9 апреля - 130 летие Ивана Ильина. Мой врач
Труды Ивана Ильина - удивительное философское наследие. Одно время И.А. Ильин был моей "настольной книгой"...
В память о философе я поговорю о его эссе "Мой врач" . Истинный философ порой нужен обществу, как врач - без него общество не обойдётся, не вырулит само на путь счастливой жизни. Может быть, сейчас один из таких моментов. Время открыть Ильина.
"Мой врач" - произведение, посвящённое осмыслению врачебного призвания, – произведение всего из нескольких страничек, где сконцентрированы мысли о сущности врачебной работы.
Это эссе Ивана Александровича Ильина написано на чужбине, в изгнании, на немецком языке, оно переведено, оно издаётся, оно вернулось на родину вместе с наследием мыслителя.
Обратимся к словам этого произведения: в нём отражена вся сущность труда медработников.
Выдающийся мыслитель ушедшего века И.А. Ильин так говорит о сущности врачебного искусства в эссе «Мой врач»:
«…Этот способ врачевания присущ прочной, глубоко осознанной традиции в нашей стране, согласно которой труд врача есть не столько заработок, сколько служение… Клятва врача, которую все мы даём, воспринимается у нас необычайно серьёзно: врач клянётся в самоотверженном служении, в одолении любого недуга, клянётся верой и правдой помогать страждущему. Но о самом главном вслух не говорится; оно предполагается и ясно без слов; и это главное – любовь. Труд врача – это служение любви в отношении страдающего. Если этого нет, нет самого существенного… тогда всё вырождается и практика превращается в абстрактное «подведение» больного под столь же абстрактное понятие заболевания и лекарства».
Это эссе надо прочитать каждому, кто желает что-либо понять во врачебном деле.
Но, читая заглавие «Мой врач», правильно ли мы ставим смысловое ударение? Может быть, главное слово здесь – не «врач», а – «мой»? Не то главное, каков врач, а главное – каков я сам? Кто он, «мой» врач, врач для меня? Иными словами – кто я в этом мире, и что для меня целебно?
Если рассмотреть эссе философа в таком ключе, не откроется ли нам ускользающая от беглого взгляда истина?
Служение врача, – говорит Ильин, – есть служение любви и со-страдания. Врач должен полюбить пациента, как «страдающего и зовущего брата». Для успешного лечения врач должен полюбить нас по-братски, ни за что, лишь по той причине, что мы являемся нитями единой Божьей ткани мира (о существовании этой материи Ильин говорит в другом эссе – работе «О Божией ткани».)
Но, согласитесь, странно рассчитывать на всепрощающую братскую любовь и, со своей стороны, не стараться в ответ соответствовать ей! Или, более того, – ни в чём не соответствовать! Да ещё порой и гордиться этим!
А ведь ситуация в отношениях врачей и пациентов зачастую именно такая.
Как мамочке двух малюток, мне пришлось наблюдать недавно такую житейскую сценку. На приём к педиатру была небольшая очередь из мам с грудничками. Некая дама подошла к двери со словами: «Мне только справку отдать». В очереди ей сказали: «Там врач занят младенцем, подождите, пока выйдут». Дама ответствовала: «Это ничего, я быстро!» Вошла без стука, кинула справку на стол врачам, вышла… Замотанные своими и чужими проблемами доктор с медсестрой даже не возразили: проще принять неуважение к себе, чем что-то доказывать.
А ведь это показательный случай! Разве такое было возможно ещё лет двадцать назад? А после войны? А до войны? Пусть старшие поколения поправят меня, если я не права!
Да и должны ли медики что-то доказывать? Известно: короля играет окружение. Поговорка эта верна не только в театре. Окружение медиков – мы с вами, вся страна.
Согласитесь, врачи уже являются героями, пройдя непосильный для многих путь к постижению профессии и служа обществу на одном из напряжённейших постов.
Дело только в нашем осмыслении отношения к медработникам: дело за общественной мыслью, дело за культурой общества.
Сейчас во врачах зачастую видят нечто среднее между официантом, человеком безымянным, обязанным обслужить поскорее, и чиновником, от которого требуется подпись на бланке. Отсюда и отношение – от пренебрежительного до заискивающего… Но где же то, о котором взывала русская философия? Где ответная наша благодарная любовь? Не говорим ли мы на языке телодвижений и поступков, приходя к врачу: «Ну, меня-то тебе любить не за что!»
Каковы мы – таковы и наши врачи.
Какова страна, таково ей, как Божий дар, и здравоохранение.
Надо лечить страну – здравоохранение подтянется.
Надо исцелять свою душу – и врач будет добрее и улыбчивей.
В фильме-буффонаде «Формула любви», поставленному по сценарию замечательного врача-писателя, ироничного и парадоксального Григория Горина, невозмутимый доктор в исполнении артиста Леонида Броневого произносит: «Доктор сыт, и больному легче». О, не только! Если больной сыт и рад, - то и доктору спится спокойней.
По какой-то иронии судьбы в современном фильме-притче «Простые вещи» издёрганный житейскими и жилищными проблемами доктор практически покушается на жизнь больного аристократа – рискует ею ради жизнеобеспечения своей семьи, – на жизнь больного аристократа, которого изумительно играет по-прежнему невозмутимый Леонид Броневой…
Но нам-то, в реальной жизни, есть, о чём волноваться!
Если больной голоден, духовно неблагополучен, то врачу легче не будет. Оба вступят в круг взаимных обид и претензий.
Откроем эссе Ивана Ильина «О призвании врача» в переводе с немецкого О. Колтыпиной. Вот слова врача, объясняющего тайну профессии:
«…Я должен почувствовать моего пациента, мне надо добраться до него и принять его в себя. Мне надо, так сказать, взять его за руку, войти с ним вместе в его «жизненный дом» и вызвать в нём творческий, целительный подъём сил. Но если мне это удалось, то вот – я уже полюбил его. А там, где мне это не удавалось, всё лечение шло неверно и криво.
Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента. В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное «мы»: он и я, я и он, мы вместе и сообща должны вести его лечение. А создать это возможно только при взаимной симпатии».
Наш жизненный дом! А если он сир и грязен?
Наше сердце! А если оно темно и жестоко?
Ведь мы погубим того, кто возьмётся нас лечить, как порой губит опасная чёрная подворотня самоотверженного доктора «Скорой помощи».
И тем не менее другой доктор вскоре вновь приедет на вызов…
Иван Ильин стремится донести до нас важную мысль – ту, которую все мы знаем сердцем. Ильин облекает её в философскую формулу: человек «должен быть готов и способен к самоисцелению».
Доктор у Ивана Ильина говорит о лечении пациента: «Мне придётся обратиться к его внутреннему, сокровенному «самоврачу», разбудить его, войти с ним в творческий контакт, закрепить эту связь и помочь ему стать активным… Без творческого контакта с этой самоцелительной силой организма можно только прописывать человеку полезные яды и устранять кое-какие лёгкие симптомы; но пути к истинному выздоровлению – не найти. Настоящее здоровье есть творческая функция инстинкта самосохранения…»
Но мы знаем, что «само» на свете ничего не бывает. Есть промыслительная сила, есть воля Божья.
Для «самоисцеления» мы должны осознавать свою включённость в Божественную ткань мира.
Тогда и врач, любя нас, как творение Божие, как страждущего ближнего своего, легко нам поможет.
И мы, и наш врач должны чувствовать Бога, – должны иметь «чувство Бога» в своем сердце, должны непрерывно самосовершенствоваться.
Подумать о сущности врачебной работы может каждый из нас.Все мы когда-либо да были пациентами своих докторов.
От каждого из нас зависит сохранение и приумножение как физического здоровья, так и духовной благодати в мире.
От каждого из нас зависит количество добра в России: чем больше добра, тем меньше зла, – законов физики никто не отменял.
От каждого из нас зависит яркость, теплота и благодатность света любви в России.
От каждого из нас зависит государственное здоровье страны.
И в каждой индивидуальной жизни может в любое время начаться, по словам Ильина, «подъём к выздоровлению».
Может начаться, если в этой судьбоносной точке жизни нам встретится истинный врач, – тот самый, взращённый, воспитанный и ожидаемый нашим любящим сердцем.
«Человек, вообще говоря, становится «тем», что он ежедневно делает или чего не делает, – пишет Иван Ильин, – пусть он только попробует прекратить необходимое ему движение или целительный сон – и из этих упущенных им «невесомостей» каждого дня у него скоро возникнет болезнь. Напротив, если он ежедневно хотя бы понемногу будет грести вёслами или если он научится засыпать хотя бы на пять минут среди повседневной суеты, – то он скоро приобретёт себе при помощи этих оздоровляющих упражнений некий запас здоровья…
Поэтому здоровая, гигиеничная «программа дня», могущая постепенно восстановить утраченное равновесие организма, обещает каждому из нас исцеление и здоровье. Настоящее врачевание не просто старается устранить лекарствами известные неприятные и болезненные симптомы, нет, оно побуждает организм, чтобы он сам преодолел эти симптомы и больше не воспроизводил их. И точно так же дело не в том, чтобы отвести смертельную опасность, но в том, чтобы выработать индивидуально верный образ жизни и научить пациента наслаждаться им. Эти слова точно передают главную мысль: настоящее «лекарство» – не горько, а сладостно, оно изобретается врачом для данного пациента, в особицу, и притом изобретается совместно с пациентом, оно должно вызвать у пациента жажду жизни, дать ему жизнерадостность и поднять на высоту его творческие силы. Здоровье есть равновесие и наслаждение. Лечение есть путь, ведущий от страдания к радости».
Как же надо ценить людей, способных и желающих провести нас верной дорогой хотя бы на одном отрезке жизни!
«Но и это ещё не всё, – говорит доктор у Ивана Ильина. – Горе тому из нас, кто упустит в лечении духовную проблематику своего пациента и не сумеет считаться с нею! Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека. Только при таком понимании они найдут верную дорогу. Человек не гриб и не лягушка: энергия его телесного организма, его «соматического Я», дана ему для того, чтобы он тратил и сжигал его вещественные запасы в духовной работе. И вот есть люди, которые сжигают слишком много своей энергии и своих веществ в духовной работе – от этого страдают, и есть другие люди, которые пытаются истратить весь запас своих телесных сил и веществ – через тело, духом же пренебрегают – и от этого терпят крушение…»
Иван Александрович Ильин, выдающийся русский философ, писал о принципах истинного врачевания потому, что «эти правила укоренены в традициях русской духовной и медицинской культуры и должны быть переданы по возможности новым подрастающим поколениям русских врачей».
Да, наши медицинские работники творят продолжение жизни, творят спасение.
Наши истинные врачи заслуживают неустанного внимания!
Главное - не забывать, что, почитая наших врачей, мы воздаём хвалу своему «внутреннему доктору», своей целительной силе; только любя своих ближних, мы истинно любим себя…
Свидетельство о публикации №213040901376
это все хорошо, но я не согласен с двумя очень важными Вашими тезисами.
Во-первых сам И.А. Ильин не был образцом нравственности. Я, напротив, - считаю его скорее человеком безнравственным. Его восхваление национал-социализма и фашизма, его панигирики А.Гитлеру и Б.Муссолини, а также похвалы генералу Власову, конечно не делают ему чести. Читая его философские произведения все-таки не стоит об этом забывать.
И второе. Вы пишете: "И мы, и наш врач должны чувствовать Бога, – должны иметь «чувство Бога» в своем сердце, должны непрерывно самосовершенствоваться". Врач как раз в первую очередь должен опираться на научный опыт, анализировать его и только им руководствоваться. Потому что в конечном итоге - медицина базируется на таком научном фундаменте как биохимия, генетика, паразитология, иммунология и проч. Не понимая логики эволюционного развития мира, взимоотношения микро- и макроорганизмом, а также записанную в человеческом геноме историю филогенеза, невозможно понять логику течения болезней и искать пути к выздоровлению.
Бог- это гораздо более молодое образование - это довольно позднее порождение человеческого сознания эпохи неолита, которое эволюционировало от примитивного тотемного идола до грозного и свирепого самолюбивого патриарха рода, а затем в несколько абстрактного всепроникающего Абсолюта, надо сказать,- в христианстве достаточного нелепого и абсурдного.
Но для врача - это интересно лишь для оценки уровня интеллектуального развития пациента, его внушаемости и уверенности в себе.
Наташа, может быть -это нескромно, но я во многом похож на героя этого рассказа И.А.Ильина. Хотя бы потому, что я один из очень немногих в нашей стране семейных врачей. И еще я занимаюсь наукой и считаю религиозное мышление очень вредным для ученого. Я часто люблю приводить пример известного Вам святого, Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого,который в бесплодной попытке примирить непримиримое,- не был, по сути, ни ученым, ни -богословом. Его рукопись "О духе, душе и теле" Московская духовная академия не только отказалась утвердить в качестве диссертации на богословскую степень, но даже опубликовать. Профессор гомилетики А.Ветелев, высоко оценивший (по крайне мере, посмертно) проповеднический талант Владимира Феликсовича, признал этот труд слабо аргументированным с богословских позиций. Члены Ученого совета МДА сочли, что "люди, приходящие в церковь из науки, тащат с собой слишком много реализма".
При этом Валентин Феликсович достаточно недвусмысленно демонстрировал свое отрицание научной методологии исследования, а именно,- вместо попытки приближения к объективному опыту в познании, - упирал на субъективный опыт:
«Знание религии существует двоякого рода: во-первых, можно знать религию, то есть переживать ее, иметь в своем опыте то общение с Абсолютным, которое составляет сущность религии. По существу, только тот, кто имеет этот опыт, может судить о религии, а следовательно, и основательно решить проблему об отношении ее к науке». Нетрудно заметить, что такой подход является абсолютно иррациональным и антинаучным. При том, что в своих «Очерках гнойной хирургии», он стихийно последовательно использовал эмпирические и логические методы объективного научного познания, противоречащие принципам, изложенным им же в труде: «Наука и религия».
С уважением
Михаил Беленкин 07.09.2013 01:06 Заявить о нарушении
Ганса Селье тоже придётся с научной точки зрения простить за тех же самых кумиров)))
Жизнь сложна, что же делать?
И в МДА - не Ангелы, а люди.
Ко Флоренскому как долго предубеждённо относились свои же церковные люди...
Наталья Мартишина 07.09.2013 15:49 Заявить о нарушении
я согласен с Вами, И.А.Ильина, конечно, понять можно. Но не простить, подобно моему "соавтору" по статье о Нестерове - Б.В.Савинкову он полагал, что "хоть с чертом, но против большевиков". Но дружба с чертом в этом случае затягивает. Бывают маски, которые прирастают к лицу. И человек разлагается морально и становится еще хуже тех же большевиков.
Что же касается МДА, то к ним претензий нет. Человек либо ученый, либо- богослов. Tertium non datur. Здесь они абсолютно правы. Взгляды Флоренского с точки зрения богословия очень и очень спорны. А Н.А.Бердяева тот же Ильин справедливо называл "ересиархом". Они были слишком умны для религиозного фундаментализма. Как и Л.Н.Толстой, о котором А.М.Горький сказал, что "он слишком умен, чтобы быть верующим христианином"
С уважением
Михаил Беленкин 07.09.2013 18:03 Заявить о нарушении
А разве при взгляде на пациента для врача что-то иначе? Каждый видит своё и берет своё от встреченного на жизненном пути человека...
Наталья Мартишина 07.09.2013 23:15 Заявить о нарушении
С уважением
Михаил Беленкин 21.09.2013 12:41 Заявить о нарушении