Профессиональный писатель. Кто он?

Предисловие: Провести небольшое исследование  на эту тему, меня заставили две публикации из раздела «литературоведение» на Прозе.РУ.
Это  статья Виктора Болгова-Железногорского «Профессиональному писателю» (www.proza.ru/2010/06/29/408) и «Что, как и почему… Взгляд на литературный труд» Виталия Валсамаки.  (www.proza.ru/2013/02/28/594)

                Как-то раньше, занимаясь литературным трудом, я не задумывался, кого можно назвать профессиональным писателем. Всегда считал, что если писатель зарабатывает себе на хлеб литературным трудом, значит, он и является профессиональным писателем.
                Действительно целый ряд великих писателей, начиная с Пушкина жили на доходы от литературной деятельности. Причём эти доходы были единственными в их бюджете.

                В обмене мнениями (www/hroza.ru/comments.html/?2013/02/28/594) каждый из нас остался на своих прежних позициях.
Вопрос профессионализма не является праздным для многих авторов портала. Я попытался разобраться, кто же имеет право называть себя профессиональным писателем?
                Поскольку не считаю себя авторитетом в этой области, обратился к другим уважаемым авторам и подготовил статью в виде цитат, где собственные мысли высказал между ними.

В силу обстоятельств единственным источником информации у меня только интернет (что, согласитесь тоже немало) поэтому рассчитываю на мнение читателей, которые выскажут свою точку зрения и дополнят тему.


                В интернете  обнаружил любопытную статью И.Б. Дышленко «Профессиональный писатель» (http://samlib.ru/d/dyshlenko i b/profwriter.shtml). Выдержки из статьи, считаю, будут полезными для раскрытия этой темы.
«Есть мнения, - пишет Дышленко, - что ПИСАТЕЛЬ – ЭТО ТОТ,  ЧЬИ  КНИГИ  ИЗДАЮТСЯ. Это удобная позиция для тех, кто имеет хоть одну изданную книгу, неважно, о чём она и какого качества».
                Я должен заметить, что в наши дни издать книгу – это вопрос только денег.
                «Есть и еще мнения. Например, что ПИСАТЕЛЬ  ЭТО  ТОТ,   КОГО  ПРИЗНАЛИ  ЧИТАТЕЛИ».
                А если писателя не издают? Или он пишет в стол? Или в нашем случае: на Прозе.РУ  сейчас публикуют свои произведения более 163000 авторов, опубликовано 3289863 произведения. Какова случайность попадания читателя к конкретному автору? Сколько читателей прочтут этого автора? И главное, какое количество читателей необходимо для того, чтобы говорить о читательском признании?

                А ко многим великим писателям, художникам признание пришло вообще только после их смерти в силу ряда причин. То есть «произведения автора становятся коммерчески востребованы спустя какое-то время после его смерти и труд прозаика готовы оплачивать лишь потомки его современников». (http://ceteratura.ru/kto-takoj-professionalnyj-pisatel)
                «Сам факт читательского признания не порождает писателя. Писатель на этот момент уже есть» - Замечает Дышленко. Далее он отмечает, что «согласно определению словарей  (Даль, Ожегов), писатель это человек, регулярно занимающийся литературным трудом»
                То есть, не имеет значение, издаётся он или нет, имеет ли он общественное признание или нет. Он, художник, «он имеет необходимость излагать свои мысли на материальный носитель».
                А дальше Дышленко раздумывает, является ли он сам писателем, несмотря на то, что написал несколько произведений:
                - «Я не могу считать себя писателем. У меня нет необходимости излагать свои мысли на бумаге, для меня это не призвание, всего лишь хобби!  СЛОВО  «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ», ПОДРАЗУМЕВАЕТ  ОПЛАЧИВАЕМЫЙ  ТРУД.
 Как в футболе. Есть любители и есть профессионалы. Именно так – ДЕНЬГИ за ТРУД. (выделено автором статьи)»

                Сочинителей всякой дребедени для бульварных журналов тоже можно считать профессиональными писателями. «В угоду заработку они клепают однотипные произведения сомнительного качества, лишенные смысла и художественной ценности».
 И, тем не менее,  они профессионалы. Они грамотно умеют переносить сюжет на бумагу, умеют излагать события литературным языком. И эта литература находит своего читателя и, что главное для них, покупателя.

                А хорошие писатели могут быть и любителями. Например, неконъюнктурные писатели – их произведения не востребованы и не обеспечивают прибыль издателю. Их и не издают. А они не хотят опускать свою планку!

                На форуме интернета я отобрал наиболее интересные, на мой взгляд, мнения  о профессионализме писателя:
1.Если он сам считает себя писателем и пишет.
2.Если общество считает его писателем и платит ему за это гонорарами и признанием.
Остальные критерии размыты – даже если он закончил Литературный институт и в дипломе у него написано – писатель.

                И второе: профессионал тот, кто интуитивно чувствует, какие струны души читателя нужно задеть словом, чтобы вызвать определённые эмоции, чередование которых создаёт неповторимую картину чувств читателя.

                Таким образом, из этого материала можно сделать вывод, что
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПИСАТЕЛЬ – ЭТО  ЧЕЛОВЕК,  ЗАНИМАЮЩИЙСЯ  ЛИТЕРАТУРНЫМ ТРУДОМ,  КОТОРЫЙ ДЛЯ НЕГО  ЯВЛЯЕТСЯ  НЕОБХОДИМОСТЬЮ,  ИНТУИТИВНО ЧУВСТВУЮЩИЙ  ДУШИ ЧИТАТЕЛЯ  И ПОЛУЧАЮЩИЙ  ЗА СВОЙ ТРУД  ДЕНЬГИ.

               Несмотря на сделанный вывод,  по материалам статьи Дышленко, мне показалось, что вопрос до конца не раскрыт.
               Многих смущает  критерий оплаты писательского труда, как важной составляющей профессиональной деятельности писателя. Например, В. Валсамаки пишет («Что, как и почему…Взгляд на литературный труд»):  «себя отделяю от тех авторов, кто в искусство пришёл делать материальное благополучие» и что все случаи, где платят деньги за литературный труд «не типичны для большого искусства и литературы»

               О литературном вознаграждении, (гонораре) в интернете я прочитал  (http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2-6101.htm). Гонорар происходит от латинского «honor» - честь. В античности денежно оплачивался только физический труд, а свободный умственный вознаграждался дорогими почётными подарками, но  с появлением капиталистического предпринимательства в издательстве возникли широкие денежные отношения.
               Во многих статьях о профессиональной литературной деятельности упоминается имя Пушкина, как одного из первых профессиональных писателей.
«Его «Разговор книгопродавца с поэтом» - произведение знаменательное для первых этапов профессионализации литературного труда»
               «Бахчисарайский  фонтан» был продан им книгопродавцу Пономарёву по невероятно высокой для того времени цене за 3000 рублей из расчёта 5 руб. за стих. В 1830 году Пушкин продал Смирдину право издания своих сочинений за ежемесячную ренту в 600 рублей. В дальнейшем гонорар Пушкина составлял 10 рублей за стих. В 1831 году Пушкин считал, что литература стала «отраслью промышленности».

              «Крылов за каждую басню получал 300 рублей. В «Современнике» Тургеневу платили 50 рублей золотом за лист. (Примерно 175 рублей ассигнациями), а за «Дворянское  гнездо» ему платили 400 рублей за печатный лист».
              Взаимоотношения между автором и издателем определялись договором, где фиксировалось вознаграждение с каждого проданного экземпляра издания.
              Ф.М. Достоевский писал «Идиот» и «Бесы» по договору с катковским «Русским вестником». Он обязывался написать два романа в течении 1866 года. За это Катков платил ему по 150 рублей за лист. Причем ранее Достоевский такой производительностью не отличался. Этим договором он поставил себя в кабальные условия ремесла. Причём Катков ещё и вмешивался в конкретное воплощение замыслов Достоевского. Например, требовал переписать отдельные сцены или убрать определённые эпизоды.

             Так, что доход от литературного труда есть одна из главных составляющая понятия профессионализма. Думаю, что примеры великих писателей – классиков отечественной литературы достаточно убедительны.

             В интернете по нашей теме есть любопытная статья Уильяма М. «Достоевский как профессиональный писатель: профессия, занятие, этика. Версия для печати». (http://magazines.russ.ru/nlo/2002/58/uil.html)
             В статье говорится, что Достоевский был «по-настоящему ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ  писателем во всех смыслах этого слова. Разнообразна его профессиональная деятельность – художественная литература, критика, публицистика, редактура, издание журнала, ответственная должность в первом российском объединении писателей»

             А дальше даётся разъяснение термина «Профессиональный писатель»:
«Термин «профессиональный», если его употреблять по отношению к литературе, включает в себя три различных значения. Во-первых, СЛОВО  «ПРОФЕССИЯ» МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ «ПРИЗВАНИЕ». Литературный труд становится главным делом жизни», в отличие от занятий литературой образованными светскими людьми, которые тоже уделяли в конце V111  и начале X1X веков внимание литературному творчеству, но то была литература салонная, необременительная. Этот подход к литературе можно наблюдать и нас в портале, только без аристократизма естественно.

            «Во-вторых ПРОФЕССИОНАЛОМ  МОЖНО  НАЗВАТЬ  ЧЕЛОВЕКА,  ПРЕВРАТИВШЕГО  ПРИЗВАНИЕ  В ФИНАНСОВО  СТАБИЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ,  ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ  ОСНОВНЫМ  СРЕДСТВОМ  СВОЕГО    СУЩЕСТВОВАНИЯ.  Поэтому не всех писателей дворян, помещиков и офицеров можно назвать профессионалами. (Навскидку: Денис Давыдов)
            Чтобы талант и труд позволили писателю безбедно жить своим трудом, требовалось создание определённых общественных институтов.

            Говоря о вреде денежных отношений, как и в нашем случае, вспоминается спор между издателем популярного в 1830 году журнала «Библиотека для чтения» О. Сенковского (1834 – 1864), который насчитывал 7 тыс. подписчиков, и он считал, что оплата писательского труда способна повредить литературному дарованию и с другой стороны Гоголя и Белинского, которые приветствовали профессионализацию литературы. «Их заботил ПРОФЕССИОНАЛИЗМ  В  ТРЕТЬЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА:
УВАЖЕНИЮ  К  АВТОРСКОМУ ТЕКСТУ,  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КРИТИКОВ  ПЕРЕД  ЧИТАТЕЛЕМ  И  ОСОЗНАНИЕ  ИМИ  КУЛЬТУРНЫХ  ПОТРЕБНОСТЕЙ  ЭТОГО  ЧИТАТЕЛЯ».

    «Белинский, самый влиятельный критик 1840-х гг. сформулировал идеал профессионального литератора своего поколения. Он смотрел на литературу не только как на товар, но и как на дело общественное, великое, важное, источник высокого нравственного наслаждения, живых восторгов».

    А кого в наши дни можно назвать писателем, профессиональным писателем? Думаю, что критерии мало изменились с описываемых времён, однако в этом вопросе пытаются разобраться не только члены нашего сообщества. В интернете помещена статья Кому платят деньги за писательский труд или… (http://ceteratura.ru/kto-takoj-professionalnyj-pisatel).
            В ней отмечается, что и сейчас это не простой вопрос. Писателями себя считают «авторы дешёвых графоманских романов, многочисленных методических книг вроде «Как выйти замуж за два месяца», блогеры, коперайторы и даже авторы, публикующиеся в самиздате, в том числе на сайтах свободной публикации типа Стихи.ру, Проза.ру, Самиздат Мошкова и т.д.

    В. Жуков, автор книги «Как стать писателем за 60 минут… и даже меньше» говорит: -«грань между профи и всеми остальными оказалась размыта».
Ему вторит литературный критик О. Славникова: - «Похоже, что скоро литература из занятия профессионального превратится в занятие любительское».
            Л. Усыкин, рамышляя об современном понятии профессионального писателя, говорит уже известную фразу: - «Как известно, одно из расхожих представлений состоит в том, что профессионал в какой-то области  - это тот, кто этой областью зарабатывает на хлеб».
            В спор вступил Д. Кузьмин, который сказал: - «Профессионал – не тот, кто деньги зарабатывает, и не тот, у кого членский билет писательского союза, а тот, чьё письмо органичной и в то же время неповторимой частью актуального литературного контекста».

            Я всю жизнь был связан с техникой и, в связи с этим,  должен отметить, что в техническом пространстве всё регулируют стандарты, которые не позволяют говорить о «размытости» понятий.
            Например, в вопросах литературы существует  Профессиональный стандарт «Технический писатель». Он содержит общее описание  профессии «технический писатель», обязательные квалификационные требования к техническим писателям и устанавливает характеристики технических писателей.
            Жалко, что до этого не додумались литераторы – не было бы споров, кто является, а кто не является профессиональным писателем.
            Вот Л.И. Брежнев ясно выразился по этому вопросу:
-«Писателем может быть только член Союза писателей СССР».

            А как же В.Высоцкий, который стремился в Союз и которого так и не приняли в него? Воронежский писатель, лауреат Госпремии СССР Г. Троепольский литературную деятельность вёл с 1937 года. Уже по его рассказам С. Ростоцкий поставил фильм «Земля и люди» и только в1967 г, через тридцать лет после фильма был принят в С.П. СССР, а в Союз писателей РСФСР был принят только после присуждения ему Госпремии за «Белый Бим, чёрное ухо». Такие примеры можно продолжать…

            Так кто есть писатель? Как Вы относитесь, дорогие коллеги по перу, к тому, что нам предлагают определить кто есть писатель по нашему наследию. Востребовано оно или нет?
            Я так не думаю, хотя всё проверяется временем и оно,  время всё расставляет по местам. Но нам всё-таки интересно знать, кто мы? А как думаете ВЫ?


 
 


Рецензии
Здравствуйте, Вадим!

Прочитал мельком название статьи и задумался: "Персональный писатель. Кто он?".
Какая интересная и загадочная тема! Персональный писатель... Дай пойду, почитаю.
А тут о профессиональном писателе - мысли, наблюдения. Обстоятельно и подробно.
Перечитал название - верно. Профессиональный.
Это я опять сослепу не так увидел сначала, почудилось.
Спасибо, понравилось. Было интересно.

Думаю, писателем может быть любой человек, пытающийся писать рассказы, как минимум. Так называть его можно. Ну, пишет же - не рассказывает устно?

Профессиональным писателем можно назвать человека - для которого литературный труд это уже профессия.
Это может быть и вторая профессия, параллельно первой.
Вспомним Экзюпери, Шукшина и других. Примеры могу привести ещё - от геологов (О.
Куваев) и моряков (В. Конецкий), до... уж не знаю какую профессию ещё вспомнить, и каких известных писателей, чьи литературные труды были не главным заработком, а призванием Души. Их много.

Если вкладывать в слово "профессиональный" смысл - профессия, тогда по мне - всё именно так.
Если видеть смысл в "профессиональный" - высочайший класс в литературном деле...
Тогда для первого определения тоже мало что меняется.
Там это по умолчанию присутствует.
А вот для тех, у кого быть писателем - хобби, тогда...
Пошучу. Тогда действует принцип - "Кто первый встал, того и тапки".
"В бане и столовой все равны".

Неважно - есть у тебя специальное образование, официальные документы или нет.
Если сумеешь написать шедевр, можно не беспокоиться - ты профессиональный
писатель.
И Лев Толстой и Джек Лондон пусть не обижаются. И Союз писателей тоже.
Они ещё не знают, а ты уже.

Вход в место для избранных, в храм Мастеров литературы лежит совсем не через
табличку на груди "Я писатель" или крики "Это я, это я придумала!"(см. (с) Лягушка-Путешественница).
Билет туда - признание читателей.
Когда оторваться от чтения невозможно. Сейчас и через годы.

А когда предлагают нам определить "кто есть писатель по нашему наследию. Востребовано оно или нет?" - почему бы не да?
Литературный труд предполагает и эту стезю.
Не сочинять или рассказывать, а обсуждать, размышлять о писательском труде, литературе.

Дело вкуса и интересов - кому детективы писать, а кому литературоведением заниматься. И аудитория будет разной, соответственно. А может и одинаковой.

Про востребовано это или нет?
Думаю, что и востребовано, и нет.
Смотря - что интересно читателям.
Тогда маятник интереса качнется в нужную сторону. Или не качнется.

А кто мы?
Думаю, здесь на Прозе - мы чаще любители, среди которых много Мастеров литературной Магии. Да, да - я про любителей говорю.
Думаете - не так много? Ничего. Остальные ещё подтянутся. Подтянутся!
Главное верить в человека, тогда он многое может.

Есть здесь и по профессии писатели. Мастера. Маги Литературы. Настоящей.
Без скидок - "я потом получше перепишу, без ошибок. Не уходите читатели!".

И это хорошо, что они здесь на сайте.
Живое общение любителей с профессионалами - это всегда надежда на успех, для первых.
Не гарантия, но можно услышать живые советы, что-то подсмотреть.
И всё это просто и доступно - как за чашкой чая посидеть, за круглым столом на веранде, на даче.
С видом на сад, соседского кота на заборе, тёплым вечерком.
Просто о любимом деле поговорить, обсудить. Это нас всех объединяет.
А писатель ты или нет - это уже неважно.
Так и живём. Так мне видится.

Доброго дня!
Успехов и вдохновения всем!

С уважением,
Сергей

Кандидыч   14.10.2022 12:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте Сергей, а мне нравится и Кандидыч! (Сергей у меня сын адвокат). Мне понравились ваши развёрнутые рассуждения по теме. Постараюсь ответить тем же.
Дело в том, что эта статья написана в споре с нашим коллегой Виталием Валсамаки. Он к сожалению ушёл уже из жизни. Он профессиональный художник и очень неплохо писал рассказы. Мы были дружны и обменивались размышлениями и мнениями.
Как попадают опусы в рейтинги и на главную страницу мне не ведомо. Всегда удивляюсь, по какому принципу туда отбирают? Уж совсем не думал, что мои рассуждения для Валсамаки найдут такой отклик!
Профессиональный писатель - это понятие сейчас, на мой взгляд, совсем потеряло всякий смысл. Проза.ру - идеальное поле для любительского творчеста. Пиши, что хочешь и куда хочешь. Вот и пишут. Согласен с вами, на Прозе много отличных писателей, которые не получают и не получат ни гроша за свой труд. Я тоже не профессионал, так как ни старался не получил за свой труд ни гроша, если не считать мелких подачек. Если бы наши прозарушники знали, что имел и мог член СП СССР - они бы посыпали себе голову пеплом! Нынешние СП - служат не знаю для чего и развелось их, как блох у собак, что не мешает их членам гордится "высоким" званием, которое подкрепляется членскими взносами. Мне сто раз предлагали и я по неграмотности даже вступил в наше воронежское отделение (вышел за неуплату чл. взносов). Во Высоцкого не приняли... Троепольского приняли только, когда уже и фильм вышел, а тут... Только плати!
Я не писать не могу по двум причинам: первая: потому, что не могу. Вторая: никакой другой работой заниматься не могу - я сейчас инвалид, да и сидеть-то в одном положении трудно, плохо вижу. Вот и крапаю себе в удовольствие, а читателям спасибо, что читают.
По профессии я инженер механик по деревообрабатывающему оборудованию. Более двадцати лет на производстве и двадцать лет преподавал в академии. написал четыре учебника. На Прозе с 2012 г.
Если вы заинтересовались, зайдите на мою страницу. С уважением

Вадим Гарин   14.10.2022 14:34   Заявить о нарушении
Здравствуйте Сергей, а мне нравится и Кандидыч! (Сергей у меня сын адвокат). Мне понравились ваши развёрнутые рассуждения по теме. Постараюсь ответить тем же.
Дело в том, что эта статья написана в споре с нашим коллегой Виталием Валсамаки. Он к сожалению ушёл уже из жизни. Он профессиональный художник и очень неплохо писал рассказы. Мы были дружны и обменивались размышлениями и мнениями.
Как попадают опусы в рейтинги и на главную страницу мне не ведомо. Всегда удивляюсь, по какому принципу туда отбирают? Уж совсем не думал, что мои рассуждения для Валсамаки найдут такой отклик!
Профессиональный писатель - это понятие сейчас, на мой взгляд, совсем потеряло всякий смысл. Проза.ру - идеальное поле для любительского творчеста. Пиши, что хочешь и куда хочешь. Вот и пишут. Согласен с вами, на Прозе много отличных писателей, которые не получают и не получат ни гроша за свой труд. Я тоже не профессионал, так как ни старался не получил за свой труд ни гроша, если не считать мелких подачек. Если бы наши прозарушники знали, что имел и мог член СП СССР - они бы посыпали себе голову пеплом! Нынешние СП - служат не знаю для чего и развелось их, как блох у собак, что не мешает их членам гордится "высоким" званием, которое подкрепляется членскими взносами. Мне сто раз предлагали и я по неграмотности даже вступил в наше воронежское отделение (вышел за неуплату чл. взносов). Во Высоцкого не приняли... Троепольского приняли только, когда уже и фильм вышел, а тут... Только плати!
Я не писать не могу по двум причинам: первая: потому, что не могу. Вторая: никакой другой работой заниматься не могу - я сейчас инвалид, да и сидеть-то в одном положении трудно, плохо вижу. Вот и крапаю себе в удовольствие, а читателям спасибо, что читают.
По профессии я инженер механик по деревообрабатывающему оборудованию. Более двадцати лет на производстве и двадцать лет преподавал в академии. написал четыре учебника. На Прозе с 2012 г.
Если вы заинтересовались, зайдите на мою страницу. С уважением
Здравствуйте, Вадим!
Я на сайте с 2010 года. Конечно, я помню Виталия Валсамаки.
Это была личность. Спокойный, серьёзнф

Кандидыч   17.10.2022 08:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вадим!
Я на сайте с 2010 года. Конечно, я помню Виталия Валсамаки.
Это была личность.
Спокойный, серьёзный, эрудированный человек, писатель, философ, мыслитель.
Очень жаль, что он рано ушёл из жизни. Светлая память.
Очень понравилась его статья о литературном творчестве.
"В какие врата войдём?"
http://proza.ru/2013/09/29/476

Странно, но я как прошёл мимо этой статьи тогда.
Всегда интересно - как люди пишут, зачем, что главное в этом бывает для разных
писателей.
Потом задумаешься - а для самого себя?

Финансовая сторона творчества - наверное, это надо уметь, или это зависит от связей.
Хотя - связи связями, а читательский спрос тут надо "угадать".
А это уже будет творчество почти "на заказ".
И совсем не для души, а скорее литература для развлечения.
Для души будет что-то - не то, чтобы серьёзное, но дающее силы и смысл жить дальше.
Задумчивое и интересное. Созерцательное и смешное. Грустное, но светлое.
Удивительное.

И за книги "для души" - тоже будут платить.
Но самый быстрый способ заработать на литературном творчестве - это скорее поп-
культура. Потому что читателей больше, покупать будут чаще.
Но надо дойти до третьей ступени развития писательского дара по Валсамаки.
От "как умею, как получится", уровня "практика и знания учат", до "писать, как хочется".
И даже третья ступень не гарантирует прибыль в тугриках.
Тут надо иметь в себе (или кого-то со стороны) умелого, бойкого литературного
агента.
Так их, кажется называют - продавцов чаще чужого творчества?
Но это же не книги писать.

Да, в Советском Союзе за звания, участие в СП - верю, были немалые привилегии.
И попасть в такие союзы была тоже особая "работа" с бюрократами. Наверное.
Догадываюсь, исходя из общей логики.
Сейчас у нас капитализм, и правила другие.
Чаще можно купить то, что раньше не продавалось. Участок на Луне, например.
Или личную звезду в любой галактике на выбор.
Единственное, что осталось неизменным - интерес читателей просто так не купить.

Про наш рейтинг - всё очень просто. Два-три отзыва с нажатием кнопки "понравилось" от каждого автора, желательно не новичка (им баллов за отзыв для кого-то не дают больших) и готово - прои в рейтинге.

К литературным качествам произведения наш рейтинг на сайте имеет весьма условное отношение.
Это показатель интереса читателей - к теме, автору, может и к литературному успеху - как чаще всем хотелось бы.

Но чаще рейтинг похож на новостную ленту - что сейчас, сегодня чаще читают.
Что-то типа - мини хит-парада музыкального.
Рейтинг хорош и как место, где можно единомышленникам увидеть, поддержать своего автора.
Как-то так.

Я в писательстве тоже любитель. По профессии геолог-геофизик. На юбилей родной кафедры написал когда-то воспоминания в мелких рассказиках-историях. В Сборник взяли несколько.
А мне понравился процесс - вспоминать, писать.
Но - чтобы не нудно было, а интересно и забавно по возможности.
Так постепенно, я случайно до Прозы здесь и добрался.
Так что я Вас, Вадим, понимаю.
Почему не писать - уже как-то чего-то и не хватает по жизни сразу.
Хотя последнее время долго собираюсь на "что-то новое изобразить".
Просто так "ниочем" писать уже не хочется.
Но я тоже - "Крапаю себе в удовольствие, а читателям спасибо, что читают."

Доброго дня!
Загляну ещё к Вам в гости. Спасибо!

С уважением,
Сергей

Кандидыч   17.10.2022 10:12   Заявить о нарушении
Насчёт литературной магии. Очень советую прочесть "Ходят кони над рекой" Натальи Ковалёвой. http://proza.ru/2015/10/24/2367 А потом поговорим о литературе, колиохота будет.

Вадим Гарин   17.10.2022 16:35   Заявить о нарушении
Талантливо написано. Магия есть.
Такое ощущение,Вадим, что Вы на этом произведении проверяете - свой, чужой.
Я скорее всего буду посередине. Не то, чтобы не моё.

В своё время очень впечатлили "Донские рассказы" Шолохова. Жуткие трагедии.
Непоправимость - страшная штука. В этом рассказе - примерно тоже самое.
Но с возрастом всё, что про насилие - стало напрягать, хочется от этого отстраниться.
Тем более в художественных произведениях, где многое зависит от автора.
Надавить по больнее на чувства читателя или обойтись только намеками.
Если забываешь задать себе вопрос - "Зачем ему это?", то будет очень сложно защититься от того, что придумано писателем.

То, что жить в мире - это лучше, чем убивать или калечить друг друга - это понятно.
Но хочется больше светлого, чем трагичного для подтверждения этого.
Обсуждать магию не хочется. Вроде бы все, что хотели - сказали.
Дальше буде скорее просто хождение по кругу. И длинопись.:)
Спасибо за диалог!
С уважением,

Кандидыч   18.10.2022 06:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.