Элита, фр. elite - этимология

               
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти:
ибо развратился народ твой, который ты вывел
(ЭЛЕЙТА от АЛА) из земли Египетской
          Исход 32:7




В современных общественных науках господствует «теория элит», эта доктрина предполагает, что народ не может управлять государством и функцию управления берут на себя «избранные» представители общества - элита. Процесс формирования высшей группы управленцев исторически всегда носил стихийный характер, приход к власти другого правителя приводил к смене управления на всех уровнях.  Исследователи считают, что элиты отбирались по разным признакам: военная сила, происхождение, меньше по критериям образования и способностям, больше по богатству и дворцовым связям.

В СССР люди часто считали, что партийно-государственный аппарат мешает обществу нормально развиваться, такие же представления о власти господствовали в России в досоветский период, в эпоху самодержавия.  В ходе революции 1917 г. и  Гражданской войны старая дворянская элита, упорно придерживающаяся взгляда на свою исключительную роль и положение в обществе - была полностью уничтожена, на смену ей пришла элита из среды «кто был ничем». Но и эту однопартийную советскую номенклатуру, еще при жизни людей её создавших, отстранили от власти. Не было ПРАКТИЧЕСКОГО результата: национальное богатство разбазаривалось на революции в других странах, бытовая жизнь простого человека была неустроенной, не хватало жилья, одежды и продуктов питания весь советский период. 

В 1990 г.  произошли «демократические» изменения, удалось ли  приблизиться к справедливому обществу или создать приемлемые экономические и социальные  программы развития? Наоборот, очевидна национал-патриотическая тенденция практически во всех государствах СНГ, национальные элиты обособились, отделились границами и таможнями друг от друга, а «государственно-образующий этнос» бесповоротно перевели из культурно-этнической группы в БОЕВУЮ единицу.
Начался процесс «творения» национальной истории и языкознания (одной преобладающей этнической группы), обожествление "святых" царей и князей привело к  идолопоклонству, первый идеологический шаг к развязыванию новых войн. В странах СНГ укоренился обычай во время официальных церемоний воздавать почести феодалам и мифическим  прародителям. Миф – жанр литературы или устной традиции, с его помощью элиты пытаются выделить «свою» группу населения, создать особое культурно-социальное пространство и за счет этой группы (силы) решить свои частные  экономические и политические проблемы.   

В связи с большим объемом общечеловеческой культуры происходит отставание локальных культур, ряд национальных культур притязают (без всякого на то основания - они не смогли объединить людей даже на областном уровне) на то, чтобы стать полноценными культурами и заменить собой общечеловеческую культуру. Элиты отбирают элементы культуры в формы, доступные для узкого национального  потребления, происходит СВЕРТЫВАНИЕ общечеловеческой культуры; то, что человечество приобрело в ходе развития, сворачивается в национальные мифологические микроформы, которые непригодны к использованию людьми другой этнической принадлежности. Отсюда заострившиеся национальные проблемы, в ряде регионов они привели общества к возврату в первобытное состояние, когда они существуют в состоянии язычества - войны всех против всех.

Однако европейские народы были организованы на идеях иудаизма (библейского идеологического единства), где работает МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ общества от неразумных действий лидеров или групп людей, стремящихся приобрести привилегии по «крови» или по праву первенства – МОРАЛЬ.  Возникла очередная моральная «стена», которая очень быстро превратилась в постоянный социально-политический и экономический кризис (вспомним  «Потоп, Вавилонскую башню, Исход»).

Из этой ситуации есть несколько выходов: 1) национализм (язычество) – регресс; 2) пустить общество на самотёк – застой; 3) выполнять иудейские Заповеди – прогресс (доказано опытом тысячелетий).
Сегодня европейский мир стоит перед проблемой: либо сознательно культивировать соблюдение национальной традиции (обособленный национальный язык и культура, унижение нацменьшинств, всегда приводят к войнам и экономическому хаосу), либо – развитие, создание единой территории, культуры и языка.

Тенденция единства пока просматривается только в экономической области (джинсы, компьютер, самолет и т.д.), в духовной и языковой сфере наблюдается ожесточенное противостояние «языков титульных наций» с универсальными языковыми системами, оформившихся на громадных пространствах, а также православия, католицизма, протестантизма, иудаизма и ислама (закрепился в Европе), и многочисленных религиозных сект.

В серии статей автор показывает - насколько «национален» язык, какова роль нации, а соответствии и ЭЛИТЫ (как группы людей ведущей за собой общество) в создании "национальной" культуры и на каком мировоззренческом фундаменте создана культура народности. Очевидно, что европейское мировоззрение и национальные (искусственные) языки формировались на библейских идеологических образах и терминологии иврита, роль ЭЛИТЫ сводилась к удержанию равновесия между властью и обществом, для чего использовался институт иудеохристианства.

На сегодняшний день европейское языкознание констатирует: «Теории, господствующие в языкознании неспособны сколько-нибудь удовлетворительно, объяснить причины и характер развития языка» (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с. 159).
В данной статье мы исследуем происхождение (этимологию) термина ЭЛИТА, который  приписывают французскому языку (elite).   

1) Существующая этимология и история понятия

а) Викисловарь

Корень: -элит-; окончание: -а. Значение: биол., собир. лучшие растения, семена или животные, по своим качествам наиболее пригодные для разведения, воспроизводства; собир. лучшие представители какой-либо части общества, группировки, а также люди, относящиеся к верхушке какой-либо организации, группировки.

Этимология
Происходит от франц. elite «избранное», от гл. elire «выбирать», далее из вульг. лат. *exlegere, из eligere «выбирать», далее из ex- «из-, от-» + legere «собирать, читать» (восходит к праиндоевр. *leg- «собирать, подбирать»).

б) Onlain Etymology Dictionary (перевод Гугл)

Элита; https://www.etymonline.com/search?q=elite

«1823, от французской элиты "выбор, выбор," из старого французского Eslite (12 в.), жен. причастие прошедшего времени elire , elisre "выбрать, выбрать", от латинского eligere «выбирают» (см. выборов). Заемные на Ближнем английского как «избранный человек" (конец 14 в.). Особенно избранный епископом; вымерли середины 15 в. Повторно внесено Байроном "Дон Жуан". Как прилагательное в 1852 году. Как шрифтом, первый зарегистрированный 1920».

в) Г. К. Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии MГИMO, доктор философских наук.

«Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere —выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite — лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся (купцами, в частности) для обозначения товаров наивысшего качества. В XVIII веке его употребление расширилось, он начинает употребляться для наименования "избранных людей", прежде всего, высшей знати, а также отборных ("элитных") воинских частей.

С XIX века понятие это стали использовать также в генетике, селекции, семеноводстве для обозначения лучших семян, растений, животных ... В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 года, этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии… понятие элиты не применялось широко в общественных науках вплоть до начала XX века (т.е. до появления работ В. Парето), а в США — даже до 30-х годов нашего столетия».

«На вопрос, кто правит обществом, элитарист ценностной ориентации может дать ответ: мудрые, дальновидные, достойнейшие. Однако любое эмпирическое исследование правящих групп в любых существующих ныне (и существовавших ранее) политических системах с легкостью опровергнет такое утверждение, ибо покажет, что слишком часто это — жестокие, циничные, коррумпированные, корыстолюбивые, властолюбивые, не брезгующие для достижения своей цели никакими средствами лица».

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

В НКРЯ термин зарегистрирован в 1919 году, использовался редко до 1960 гг.

Ф. Ф. Зелинский. Религия эллинизма (1922): «Писатели ; не народ, а элита народа; а народ оставил нам достаточно памятников своей религиозной жизни, притом и в своей совокупности, и в лице отдельных своих единиц, сложение которых тоже дает совокупность».

3) Обобщение и вывод

а) Никто из исследователей не связывает французский термин ELITE с еврейским языком и идеологией иудаизма.

б) Слово фиксируется во французском языке с XII века, в средневековом английском языке с XIV века, "elite" существовало в значении "отбирать" и "выбирать на должность"; "избранный" и "выбранный", "избрание". Термин использовался в церковной терминологии (избрание епископа, папы); повторно ввел Байрон (Дон Жуан, 1823).
В европейских языках термин распространяется к концу XIX века. Элита - правящий класс, элитарный - принадлежащий к какой либо элите: политической, религиозной, финансовой, военной и искусства; в общий оборот понятие входит в 30-40 гг. XX века, а в США в 50-60 гг.

Вывод

Очевидно, что термин означал человека (или группу людей) наделенного руководящими полномочиями по организации жизни общества, такой деятель «ВЕЛ» за собой  зависимую от него группу людей.
Разрушительная мощь национальных элит – колоссальна, убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола Фердинанда стало поводом для первой мировой войны, организованной элитами европейских стран, в ходе которой от боевых действий, голода и эпидемий погибло ок. 40 миллионов человек, а воюющим государствам был причинен значительный материальный ущерб. 
Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, европейское общество вплоть до 1918 года было религиозным.


4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

ЭЛИТА = фр. ELITE = в современном иврите  ИЛИТ   избранное, лучшее, элита, цвет общества. Слово-понятие образовано от корня иврита АЛА, ИЛА восходить, подниматься, расти, иметь цену, удаваться; превозносить, возвеличивать и т.д.

В библейском иврите термин имел значения: восходить, быть вознесенным, взятым вверх, возноситься, возгордиться, вести, превосходить, быть возвышенным и т.д.

Термин употреблялся в Библии 73 раза, в основном в текстах связанных с деятельностью Моисея по выводу евреев из Египта и странствованиям по пустыне,  в значениях: вести (кого-либо, куда-либо), взойти, восходить, подниматься (к Богу на аудиенцию); т.е. достичь какой-либо высшей точки. 

Источник
См. Синодальный перевод термина иврита АЛА; формы глагола ЭЛИТану, АЛИТем, АЛИТ; http://manuscript-bible.ru/S/S/h59.htm#5927

б) Библейский образ

* Моисей – руководитель

Числа 16:13: «Разве мало того, что ты вывел (ЭЛИТАНУ от АЛА) нас  из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами!». 16:14: «Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, дал ли нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослеплять? Не пойдем!». 

* Моисей - посредник между людьми и Господом

Втор. 5:5: «Я же стоял между Господом и вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили (АЛИТЕМ от АЛА) на гору».

* Притчи 31:29: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла (АЛИТ от АЛА) всех их».

Таким образом, из контекста стихов Библии (текст позволяет уточнить смысл слов) ясно, что еврейское понятие ИЛИТ означало – РУКОВОДИТЕЛЯ, ведущего группы людей к  цели, высшей ценности.
Французское понятие ELITE, скорее всего, заимствовано из   библейской терминологии и символики, обозначает человека или группу людей наделенных в силу каких-либо обстоятельств (случайность, избрание, авторитет, захват власти, династические права, аристократическое происхождение) полномочиями по управлению обществом. 

Исх. 34:2: «Будь готов к утру и взойди (АЛИТА) утром на гору Синай, и предстань  предо Мной там, на вершине горы».
Всегда ли наши элиты  готовы взойти и предстать  перед Ним???

17.4.2013 г., уточнено 11.10.2018 г.


Рецензии