Мантенья. Мертвый Христос
Вопреки традиционным канонам сюжета «Оплакивания», Мантенья сделал акцент именно на образе «мертвого» Христа. Перед нами безжизненное тело, бессильно распластанного на некоем подобии грубого ложа. Впечатление «распластанности» еще больше усиливает избранный художником неожиданный ракурс – со стороны ступней ног, почти на уровне глаз. Склоненная набок голова с разметанными волосами, с не бородатым, но и не бритым, скорее заросшим лицом, закрытыми глазами и полуоткрытым ртом, выражает беспредельную усталость. Обвисшие, словно выпавшие из суставов плечи и руки довершают впечатление полного изнеможения и окончательного бессилия. Широкая грудь, грубо очерченная голова на широкой шее, почти квадратное, простое лицо говорят, что это простолюдин. Особенно выразительны его босые ноги и грубые, растоптанные, заскорузлые ступни в которые упирается взгляд зрителя. Рваные раны от гвоздей на его руках и распухших ступнях ног вопиют об отчаянном бессилии. Христос мертв, мертв безнадежно и безнадежно одинок. Трагизм изображаемого потрясает. Здесь нет поэтической гибели героя. Да и сам Христос не похож на идеальных героев ренессансного искусства. Колорит картины построен на нежном перетекании розовато-фиолетового тона, насыщенного каким-то необъяснимым серебристым мерцанием. Новаторство и мастерство, проявленные в этой картине Мантеньи, произвели большое впечатление на современников. Он получил много заказов на ее повторение. Несколько этих авторских копий дошли до нас и находятся теперь в разных музеях; однако сам оригинал, с которым Мантенья не расставался до самой смерти, утрачен.
Мантенья http://proza.ru/2013/04/09/329
Свидетельство о публикации №213040902135