Я пишу не так, как хочу; я пишу, как могу. Сомерсет Моэм. // Никак не удаётся загасить своё второе воображение. Неотступно следит и мешает сосредоточиться. Каждую мысль, каждое слово, ещё не успевшее возникнуть, пресекает в самом начале как недостойное и бледное в сравнении с тем чувством, которое хотелось бы выразить. Беда мне, если не излечусь от «рака воображения» в скором времени. Эффенди Капиев. // Сколько раз уже мысли укладывались в стройный набор, оставалось сделать оттиск, нанести на бумагу, и вдруг – рассыпались точно типографский шрифт. Нить путалась, рвалась на никчемные обрывки, терялась. Всё было не то и не так. Виктор Савельев. // Наши мысли бегут несравненно быстрее, нежели наш язык, коего медленный, тяжёлый и всегда покорённый правилами ход бесконечно затрудняет выражение. Михаил Сперанский. // Испытываю неприязнь к словам за то, что они неуклюжи, как дилижансы, по сравнению с реактивными лайнерами мыслей. Тонино Гуэрра. // Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя. Жюльен Грин. // Перо мучается оттого, что оно медленнее мысли, которая ищет быть более высказанной, чем написанной. Валентин Курбатов. // Мысль обгоняет руку, и пока пишешь, забываешь, о чём хотел сказать. Михаил Ромм. // Ум работает быстрее пера и часто забегает вперёд. Пока перо успевает одолеть и занести идею на бумагу, её главная суть и аромат успевают бесследно улетучиться. Идея в сознании писателя может быть светлой и ясной, письменное же изложение её порой туманно. Самуэль Смайлс. // Ясными мы называем мысли, которые мутны в той же степени, как наши собственные. Марсель Пруст. // Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Фёдор Тютчев. // Рассчитывая на собеседника, не выразить точно свою мысль. Высказываясь, приноравливаешься к его понятиям. Изменяешь самому себе, пользуясь языком, который мышлению чужд. Фраза не исчерпывает мысль, неизбежны утраты при закреплении её на бумаге. Испанский поэт Гарсиа Лорка не стремился печатать свои стихи: на книжном листе стихотворение казалось ему мёртвым. // То, что не зафиксировано, не существует. То, что зафиксировано, – мертво. Поль Валери. // В невозможности словами выписать то, что чувствуешь, и заключается трагедия всего творчества. Виктор Астафьев. // …а душу можно ль рассказать? Михаил Лермонтов. // Всё, что я заранее придумываю в чётких словах за письменным столом, при попытке перенести на бумагу становится искажённым, застывшим, а главное – не цельным, хотя ничего из первоначального замысла не забыто. Франц Кафка. // Карл Маркс никогда не был доволен своей работой. Всегда впоследствии вносил изменения и постоянно находил, что изложение не достигает той высоты, до которой досягает его мысль. Поль Лафарг. // Почему автор, которому кажется, будто он ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен читателям? Дело в том, что автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Спероне Сперони. // Хороший афоризм – это полная завершённость мысли. Но воспринимающий должен пройти самостоятельно весь путь к ней. Александр Круглов. // Я всю жизнь испытываю муки Тантала, страдаю от невозможности выразить, что хочется. В сущности, занимаюсь невозможным занятием. Иван Бунин. // Ах, писание страшное зло, оно как бы второе грехопадение бедного разума. Фёдор Тютчев.
Существует мнение, что мысль изречённая есть ложь. Потому что подсознание мыслит не словами, а образами. Но это не всегда так. Определённые слова и звуки возбуждают в мозгу то первоначальное эмоциональное состояние, которое им приписано от бога. Если познать этот праязык, то можно вполне воздействовать на читателя желаемым автору образом. Познание сиё происходит не от деятельности логической части мозга, а телепатически происходит при связи подсознания с полем вселенского смысла. Автору остаётся записать полученную психограмму. Думаю, что писательский талант и состоит в способности достучаться до эгрегора-переводчика смысла в слова.
Лично я такое иногда испытывал, как пример - финал романа "Оторва. Секс-экстрим". Такие описания выглядят как поток мало связанных мыслей, но эмоционально точно бьют на психику читателя. Думаю, что писатель должен находиться в полусумеречном состоянии логической части мозга, "озарении", чтобы она не мешала передать образное воздействие.
По-моему, подсознание не мыслит - оно и так всё знает. Есть такой приём письма, как "поток сознания", только мало кому чужой бред интересен. Разумнее воздействовать на читателей подтекстом, что лучше всех делал Хемингуэй.
Хемингуэй писал краткими диалогами, как стрелял. О своём стиле он писал: “Это простота языка и мысли. Она безыскусна и свободна от сознательного литературного усилия"… Т. е. имеем дело с подсознательным видением писателя. Поэтому в каждой фразе появляется недосказанность, которую домысливает читатель по своему, опять же, подсознательному ощущению, но эмоционально направленному автором. Поток сознания генерируется.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.