Россия и конфликт цивилизаций

Есть что-то тревожное в том, какие события несет с собой начавшийся век. Возможно, все зависит лишь от нашего восприятия этих событий. Известно, что человеческая память устроена так, что она схватывает наиболее драматичные события, а потому конфликты и столкновения сегодняшнего дня вольно или невольно дополняются "памятью" прошлого – летописями, кино, фото, архивами. И уже кажутся вечными войны арабов и евреев, славян на Балканах, конфликты на Кавказе…

В попытке осмыслить причины этих войн и конфликтов используются различные подходы. Обычно выводы о причинах сводятся к борьбе за материальные ресурсы и власть над ними – землю, нефть, транспортные артерии и т.д. Но вот парадокс – новый век, судя по всему, выдвигает еще одну важную причину, которую с определенными оговорками, можно назвать "конфликтом цивилизаций".

Так что же лежит в основе этого конфликта? Ответы могут быть разные. Но, судя по характеру развивающихся событий, в противоречие пришли политизированные, своеобразно понятые базовые ценности религиозных конфессий.

Важно отметить, что основную нагрузку в конфликте несут не религиозные догматы и положения, а результаты их влияния на социальную и политическую жизнь общества, нравственные мотивы поведения людей, в том числе политиков, военных, ученых. Это уже не сфера теоретического богословского спора, а реальная повседневная жизнь. Как это проявляется?

Предположим, что вы исповедуете ту или иную традиционную религию. Попробуйте искренне ответить самим себе на следующие вопросы. Достоин ли другой человек равноправия с вами, если вы иудей, а он нет? Душеспасительна ли другая вера, если вы христианин? Как отличить людей верных Богу от неверных Богу, если вы мусульманин? Вопрос о том, кто может считаться подлинным иудеем, христианином и мусульманином может окончательно потопить любого искателя истин. Очевидно, простых ответов на эти вопросы нет. А если вы имеете свой ответ, то, вероятнее всего, рискуете оказаться либо в стане ортодоксальных реакционеров-фундаменталистов, либо еретиков-сектантов.

Но ответы на эти вопросы, пусть и не оглашенные публично, имеют серьезное влияние не только на частную жизнь людей, но и на внутреннюю и внешнюю политику, причины войн и конфликтов среди целого ряда стран, особенно там, где религия имеет государственный статус.

Как быть? Ведь мир в целом и большинство стран в частности, многонациональны и многоконфессиональны. От возникающих проблем "цивилизованный мир" пробует отгородиться секуляризацией общества, отделяя Церковь от государства. Но как отделить веру от нравственности, религию от культуры, страх смерти и потустороннего мира от земной жизни? Мы живем, словно зажмурив глаза, что называется "не приходя в сознание". Беда в том, что это не лучший метод прятаться от реальной жизни – она всегда напомнит о себе, порой очень жестоко.

Какое отношение все это имеет к России? При нашей многонациональности и многоконфессиональности – прямое. Страдания единоверцев в других странах – будь то православные Сербии, иудеи Израиля или мусульмане Палестины – находят свой отклик и готовность к жертвенной помощи среди единоверцев и сочувствующих в России. А это несет с собой прямую угрозу целостности нашей страны.

Россия слишком уязвима в том, что касается потенциальных конфликтов и противоречий на почве национальных, религиозных и даже региональных проблем. Мы не можем позволить себе роскоши "плыть по течению" обстоятельств, стихийно складывающихся под влиянием противоречий политизированных богословско-мировоззренческих доктрин. Ведь даже в трактовке предопределенности событий, неизбежном конце света и его последствиях – эсхатологии – каждая религия имеет свою трактовку. Что с этим делать?

Для начала надо понять, чего нельзя делать. Недопустимо игнорировать, а тем более подменять светскими людьми, пусть даже учеными, религиозных лидеров и богословов. Они несут свой тяжкий крест независимо от своей конфессиональной принадлежности, по мере сил и возможностей исполняют свой долг, ведут свой диалог и общение. Для верующих этот процесс столь значим, что выходит за рамки обыденного понимания, охватывает сферы за рамками "мира сего". Это надо понимать и помнить. Но надо помнить и то, что они тоже люди, подверженные своим слабостям и искушениям. Значит должна быть создана платформа, система ценностей, объединяющая религиозные и светские ценности, позволяющая обеспечивать национальную безопасность России. Это тем более важно в условиях роста экономики и уровня благосостояния большинства людей.

Никто не должен питать иллюзий, что улучшение материальных условий жизни человека решает все его проблемы. Все как раз наоборот – чем выше уровень жизни, тем более высокие потребности испытывает человек. От необходимости есть, иметь безопасный кров, продлить свой род – до уважения к своей личности, народу, права иметь ответы на вопросы о смысле и цели жизни. Здесь обычно и вступают в свои права различные религии, их догматы и практика.

Двадцатый и начало нового века доказали, что межрелигиозные и межнациональные конфликты – удел далеко не только бедных стран и народов. Достаточно посмотреть на рост религиозного экстремизма и национального сепаратизма в экономически благополучных странах, например, в Испании, Франции, Великобритании. Мы просто обязаны учитывать опыт других стран, вырабатывать упреждающие законы, идеологию и политику.

Многовековая история доказывает, что Россия не просто европейская или азиатская страна, это особая цивилизация. Цивилизация, созданная русским народом с опорой на православное христианство. Здесь переплелись и веками мирно сосуществуют множество народов и религиозных конфессий, в том числе буддизм, ислам, иудаизм. Мы обречены способствовать межцивилизационному диалогу и, слава Богу, пока у нас это получается. Другого нам просто не дано. Другое – это развал России со всеми вытекающими из этого последствиями.

Основой, объединяющей наши народы, ее граждан может быть только любовь и уважение к родине-матери России. Это патриотизм. В его основе лежит общая для наших народов историческая память о совместной борьбе против внешних врагов, преодолении тягот лихолетий, радостях побед и достижений.

Уровень влияние и значение религии в жизни народов определяется, в первую очередь, не ее догматами, а местом в исторической памяти народа, его национальном самосознании, тем, какую роль играла религия в зарождении и сохранении народа. В этом случае становится понятным механизм влияния религий на поведение людей, большинство из которых вряд ли ведут подлинно религиозный образ жизни, но, тем ни менее, считают себя христианами, иудеями, мусульманами и т.д.

Все большее число думающих людей начинают осознавать, что форма народа-государства для России не имеет альтернатив. Искусство современной российской политики заключается в способности сохранения и развития демократической России в условиях открытости миру и мировым процессам, в формате открытой системы. Это может сделать только соответствующая политическая элита. Исходя из выше изложенного, становится понятна система требований к людям, определяющим лицо российской политической элиты. При условии верности своей стране и многоэтнической российской нации, уважения к ее истории и традициям не имеет значения ни вероисповедание, ни этническая, ни расовая принадлежность.

Это требование может быть реализовано, например, через разработку и принятие государственными служащими специальной присяги в виде кодекса чести (этического кодекса) государственного служащего. Принятие присяги и соответствующие последствия для ее нарушителей должны касаться не только руководителей страны и регионов, но и государственных служащих на должностях, обеспечивающих национальные интересы России. Для этой категории служащих должна быть исключена практика двойного гражданства. Эти требования должны быть применены к руководителям политических организаций, претендующих на власть в Российской Федерации.

Видимо есть смысл задуматься еще над одной проблемой. Как это ни парадоксально, но религиозные иерархи и ортодоксально верующие люди различных конфессий зачастую объективно не имеют возможности самостоятельно вести миротворческие диалоги. Ведь в том или ином виде в каждой из религий присутствует своего рода табу на откровенное общение с иноверцами, многим из которых "своей" эсхатологией уже предписана определенная роль и судьба. Речь идет не об участии в богословских спорах – это внутреннее дело религиозных конфессий, а о сферах касающихся всех людей безотносительно их отношения к религии: нравственной, политической, правовой, гуманитарной.

Создание такой площадки - места диалога думающих людей различных религий - невозможно ввести декретом. Это возможно сделать только через добрую волю людей. Быть может такое, с Божьей помощью, все же случится?


Рецензии