на шестой делянке

      В декабре или в ноябре (1938 г.) вдруг люди стали заболевать - понос, потом с кровью, потом человек высыхал, как щепка, и умирал. Больничный барак был заполнен весь, в два этажа нары сплошь забиты больными, вонь ужасная! Причина болезни была непонятна, и почти сплошные смертельные исходы пугали людей. Заговорили, что врачи в больнице отравляют. Некоторые заболевшие стали скрывать свою болезнь, чтобы не попасть в больницу. Стали думать на воду из реки, она была какая-то коричневая, торфянистая, но дело оказалось не в воде, а в пище. В эти места продукты можно было завезти только весной, в большую воду, когда реки Вымь, Вислянка были полноводны и могли пройти катера и буксиры с баржами с продуктами. В этом году этот момент был упущен, и в нашем Усть-Вымьлаге основной пищей оказалась ржаная мука, да еще не совсем свежая. Питания было не так мало. При выполнении нормы работ давали 1 кг ржаного хлеба, при перевыполнении - еще 300 г премиальных. Утром завтрак был - ржаная затируха, и обед - она же, и на второе - каша из ржаной сечки, а в ужин - опять ржаная болтанка. Не так и мало, но ни жиров (рыба была недолго), ни овощей, и началась болезнь. Как мне объяснил один из заключенных, фельдшер Броновер из Румынии, от такой пищи в желудке и кишках отмирали те сосочки, которые впитывают соки - питание и передают их организму. Поверхность кишок становилась гладкой, всасывать питание становилось нечем, кишки становились тоньше, а местами проходила кровь. Человек питался, но все это было бесполезно, проходило сквозь, не питая организма. Человек умирал, можно сказать, от голода, хотя и питался. Не знаю, насколько правильно было это объяснение, но я знаю, что когда за три месяца (декабрь, январь, февраль) умерло у нас 500 человек (из 1200), а по всему Усть-Вымьлагу 36 % всех заключенных, начальство спохватилось, на автомашинах завезли продукты, стали давать больным и ослабшим сахар, масло сливочное, лук перетертый через мясорубку с мясом, белый хлеб - болезнь прекратилась. В марте умерло 12 человек и больше не болели так и не умирали.
       Жуткое это было время. Знакомые люди, с которыми жил, работал, - вдруг исчезали. Узнавал: в больнице; зайдешь, повидаешься, а потом - умер. Заболели два плотника, с которыми я работал на постройке барака. Один из них, Антушевич - вышел из больницы худой-худой, подошел ко мне и говорит: "У тебя есть молоко сгущенное?" - я тогда получил посылку.
       - Да, - ответил я.
       - Дай немного, мне кажется, если я выпью немного молока, то поправлюсь.
       Я ему дал, а через два-три дня узнаю: он умер.
       Почта к нам приходила редко, зато писем привозили сразу много, дежурный приходил в барак и вычитывал: такой-то, такой-то... "Давай сюда!" - радостно восклицал один, тот, кому выпало счастье. Но часто на выклик - "такой-то", кто-нибудь отмечал: "На шестой делянке" - так называлось одно место в лесу, где хоронили умерших.
       - Такой-то, такой-то!
       - На шестой делянке! - и становилось тяжко, сдавливало горло.
       - Антушевич!
       - Здесь! - отозвался я и взял письмо умершего. В обычное крестьянское письмо была вложена фотокарточка: еще не старая женщина в белом платочке и вокруг нее дети малые, один на руках. Клали в конверт, радовались: папе, но папа не увидал их.
       И сколько же таких пап? И сколько таких детей! Я хотел написать его семье о его смерти и не помню, кажется, не выполнил своего намерения, то ли адреса не нашел, то ли другие соображения о том, что цензура не пропустит, помешали ответить.
      Не могу еще забыть Ваню, подростка из жуликов. Он мне нравился какой-то своей скромностью и серьезностью, своей непокорностью. Он нисколько не хотел чувствовать себя заключенным, а чувствовал свободным человеком, делал все, что хотел. Он иногда заходил ко мне и рассказывал о своих переживаниях в лагерях. Работать он совсем не хотел.
       - Почему на работу не идешь?
       - Ботинок нет.
       Дадут ботинки, он их тут же в горящую печь.
       На другой день:
       - Почему на работу опять не идешь?
       - Ботинок нет.
       - Тебе же дали вчера.
       - Я их сжег.
       - Иди босой!
       И в 60-градусный мороз выгоняют к вахте. Идет босой, по снегу. Пройдет немного за ворота:
       - Вернись! - командует начальство.
       И он опять в бараке.
       Все это надломило его здоровье, он стал жаловаться на боли в желудке. Один раз пришел ко мне и прилег на нары в ногах. - Живот болит. Дядя Боря, дай мне немного сыру. (Я в то время получил посылку и у меня была целая головка сыру, отец мой, уже совсем больной, болел душой обо мне и прислал посылку.)
       - Я тебе хлеб отдам, я не могу его есть - и дал.
       Потом что-то Вани не было, я спросил кого-то. - Да ведь он умер! - ответили мне. И мне было очень жаль его, и я никак не мог простить себе, что не навестил его в больнице, ведь у него никого не было.
       Меня не раз заключенные из интеллигенции упрекали за то, что я не сторонился жуликов, общался с ними: пригласят поесть с ними, и я садился.
       - Как ты можешь есть с ними? Ведь это же ворованное! - говорили мне.
       - Это мое дело, - отвечал я. - В жуликах я чувствую людей таких же, как все, а может быть, много более нуждающихся в добром отношении.
       Еще о болезни, постигшей лагерь. В лагере было много отделений и только в одном отделении был свой подсобный участок. У них была своя капуста и там за всю зиму умерло только два человека, и то от другой болезни.

из воспоминаний Б. Мазурина


Рецензии
Интересная, Рита, тема. По двум причинам привлечет внимание читателя. У многих ещё живых советских граждан таких историй в роду море. Сам пару раз писал, а слышал передаваемое тогда полушепотом, ещё больше. Оба рода нахлебались вдосталь.

И то, что с пацифизмом связано, надеюсь, будет интересно инакомыслящим, чем молчаливое большинство. Борис Васильевич сыграл заметную роль в сохранении духа великого русского миротворца в жесточайших условиях советских концлагерей. И отделил заодно течение от сектанства.

В то же время нельзя не отметить аморфность нашего социума, словно пластилин приспосабливающего общей массой к любому режиму. Вот недавно при выборах руководителя Жуковского промелькнула в СМИ примечательная фраза. Мол, дай таким бутылку, они и за Гитлера проголосуют. И иные кандидаты, естественно, в карикатурной форме, походили на доморощенных фюреров.

Что нас спасет от пройденного нашими предками? Сила духа, достойная Льва Николаевича. И примеры. Есть ещё и Шаламов, Солженицын.

Знания. Если в детстве будущий Гражданин прочитал "Таинственный остров" Верна, то это поможет адаптироваться в самых неожиданных условиях. А есть ещё прекрасная книга Верзилина "По следам Робинзона". Я потом понял, почему Николай Михайлович написал её именно в это время.

Извините, что так многословно. Но лайк ставлю с удовольствием.

Евгений Садков   18.04.2013 08:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений. Всё так, как вы написали, и многословности я не заметила. По-моему, беда русского народа началась давно, тогда когда он начал свои проблемы топить в водке, и когда власти этой слаботью стали осознанно пользоваться. Техническая интеллигенция тоже, в своём подавляющем большинстве не считает грехом выпить. На днях читала воспоминания бывшего сотрудника Академии наук, грустно стало. Для автора настоящий мужчина не отделим от любви к спиртному. О писателях и поэтах я уже и не говорю. Да, были на Руси сильные личности. Достаточно ли их сегодня, чтобы восстановить державу, лет хотя бы через 50 - 100? Не знаю.

Маргарита Школьниксон-Смишко   18.04.2013 11:09   Заявить о нарушении
Двояки пути восстановления державы. С одной стороны её возрождают ради очередного диктатора и что реже-для народа. Свободной же личности державы, как и границы между ними, всего лишь условности. Реальный мир в душе нашей.

Евгений Садков   18.04.2013 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.