Анна и Король

            Анна и Король.


  Начало двадцатого века - время удивительное! После буржуазной революции, всё на подъёме, экономика, сельское хозяйство. А что уж говорить про общественную и культурную жизнь, в воздухе носится дух свободы и раскрепощения, стремление к новому! Символизм уходит, и приходит нечто новое, как грибы после дождя всякие громкие названия новых течений в искусстве. Новая мораль раскрепощает нравы, высвобождается сексуальная энергия, которая выплескивается в строки стихов и на холсты художников. Русские сезоны Дягилева, все обсуждают как сами постановки, так и "высокие" отношения с Нижинским, словом в это время есть о чём поговорить. А тут и другие имена, меценаты Савушка Мамонтов и так далее и тому прочее..
      Но надо сдерживать себя, уметь себя сдерживать по крайней мере, прекратив эти пространные рассуждения о начале века.   И  раз уж я заговорил об Анне, а вы уже все поняли, что речь пойдёт об Анне Горенко, она же Ахматова. Ну и разумеется, буду говорить об её стихотворении  "Сероглазый король"! 
          
            Почему я решил поговорить об этом? Думаю это станет ясно позднее, а сейчас дабы не отвлекаться, и не растекаться мыслью по древу, я уверенно брошу режиссёрской рукой " Сероглазого короля" на деревянный стол и , вооружившись скальпелем, препарирую.
( Представляю сколько гневных слов обрушится на меня за эту фразу!)
Говоря точнее, я разберу это стихотворение, скажу о чём оно, разложу всё по полочкам. ( Сам  оторопел от собственной смелости!)

      А с другой стороны этот вечный вопрос "что делать???" ,  ну вот что мне делать,  раз уж наши профессиональные  критики на протяжении десятилетий ,  демонстрируя свою  беспомощность и неспособность анализировать ситуацию,  усматривают тут некую романтическую историю, пытаясь что-то рассмотреть  в личной жизни самой поэтессы. (Бессмысленное занятие, отождествлять автора с персонажем его произведения!) Нет и нет! Анна только вышла за Гумилёва, он возит её по Парижам, вводит в литературное общество. Думаю она счастлива!

          И вот тут вопрос! А почему именно " Сероглазый король"? Почему именно  это стихотворение стало  культовым, ведь у Ахматовой есть даже в том времени много потрясающих и глубоких стихов. Загадка? Загадка..
А почему "Чёрный квадрат" Малевича? А в последствии, спустя годы, вообще стали выставлять всякий хлам, вроде коробки из-под "Пепси", в чём преуспел Уорхол. Кстати мэр Нью-Йорка Джулиани, по-моему,
замечательно, отвечая на вопрос журналистов,  дал определение, что не является искусством.
- Всё то, что я тоже могу сделать,  искусством  не является..,- сказал мэр.
 
     Но простите, я отвлёкся. Я бы мог возможно и более уверенно ответить на выше поставленный вопрос, если бы в своё время  меньше перемигивался с  Марианной Вертинской за кулисами Вахтанговского театра, а постарался бы больше пораспрашивать её о папе. Но .. , глядя на неё , в то время всё какие-то возникали другие интересы, далекие от стихов и песенок её папы.
                А ведь именно Александр Вертинский , спев песню на  на это стихотворение, окончательно всё запутав, в массовом сознании закрепил за "Сероглазым королём"  статус некоего "трагического культа".  Я думаю, что здесь произошло следующее. Скорее всего у Вертинского в голове уже прочно сидела эта мелодия,  и он подыскивал на неё стихи, а тут и Ахматова подвернулась , ну  и легло вроде.. Ну он и запел, как всегда высоко, громко , сладко и трагично.., будто что-то где-то нечаянно прищемил..
   
        Ох.. Ну ладно пора по сути. Обещал, значит надо выполнять. И так..
О чём это стихотворение? Что там всё-таки происходит? Давайте вспомним действующие лица. Во-первых Королева, это может быть как мать, так и жена Сероглазого проказника, нам известно только одно, что она его безумно любит. Помните у автора "за ночь одну она стала седой". Я склонен думать, что это королева-мать, а ребёнок единственный. Ну это в принципе и жена может так любить, я верю в женскую любовь.. Редко, но бывает.., наверное.. ( Представляю как буду освистан женской половиной за эту фразу).
               Следующий персонаж, это сам Сероглазый Король, молодой человек, живущий в своё удовольствие, вино, охота, девочки..  Живёт, развлекается, правит, а попутно в своих деревнях улучшает как может демографию, увеличивая число своих подданных. В этом ему помогает и его свита, короли же не скачут по долам и лесам в одиночку. Словом всё весело..
                Героиня, молодая женщина с дочкой, у которой серые глазки. Здесь я могу и согласиться, что девочка от короля, года так три  может назад, проезжая мимо, увидел, слез с коня и зашёл в гости. Приезжал ли ещё? Не знаю.. А почему нет? Всякое может быть. Да и не в этом дело..
             Муж героини.. Кстати интересная фигура. Все критики почему-то дружно утверждают, что муж ничего не знает, что Король похаживал или похаживает к его жене. Вот это , конечно, чушь собачья.  Все он прекрасно знает, там вся деревня всё знает.. И окрестные деревни всё знают, и свита короля, да и королева.. "Добрых" людей на земле всегда было много,  и уж доложить "по дружбе" не преминут.. Тем более как мы понимаем короли в одиночку не ездят, свита, охрана, специальные люди, которые помогут в деликатных вопросах, словом короли, они и есть короли.. И так муж всё знает,  но не возражает,  а усиленно занимается табакокурением  с помощью трубки, возможно подаренной самим королем за "особые заслуги". Помните "трубку свою на камине нашел и на ночную работу ушёл".  То есть мужчина еще и работает по ночам. 
     Ну и, наконец, дочка героини, маленькая девочка, которую она родила ,  и которая как две капли воды похожа на папашку, то бишь на Короля,   ну там в королевстве много таких девчонок, симпатичных и с серыми глазками.
   
             Разобравшись с действующими лицами, давайте разберемся с ситуацией. И так все всё знают, причём это всеми жителями обсуждается.. Ну а как же без этого? То есть ситуация двусмысленная для героини и ее мужа, и несомненно  она их тяготит, каждого по-своему, но поделать они с этим ничего не могут, даже если и захотят.
Муж, работая усиленно по ночам, придя домой утром, старается не задавать лишних вопросов, чтобы не травмировать и без того нервничающую супругу,  но по взглядам соседей пытается определить, приходил этой ночью Сероглазый или нет. В конце концов ему становится всё равно, да и непомерное увлечение табакокурением отражается в конце концов на потенции,  и  помогает  ему легче относиться к таким вот поворотам судьбы. Героиня безусловно страдает, потому что мало того, что испытывает угрызения совести, украшая ветвистыми рогами своего мужа, спокойного и хорошего человека. Но ещё и этот Сероглазый, к которому она вроде тоже что-то поначалу испытывала,  гуляет направо и налево, совсем перестал помогать материально, да еще и  начинает мучить своими неуемными эротическими фантазиями.
Но сделать ничего нельзя, король на то он и король. Одним словом она испытывает "безысходную боль", от которой никуда не деться и днем молит бога и просит, чтобы тот освободил её от этого кошмара и как-то разрешил эту ситуацию.

     И тут случается , то что случается, король гибнет на охоте сутки назад,  и муж  под вечер , улучив момент,  лично сообщает об этом жене, по её реакции пытаясь понять об её истинных чувствах к королю. Но героиня оказывается молодцом, своих чувств не выказывает при муже и делает вид, что ей все равно. Такое поведение говорит о многом, о том что всё-таки семья для нее важнее ,  и теперь начнётся совсем другая новая жизнь. Жизнь без этой лживой бессмысленности и обмана! По этому поводу она будит свою дочку, одевает её, глядит в серые глазки и,  говоря " нет на земле твоего Короля", грустит по погибшему, вспоминая хорошие моменты, а такие тоже были, но в то же время с надеждой и оптимизмом смотрит в будущее. Наконец-то эта ситуация разрешилась, господь услышал её молитвы, продиктованные "безысходной болью". И теперь нам понятны первые строчки стихотворения:"Слава тебе, безысходная боль!" То есть:  Слава, тебе Господи, что всё так разрешилось...Видите как все просто, когда разбираешь, исходя из жизненной  ситуации....
    


                Эпилог.

 Теперь почему я взял на себя труд написать эту критико-литературоведческую заметку,
хотя терпеть этого не могу делать,
 по работе хватает..
Цель моя проста.. Я в тайне надеюсь, что мне перестанут на
Стихи присылать это стихотворение Ахматовой, ну поверьте,
я его читал и знаю давно, и у меня , конечно, была пластинка
Вертинского.  Что касается моего "Короля", то навеяно ли оно
стихотворением Ахматовой? А вполне возможно.., но уверенно сказать
не могу, вам со стороны виднее...   Вот оно:


                "КОРОЛЬ"


Сердце   сожгла   нестерпимая   боль,
Битву   свою   проиграл  ТВОЙ  КОРОЛЬ.


Он     не приедет     на     белом     коне....
Пал  за   Шотландию   он   на    войне....


Предали    все,     королева    и    двор.
Он  выбрал  смерть,  а  не  плен  и  позор.


А  над  Шотландией  солнце  встаёт,
Плачут  туманы,  да  вереск  цветёт.


Завтра    опять    загорится     заря,
Больше  не  жди  ТВОЕГО  КОРОЛЯ.


Рецензии
Здравствуйте, Александр.
Вы обозначили цель своего критического разбора, что делает комментарии излишними. Но Ваши размышления вызвали во мне настолько острое желание обсуждения, что я позволю себе всё же написать отзыв.
Во-первых, мне кажется, что Ваше стихотворение о короле, проигравшем битву - великолепно. Это ведь французский король Карл Первый? Стихотворение мне понравилось невероятно, только я не совсем поняла, к чему там заглавные буквы, которые всегда - вопль.
Во-вторых, я совершенно согласна с тем, что лирическая героиня "Сероглазого короля" не имеет никакого отношения к Анне Ахматовой и её биографии.
Но поэзия - всегда кривое зеркало, а потому я ищу иных отражений. Вы пишете, что "Сероглазый король" написан, когда Ахматова - счастливая супруга Гумилева. Если так, то тень его дарования не могла не лечь на её душу. А стихи Гумилёва - всегда мятеж, ведь так?
И оттого историю сероглазого короля и его тайной подруги я читаю совсем по-другому. Впрочем, не совсем. Всё, что Вы написали про королеву - верно. Но потом...
Муж лирической героини ходит на "ночную работу". Кто он? Не стражник и не воин - иначе это была бы не "работа", но служба. Откуда он узнал то, что рассказал жене?
Скорее всего, он лесной обходчик, егерь - или разбойник (у тех тоже "ночная работа").
Король на охоте погиб не сам по себе. Вечер осенний неспроста был ал. Короля убили. Но так, чтобы его смерть была внешне несчастным случаем. И сотворил этот несчастный случай спокойный муж. Он был участником той охоты, он ведь егерь. Оттого так всё хорошо и знает - знает, например, где тело нашли. Совесть его спокойна, он наказал обидчика. И жаль ему не короля, нет! - королеву. Вот её жаль.
И у героини нет никакого ожидания будущего. Боль её "безысходная". Такая, что впору броситься с обрыва. Чтобы этого не сделать, она и будит ребенка. Дочь удержит. Или нет, ведь тополя - они шелестят... Ради иного любящая мать ребенка не разбудит.
Героиня мне кажется такой, как "Девушка из харчевни". Ей подарили одну встречу, вот этой встречей она и жила, да ещё рассказами мужа о тех королевских охотах. Больше ей жить нечем.
Простите за длинный отзыв и большое спасибо за интересный разбор. Очень увлекательно.
С. Полуэктова

Светлана Полуэктова   25.06.2020 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо и вам.Я прочёл с большим интересом. Может быть вы и правы.) Кто знает...)

Александр Кудинов   01.08.2020 17:38   Заявить о нарушении
Да, автора уже не спросишь... Впрочем, будь автор ещё под этим солнцем, всё равно я бы никогда не решилась задать такой вопрос Анне Андреевне...
Интереснее всего обсуждать вопросы, точный ответ на которые получить невозможно.

Светлана Полуэктова   07.08.2020 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.