Блез Паскаль неизвестный

Портрет:
Сайт www.kto-is-kto.ru
Блез Паскаль. Автор портрета Филипп де Шампень.
Частная коллекция Giraudon (Жиродон). Собственность компании FPG International, L.L.C.
До 1950 года картина считалась "Портретом неизвестного", пока портретная криминалистическая экспертиза не установила личность "неизвестного", сличив портрет с посмертной маской Паскаля. В свое время де Шампень скрыл имя изображённого, когда Блеза Паскаля и его друзей-янсенистов постигли гонения. (сведения с сайта www.vokrugsveta.ru)


Предисловие


До встречи со статьёй Левковских "Могучий гений" в журнале "Страна Знаний" № 1- 2013 года мои представления о Блезе Паскале были только как о математике и физике. Благодаря этой статье я узнала его как человека, насколько возможно это сделать по прошествии нескольких столетий.

Подробнее о журнале можно прочитать в моей публикации  «О журнале "Страна Знаний"».




Прежде всего выражаю благодарность П. Т. Левковскому и А. П. Левковскому, за публикацию статьи "Могучий гений" о Блезе Паскале. Ваша статья побуждает обратить внимание на его многостороннюю жизнь.

Статья хронологически несколько не упорядочена, и именно это способствовало, в данном случае, отнестись внимательно к датам событий в жизни Паскаля и разобраться в них. В ней коротко рассказывается о малоизвестных сторонах жизни Паскаля, которые очень интересны и загадывают загадки.

Статья написана с тёплым сочувствием к Паскалю, который по Вашему мнению потерял время и свой гений из-за религиозного воздействия янсенитов. Именно эта точка зрения вместе с другими несогласующимися с ней сведениями в статье побудила меня прочитать первоисточники — книги Блеза Паскаля "Мысли" и "Письма к провинциалу".
Вызвал сомнение факт религиозной зависимости Паскаля от янсенитов. В вашей статье с самого начала приведены факты биографии Паскаля, которые являются основой этому сомнению:

отец был высокообразованным юристом, известным математиком, талантливым педагогом;

"Он (отец) прививал им (детям) вкус к знаниям, упорно развивал способности самостоятельного мышления и понимания того, что происходит.";

"Отец хотел, чтобы у сына развивался разум, а не память, и никогда не заставлял его ничего заучивать.";

"С помощью отца Блез быстро овладел трудами Эвклида, Архимеда, Апполония, Паппа и Дезарга. Одновременно с этим он изучил латынь, греческий и итальянский языки. А из наук, кроме математики, овладел логикой, физикой и философией." ;

"Высокий уровень общей культуры отличал Паскаля, который в течение всей жизни так и не смог утолить жажды познания мира. Он впитывал в себя века и народы."


Из вышеназванного следует, что воспитание дало возможность развиться независимому уму и мировоззрению Блеза Паскаля. Он знал языки, на которых написаны труды древних мыслителей-философов, именно через них он впитывал века и народы, делал обобщения и выводы.

Тем, кто читал труды древних мыслителей, которые стремились понять Вселенную и смысл жизни человека в ней, сразу будет понятно чью эстафету принял Блез Паскаль, каков стал поиск знания в его жизни, выражающийся через математические открытия, через физику, и что вело его по жизни. Тем, кто не знаком с трудами древних, может быть не понятна связь между его разочарованием от "двуликости" точных наук, достижения которых приспосабливаются к благосостоянию и наслаждению высшего света, и поиском смысла жизни человека во Вселенной. Это разочарование в пользе точных наук для человечества являлось главным тормозом в математической деятельности Блеза Паскаля, который был очень честным и совестливым человеком, и это же разочарование стало его главным стимулом в поиске места человечества в огромном мире.

Он был гением не только в быстром освоении знаний человечества, но и в том, как он быстро подошёл к тем вопросам, к которым многие и до старости не приходят и проживают свою жизнь, не думая о таких задачах. 

Блез Паскаль никогда и не сходил с той тропы познания, которую избрал для себя в юности. Поэтому слова, что "его ясный творческий ум затуманили приступы патологической религиозности" не соответствуют действительности. Человек с самостоятельным мышлением не может вдруг переродится и превратиться в человека, которым помыкают другие. Это совершенно разные способы мышления и способа жизни в каждом дне, и они не могут перемениться в принципе.

Скорее он использовал знакомство с янсенитами, для продолжения своего размышления о Вселенной и её устройстве и для борьбы с иезуитами — в то время главных противников развития науки вне их ордена. Затуманенным умом такого сильного противника, как иезуиты, не победить.

Он сумел упорядочить внутри себя не только то, что подавалось со стороны янсенитов, но и мировоззрение иезуитов, которым они опутали всю Европу. Он дал в руки французских просветителей "Письма к провинциалу" — оружие против власти иезуитов. Этим трудом он идеологически подрубил под корень орден иезуитов.

До Вашей статьи я не знала, кому Европа  изначально обязана своим освобождением от власти иезуитов. Только бесстрашный и с независимым мировоззрением человек, как Блез Паскаль, мог идеологически противостоять продуманной идеологии иезуитов. И он победил. Как ранее боролись с застоем в науке из-за поклонения Аристотелю, так в его время шла борьба с иезуитами, диктовавшими всем народам чем должно заниматься, а чем не должно. Раньше ту же борьбу вёл Джордано Бруно. Его потому и приговорили к костру, что он сам вышел из их среды и очень хорошо знал все их тайны, уловки и методы, - у него в руках были неоспоримые факты, он уничтожал созданный ими ореол величия церкви, ореол непогрешимости. Блез Паскаль боролся с иезуитами за то же, за что боролся Джордано Бруно с инквизицией.

Доказательством ясности ума Паскаля служат его научные и литературные достижения после того, как он начал изучать богословские книги, что началось с 1648 года, когда ему было 25 лет. Да, он сосредоточился на богословских книгах, но они не помешали ему работать над вероятностными и комбинаторными задачами, написать "Трактат об арифметическом треугольнике", "О сложении числовых рядов" (около 1655 г.), "Письма к провинциалу" (1657 г.), "Мысли" (1658 г.), "Мемуары Амоса Деттонвиля" (1659 г.), предложить проект омнибуса (1661 г.), внести вклад в философию (доказал, что "доказательства сердца" отличаются от "доводов разума", в чем дал ответ многим, кто не осознавал этого различия и степени важности первого от второго).

В его "Мыслях" (задуманных с 1652, записанных к 1658 г.) с первых же абзацев видно, в каком направлении работал Паскаль все эти годы, как широко охватил он мыслью видимый и невидимый мир, как упорядоченно изложил понимание места человека в природе. Приведу только два абзаца:

"Пусть же рассмотрит человек всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор с низших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобно вечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда точкою в сравнении с необъятным кругом, описываемым этим светилом; пусть он подивится тому, что этот необъятный круг, в свою очередь, не больше как очень мелкая точка в сравнении с путем, который описывают в небесном пространстве звезды. Но когда взор его остановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомится оно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей. Весь этот видимый мир есть лишь незаметная черта в обширном лоне природы. Никакая мысль не обнимет ее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимых пространств, мы воспроизведем лишь атомы в сравнении с действительным бытием. Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде. Наконец, самое осязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображение теряется в этой мысли.
Пусть, пришедши в себя, человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пусть представит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть по этой келье — я разумею вселенную нашу — он научится ценить землю, царства, города, и себя самого, в своем истинном значении.
Что такое человек в бесконечном? "


Его интересует Вселенная и место человека в ней, он осознал размах астрономических расстояний и мощь космических сил. Именно это его интересовало, а религиозная окраска этих понятий — это веяние времени, в котором жила вся семья Паскалей. Как бы он выразил размышления о Вселенной без понятия о Боге в те времена? Кто бы его понял в таком случае?

И ещё один замечательный эпизод из "Мыслей" Паскаля: "LXVI. Природа имеет совершенства, свидетельствующие, что она образ Божий, и имеет недостатки в доказательство того, что она не более как образ." Так свободно летать мыслью над миром не может ни одна религия (в том виде, в каком религиозные понятия перекраиваются и преподносятся большей массе ищущих веры). Если Вы знакомы с основными установками разных религиозных течений, то Вы увидите разницу между тем, как мыслил Блез Паскаль и что требуется любой церковью от рядовых людей, где экономические интересы подчиняют себе духовные истины. Блез Паскаль стремился к идеалу и называл его именами Бога за неимением других названий, но в нём нет и тени церковной покорности и церковной ограниченности мышления.

Фраза "Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде" сформулирована так же, как у Николая Кребса (Кузанского) (1401 — 1464, кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель; знаменит его трактат «Об учёном незнании», который был опубликован и не запрещен церковью вследствие его трудности для понимания людьми непосвященными). Многие другие рассуждения Паскаля в его "Мыслях", касающиеся Вселенной и возможностей человека, создают впечатление полного подобия мыслям Николая Кузанского. Их можно назвать единомышленниками. Возможно, он читал его труды.

Неудивительно, что Блез Паскаль потянулся разобраться с религиозным и церковным мировоззрениями своего времени. Тщательное изучение богословия в 25 лет говорит о его прямом интересе к этому вопросу, а "Письма к провинциалу" и "Мысли" — практический результат его деятельности в этом направлении.

В этой статье высказано сожаление в адрес Паскаля, - его жизнь оценивается с точки зрения специалистов физико-математических наук. Но математические символы и закономерности помогают объяснять явления жизни, они являются инструментом людей,  иллюстрациями жизни, однако они не являются Вселенной. Это очевидно.

Как говорилось в одном эпизоде: «Джон фон Нейман, один из крупнейших математиков нашего столетия, выступая в конце 40-х годов с докладом о будущем электровычислительных машин, сказал, что математика — только очень малая и очень простая часть жизни. Когда в ответ на это аудитория зашумела, фон Нейман добавил: "Если люди не верят в то, что математика проста, то только потому, что не осознают, как сложна жизнь." (Журнал "Квант", 1987, № 2. Рубрика "Квант улыбается". Материалы предоставили В. А. Пилюш, Б. Е. Явелов)»

Паскаль хотел понять Вселенную, а не ограничиваться только частью, он стремился пройти в неизведанное, где мало кто пытался пройти. Он подобен Колумбу-первопроходцу. Он стремился понять то, что больше земного. Это не просто, и простое прочтение его записей на эту тему не даёт полного представления о том, что он хотел сказать. Точно так же, как простое прочтение математических трудов Паскаля без знания математики на его уровне ничего не даст человеку, не посвященному в математику. Хотя большинство читателей найдут в этих двух его философских трудах простые и всем понятные моральные истины и его умение защищать их.

Какая сфера науки не сопряжена с риском в поиске нового? Его подвиг — в умении быть учеником, даже будучи прославленным специалистом в своей области. Широта его интересов была такой же, как и у Леонардо да Винчи, которому не ставится это в недостаток. Попытаться понять Вселенную, бесконечность — это тот труд, который вызывает уважение независимо от того, в каком веке он был совершён. Книга Блеза Паскаля "Мысли", как и книга Николая Кребса (Кузанского) "Об учёном незнании" будут интересны тем, кто хочет понять жизнь Вселенной.


Для меня важное открытие, что Блез Паскаль — единомышленник Николая Кребса и мыслителей древности, что он сделал значительный вклад в познание Вселенной, что он сделал решающее действие к освобождению человечества от влияния иезуитов, которые слишком далеко зашли в адаптации  и согласовании светлого учения Христа с неправедными склонностями и страстями людей ради расширения круга своего политического влияния.
Читая "Письма к провинциалу", порою диву даёшься, иногда смешно, иногда жуть берёт - к чему могут прийти служители церкви в погоне за влиянием на народ. Политику иезуитов своего века он выставил на посмешище простым показом того, что они сами писали, к чему они сами призывали в своих книгах, издававшихся и узаконенных Обществом иезуитов.

Иезуиты не какие-то из ряда вон выходящие религиозные деятели. Они действовали согласно политическим интересам того времени и использовали широко распространенные в народе чувства, страсти и стремления. Среди иезуитов того времени, как в любой другой  организации, были и те, кто работали на распространение доступных и элементарных знаний среди народа. Но бескорыстных служителей прогресса были единицы, - основная масса иезуитов участвовала в политических и экономических действиях на уровне морали, далёкой от названия праведная и божеская.

В те времена не было политических партий без религиозной основы. Все религиозные ордены и направления были политическими. Каждый орден стремился привлечь на свою сторону как можно большее количество людей — стремление, которое присуще и на современном этапе любой церкви и любой партии. Коммунистическая партия Советского Союза так же всеми мерами расширяла свои ряды для усиления своего влияния, что привело в итоге к снижению морали внутри самой партии, к её ослаблению и к потере авторитета в стране, и как следствие этого — к потере ею власти. Пришли к тому, к чему пришли в своё время иезуиты. "Много" не значит "хорошо".

Тем, кто интересуется историей человечества, было бы интересно узнать из первых рук неискажённые свидетельства той эпохи, прочувствовать атмосферу того времени, чтобы лучше понимать современность и узнавать иезуитские черты морали в высказываниях современных людей. Века летят, а мораль людей изменяется гораздо медленнее. Оттого и внимание уделять ей необходимо больше.


Рецензии
Кора, Вы доброе делаете дело! Жаль, что нет, кажется, серьёзной и глубокой книги из серии "ЖЗЛ" о Б.Паскале. Или я не встречал такой.
Воистину, мы познаём здесь лишь образ Мира и его Творца!

Девяткин Вячеслав Георгиевич   17.06.2013 22:47     Заявить о нарушении
Из серии ЖЗЛ есть книга Бориса Тарасова "Паскаль" на сайте http://www.belousenko.com/wr_Pascal.htm
Из серии "Мыслители прошлого" есть книга Г. Я. Стрельцовой "Блез Паскаль" на сайте www.ex.ua в разделе "Тексты" в секторе "Люди".
Я их не читала - я читала только произведения самого Паскаля.

Большое спасибо за отзыв.


Кора Крылова   20.06.2013 00:46   Заявить о нарушении
В книге Бориса Тарасова "Паскаль" есть интересные факты.
1. Необычность анатомическая. Это о черепе Б.Паскаля. Череп был почти без «швов», имеющихся у всех других человеческих черепов.
2. Это доставляло большие страдания растущему младенцу и умирающему Б.П.
И, возможно, определяло своеобразие мышления Паскаля. Возможно, в этом был и некий Знак.
3. Там же приводятся письма Паскаля, которые свидетельствуют об искренности его веры в Бога.

Не упоминаете вы и о знаменитом «Пари Паскаля» как о его демонстрации рациональности религиозной веры. Вроде бы, полу-шуточный? Но можно ли было тогда по-иному?

И самое главное. Зачем нам дана мудрость предков? Не для того ли, чтобы, пытаясь понять её, мы старались сформулировать своим языком, более понятным современникам – свою мудрость? Пусть она будет недостаточной, не полной. Но, глядишь, войдёт в резонанс с какой-то другой (тоже ищущей) и поможет ей!
Вы, Кора, очень умный человек. Делитесь своими сформулированными выводами. Пусть пока промежуточными на пути вашего познания.
С уважением,

Юрий Анников 2   29.09.2013 07:32   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий Анников 2!
Я написала эту статью по прочтению статьи в журнале "Страна Знаний" и книг самого Паскаля, о чём упоминаю. То есть на основе конкретно взятого материала, не претендую на всеохватность. Поделилась с читателями мыслями, сформулировавшимися на данном этапе. Жизнь летит, всё изменяется. Уважение к Блезу Паскалю у меня не изменилось и по сей день и не изменится в будущем вне зависимости от новой поступающей информации о нём, с которой я познакомлюсь, потому что я поняла о нём главное. По его произведениям видно насколько это был глубокий, честный

Кора Крылова   29.09.2013 11:54   Заявить о нарушении
(извините, случайно нажалась клавиша Enter)
...и светлый человек. Быть таким человеком - уже жизненный подвиг. А сложности с физическим здоровьем есть у каждого свои. Так же проверка истинности приведённых фактов об исторических личностях - всегда проблемная вещь. Опираться на книги самих исторических личностей более надёжно, так как они не всегда подвергаются искажениям: чем сложнее текст, тем меньше его можно исказить незаметно для читателя, потому что его ещё нужно понимать, прежде чем делать дополнительные вставки или вырезки текста.
Рада встрече с внимательным читателем. В свободное время зайду познакомиться в Вашими произведениями.

С уважением. Кора

Кора Крылова   29.09.2013 12:06   Заявить о нарушении
Юрий Анников 2, пожалуйста, пишите свой отзыв в отдельной рецензии, а не в "Добавить замечания", так как Ваш комментарий поступает и на мою страницу и на страницу автора, который ранее писал рецензию. Зачем беспокоить предыдущего автора рецензии?

Кора Крылова   29.09.2013 12:10   Заявить о нарушении
Добрый день, Кора!
Насчёт отличия рецензии и замечания. Само собой, вы правы. Но вначале я оказался на странице Братислава Мудрого. И, не раздумывая, решил вас поддержать. А уже потом… Так что остальное - в самостоятельной рецензии

Юрий Анников 2   29.09.2013 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.