Робот - каторжанин или творец, этимология
1) Развитие автоматизированных систем
Попытки создания механизмов, которые бы работали без участия человека, предпринимались в древности, первые автоматические устройства создавались и использовались в религиозных или развлекательных целях, практического значения не имели.
Еврейский эпос (Агада) описывает трон царя Соломона, где упоминаются механические звери и птицы, передвигающиеся и издающие соответствующие звуки (рычание, мычание). По преданию трон и механические приспособления изготовил финикийский мастер Хирам; Агада говорит, что трон царя Соломона прошел в результате завоеваний через ряд государств, следы его теряются в Византии.
В Византии в Константинополе существовала высшая школа для духовенства – Магнаурская (Магнаврская), которая была сформирована в 842 году; Магнавра – тронный зал Большого дворца, где проводились занятия. Здесь имелось много механических приспособлений в форме различных животных и птиц, которые передвигались и издавали разные звуки (вероятно, использовалась сила давления воды); при проведении официальных церемоний эти игрушки производили ошеломляющее воздействие на присутствующих, что повышало авторитет императора.
В еврейской средневековой мистике XVII в. известен ГОЛЕМ - человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины. Легенда о Големе возникла в Праге, там же сформировалось понятие РОБОТ, глиняный человек предназначался для разных «чёрных» работ, трудных поручений, и главным образом для предотвращения кровавого навета на евреев путём своевременного вмешательства и разоблачения.
Первые автоматические устройства связаны с появлением паровой техники и модернизацией ткацкого производства в конце XVIII века, в это время начали изготавливать различные механические игрушки и игральные автоматы.
2) Существующая этимология
а) Onlain Etymology Dictionary (перевод Гугл)
Робот, «1923, с английским переводом 1920 пьеса "RUR" ("Россум Универсальные Роботы»), Карел Чапек (1890-1938), от чешского Robotnik "раб", от Робота "принудительный труд, тяжелая работа", от robotiti "на работу, ломовая лошадь", от старого чешского источника сродни старославянского Rabota "рабство", от раба "раб" (см. сирота), от славянского стволовых связанных с немецким Arbeit "работа" (Старый Высокий немецкий arabeit ). Согласно Rawson слово популяризировал игру Карела Чапека, «но был придуман братом Йозефом (часто сотрудничали), который использовал его, первоначально, короткий рассказ"».
б) Аналогичные комментарии во всех толковых и этимологических словарях.
3) Пьеса «Россумские Универсальные Роботы». Карел Чапек, 1920
Действие этой пьесы разворачивается на фабрике по производству «искусственных людей», упрощенных человекоподобных существ, в пьесе они выведены как обыкновенные люди способные к любой деятельности. Однако сделаны они из искусственных биологических материалов и лишены ЧУВСТВ – имеют одни знания и умения. Чапек ставит перед обществом проблему – справедливо ли эксплуатировать искусственных людей, и каковы будут последствия для общества в недалёком будущем?
Согласно сюжету пьесы мир наполняется РОБОТАМИ, их делают солдатами и в войнах солдаты-роботы (лишенные чувств) постепенно уничтожают население Земли, затем роботы создают свою организацию и выходят из-под контроля производителей и полностью уничтожают человечество.
В живых остаётся только один человек – архитектор Алквист, правительство роботов обращается к нему с просьбой очеловечить роботов (формула создания роботов была уничтожена), но Алквист (архитектор) не способен её осуществить. В отчаянии он решается «вскрыть» живых роботов, чтоб понять, как они устроены, для этой цели ему выделяют роботов Прима и Елену.
В этом сюжете и происходит ЧУДО, Прим и Елена начинают защищать друг друга от смерти, предлагая себя для эксперимента вместо другого робота, у них ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВО – ЛЮБОВЬ. Алквист благославляет их - «Ступай, Адам. Ступай, Ева; ты будешь ему женой. Будь ей мужем» и в заключение пьесы - читает стих из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему…» и добавляет: «О, природа, природа – ЖИЗНЬ не ПОГИБНЕТ! Она возродиться вновь от любви…».
* Состояние генетики в нач. XX в.
В 1901 году немецкий ученый Ханс Шпеман разделил двухклеточный зародыш саламандры на две части, каждая - развилась в полноценный организм (у Чапека позже появится произведение – «Война с саламандрами»). Эксперимент подтвердил, что на ранней стадии развития эмбриональные клетки содержат достаточную для создания самостоятельного организма информацию.
В 1902 году американский генетик Уолтер Саттон выдвинул гипотезу, что генетическая информация хромосомы содержится в клеточном ядре.
В 1914 году Ханс Шпеман провел первые опыты по пересадке ядра из одной клетки в другую.
Карел Чапек родился в семье врача, закончил в 1915 г. университет в Праге, слушал курсы философии в Париже и Берлине, работал журналистом и редактором газеты – он был необходимо осведомлен обо всех научных достижениях своего времени. К написанию фантастической пьесы «Россумские Универсальные Роботы» он был подготовлен всем своим образованием, воспитанием и деятельностью, а в пьесе, очевидно, высказал свои взгляды на опыты с изменением генетической структуры живой материи.
Создавая образы «искусственных людей» - РОБОТОВ, Карел Чапек наделили их способностью к самосовершенствованию, интеллектуальными качествами, кроме материальных вещей, роботы Чапека способны создать и ИДЕЮ - духовный продукт, они были способны ТВОРИТЬ.
4) Противоречие в истолковании термина РОБОТ
а) Википедия. Мнение исследователей творчества К. Чапека
«Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные механизмы и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать эти механизмы словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» — prace, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»)».
* Сцена из «Россумских Универсальных Роботов»
«Домин. Старый чудак и впрямь решил делать людей!
Елена. Но ведь и вы делаете людей?!
Домин. Приблизительно, мисс Елена. А старый Россум понимал это буквально. Видите ли, он мечтал как-то там... научно развенчать БОГА. Он был ужасный материалист и затеял всё исключительно ради этого. Ему нужно было только найти доказательство тому, что никакого ГОСПОДА БОГА не требуется».
б) Выводы
Связь термина РОБОТ с понятиями КАТОРГА, ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА, БАРЩИНА – маловероятна, т.к. для РОБОТА-механизма не существует логического атрибута типа ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА или БАРЩИНА. Робот - искусственное устройство, он не «чувствует» тяжелой работы или барщины, вышеприведенная характеристика имеет отношение только к человеку, к биологическому и социальному существу. Скорее всего, авторы понятия РОБОТ вложили в термин содержание безграничных и универсальных возможностей искусственных механизмов в производстве материальных и духовных продуктов, облегчающих человеку интеллектуальную и производственную деятельность - АКТЫ ПОЗНАНИЯ и ТВОРЕНИЯ.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
В статье «Работа, Arbeit – этимология» мы определили содержание русского и немецкого понятия:
* Русск. - РАБ+ОТ+А = ивр. БАРА создавать, творить; прочитано наоборот - РАБА + ОТ знак, признак; т.е. работой называется то действие, в конечном итоге которого появляется новый продукт.
* Нем. - ARB+EIT = ивр. БАРА создавать, творить (прочитано наоборот) + EIT = ET время, срок, период; т.е. работа – период (время) сотворения новой вещи.
Общий вид
РОБ+ОТ = РОБ = термин иврита прочитан наоборот (разные алфавитные системы - транслитерация) – БОР.
* РОБОТ = БАРА, БОРЭ создавать, творить; создатель, творец; быть сотворенным, созданным + ОТ знак, признак, соответствие. Содержание термина - ОБЪЕКТ сотворенный человеком, очеловеченный и приспособленный для ТВОРЕНИЯ, создающий новые вещи или идеи.
Источник
* См. стронг иврита 1254, БАРА
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_073.htm
б) Библейский образ
* Бытие 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил (БАРА) их».
* Исаия 65:18: «А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю (БАРА): ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью».
Термин БАРА применяется в Библии – 55 раз, термин БОРЭ очевидно относится к эпохе Талмуда, применяется в молитвах: «Барух Ата Адойно-й Эло-эну Мелех а-олам, Борэ при а-адама - Благословен Ты Господь, Бог наш, Создающий плод земли», и в др. подобных молитвах.
Таким образом, сюжет пьесы Чапека «Россумские Универсальные Роботы» связан с СОТВОРЕНИЕМ человекоподобного существа и как АКТ ТВОРЕНИЯ необходимо должен осмысливаться с аналогичным действием Бога, а не с понятиями «каторга, тяжелая работа, барщина».
К. Чапек высмеивает попытку человека «уровняться» с Богом-ТВОРЦОМ, о чем, и заявлено в пьесе. Если мы привязываем термин РОБОТ к идеологии иудеохристианства (а другой попросту нет), то и терминология должна быть соответственно - иудеохристианской.
Состояние общества, в котором еврейский Бог – ЕСТЬ, а ЕГО терминологии и лексики – НЕТ, начисто отрицает элементарную логику и философию, такое общество лишено будущего, т.к. не поняло своего прошлого. Не отсюда ли непрекращающиеся кризисы и войны?
10.4.2013, уточнено 30.11.2017 г.
Свидетельство о публикации №213041000569