27. Мучной Иван Прохорович

НА СНИМКЕ: Иван Прохорович Мучной (слева). Рядом с ним американский космонавт Слейтон. Затем Председатель новый председатель СО АН академик Гурий Иванович Марчук. Крайний справа Яновский Р.Г. (у него руки в карманах).

Фото сделано в начале 70-х. Яновский был тогда Первым секретарем Совнтского райкома КПСС.


Я не могу вкратце не сказать хотя бы нескольких слов о председателе Советского райисполкома в течение многих лет, начиная с 1966 года, Иване Прохоровиче Мучном. Я к нему всегда питал самые теплые чувства. Мне кажется, он ко мне тоже. Я не могу назвать эти отношения дружбой, – мы не дружили. Между нами была приличная разница в возрасте: он фронтовик, а я, когда война кончилась, был десятилетним пацаном.

К тому моменту, как мы познакомились, он был квалифицированным инженером-конструктором, выполнявшим мой заказ на разработку камеры высокого давления с системой управления и ряда сложных моделей из необычного тогда материала. Фактически на время проектирования и изготовления мы с ним, еще одним сотрудником КБ Петром Лукичом Куприенко и рабочим-механиком высокой квалификации Виталием Касьяновым создали временный творческий коллектив. Мы сделали вместе очень хорошую работу. Я совершенно точно знаю, что такой камеры, моделей, методик измерения в то время не существовало. Конструкторы выполнили все мои просьбы, создав совершенно оригинальную систему, которая безупречно работала. Я проводил на ней экспериментальные исследования около двух лет.

А Виталий Касьянов творил чудеса на токарном станке, создавая модели тонкостенных цилиндрические пересекающиеся оболочек из нежесткого оргстекла, укладываясь в минимальные допуски на размеры. Работа над проектом и изготовлением моего стенда сблизила нас. Такие вещи никогда не забываются. Симпатии друг к другу остаются навечно. Они и остались.

Я не знаю биографии Ивана Прохоровича, кроме факта его участия в боях на фронтах войны, но, видимо, он был на заметке партийных деятелей, как принципиальный и глубоко честный человек, потому что вскоре его избрали Председателем комиссии партгосконтроля (такую создали при Хрущеве), и я с ним время от времени встречался, рассказывая о работе наших бытовых комиссий, строго следившей за работой предприятий торговли, общественного питания, а также бытовых учреждений. Нам не требовалась помощь, но наши контролеры знали, что у нас за спиной стоит авторитетная структура, которая в конфликтных ситуациях нас поддержит. И так и было. Были и конфликты, была и поддержка.

Я немного удивился, когда его избрали председателем райисполкома, впрочем, я еще больше удивлялся, что на этой должности два года проработал Виктор Иванович Абраменко, который до этого был начальником СМУ-1 "Сибакадемстроя" (СМУ-1 строило жилье). Он был мягким и добрым и даже внешне казался не на месте. Он принимал все мои предложения без излишних разговоров. Мне казалось, что не только мои. С председательского места он вернулся в "Сибакадемстрой", поскольку был специалистом высокой квалификации.

Мучной был не таким. Он любил разобраться во всем глубоко и основательно, как при проектировании конструкций. И все решения принимал сознательно. У него, может быть, не было полета мысли, фантазии, но он все прорабатывал, а на правильное решение у него было чутье. И он на посту Председателя райисполкома оставался добрым простым человеком, доступным и внимательным.

Как председатель исполкома он был и членом бюро райкома КПСС. Я на заседаниях бюро райкома бывал редко. Но два случая помню точно. Один раз в 1965 году, а другой раз в 1975. Оба раза меня собирались исключить из партии. И в первый и во второй раз меня не исключили, хотя оба раза в подготовленных проектах решений было написано «исключить. И оба раза Иван Прохорович в прениях промолчал, а голосовал так, как предложил первый секретарь. Он был "солдатом" партии. Если у него и было собственное мнение, он все-равно подчинялся железной партийной дисциплине. Он считал, что иначе быть не может.

Но потом, встречая меня изредка на улице, он очень тепло здоровался со мной, и я сохраняю о нем самые теплые чувства.

Иван Прохорович Мучной был председателем Советского райисполкома 13 лет – с мая 1965 по 1978, почти всю брежневскую эпоху. В эти годы бывало всякое, – то хуже, то совсем плохо. И поскольку первым секретарем обкома КПСС был Горячев, а Председателем Советского райисполкома был Мучной, в Академгородке говорили:

– Ну вот, не стало ни мучного, ни горячего.

В отношении Горячева это справедливо, но вот в отношении Мучного, конечно, зубоскальство. От него это не зависело.

Среди моих друзей и знакомых не было человека, который бы относился к Горячеву с симпатией, – его не любили. Мучного не за что было не любить. Он трудился честно и не был ни вредным, ни мстительным. И я повторю еще раз: он добрый и чуткий человек. Сейчас он тяжело болен, - ему уже очень много лет. Желаю ему выздороветь и жить долго.

К 90-летию со дня рождения Ивана Прохоровича Мучного в «Вечернем Новосибирске появилась статья (9 июля 2008 г.), которую я привожу полностью:

"Жизнь Советского района и, в частности, Академгородка 60-х — совершенно особого, феноменального мира — трудно представить без Ивана Мучного. Фронтовик, прошедший всю войну, Иван Прохорович Мучной был председателем исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Советского района с 1965 по 1978 годы.

Битвы на трудовых фронтах, на полях Великой Отечественной — давно позади. Этим летом Иван Прохорович отметил своё 90-летие.

Иван Мучной родился в деревне Качипово, которая на карте современной Новосибирской области, к сожалению, уже не значится. В 30-е годы эта деревенька, располагавшаяся неподалеку от села Кочки, перенесла три волны раскулачивания, и, быть может, вследствие этой беды, либо по какой-то другой причине прекратила своё существование.

— Не так давно мы посетили места, откуда родом мой отец, — рассказывает дочь Ивана Прохоровича, Валентина Ивановна Мучная. — Увидели там одни пустыри, околки…

Репрессии не обошли стороной большую, многодетную семью: в 1933 году Мучных раскулачили и переправили на новое место жительства — в Томскую область, в район Красного Яра. Семье пришлось выживать и обустраиваться в тяжелых таежных условиях. Старшие члены семейства, хозяева и кормильцы, занимались тем, что рубили лес.

В 1940 году Ивана Мучного призвали в армию, а после месячной «учёбки» отправили на Западную Украину. Война застала молодого солдата на службе в артиллерийских войсках. В первые же дни войны части, где он служил, попали в окружение. Вырывались из вражеского кольца с большим трудом, перетаскивали пушки на себе, стараясь, прежде всего, уберечь боевую технику. За этот трудный подвиг Иван Мучной заслужил первую боевую награду — орден Красного Знамени.

Затем прошел всю Великую Отечественную, участвовал во многих боях, а в 1945-м сражался на подступах к Берлину. Был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».

— Отец не любит вспоминать войну, — говорит Валентина Ивановна. — Почти никогда ничего о войне не рассказывает. Каждый год 9 мая надевает свои боевые награды, а также все ордена и медали, полученные после войны. Только в этом году первый раз не пошел на парад — здоровье подвело. Зато футбол смотрит с большим удовольствием! Недавно, когда наши футболисты вышли в полуфинал чемпионата Европы, вместе со всеми болел за Россию…

После войны Иван Мучной жил на Западной Украине, затем вместе с семьей перебрался в Подмосковье. В 1954 году, окончив Московский авиационный институт, по распределению попал в Новосибирск, где располагалось множество эвакуированных заводов. Работал инженером в Институте гидродинамики, а в самом начале 60-х поселился в Академгородке.

Юрий Абраменко, секретарь районного комитета партии, отметил незаурядные деловые качества перспективного инженера и уговорил пойти на административную работу. Кандидатура Ивана Мучного была одобрена, и он заступил на должность председателя районного исполкома.

— Так и трудился до самой пенсии, — рассказывает Валентина Мучная. — Без отпусков, почти без выходных… В семье мы его практически не видели.

За добросовестную деятельность Иван Мучной был награжден орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени». Все, знавшие его как руководителя, отмечают, что в нем присутствовало такое настоящее, ценное качество, как «ответственность рабочего человека». В 60-е годы, когда Академгородок активно рос и строился, Иван Мучной показал себя как крепкий хозяйственник, сумел сплотить вокруг себя большой коллектив. Многие старые знакомые-сослуживцы звонят ему до сих пор…

Недавно Иван Прохорович отметил 90-летие, влившись в число долгожителей, которыми славится Советский район. Поздравить Ивана Мучного с круглой датой пришли друзья, бывшие коллеги, представители администрации, ветеранских организаций.

— Из всей его большой семьи, к сожалению, не осталось в живых никого, — сообщает Валентина Ивановна. — Родители умерли еще в конце войны, один из младших братьев служил танкистом в Великую Отечественную — получил серьезное ранение разрывными пулями. Другой был пограничником на Дальнем Востоке. А сестры в свое время работали на шахтах, потом уехали на Украину…

Таким образом, страницы семейной истории отразили важнейшие события ХХ века. Исторические свидетельства — это письма, фотографии, воспоминания родных и друзей. Тех, кто в день рождения пожелал юбиляру здоровья, терпения, жизнелюбия — на многие-многие годы".

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/04/25/2086/


Рецензии