В огороде бузина... О культуре рецензий

      
      
               
 
     « Если можешь не петь, не пей», «если можешь не пить, не пой»

        Вчитываясь в эти начальные фразы, начинаешь задумываться: «Что за абракадабра?»
     При чем здесь пение и пьянка, впрочем ,при веселом застолье такое бывает. Еще как бывает! Да и певец на сцене порой держит около кулис стакан с водой для необходимости промочить глотку. Особенно, когда першит в горле — скажу я Вам, помогает.
     Велик и могуч русский язык. Сколько он имеет граней и оттенков!  Попробуй, переставь одно слово в другое место и сразу же поменяется смысл предложения. И это я говорю о языке, на котором сегодня общаются свыше семисот миллионов человек. А это—каждый десятый житель нашей планеты. Ничего не скажешь, при такой популярности скоро язык Пушкина и Толстого сравняется с лидером—английским, на котором говорит свыше шестидесяти процентов жителей земли.
     И действительно, интерес к российской культуре и языку в мире просто огромен.  Это доказывают и растущие тиражи книг, и множащиеся, как грибы после обильных дождей ,литературные сайты во всемирной паутине. Один только литературный портал: ПРОЗА.РУ чего стОит. За несколько лет существования портал стал российским лидером по популярности. Больше трех миллионов произведений здесь опубликовано, свыше ста пятидесяти тысяч авторов избрали этот портал своей творческой трибуной.  Я бы даже сказал, народной трибуной, ибо  свыше девяноста процентов авторов—это люди из народа ,к литературе приобщенные только на уровне читателей, но имеющие писательский зуд в печенке, а потому и строчат, кому что на душу придется.
   Я пришел на этот портал случайно, около четырех лет назад, особенной эйфории не испытывал, ибо все литературные сайты, в принципе, одинаковые. Все авторы, невзирая на погоны ,чины ,опыт и  заслуги стремятся к тому ,чтобы их заметили и вынесли бурной волной на гребень славы . Однако ,хотеть и мочь—это далеко не одно и то же. Администрация Прозы в лице Дмитрия Кравчука очень правильно и мудро расставило все приоритеты, главный из которых извлечь максимальную прибыль от страждущих во имя ее Величества царицы Литературы прилежно поскрипеть пером , правда сегодня уже перьями не пишут, все больше пальчиками по клавишам шлепают. Я не буду в этой статье касаться  качества литературного письма, пусть это делают рецензенты, литературоведы и профессиональные специалисты из судейского корпуса разных литературных проектов, мне же опять хочется вернуться к культуре рецензионного письма. Я уже писал об этом, но к сожалению ,не оказался услышанным. Напротив, моя публикация вызвала злобу, и даже протест со стороны некоторых старожилов портала.
    Так, например ,один известный автор из Израиля обвинил меня в нечестности. Он так прямо и написал:
   «Негоже ,господин публицист требовать от простых людей грамотного умения излагать свои мысли на бумаге. Их этому нигде не учили, поэтому каждый читатель сам себе писатель. Как он видит мир ,так  и излагает.  А вы ,мол , этому учились, язык  у Вас подвешен правильно, вот Вам и карты в руки…»
   Спору нет, я очень хорошо понимаю оппонента. Не каждому автору дано писать профессиональные отзывы и тем более интересные объемные рецензии. Однако, сразу же хочу и возразить. Писать всякую ахинею в виде авторских произведений на страницах «паутины» у них смелости, и даже наглости ,хватает, так почему  же им не научиться писать друг другу элементарные, не требующие литературных навыков отзывы, которые могут носить и позитивный и негативный заряды. Сразу же отметаю такие стереотипы отзывов, какими изобилует портал,типа: «Понравилось ,здОрово,  умеете, написано мАстерски». Или: « Скучно, ничего не понял, о чем, собственно речь?»И  т.д.
       Неужели нельзя на слабую, откровенно блеклую работу, дать пусть и короткий, но адекватный отзыв, состоящий из трех-четырех предложений, но полностью отвечающий по  сути той или иной работы. Просматривая многие авторские работы прозовцев, я натолкнулся  на такое явление. Почти все ,за малым исключением, слабые зарисовки, житейские истории, байки и эпизоды воспоминаний, изобиловали  массовыми восторженными  отзывами. Число, так называемых рецензий ,под некоторыми опусами достигали трехзначных значений. Почему это происходит? А собака зарыта в следующем. Один графоман , чуть не под копирку, пишет другому коллеге восторженный отзыв, затем наступает синдром снежного кома, потоки хвалебных од увеличиваются с бешеной скоростью и вот он, еще вчера никем  не замеченный автор, уже мелькает на вершине рейтинговой горы и оттуда высокомерно ухмыляется:
      « Вот он мол, я. Раз,два, и как говорят, шашисты, напрямую прошел в «дамки» Ротация лидеров на этой горе происходит довольно стремительно, следить, честное слово ,не успеваешь, однако уже много раз я ловил себя на мысли о том, что мне совсем не хочется делать восхождение на эту самую вершину, не хочу никого теснить на этом маленьком островке славы. У меня ,кстати, довольно нелегкая литературная судьба. Вернулся я  в публицистику после тридцатилетнего перерыва в возрасте пятидесяти с хвостиком,лет.Писать начал после длительного стресса, вызванного эмиграцией. Судьба отнеслась ко мне относительно милостиво.. Я начал публиковаться в разных  СМИ, и даже получал гонорары. Потом пошли публикации в журналах. И, наконец, стали одна за другой ,выходить книги, причем не за свой счет, а при финансовой поддержке спонсоров, однако не хочу отвлекаться от главного своего посыла.
     Мне, порой, становится горько от того, что авторы так называемых отзывов, вместо обстоятельных двух-трех предложений, начинают тебе, автору, задавать глупые вопросы, и что самое интересное ,не по теме. Просто так, для стеба. Были и такие отзывы на серьезную, казалось бы работу в жанре военной прозы, которые не только  не касались той или иной заданной темы, а выглядели просто глупо, нелепо, и абсолютно бестактно. Так, например, один автор устыдил меня в том, что я пишу о войне по заказу немецкой стороны, обеляю фашизм и страну, в которой живу. А, то как же?  Россия, видите ли, выгнала своего сына, а побежденная страна открыла для него свои двери. Разве не больно и досадно такое выслушивать?
    Я прекрасно понимаю, что не всем дан талант  Бунина и Лермонтова, Куприна и Толстого. Очевидно, что лучше сидеть у компьютера в домашней тиши и сочинять вирши, какие ложатся на сердце. Это всяко лучше, чем слоняться по подъездам, курить анашу, колоться героином, или того хуже, совершать уголовные преступления.  В этом смысле —графомания — занятие более выигрышное.
     Пусть не обижаются на меня авторы-«прозайцы!»  Говоря о культуре рецензионного письма, я ведь касаюсь и стороны общей культуры. Если люди будут доброжелательны  в этой узкой корпоративной среде и не будут  тянуть друг на друга одеяло, более детально знакомиться с работами коллег и честно указывать на промахи и достоинства авторских текстов ,то и  внутренний мир этих людей наполнится новым содержанием созидания и морально-духовной  внутренней востребованности. Поверьте, на портале, действительно ,очень много талантливых и многообещающих авторов, которые сегодня находятся в тени. Пробиться к олимпу славы честно и бескомпромиссно сегодня—очень и очень проблематично.
    Признаюсь, я  в качестве психологического эксперимента принял участие в конкурсе «Народный писатель» и глубоко разочаровался в нем. Очень непродуман и скороспел этот проект. Задумка очень хорошая ,но реализация его оставляет желать много лучшего. Один момент успокаивает. Лидер проекта молод, дерзок и многообещающ. У него ,действительно, мощный энергетический  административный потенциал. Так пусть же он будет направлен в правильное русло! Что же касается отзывов или рецензий друг другу, так пусть они будут наполнены теплом ,дружелюбием, а главное—адекватностью мыслей. Как мало для этого нужно —просто сосредоточиться.
   Давайте вместе вспомним одну заезженную поговорку: «Ничто не дается нам так дешево, и ценится так дорого, как вежливость»
  И тут ничего не попишешь, если мы стремимся к культуре ,то и вежливыми быть обязаны по определению. А научиться сформулировать тот или иной отзыв, академии оканчивать не надо! Нужно просто иметь желание поделиться сокровенным с ближним или далеким —о том, что волнует!

   2013.


Рецензии
я увидела ваше имя в списке своих читателей. Выбрала наугад вашу статью. Вы действительно считаете сайт Проза хорошим проектом? Я согласна, что лучше писать, чем курить анашу в подъезде, но вы что либо знаете о жюри сайта и самой Романовой? Этот проект мыльный, как и вся культура в России, начиная от Мединского и тем паче царицей без престола. Вы действительно граммотный, но как на счет Андерсона или того же Купирина, которого Чуковский ругал за несуразные строки в описании мелочей? Одна из коллег по перу на сайте, так же проживает в Германии, добилась места на Олимпе Прозы, приехала, получила дешевую статуэтку и очень растроилась, что выпуск Альманаха не был отправлен ее друзьям. и вообще кто этот альманах читатет? Вы его видели в книжных магазинах, а тем более в Германии.
я тоже строчу от тоски порой, и даже лелеяла ранее надежду на славу, печатала за свой счет первый роман, оплачивала участие в международной книжной ярмарке. Такая наивность. Одна заслуженная преподователь словесности, почетный гражданин и т., сравнила меня с Екатериной Вильмонт, мне стало обидно, но по ее романчикам кино снимают, полки завалены в магазинах. А вы между строк похвалились, что нашли спонсоров, печатались. но публикуетесь на Прозе. А может честно? Не нужна современная русская литература в Европе, если она не порочит свою страну. Такой сейчас момент в истории мира. Культура безкультурья. Но так приятно порой читать очень короткие хвалебные отзывы, сразу руки чешутся творить какую нибудь ересь. С Уважением Ольга.

Вершок   01.09.2018 11:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.