Моя роль в мировом кинематографе

 Серия про кино, первая- начальная
 После череды невероятных приключений, будучи глубоко на мели, фактически на самом финансовом дне, мне пришлось задуматься о хлебе насущном. В самом вульгарном смысле, в холодильнике было пусто, как в барабане у пионера. Я активно искал где бы подзаработать и наткнулся в интернете, на форуме, на объявление, что, для съемки в фильме, нужны мужчины такого то возраста и роста, в качестве актёров второго плана...
 После обмена сообщениями и телефонного разговора мы договорились с Катюшей (так звали вербовщицу) о встрече завтра в 10 утра...
 Я всю ночь размышлял о будущей роли, как я впишу своё имя/фамилию гениальной игрой в историю Мирового кинематографа. Вспоминал Ханжонкова, Немировича- Данченко, Станиславского... Вспоминал советы Аркадия Аверченко как без подготовки играть в спектаклях :
- Только невероятная наглость и цинизм спасут вас в любой безвыходной ситуации...
Спал плохо, много ворочался, снов не запомнил.
 На следующий день я был в назначенном месте (на 5-ом километре Севастополя) уже за 20 минут до назначенного времени. После тщательного сканирования местности, увидел группу молодых людей, стоящих отдельно и между собою общающихся. Делаю небольшую паузу, подхожу к ним, уточняю, не строительная ли это бригада? Выясняю, что это как раз мои коллеги, актёры второго плана, пришли с такой же целью, как и я. Стоим, общаемся... Оказывается, все они уже матерые актёры, снимались в разных фильмах, собаку, как говорится, на этих фильмах съели. Я, как первый раз попавший на такое мероприятие, уточняю всякие нюансы, как платят, как играть, какие весёлые случаи были на съемках... Особенно в детали они не углубляются (хранят секреты актёрского ремесла!). Говорят, что если сказали тебе валяться на земле трупом в рубище на морозе полчаса- час, будешь валяться (хоть сдохнешь)! Меня, конечно, такая перспектива- мои ФИО в титрах фильма в чёрной рамке, мало радуют. Утешает только то, что на улице стоит прекрасная крымская весна, плюс 15-16 градусов, не так то просто будет мороз сделать.)) Самые осведомлённые уточняют, что снимались уже, играли в других эпизодах этого фильма. Сериал будет называться "Гетры майора Соколова", в главной роли Андрей Панин.
 Катюша, тем временем, опаздывает минут на 20, богема, фигли! Если бы не бывалые, я бы уже подумал, будут ли вообще съемки? Наконец появляется высокая плотная девушка с рыжими волосами, представляется "Катюшей". Она ведёт нас на остановку общественного транспорта, записывает, сидя на лавочке, данные наших паспортов. Хорошо, что мне верит на слово, я как дилетант большого кино, свой паспорт не захватил. Всего оказывается 14 человек актёров, один лишний. Она договаривалась с 13- ю, один сам пришёл. Но его оставляют, другой, из вызванных, берёт самоотвод, говорит что у него "есть делА" и уходит.
Катюша делает робкую попытку уехать всем 14-и в рейсовом автобусе, но ничего не получается. Автобусы маленькие, народу и без нас битком, более опытные предлагают вызвать служебный транспорт. Катюша звонит, и о, чудо(!), вскоре подъезжает микроавтобус с табличкой "съемки. служебная" отвозит нас на аэродром ДОСААФ, в Юхариной балке.
  Нас высаживают возле рядов грузовиков и трейлеров с оборудованием и всяким реквизитом.
Всё как то буднично, ни тебе шампанского в хрустальных бокалах, ни тебе приветственных речей. Думаю:
- Может, после съемок банкет (?), молодцы (!), сначало- дело!
Нас отдают в руки трёх женщин- костюмеров. Одна из них назначает меня в "лётчики", я начинаю уже продумывать свою роль "летчика", как две другие уже одевают- снаряжают летчиками двух других парней... Экая досада! А я уже вжился в роль "летчика"!
Тут, пока меня наряжают в одежду офицера НКВД (счас такой тренд, все снимают НКВДшников! Урааа, я в тренде!), приезжает мерседес (с наклейкой сзади "продаю"). Оттуда высаживаются Андрей Панин и какая то худенькая маленькая девчушка, Панин громко со всеми здоровается, и они прячутся в вагончике с табличкой "гримерная. VIP актёры". Так так! Вот и начинается расслоение актёрского народа: мы значит в общем грузовике с театральной одеждой переодеваемся, и частично на свежем воздухе, а они в отдельной будке кайфуют. Странно только, что М и Жо вместе. Девчушку я не узнал, кто такая (?), почему Вип? Тем временем, не шатко, не валко, нас всех, актёров второго плана, одевают в реквизит. У меня, и у всех остальных,  одежда, портупея и кобура похожи на настоящие, кроме фуражки. Фуражки явно бутафорские. Вспоминаю, как служил в Советской Армии срочную, ровно два года в сапогах. Начинаю входить в роль. Думаю:
- Что тогда, в 1939 году думал обычный офицер НКВД? Расстреливать сегодня кого то придётся? Как бы самого не расстреляли!
 Параллельно часть актёров второго плана отправляют в гримерку- парикмахерскую на короткую стрижку. Как ни странно, я тоже попадаю под "дамокловы ножницы".
 Подходит весёлая Катюша, признаётся, что тоже начинала с костюмерши, теперь вот "раскрутилась" до "вербовщицы" (или как там у них называется, поставщиком "чёрного дерева"?), свою роль она почти исполнила, привезла нас. Ей дают ещё задание найти до 16 часов двух худеньких девушек с длинными волосами, одну блондинку, другую брюнетку. Говорит нам, чтобы не приставали к Андрею Панину с просьбой сфотографироваться, он этого, дескать, не любит. Фильм, оказывается, называется "Гетеры майора Соколова". Это типа гейши такие. Где они? Наверное, вон та девчушка, что приехала с Паниным, будет гетерой... Интересно, постельные сцены будут? Среди НКВД- шников тоже ведь шалуны были...
 Пока я отлучился в один "трейлер" "позвонить", всех увезли ближе к месту съёмок, к самолёту. Мне приходится идти по летному полю, за ними, пешком. Сапоги длинноваты в ступнях, я запинаюсь на кочках. Эххх, блииннн! Жаль кобура пустая, я бы вам устроил 39 год!!!
 Подойдя на место самой съёмки, оказывается, что я зря торопился. Всё происходит очень медленно, никто никуда не торопится.
  Нами командует второй режиссер с мегафоном (такой круглый матюгальник), он даёт всем "актерам второго плана" указания. Рассаживает нас: меня в авто похуже, ещё с двумя офицерами НКВД на заднее сиденье, впереди рядом с водителем лётчик в кожаном плаще. Это ископаемое авто, реставрировано и ремонтировано слабенько, на "отвяжись". Чтобы оно не рассыпалось, мне придётся потом выскакивать с левой стороны последним в правую дверь. Жаль, не в  машину с Паниным и генералом. Там машина вся блестит и переливается, сделана на отлично, хотя такая же "эМка". Генерал в черном кожаном плаще (тоже знаменитый актёр, фамилию забыл) и Панин,то есть майор Соколов, на заднем сиденье, впереди наш НКВД- шник. В его обязанность входит выскакивать и открывать двери генералу. Ладно, не больно то и хотелось, не буду унижаться мелким подхалимажем, даже в кино. Начинать карьеру в большом кино надо достойно! Молодой второ- реж (второй режиссер) кладёт камень на землю, где должны остановиться "эМки", показывает куда мы должны выскочить из машины (кладёт ещё один камень для отметки места) и стоять по стойке "смирно", провожая, и поедая глазами, выходящих Соколова и генерала. Два летчика должны встречать сладкую парочку под крылом самолёта, два механика возить бочку с топливом. Остальные "второго плана" ещё после переодевания получили под подпись винтовки Мосина, они должны стоять в оцеплении, изображая часовых.
Пока нет Соколова с генералом, мы делаем парочку тренировочных заездов, синхронно уезжая от самолёта за пригорок. Там стоим, ждём команду. В это время, с аппаратом похожем на бензопилу (это такая дымомашина!), молодой парень начинает пускать дым, бегая вокруг по окрестностям. Я снисходительно смотрю на него из машины:
- "Нееет, таким образом не оставишь свой след в кинематографе! Только белый дым!"
/А я- счастливчик! Как там поёт один рокер из "Дуста":- "Я получил эту роль! Мне выпал счастливый билет!" Ля- ля- ля (нет, это я уже от себя добавил)/
 Когда по рации дают команду ехать, наша машина не может завестись: старушка кашляет, чихает бензином и белым дымом, трясётся как в параличе... и не заводится. Хорошо, что техника тогда была простая, немного подрегулировав подачу топлива, водитель заводит авто вручную с помощью гнутой железяки, и мы едем головной машиной из- за пригорка к самолёту...
 Делаем пару тренировочных заездов, нашу "эМку" водитель уже предусмотрительно не глушит за пригорком, и мы, офицеры НКВД- шники, выбегаем из неё к отмеченному камню, лётчики и часовые стоят в оцепенении, истуканами, механики старательно катают бочку. После чего нас отпускают пить чай. Оказывается, что пить чай и растворимый кофе- любимое занятие актёров второго плана.
Все "актеры второпланники" столпились вокруг сборной конструкции с куском тента сверху и с трех боков, пытаясь налить себе чая или кофе, и взять баранок или пряников. Но сделать это было не так просто, потому что палатка поставлена неудачно к ветру и чуть не заваливается под его порывами. Тут подходит какой то злобный начальник и делает громкую выволочку парню с девушкой, которые заведуют палаткой (кочегарят кипяток и раскладывают баранки). Девушка оправдывается в стиле: "Не виноватые мы! Он сам дует...." После того, как мы разворачиваем палатку нужной стороной к ветру, и начальник удаляется, я обращаю внимание коллег, что сериал снимает какой то "Казахфильм". Это я приметил раньше, что почти все работники съемочной группы не славянской наружности, некоторые носят чёрные басмачские бороды. А "злой начальник", наверное, вообще был сам продюсер (кто оплачивает этот банкет). Наверное, его подсознательно душит жаба, что он оплачивает всю эту хрень. Как дилетант в съемочном процессе, сначала я скромно грыз баранки. Люди бывалые ловко вылавливали пряники из коробки с баранками, а излишки раскладывали по карманам. Продолжая вживаться в роль, я разместил несколько баранок в кобуре, чтобы внушительней выглядела, а не была как ссохшийся саксаул с казахской пустыни... И взял несколько пряников. Осмотревшись вокруг, я замечаю рядом такую же палатку, только без народа и с получше накрытым столом. Там, кроме баранок и пряников, на столе лежат пирожные и нарезанный торт. На предложение "лётчику с моего авто", Руслану переместиться к той палатке он мне объясняет, что это палатка для главных героев и режиссеров. (Да- ужжж! Кастовое расслоение дошло до своего апогея!) Что мы- массовка, пыль под ногами главных героев. (Или я уже это от обиды придумал? Руслан- парень простой, к таким выводам не склонный)
 Тут нас отправляют на исходную, я не успеваю допить чай...
 Прибыли Панин с генералом, в руках у них листы с текстами. Генерал в шикарном кожаном плаще, под ним гимнастёрка, галифе, сапоги. Всё блестит и сияет. Панин в коричневом костюме, шляпе и туфлях, сверху какой то неуставной плащ ужасного салатного цвета. Мне непонятно, как такое может быть:
- генерал весь в форме и нянчится с каким то майором в штатском?
 Подходит режиссер и начинают творческую дискуссию с Паниным. Панина что то не устраивает в сценарии или диалогах. Панин не матерится, нет. Он разговаривает на чистом матерном с редким вкраплением обычных слов. Только эти слова мне и понятны, остальное остаётся загадкой, что ему не нравится? Я, с надеждой, думаю:
- Вот он, мой звёздный миг! Сейчас за это режиссёр отправит его домой, а мне придётся играть роль Соколова (ведь Панин одного со мной роста и такой же худенький)... Канны, красная дорожка, кучи поклонниц...
 Но ничего подобного! Ё- маё! Как ни в чём ни бывало, реж удаляется на своё место (он даже как то понял тот язык), под самолётом уже собрали дугою направляющие, где по ним ездит камера. Мы начинаем дубль за дублем: ездим за пригорок, ждём пока специально обученный парень дымомашиной напустит побольше дыму, получаем от второрежа по рации команду, выезжаем, подъезжаем, мы выскакиваем первые, становимся по стойке смирно, за нами из задней машины (блестящей!) выходят Соколов (Панин снял диссонирующий плащ) и генерал, разговаривая между собой, проходят в самолёт, за ними заскакивают лётчики, забирают внутрь трапчик, закрывают за собой дверь. Первый, второй, третий, четвертый дубль, всё что то не устраивает: то дверь в авто закрывать за собою, то не хлопать (бросаю открытой)- мешают лишние звуки, то ещё что то... После какого то дубля у меня наступает полная апатия, абсолютное безразличие... Делаю всё на полном автомате... Какая нафиг игра? Даже сакраментальных слов "кушать подано" нету. Можно только на ходу, выбегая из "эМки", споткнуться и упасть, но это будет Чарли Чаплин, вряд ли реж это одобрит. Всё таки у нас "серьезный сериал". Я уже думал, что пространственно- временной континуум замкнулся, как лента мёбиуса, в этой точке и мы будем вечно тут крутиться по кругу, как планеты во Вселенной...
 Но, всё таки кто то устал, то ли реж, то ли Соколов достал свой мат...
 Нас отпускают отдыхать, мы начинаем всей своей массовкой активно фоткаться на фоне "эМок" и самолёта. Самолёт вблизи оказывается полностью бутафорский: крылья пенопластовые, обтянутые крашеной тканью, пропеллер из деревянных досок через велосипедную цепь вращается с помощью автомобильного стартера... У Руслана мобильный с камерой. у Андрея, фаната съемок, небольшая цифровая камера. Подходит Катюша и говорит, что начальство просит прекратить фоткаться. УУУ, шайтан! Казахфильм!
 Я наивно думал, что этот эпизод уже снят окончательно и бесповоротно. Но, оказывается, к этому времени направляющие для камеры разобрали и собрали уже возле самих машин. Снимают дубли с небольшим подъездом машин или вообще стоящих в конечной точке (крупным планом). Мы туда- сюда ходим- выходим из машин. Панин выходит из авто сразу за мной, он, подходя к конечной точке, то спрашивает у меня :
- "Сколько километров до метро?",
и:
- "Почём тут у вас семечки?".
/Я отвечаю:
- Порядка 1000 км на север.
- Три рубля ведро.
(Я так понимаю, что это уже за кадром)/
То делает вид, что хочет мне отсыпать семечек. (Я покупаюсь на наколку, машинально протягиваю ладонь, но вместо семечек получаю хитрую улыбку). Он вообще как то нервически грызёт семечки, даже в коротких перерывах, когда возвращаемся в авто. Мне это тогда показалось странным... Под конец ставят вертикально большой белый экран в нескольких метрах от машин. Кто то из бывалых массовиков удивляется: - нафига (?), ведь свет это не фокусирует?
Я отвечаю:
- Это так воздух сгущают! Если сделали, значит надо использовать.
 Уже начинало смеркаться, когда закончилась эта тягомотина, съёмки одного этого эпизода. Какое значение он имеет в сюжете сериала, что его почти весь день снимают? Сколько времени это займёт на экране? Минуты три- четыре? Моё разочарование шло по геометрической прогрессии: "Если бы вы знали, из какого мусора делают фильмы." Кажется, я уже знаю...
Главным героям и режиссерам дают обед в одноразовых тарелках, нам, массовикам,- фигу с маслом. Расслоение в самом его отвратительном виде, мы же тоже биологические организмы... есть то хочется... придётся дальше чай пить. Нас отправляют опять к гримёрам, одевать шинели. Одев шинели (только к шинелям полагаются шапки- ушанки, мы- остаёмся в фуражках) наша массовка начинает фотографироваться. На этот раз мы даже приглашаем генерала пофоткаться для истории, артист доброжелательный, охотно соглашается. Он представляет нам пожилую женщину:
- моя мама.
И просит нас тоже сфоткаться с им и его мамой. Кто то из нас снимает группы НКВД-шников с генералом (и его мамой), на его аппарат, на фоне старинных "эМок" и длинного аэродромного барака.
 С Катюшей появляются "заказанные" две девушки и ещё молоденький худенький парень. Костюмерши одевают их в прозрачные накидки (какой полиэтилен в 1939 году?), в них потом они будут ходить по освещенному аэродрому между самолётов и наших часовых с винтовками Мосина.
 Съёмки готовятся проводить в живописном аэродромном бараке, я заглядываю в дверь, там посредине ровный коридор с дверями комнат в обе стороны. Возле барака ставят автоёмкость, длинную вертикальную трубу и делают из неё сильный дождь во все стороны.
 Нам, массовикам, кроме часовых, никаких указаний второреж не даёт. И мы, или кемарим в микроавтобусе, или шляемся без дела, или пьём чай. Я сначала дремаю в микроавтобусе, там ещё вместо пары сидений стоит деревянный стол с ноутбуком и принтером, за ним сидит девушка.
Она смотрит на компе свои электронные ящики, с кем то ведёт переписку, ищет каких- то актёров по интернету, распечатывает сценарии и тексты для актеров на принтере. Слов актерам на съемочной площадке катастрофически не хватает, почти все "работают с листа" или "импровизируют".
 Когда мне надоедает дремать, выхожу посмотреть, что происходит на съёмочной площадке.
Ночь подсвечивается прожекторами на аэродроме и возле барака в ту сторону. Искусственный дождь льёт во всю силу между освещенной стороной барака и аэродромом. На нём, поодаль, между самолётов, ходят маленькие часовые и девушки в накидках. Съёмки проходят внутри барака, оттуда выходит реж и начинает ругаться(примерно так):
-"Что за фигня! Никто не знает своих слов! Что за организация!"
Вызывают ту девушку из микроавтобуса, делают ей выволочку, отправляют обратно распечатывать тексты актёрам...
 Снимают проезд под дождём тех же двух "эМок", на которых мы катались весь день. Только сейчас там одни водители. Наша многострадальная старушка глохнет под дождём, что то залило водой через решетчатый капот. Водитель выходит, поднимает капот в виде "крылья чайки", снимает аккумулятор для просушки...
 Мы с Андреем, тоже НКВД-шник, (который с фотоаппаратом) стоим, пьём чай. На этот раз чайная оборудована под навесом возле входа в барак, лучшее место для наблюдения происходящего... Андрей- фанат таких и всяких съемок. Ради участия в каком то ток- шоу он даже в Киев ездил. А для съемок в какой то передаче "Невероятно, Вас снимают!" ездил в Одессу. Там надо было правдоподобно удивляться, что тебя сняли в какой то ситуации на улице, отлично зная про съемки. Нафига ему это? Надеется, как я утром, попасть в "Большое Кино"? Так, чай, видит же, что полный шлак. Вот это невероятное стремление "попасть в ящик"!
 Тем временем прошло несколько дублей проезда машин под дождём, роли, наверное, распечатали и раздали... Идут съемки внутри барака. Из него выскакивает второй реж, говорит, чтобы молчали, все звуки попадают внутрь барака и мешают процессу... Молчим или общаемся шепотом с остальными массовщиками...
 Второреж ходит вокруг входа в барак с освещенной стороны с дождём (сколько там у них воды? льют и льют), смотрит, чтобы с нашим участием придумать? Основная идея (я сразу просекаю!) задействовать по максимуму реквизит. Мы как раз являемся реквизитом на ножках... Говорит, то станьте сюда, то станьте сюда.
Я шутливо ему говорю:
- Слушаюсь, товарищ генерал!
Он (молодой парень с осмысленным лицом) как то неожиданно серьезно воспринимает эту шутку:
- Да какой я генерал! Так... Съёмки "из жизни насекомых"...
 В его глазах, несмотря на ночь и темноту, я читаю разочарование (как у меня, а может и больше) всем этим шлаком... Или мне это кажется?
Так и не придумав, куда бы нас, НКВД- шников, эффектнее поставить (мешает льющийся дождь, реквизит мочить не желательно!), у второрежа мелькает в глазах новая мысль. Он смотрит на меня, но тут быстро "рубит фишку" Андрей:
- Можно я!
Второреж с "энтузиастом кино" уходят в барак. Вот пройдоха этот Андрей! Слямзил у меня роль!(Но, он этого страстно хотел!) Некоторая актёрская ревность, что выбрали другого (всё, как у великих актёров, только в миниатюре!) разбивается у меня об усталость, апатию, разочарование...
 Ещё некоторое время стоим с остальными массовиками, кроме спящих в автобусе, болтаем... Тут кто то из съемочной группы замечает, что один наш массовик- НКВД-шник поразительно похож на знаменитого актёра (уже покойного). Как из под земли, появляется Катюша, подробно записывает его данные, переспрашивает, на какого актёра похож? (видно она его не знает, не помнит) Я возвращаюсь в микроавтобус, впадаю в глубокий анабиоз...
 Из дремоты меня выводят крики, что скоро нас повезут обратно (А как же банкет? Ладно, чёрт с ним! Не больно то и хотелось!). Выбегаю, почти все уже переоделись, я тороплюсь так, что забываю кошелек и телефон в галифе. Хорошо, костюмерша их проверяет, возвращает мне. Переодевшись, получаю от Катюши оговоренную сумму за 12 часов съемок. Молодые девушки и парень, приехавшие уже в сумерках, снимают накидки и аналогично получают так же. Я спрашиваю, где Андрей (хочу узнать, что там происходило в бараке?), но он уже ушёл пешком на Фиолент (где то там живёт на даче). Мы едем в микроавтобусе обратно, смотрю на время,- десять вечера с копейками.
 В следующие дни я вербуюсь работать на Озеро (см. мой рассказ "Озеро. Невероятно").
Нахожусь на озере три недели, без света и интернета...
 Когда через время попадаю в цивилизацию, узнаю из инета, что Андрей Панин погиб пять дней назад...         
    Ещё спустя несколько дней приходят на мой е- мейл наши фотки со съемок от Андрея "Фиолентовского".

примечание:
на фото действующие лица рассказа, справа налево:
1. я,
2. Андрей "Фиолентовский", энтузиаст съемок, на лице у него застыла саркастическая ухмылка,
3. "Генерал" (Геннадий Яковлев, знаменитый артист), в центре, позже мы с ним часто на съемках пересекались и общались,
4. Руслан, играл "летчика с портфелем", тоже часто играл в массовке, пока не купил авто и не занялся частным извозом,
5. имя не помню, "играл" "механика", больше мне не встречался.
П. п. с. Когда выходит на большой экран укороченный сериал (в связи со смертью Андрея Панина), просматриваю все 6 серий, в надежде посмотреть свой эффектный дебют. Оказывается, злобные монтажеры вырезали почти все, что касается моей персоны, да и остальных тоже порезали нещадно, весь день съемок уместился в полторы- две минуты.
Несмотря ни на что, мой кинематографический триумф на большом экране удался! То есть, состоялся... Я обнаружил себя после четвертого просмотра нашего эпизода (я помнил, что сцена на аэродроме, ха-ха!). Лица моего не видно, сколько не просматривай, даже в стоп- режиме, только стоящая фигура и пробегающий на заднем плане смутный силуэт.
Добро пожаловать в Сияющий Мир Синема! Начало актерской карьере положено!
  (Продолжение следует...) 


Рецензии
Константин! Очень понравилось твое искреннее повествование! Тем более' что состояние перед съемкой в массовке мне тоже близко и во многом похоже...Я все еще волнуюсь накануне и не могу уснуть...Но мне нравится это состояние и...как ты пишешь...

Натали Перминова   28.11.2014 22:36     Заявить о нарушении
спасибо, Натали.

Константин Меньшенин   29.11.2014 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.