубине личных переживаний автора романса.
 
           Поэтому этот романс уже более столетия является репертуарным  у певцов разных поколений и исполнительских направлений: домашнее и салонное  музицирование, любительская самодеятельность, эстрада, классическое исполнительство.

Романс можно прослушать. Он находится в списке концертных номеров под фотографией, ниже списка "избранных". Через возникающую промежуточную ссылку попадаем на Ю-тубе.

20 января 2013 года Павлова Вера Калиновна


Рецензии
Голос у Вас прекрасный, а вот видеокамера - просто никакая. Советую вам купить HD-четкости и снимать со штатива. Извините за "наставнический" тон, но в "видео" у меня 10-летний опыт и свой канал на Ю-тубе. Я не профессионал, просто любитель. Сейчас подумываю обновить камеру. Присмотрел Сони в подводном корпусе.
У Вас же опыт в получении премии "Народный писатель". Это просто феноменально! Об этом я даже не смею мечтать! Если у Вас найдётся пара минут, что бы Вы мне посоветовали, как начинающему писателю?

С глубоким уважением, Сергей Тращенко

Сергей Тращенко   26.01.2015 17:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Сергей.
Что касается видеозаписей, - то было давно, когда видеокамера была
чудом для школы (детской школы искусств) Всё было и прошло...
Первое, о чём хочу сказать насчёт писательства - то, что было у меня первым -это искренность и огромное желание высказаться. Это всё, Сергей.
Успехов и радости творчества Вам. С уважением и теплом -

Павлова Вера Калиновна   26.01.2015 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.