Ученье - свет

   В Питере я сначала год на университетской стажировке, а потом шесть лет в заочной аспирантуре (с академками считая) - целых 7 лет, с лёгкой руки Татьяны Фёдоровны Волковой, варилась и вращалась в среде древников.

   Диссертацию так и не написала, некогда было. Столько лекций, семинаров, конференций и заседаний интересных! Не говорю уже про сам город и его соблазны (театры).

   Но сначала, в 1981-м, я  в Ленинградском  авиационно-техническом училище гражданской авиации почти целый семестр проучилась.

   ЛАТУГА суровое, военного образца было заведение: жили и учились мы прямо в центре города, Литейный, 48, но,чтобы выйти в город из казармы, каждый раз нужно было увольнение просить. Юношам обучение засчитывалось вместо армии. А девушки страдали ради будущих благ: через два с чем-то года мы должны были не просто стюардессами стать, но и, по совместительству, диспетчерами. В смысле: не сможешь по здоровью летать – будет чем на земле заняться.

   Меня туда занесло волной. Не поступила после школы в театральный, пошла на курсы стюардесс, закончила и летала уже, собралась на второе лето снова поступать, на этот раз в университет на исторический, а мне говорят:

 - Сначала неустойку заплатите Аэрофлоту за Ваше дорогостоящее обучение! Даром отпустим только в наши же заведения!

   Вот я и поступила по принципу: ученье – свет, а не ученье – чуть свет и на работу.

   Оказалось, однако, что разницы нет, подъём и построение у нас именно чуть свет были, не помню точно, в 6 или в 7 утра, но оооочень рано. Потом строем в столовую и на занятия, строем же на обед после занятий, а вот после обеда – можешь просить увольнительную записку у надзирателя. Чем я и злоупотребляла. Накупила себе абонементов в городской лекторий – он через дом от нас был, и чего там только не читали! И по искусству со слайдами, и по психологии с практическими занятиями, и по истории.

   Помню, как Руслан Григорьевич Скрынников по Грозному в самой большой аудитории читал лекции, яблоку некуда было упасть. Поэтому, когда лет 10-15 спустя стали сочинения «митрополита Иоанна» на ту же тему появляться, я сразу заподозрила, что

а) где-то уже всё это слышала,

б) автор сильно передёргивает,

в) этим автором не может быть митрополит Иоанн.

    Сейчас, когда настоящий автор «сочинений митрополита» Константин Душенов известен, это не новость, а тогда ведь принимали весьма многие за чистую монету!

    Но я отвлеклась от увольнительной темы. Кроме лекций, я записалась ещё в театральную студию и на пятиборье. Со студией было проще, у меня уже был опыт студенческого театра, и я сразу туда поступила.

    А вот на пятиборье мне сказали,что 18 лет – серьёзный возраст, хорошо, что я плаваю, езжу верхом и стреляю, фехтовать они меня научат, но бегать учить – поздно уже, возьмут, если пробегу километр за 3 минуты с чем-то, не помню точно.

    И я стала тренироваться. Вставала за час- полтора до подъёма, совсем ещё ночью, и пробегала по маршруту: Литейный – набережная – Дворцовая площадь – Невский – Литейный. Сейчас это звучит дико, но осенью 81-го года в 5 утра машин там нигде не было, и можно было бежать не то что по тротуару, а прямо по дороге.

    На здоровье тогда я не жаловалась, иначе и шансов не было бы поступить. После местных комиссий нас ещё раз в Питере проверяли, и многих за всякую ерунду вроде неправильного прикуса – отчислили.

    Стюардессами из ЛАТУГи укомплектовывали правительственный отряд, неудивительно, что не хуже, чем в гвардейцы, отбирали и соответственно обучали. С одной стороны, интенсивный курс английского, минимум пара, а чаще 2-3 в день в лингафонном кабинете. С другой – не помню точное название, но что-то вроде курса молодого бойца, занятия по истории партии, атеизму и тп, с экскурсиями в Смольный и прочие дворцы, занятые ответственными работниками. Форма у нас была очень красивая, говорю, сравнивая с обычной аэрофлотской, в которой уже успела полетать.

   И чего я там не доучилась?

   Началось с пустяков – засыпания на профильных предметах вроде аэронавигации или высшей математики… Дальше – больше. Прогулять пару – исключено было, кто ж куда тебя выпустит? Так я умудрилась сразу неделю прогулять. Уехала с подружкой на выходные в Талинн, оттуда – в Ригу, из Риги – в Вильнюс к тёте, из Вильнюса – в Минск к бабушке. Подружка дисциплинированней была, в воскресенье вечером села в Талинне поезд и вернулась на занятия, а меня дальше понесло…

   Возвратилась через неделю, прошла как ни в чём не бывало в казарму, а наутро на построении пришлось объясняться. Рассказала всё как есть, отчислили "за нежелание учиться". Прямо так и написали в трудовой, при поступлении в университет снова вынуждена была объясняться...

    Но тогда я переживала не по этому поводу, для переживаний у меня другой повод был: перестали вдруг приходить почти ежедневные до этого письма от друга сердечного. И я даже рада была вернуться домой и на месте всё выяснить… С неутешительным, правда, результатом… Так что пришлось, зиму пионервожатой отработав и с парашютами попрыгав, уехать из Сыктывкара в Минск.

    От ЛАТУГи у меня некоторое время оставались ещё навыки беговые и в английском языке, так что в  университете потом я считалась спортсменкой, и на английском филонила до тех пор, пока в ЛГУ не перевелась. 

    Всё-таки хорошо, что ЛАТУГа спасла меня от истфака, там-то бы уж за мою идеологическую проработку всерьёз взялись! А тут недолго, и поступила я после неё не на исторический, а на филологический, между которыми огромная разница: на истфаке не учат старославянский и как историки читают отечественные источники, до сих пор не понимаю...


Рецензии
Есть такая старая песенка. Синатра ее тоже пел. Там есть такие слова

I get no kick in a plane
Flying too high with some gal in the sky
Is my idea of nothing to do
But I get a kick out of you

)))

Франк Де Сауза   23.04.2013 20:50     Заявить о нарушении
Переведите! А то я ленюсь!

Наталья Чернавская   24.04.2013 12:14   Заявить о нарушении
"Не позволяй душе лениться!" ))

Франк Де Сауза   24.04.2013 12:58   Заявить о нарушении
Я не балдею от удовольствия, летя в самолете высоко-высоко с какой-то другой девушкой - что поделаешь: я балдею от тебя! ))

Франк Де Сауза   24.04.2013 13:02   Заявить о нарушении