О совести и чести черкесской элиты

Памяти нашего друга и брата
Шахимби Хуранова посвящается

Следует сразу оговориться - основные подходы и выводы статьи применимы для анализа положения дел с элитами, как большинства народов России, так и общенациональной российской элиты в целом. Но сейчас о черкесах ...   

  Начнем с того, что, официальная историография, а именно она чаще всего имеет документально зафиксированную форму, практически всегда отражает историю элит, а не народа. Народ и его переживания используются лишь как рефрен, позволяющий закамуфлировать подлинные цели и их «историческое» обоснование. Если какие-то документы не совсем соответствовали интересам нового поколения элит, их безо всяких зазрений совести правили. Примеров тому тьма – от учебников школ и вузов, различных «летописей» до специально отредактированных канонических священных текстов.

  Как пример - в современной научной и прочей российской литературе напрочь исчезло понятие «буржуазия». Видимо как-то не очень приятно современным бизнесменам – а именно они и обслуживающие их политики и составляют ядро современной российской (а вообще-то МИРОВОЙ) элиты - ассоциировать себя с этим классом, всего лишь «третьим сословием» по имперской классификации. Еще и потому, что большинство из них получило образование в советские времена и помнят, что писали о буржуа классики.

А если учесть, что чаще всего именно они – современные буржуа - выступают спонсорами большинства исследований и публикаций, то всё вообще становится на свои места.

Вот современное определение буржуазии без марксистского акцента, можно сказать – просто «горожане»:"Буржуазия (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus— укрепленный город) - общественный класс собственников, выросший из средневекового сословия свободных горожан («третье сословие»). Его становление связывают с присвоением земли и средств производства в эпоху первоначального накопления капитала».
"Новая философская энциклопедия, 2003 г."

Думающий читатель может задаться вопросом – «Неужели «народной истории» вообще нет?» Конечно есть. Только отражена она не в «подлинных документах», а фольклоре.

Фольклор - (англ. folklore - «народная мудрость, народное знание») -
1. Устное народное творчество;
2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.

Потрясающий по глубине и объему смыслов народный взгляд на Русско-Черкесскую войну отражен в цикле передач и публикаций о народном адыгском фольклоре, созданный ученым-этнографом Асланом Ципиновым – «Русско-Черкесская война. Две смерти адыгов».

Те, кто знаком с этим материалом могут наглядно убедиться в том, как разнятся тексты официальной историографии и народного взгляда на черкесскую историю. При этом важно отметить, что эти взгляды в идеале не должны были бы противопоставляться, каждый из них имеет то, чего не хватает другому:

– народному взгляду не хватает научности, которая в той или иной мере есть в «научной истории»,
- научной истории не хватает совести, которая есть в «народной истории».

Если с представлением о понятии «научности» дела обстоят относительно благополучно, то с понятием «совести» совсем наоборот. Всеми людьми, так уж устроен человек, она – совесть - понимается довольно отчетливо на интуитивном уровне.

«Совесть» - категория наукой неохватная, она ШИРЕ. Все «научные» определения совести явно ущербны, в этом легко убедиться, читая различные словари. И мы невольно вынуждены признать, что своё реальное наполнение СОВЕСТЬ находит только в религиозной вере. Во всех религиях единобожия совесть, и её проявление - стыд, обозначены как знак присутствия в живых существах голоса Всевышнего Творца.
В исламе понятие ИМАН (вера) неотделима от совести, а зачастую и само слово «иман» переводится как СОВЕСТЬ.

Примечательно, что у многих народов мира, в том числе у русских и черкесов, слово «совесть» является синонимом слова «лицо». Потерять «лицо - напэ (черк.)» то же самое, что потерять «совесть». Но без лица уже нет и самого человека, он неразличим. К сожалению, мы живем в мире, где утрачено понимание многих СМЫСЛОВ и МУДРОСТИ, живущих в языке.

  «Всё, что от Бога - просто» - этот постулат можно встретить во всех мировых религиях. Поэтому и мы, не гневя Всевышнего, постараемся довести до логического, т.е. простого и понятного конца вопрос о «Совести и чести черкесской элиты» при помощи науки. Ибо, что есть наука в понимании «покорных Богу», как ни одно из доказательств Его мудрости и могущества.

  Итак, продолжим. Примером для нас послужит князь Кучук Джанхотов.
Кто из черкесов без боли сможет читать повествование о нем, о человеке, который «… в 1806 году стал валием, правителем Кабарды, правил 25 лет. До этого это звание носили его дед и отец. Был рассудительным, дипломатичным, имел дело с Алексеем Петровичем Ермоловым, генерал-майором, служившем при Суворове, с генералом Алексеем Александровичем Вельяминовым, участвовал в войне России против Турции. Имел трех сыновей, один из них утонул в Кубани, второй погиб в Георгиевске…». А третий, последний - добавим от себя к цитате с нижеуказанного сайта - младший, любимый сын и продолжатель рода был расстрелян русскими солдатами на его глазах… И он не стал противиться этому и не стал мстить, более того… Почитайте, если кто еще не знаком с этой историей, ее надо знать -
http://n2000.ru/history/the_heroes_of_his_time.htm

Можно привести как пример носителей черкесской чести (а заодно и безчестия) многих других выдающихся представителей нашего народа. Однако, в данном случае нам достаточно и одного. Даже с поправкой на литературный стиль изложения мы можем доверять этому описанию событий и характеров, поскольку сделаны они современниками и участниками тех событий.

Для начала определимся с научным понятием чести:
ЧЕСТЬ - признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие).
(Философский энциклопедический словарь. 2010.)

Если пытливого читателя интересуют и другие определения, то он может найти их здесь:
http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=&stype=0

  Далее мы будем говорить исходя из того, что содержание повествования о князе Кучуке читателю известно.

Важнейшее условие объективного восприятия событий – это учет времени и социальных условий, в которых происходят действия. В нашем случае то, в каких условиях действовал валий Кабарды, в каких условиях ныне живем мы.

  Как человек князь Кучук не принадлежал себе, и не мог поставить свои чувства выше интересов народа. Одного движения его брови было бы достаточно, чтобы там же на месте сопровождавшие его воины отдали свои жизни за сохранение чести князя и понятий уорк хабзе, чтобы вся Кабарда вспыхнула в кровавом мятеже. Но что бы это дало? Гибель еще большего числа людей, которые совсем недавно пережили ужасы чумы – сначала в виде страшной болезни, а потом «чумы» завоевания. И притом надо было сохранить ЧЕСТЬ.

А черкесское общество многие века было устроено так, что титул князя или дворянина нельзя было купить, как это было в Европе или в России. Титулы были природные - по сути, титул князя или дворянина практически не давал никаких особых привилегий. А если они и были, то только в качестве вознаграждения за обязательства быть примером во всем – от отношений в семье, до поведения в бою. Самая большая привилегия – быть и умирать в схватках с врагом первыми.

  Как известно, если это не исполнялось, то и князья и дворяне могли быть лишены своих званий, изгнаны или даже казнены. Главным носителем понятий черкесской чести всегда был простой черкесский народ, который ТРЕБОВАЛ от своих князей и дворян соответствующего поведения. Требовал для того, ЧТОБЫ ГОРДИТЬСЯ ИМИ и видеть в них ОБРАЗЕЦ адыгэ хабзе, уорк хабзе – кодексов черкесской чести. Если этого не происходило, то высшее сословие, потеряв свою ЧЕСТЬ, переставало быть таковым и это имело соответствующие последствия.

  А теперь вспомним один из эпизодов повествования о князе Кучуке:
«Джембулат! — сказал он, — По приказанию Вельяминова ты арестован, и я пришел взять у тебя оружие.
— Не дам, — глухо ответил Джембулат.
— Повинуйся мне, валию и отцу! — грозно крикнул Кучук.
— Оружия не отдам, — еще глуше прошептал Джембулат.
— Ты изменил слову, — продолжал старый Кучук дрогнувшим голосом, — ты нарушил клятву, ты воровски, не как природный князь, а как разбойник, поднял оружие против тех, кому твой отец, твой повелитель, глава всего кабардинского народа безусловно повинуется. Что скажешь ты в свое оправдание?
Джембулат молчал. Он видимо боролся с собою, но наконец сказал твердо:
— Нет! Таково предопределение Аллаха. Я не отдам оружия.
Кучук вышел из комнаты».

  В этом коротком эпизоде отражена не только человеческая, но и социальная драма, постигшая черкесов в Кавказскую войну. Впервые наше общество столкнулось с конфликтом АДАТА и ШАРИАТА. По адату отец, и как князь и как валий, был полностью прав. На основании адата (адыгэ-намыс) он требовал подчинения сына. А возникает конфликт, который в доисламский период даже представить себе было бы невозможно. Но теперь Джембулат говорит с отцом, руководствуясь законами Ислама. И отец, будучи мусульманином, понимает, что сын прав, и ничего не может сделать. Можно представить, что, скорее всего, Джембулат даже не стал бы сопротивляться отцу, если бы тот решил лишить его жизни САМ. Но только не от «гяуров»! И он выбирает смерть "в газавате", заодно сохранив и свою честь...

Уронил ли он этим честь отца? Нет. То достоинство, с которым погибает Джембулат и то, как ведет себя старый Кучук, не может не вызывать уважения. Сохранена честь старого князя, но какой ценой. Он потерял последнего сына, но скольких сыновей он спас... О том, что пережила мать Джембулата - жена Кучука - можно только догадываться. Но такова была участь тысяч черкесских матерей.

  Вернемся в наши дни. Как известно самое страшное проклятие, которое есть у китайцев – «Что б ты жил в эпоху перемен!» Теперь и мы знаем, что это такое. ЧТО это - когда идет смена уклада хозяйствования, политического строя и управления, а главное – ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ. И если тогда, в период Кавказской войны, в противоречие пришли законы Хабзе, адата и шариата, то теперь СВЕТСКИЕ и РЕЛИГИОЗНЫЕ ориентиры. Все это происходит через болезненное переосмысление и формирование национальных ценностей в структуре НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. (Это тема для отдельного разговора, в своё время автором этих строк именно по этой проблематике была защищена диссертация).

  Кто-то скажет – «Какая там "честь", когда большинство черкесов (и в этом мы, к сожалению, не исключение) просто с трудом выживают, другим нечем кормить детей, а третьи не знают, как бы еще ублажить себя, потратив неправедно нажитые деньги…» И он будет по-своему прав. Но, правда и то, что все это МЫ и всё это О НАС.

  И все же есть надежда, что пока жива народная память, пока есть носители народной и научной культуры, мы можем рассчитывать на лучшую судьбу. Но особая роль в этом деле возлагается на современную черкесскую элиту, в первую очередь людей дела и политиков. Задача слегка облегчается, поскольку мы говорим об одном и том же – сегодня бизнес это политика, а политика, увы, бизнес. Кратко здесь не скажешь, отложим пока этот разговор. Но вот о чем нельзя не сказать.

  Мы живем в удивительное время – когда научные и религиозные истины стали совпадать. Этой теме посвящено огромное количество публикаций и сайтов, в частности о том, сколько научных открытий было предсказано в Торе, Библии и Коране. Все желающие могут с этим ознакомиться самостоятельно. Но есть открытия ученых, которые имеют отношение к каждому из нас ЛИЧНО, в том числе по поводу ЭЛИТЫ.

Главный признак современный элиты это НЕ происхождение (это наследие сознания средних веков), а УМ. Кто умнее, тот и становится ЭЛИТОЙ – в искусстве, науке, БИЗНЕСЕ. А чья национальная элита УМНЕЙ, та НАЦИЯ и составляет МИРОВУЮ ЭЛИТУ.

Теперь к вопросу об уме. На эту тему много всего написано, мы рассмотрим только два, но колоссально важных эпизода. При этом зададимся вопросом - УМ и вообще нужные, востребованные современной жизнью КАЧЕСТВА человека (от себя добавим, в том числе княжеско-дворянские) НАСЛЕДУЮТСЯ или ПРИОБРЕТАЮТСЯ?

1. Природа ума. (почитайте короткую статью здесь - http://mygenome.ru/interview/12/ ) ниже маленький отрывок:
«- Очень умными и очень глупыми люди рождаются или становятся?
- Вы попались в ловушку разделения на врожденное и приобретенное. В психогенетике не бывает только врожденного или только приобретенного, любая наша черта – продукт генов, проявившихся в благоприятной или неблагоприятной среде. Без подходящей среды многие гены вообще не проявятся. Допустим, математически одаренный ребенок не сможет проявить свои способности, занимаясь по обычной программе, если педагог не подбирает ему достаточно сложные задачи. Потенциальный гений должен попасть в подходящую ситуацию, где его задатки смогут реализоваться».

Т.е. имея даже самые выдающиеся наследственные гены, мы не имеем гарантий к тому, что они будут раскрыты. Чем в более богатую по возможностям, сложную и напряженную среду попадает человек (народ, род, сословие…), тем больше шансов к раскрытию лучшего наследственного потенциала.

Теперь должно быть понятно, что князья и дворяне черкесов, имея больше свободного от бытовых нагрузок времени и создавая для себя соответствующую среду общения, образа жизни – не «лениво-похотливого» варианта "Востока", а благородного, воинственного и аскетического, требующего смекалки и остроты ума варианта Черкесии – даже из сравнительно бестолковых детей выращивали достойных представителей элиты.

Сегодня, когда для людей созданы сравнительно равные условия по материальному уровню жизни и наличию свободного времени, во всяком случае, эти возможности никак не связаны теперь с заслугами предков - их сословием - только от нас самих зависит то, какими качествами будут обладать наши дети.

Потомки представителей бывших, так называемых «низших сословий» в полной мере могут обрести лучшие качества «высших». И наоборот – иногда полной карикатурой на своих достойных предков выглядят наследники «высших сословий», когда они не могут проявить себя ничем, кроме спеси по поводу «крови» и «рождения».

2. История народов. (почитайте здесь – http://www.koob.ru/ridley/genom )
«Гены могут включаться и выключаться под влиянием волевых решений индивидов»
(стр. 260)

  Это одно из открытий, которое в последнее время потрясло мир. Оно еще до конца не осознанно, поскольку ломает многие стереотипы, в том числе научные и мировоззренческие. В этом наше принципиальное отличие от животных – у них все решают определенные генами ИНСТИНКТЫ, а у нас, людей – ВОЛЯ, уточним - свободная воля.

Мы не будем вдаваться в дальнейшие рассуждения, отметим лишь то, что важно для нашей темы:

1. Любые предрассудки, переходящие либо в комплекс неполноценности, либо в манию величия по поводу своих предков, «чистоты крови» и происхождения не имеют под собой ни моральных (если мы верующие люди, то это еще и грех перед Всевышним), ни научных оснований;

2. Мы ВСЕ либо от Адама и Евы - для людей Единобожия, либо ВСЕ от нашей самой древней обезьяны - для верующих в атеизм. А значит изначально равны.

Надо достойно вести себя и воспитывать своих детей, не искать легких путей, и тогда будет наполняться достойным людьми и смыслами ЧЕРКЕССКАЯ ЭЛИТА.

А что же тогда остается важным в том, КТО были наши предки?
Только одно – «планка». Уровень от которого мы ведем отсчет своих достижений и заслуг перед лицом предков, перед всеми людьми на Пути к нашему Создателю. Ведь не зря казано - "Кому много дано, с того много и спросится..."

При таком понимании природы, роли и назначения черкесской элиты мы соединим традиции предков с современностью. ЧЕСТЬ черкесской элиты неизменна тысячи лет – служить людям и быть примером. Для этого нам дано всё, что требуется Всевышним и созданной им Природой.

Все преграды в нас и от нас.


Рецензии
Салам алейкум!
Отлично описали про столкновение обычаев и норм Ислама.
С уважением,

Владимир Ташпеков   17.04.2013 20:39     Заявить о нарушении
Уалейкум ассалам, Владимир
Спасибо на добром слове. Нам всем важно хоть когда-то начать делать выводы из тех испытаний-уроков, которые посылает Всевышний.
Мир Вам.
Азамат

Азамат Джендубаев Джанымбей   17.04.2013 22:05   Заявить о нарушении