Черкесские уроки

"И не ходи ты горделиво по земле –
Тебе её не разверзти на части               
И гор по росту не достичь»
                (Коран 17;37)
 
                Этот текст написан для тех, кто стремится к познанию истины на пути совершенствования души – обретения ею качеств, угодных Всевышнему. Для тех, кто пришел к пониманию того, что все, что дано нам Всевышним – наша внешность и ум, красота и уродство, сила и слабости, национальность и место рождения, родители и дети, достаток и бедность – ВСЁ, что мы получили в этой жизни – генетическое, этническое, материальное… - всё есть ИСПЫТАНИЕ.

  Этот текст написан для тех, кто понял, что есть СМИРЕНИЕ. Кто пришел к пониманию земной жизни как «гранильной мастерской», где природное состояние наших душ – «алмазов» - должно завершиться их огранкой – «бриллиантами», по форме угодной Творцу. Всё это ради вечной жизни, после их возвращения к своему Создателю.
 
Поводом для написания этого материала стали размышления о судьбе черкесов, т.е. адыгов и абаза, в связи с очередной скорбной годовщиной - официальной датой окончания «Русско-Кавказской войны» 21 мая 1864 года.

   Этой теме посвящено много научных и публицистических материалов, создано много художественных произведений. Для нас, потомков участников той войны, тема неразрывно связана с душевной болью за смерть и изгнание десятков, сотен тысяч людей, погибших на полях сражений, убитых в собственных домах, изгнанных из своей родины на чужбину…
 
   Пришло время, когда научные и религиозные истины стали совпадать, открывая нам мир в необъятности его смыслов и границ. Для анализа и понимания трагических событий прошлого можно использовать различные научные методики, опираться на философские и исторические концепции. Но теперь этого явно недостаточно, так как они не могут вместить в себя всей полноты и смысла произошедшего. Ибо значение тех событий и масштаб трагедии не могут быть объяты рамками земных целей и понятий. А это значит, что мы должны попробовать увидеть в произошедшем промысел Всевышнего.
 
  Мы не будем блуждать в сетях наивно сформулированных вопросов: почему так произошло, почему именно с нами, почему так жестоко…? Вечное «ПОЧЕМУ?» позволительно только детям и людям, исключающим для себя существование Бога. В конечном итоге, попытка ответов на эти бесконечные «почему» приводит к пониманию того, что ответ есть только у Творца. Раз так произошло, значит была на это ЕГО воля, ведь лишь ЕМУ известен конечный смысл существования созданных Им миров.

  Для смиренных, т.е. для всех покорных Богу (Его законам), независимо от их вероисповедания, вопрос «ПОЧЕМУ?» должен быть заменен на вопрос «ДЛЯ ЧЕГО?». Лишь так мы можем приблизиться к Истине, приблизиться к пониманию замысла Всевышнего, и нет иного пути.

  Обращение к истории наших, черкесов, предков опасно для неподготовленного ума. Подобно чистому кислороду, она начинает разрывать легкие и пьянить ум, у людей, особенно молодых, просто «сносит голову». Бесстрашные воины, создатели высших образцов этикета, благородные правители древних царств и княжеств, верные телохранители, выдающиеся полководцы, носители лучших образцов мужской и женской красоты, создатели лучших пород домашних животных и уникальных садов, союзники и родственники сильных мира сего… И такая страшная судьба – почти полное уничтожение в ходе «покорения Кавказа»!

  Надо было очень сильно прогневить Бога, чтобы нам досталась ТАКАЯ судьба. Нет смысла кивать по сторонам и искать причины во внешних обстоятельствах. Подлинные причины происходящего всегда находятся внутри нас – будь то человек или целый народ.

  ДЛЯ ЧЕГО произошла с нами эта трагедия? Ответ, как и все что от Бога, прост – чтобы явить миру истину: один из самых тяжких грехов, за которым всегда следует жестокое наказание – ГОРДЫНЯ. Нет на Земле народа или человека, которые не были бы унижены и наказаны за свою гордыню – империи и царства Древнего Египта, Рима, Британской и Испанской короны, Наполеона, гитлеровской Германии… Фараоны, Цезари, императоры, султаны, правители в 20 веке… Эти списки могут быть еще и еще продолжены. Итог один – крах и наказание.

  Если внимательно изучать историю черкесов, то при желании и доброй воле можно найти много знаков, которые посылались нашему народу для того, что бы задуматься над происходящим. Это и нашествия завоевателей, и страшные эпидемии чумы, и попытки наиболее просвещенных умов повлиять на безбожные языческие нравы… Много чего. Но всегда верх брала порой так «красиво» выглядящая гордыня. Она пронизывала насквозь все черкесское сообщество и распространялась как на внешний, так и на внутренний мир.

  Был ли кто-то из народов, кого черкесы считали хотя бы равным себе? Какое из черкесских племен считало себя ниже других? Кто из князей добровольно подчинялся другому князю? Чей дворянский род не считал себя древним и благородным по корням и происхождению…? И кругом столько лестных, почти восторженных отзывов и описаний путешественников, ученых, поэтов и писателей… Слаб человек, ну как здесь ни возгордиться, ни поддаться этому пьянящему чувству превосходства! За это и умереть не жалко! Вот и умирали… И это только вершина айсберга гордыни. А каково основание? На какой почве взросло это безмерное честолюбие? Кто его носители?

  Здесь я хочу абсолютно искренне высказать благодарность ученым и исследователям черкесской истории, обратившим внимание на роль и значение тюркского фактора в этногенезе и истории черкесского народа, в первую очередь карачаевским и балкарским. Независимо от того, чем они руководствовались - честным служением науке и истине, или завистью и обоснованием территориальных претензий - они внесли бесценный вклад в актуализацию национального самосознания и изучение истории черкесского народа.

  Не углубляясь в эту тему, следует признать очевидное, история народов всегда сложнее и многообразнее наших представлений о ней. Сложность ей придает, в частности, то, что всегда следует иметь в виду - история «аристократии» (привилегированных сословий народов) развивалась со свойственной только ей спецификой, не имеющей отношения к основной части «простого» народа.

  Главной чертой этой специфики является доминирование не этнических, и даже не религиозных, а сословных интересов. Князья и дворяне соседних племен и народов роднились и воевали между собой, в первую очередь, исходя из собственных интересов. Как показывает мировая история, этническое происхождение их самих и подвластных им народов не имело для них особого значения. Границы и этнические ареалы проживания племен и народов носили для них условный характер. Это просматривается всюду – от царствующих монарших дворов в Европе, до варяго-германо-словяно-тюрко-монголо-литовско-грузинско… (можно еще продолжить), в том числе, черкесского происхождения княжеских, дворянских родов, и даже монарших особ в России.
 
  Аристократизм крови высших сословий всегда и у всех народов определялся не её этнической (биологической) чистотой, а духом – нравами, понятием чести и достоинства, традициями, т.е. особым самосознанием и мировоззрением. Черкесским потомкам этих сословий, сомневающимся в выше сказанном, для того, чтобы убедиться в наличии в них крови самых разных племен и народов, в том числе тюрок и монголоидов-калмыков, достаточно не только выяснить этимологию своих фамилий, но и просто внимательней присмотреться к себе в зеркало.
 
   Не случайно у черкесов, наряду с общенациональным кодексом поведения - "адыге-хабзэ", сформировался и особый кодекс дворянской чести - "уорк-хабзе". Примечательно, что по своим основным требованиям он мало отличается от аналогичных кодексов чести дворян от Японии на Востоке, до Испании на Западе.
 
   Учет этой специфики снимает очень многие вопросы относительно «генетики» черкесских князей и дворян. В полной мере это относится к аристократии любого другого кавказского народа. Имея в виду позицию ряда авторитетных ученых-исследователей, в том числе черкесских, следует сказать, что увы, но у народов, достигших в своем развитии сословно-родового и классового расслоения, не бывает единой «народной» истории. Аристократы разных народов, даже враждуя между собой, всегда понимали и «принимали» друг друга лучше, чем своих подвластных «простолюдинов».
 
  Важно также напомнить, что само слово «черкесы», которое так и не вошло в национальный языковой оборот адыгов, в отличие от того, какое этнонациональное содержание оно несет сегодня, имеет скорее «над» и «вне» этническое происхождение. Здесь нельзя не согласиться с мнением русских и тюркских исследователей, отмечающих скорее сословное, а не этническое содержание слова (понятия) «черкесы». Есть все основания полагать, что оно стоит в одном ряду с тюркским понятием «казаки».

  Если в названии «черкесы» и присутствует этнический компонент, то он, по своим характеристикам ближе всего к надэтническим названиям союзов племен. Таким как «аланы», «анты», и даже «русские». И то, что впервые название «черкесы» (что соответствует по одной из версий этимологии - «военный человек, воин») документально зафиксировано при описании тюркских народов, является историческим фактом.
 
  Вместе с тем следует отметить общеизвестные факты, что первоначальные названия союзов, народов и племен зачастую переходили от одних народов к другим народам. Пруссы, болгары, македонцы, франки, русы… Этот список, при желании, можно продолжить. При этом важно понять, что частый переход названий племен, народов, сословий и даже религиозного обозначения (мусульмане как национальность в бывшей Югославии) от одних народов и сословий к другим никак не исключает нового исторического наполнения «старых» имен.

  Возвращаясь к главной теме, можно с уверенностью констатировать – образование черкесского народа (в его современном понимании) и его последующая трагическая история стали результатом совпадения в «пространстве и времени» чрезмерного числа племен, народов и сословий не способных, большей частью, к угодному Творцу смиренному существованию.

  Адыги в целом - как потомки хеттов, синдов и зихов, абазины – давшие начало царской династии в Абхазском царстве и переселившиеся на северные склоны Большого Кавказского хребта, черкесские (в том числе кабардинские и абазинские) князья и дворяне, в том числе из наиболее воинственных тюркских народов и сословий… Если добавить к этому сословно-династические браки черкесов с русскими, турецкими, крымско-татарскими, ногайскими, калмыцкими и другими элитами, то станет понятно на какой «благодатной» почве взросла губительная ГОРДЫНЯ.

  Примечательно, что в рамках «узкого» научного подхода непостижимо то, что таким же трагизмом отмечена судьба «русских черкесов» - казаков, и первоначальных «тюркских черкесов» - в том числе черных клобуков, торков и других.

  К великому сожалению, это испытание Всевышнего мы проходим со страшными по своему трагизму потерями.

  «Не возложит Всевышний на душу груз больший, чем она может понести» - сколько раз в своей жизни мы слышим эту божественную истину, но все равно бунтуем, идем наперекор воле Творца, даже тоскуем по «детским» временам язычества. А все что требуется – это понимание того, что этот мир и жизнь в нем лишь испытание для наших душ, а пути праведности и святости даны каждому народу и человеку в богооткровенных текстах Писаний, переданных нам Пророками.
 
  Грех гордыни современных черкесов во многом связан с тем, что Всевышний задал нам в виде истории предков ТАКУЮ "нижнюю планку", от которой захватывает дух. Но мы должны идти "вверх" не повторяя ошибок предков. Идти путем угодным Творцу, путем духовного самосовершенствования "покорных Богу". Вместо этого мы раз за разом впадаем в грех гордыни уже по поводу самой этой "нижней планки", превращаясь в гневящих Бога самовлюбленных гордецов.

  Нам надо научиться не прикрывать свое лицо лицом достойных предков, а своим лицом достойно представлять их перед людьми и на пути к Всевышнему. Иначе кто мы на их фоне и ДЛЯ ЧЕГО мы допущены Богом в эту жизнь черкесами?

(Изображение - "Шашка". 1883 39,5х30 Бумага, тушь Рубо Франц Алексеевич)


Рецензии
не согласен. Это однобокий анализ, позволяющий спокойно спать немецко-фашистской семейке Романовых. Такие анализы сотнями изготавливались и без Вас и до Вас, и будут изготавливаться тысячами некоторыми бессовестными потомками тех кто с удовольствием убивал черкесов. В убийстве и изгнании черкесов признать виновными самих черкесов - такой подход самая заветная меЧта всех преступников. Да ещё эта апелляция к Божьей воле. Получается теперь все преступники - исполнители Божьей воли (которую не услышали слишком гордые жертвы). Неправильный и омерзительные результат - логичное последствие опоры на неправильное, ложное утверждении будто "Всё что происходит - происходит по Божьей воле". Это равноценно утверждению что Дьявола (Сатаны) просто не существует, он не ведёт войны против Бога, не существует у людей "свободы воли" и т.д. Если к примеру немцы-фашисты поддавшись речам Гитлера (посланника Дьявола) напали но Советский союз, то что это значит ? - что советские люди погрязли в грехе и гордыне и их следовало уничтожить физически ?


Нарт Черкес   28.10.2017 17:47     Заявить о нарушении
Вы, скорее всего будете удивлены, но ни для кого из просвещенных мусульман не будет "открытием" то, что не только ДОБРО, но и ЗЛО не может существовать без воли Всевышнего. Дьявол, упоминаемый Вами, есть лишь "инструмент" совершенствования Человека по воле Творца...
В этой же плоскости лежит и то, что касается "богоборческой" СУТИ Советского Союза, что неизбежно имело известные Вам последствия...

Азамат Джендубаев Джанымбей   29.10.2017 15:43   Заявить о нарушении