Пропавший племянник Чехова

           ПРОПАВШИЙ ПЛЕМЯННИК АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА

Чехов Николай Александрович(1884-1921), племянник Антона Павловича Чехова,
 после занятия Крыма большевиками 16 ноября 1920 года, жил с женой в селение Аджикой (Пироговка)1 Мария Павловна Чехова, сестра писателя, оказывала постоянно ему помощь деньгами и едой. Умер от тифа летом 1921 года.               
                Письма к Марии Павловне Чеховой

1.Почтовая карточка с маркой и штемпелем (станция Бельбек Ю.Ж.Д.) от 19.7.1911 г Ялта (зачёркнуто) исправлено на д. Кореиз .                Дорогая тётя Маша и бабуша Деньги я ваши получил чувствительно тебе и бабушке благодарен за твою и за бабушкину помощь что вы мне помогаете а я полторы недели был сильно болел у меня была сильная зубная рихоратка
И сейчас не как немогу ещё поправиться осенью думаю опять пхать обратно на север, там мне лучше как и для здоровья и для за работка и вот ни как не могу выбраться из этого проклятого ЯРЕМА он меня скоро за гонит на тот свет если можешь помоги мне не сейчас а осенью я на зиму хочу выбраться от сюда тут зимой прямо пропадём как собака Сердечный поклон бабушке Остаюсь любящий вас Коля.

                2.23.4.1912  Почтовая карточка с маркой и штемпелем. г. Ялта
Чувствительно тебе благодарен дорогая тётя Маша и бабушка2 за Вашу добрую память обо мне я не надеялся получить от Вас такую сумму. Мне так пришлось что я 8 дней сидел без хлеба работал с одним каменщиком на постройке 28 дней он мне 8 р дал а 10 руб. совсем не отдал и сам уехал неизвестно куда спасибо тебе что ты прислала теперь я не много поправлюсь работы на бельбеке совсем нету не знаю что и делать сердечный поклон шлёт вам Анута поклон бабушке Остаюсь любящий вас Коля.


3. Письмо без конверта.
Дорогая тётя Маша! Я приежал со своей женой к тебе на дачу но тебя мы дома не застали Чуть нам не пришлось идти обратно пешком Не мог я не где достать 2 рубля на дорогу Но только благодаря Ивана который достал у Синани 2 рубляесть  и дал мне. Тётя Маша Я купил в своей деревни Аджикой дом за 110 руб. земли под домом 200 саженей есть фруктовые деревья на будущий год будут с урожаем сливы и яблоки Я купил 6 кубов камня за 72 рубля 35 руб. я отдал за камень а 37 руб. осталось за мной  вот я и прошу тебя тётя Маша если можишь помоги мне закончить мне свой дом а тогда приезжай ко мне на новоселье очень буду тебе рад. Я тебе писал уже на счёт дома но ты мне нечего не ответила на моё письмо Тётя Маша если не думаешь мне помочь в деньгах то пожалуйста мне напиши Я тогда камень продам кому нибудь. Я хочу сделать стенку вокруг своего дома а весной дом поставить на фундамент вот для чего купил камень а к тебе я больше ни когда не приеду до тебя дорого стоит дорога жду от тебя ответа Сердечный привет бабушке тёте Соне3 Остаюсь Коля.

Дорогая тётя Маша не откажи пожалуста  в моей прозьбе подержи хотя и ты меня на всегда буду тебе благодарен.

4. Милая и Дорогая Тётя Маша! Чувствительно тебе благодарен за твою добрую память обо мне большое тебе спасибо за посылку которую ты мне прислала Я надеялся что в посылке будет ещё что-нибудь кроме брук но к моему сожалению  я нечего не нашёл, мне очень тяжело было получить эту посылку через царский приезд. Так как я скоро уезжаю с бельбека. Так прошу тебя дорогая моя Тётя Маша и благодельница моя не откажи пожалуста моей глубокой прозьбе. Ради Истинаго Бога помоги моей прозьбе. Тётя Маша прозьба моя содерживается в следующим так как я 1 октября думаю ехать в черниговскую губернию до жинкиной родни и поступить там на место и чтоб не упасть лицом в грязь, так я прошу  тебя моя дорогая благодетельница Тётя Маша не откажи моей глубокой прозьбы может быть я буду и счастливым человеком в мире. Я прошу тебя только помоги мне только на три предмета, на которыя я к покрову не как, немогу их себе приобрести а без них я не как не могу выехать в россию первое что мне нужно это бобриковый тёплый пенжак который стоит 5 руб.а ещё нужно обязательно калоши которыя стоят 3р 20к а третий предмет я хотельбы купить себе бруки и больше мне нечего нинадо а у жены моей всё есть что только ей нужно  Белья у меня всё есть сполна 12 нижних рубашек 6 верхних пишу тебе всё откровенно что белья у меня есть с сполна а только не хватет вот этих трёх предметов А те  которыя ты мне дала 20руб они лежат в полном сохранности и я их берегу себе на дорогу а если хочешь чтоб я скоро выехал с бельбека и больше никогда ни приеду на этот край поверь моей совести Ради Истинного Бога мой глубой прозьбе об которой я тебя прошу Пожалуйста Тётенька моя милая не откажи моей прозьбе глубокой поверь моей совести тогда я буду одет с ног до головы и тогда не буду больше тебя безпокоить ты хотя и думаешь что я пью водку, но я поверь, моей совести, даже забыл какая она и есть всё думаю чтоб что-нибудь себе полезное для себя купить. Если тебе нравится это полотенцо то жена моя вышлет тебе из дома ещё красивей Сердечный поклон моей бабушке как её здоровье . поклон Паше и доброму Василию который мне дал поужинать когда я пришёл Тётя Маша не откажи моей прозьбе Остаюсь любящий вас Коля.

5.Письмо без конверта.
Спасибо тебе дорогая Тётя Маша за вашу помощь Деньги я получил теперь я пью молоко. Я последнее время очень скучаю за бабушкой. Я очень жилею что весной мало посадил курей у нас на Бельбеке очень много приехало дачников цыплята очень дорогие полтора рубля пара цыплят яйца тоже в цене. На будущий год буду умнее вороны сильно одолевают цыплят у меня пропало 4 цеплёнка. У нас всё время идут дожди погода скверная работа приостановлена.  Тётя Маша ты пишешь что сейчас не можешь помочь в моей прозьбе. Я не осмеливаюсь просить у тебя денег на корову ты мне не обязано давать денег на корову А это милость и сожаление твоё это всё в твоих руках. Поможешь большое спасибо будем говорить тебе пивши молоко дачники покупают только у тех у кого есть корова 15 коп. кварта а если хорошее молоко то и дороже можно продавать вот почему я тебе и написал на счёт коровы. Это доходное животное . Я бы её день и ночь смотрел бы её. Сердечный поклон бабушке как только поспеют кабачки то можно будет вам их привести и поведаться с вами не откажите моей прозьбе.
Тётя Маша Михаил который был у тебя есть он сейчас или нет если есть то напиши мне. Я ему в прошлом году обещался за цветок привести петушка и курочку вот почему я и спрашиаваю на счёт Михаила Я не хочу быть в долгу перед ним. Разреши мне ещё раз приехать поведаться с бабушкой.
Сердечный поклон бабушке кланяется вам моя Аннута жилает всё время повидаться с вами.
Остаюсь любящий вас Коля.

6.   11.1916  Дорогая тётя Маша и бабушка Деньги вами посланыя я получил 9 июня Спасибо за гостинец. Как бабушкино и твоё здоровье Я славу Богу здоров а анута  совсем больная развивается у ней катар жилутка. Тётя Маша если тебя не затруднит то скажи Антону если он ещё живой пусть хоть одно слово напишит я ему четыре письма послал Целуем за очно бабушку Остаюсь Коля.
                7. Нажил себе зятя хорошего дал нам 4ф настоящего кофию  …. 5 ноября Аннута выдала замуж свою меньшую дочку которая живёт в севастополе вышла она за фельшера он стоит пока ещё на военной службе служит при госпитале  он каньтитант на классную должность…  Я взялса за ученье учу Латышский язык. Вскором времени он нужен будет мне если выйдет так как я думаю и как зять хочет дать место мне около себя то будет для меня хорошо… Прошу извенить меня за прошлое письмо Я очень погоречился сразу. Поклон кто есть у тебя на даче .
Остаюсь любящий тебя племянник. Коля.
30 дек.  В деньгах я очень нуждаюсь если можно пришли сразу за 2 месяца.
               
                Дневники                Товарищи известить мою жену о моей смерти  Станция Бельбек Тавр. Губ. Дуванское поч. Отд. Дер.Аджикой Анна Львовна Чехова
Лёг в клинику на операцию грыжи 5 февр 1902 года 6 фев. Сделана была операция вышел из клиники 27 фев 1902 г.
Призыв отбывал в 1905 году 15 октября рост 2 арш 5 1/8 вер. Грудь 17 1/8 вер. Ополченец 2 разряда в 1907 году.                Вступил к бабушке на квартиру 23 июня 1910 г. Прожил у бабушки на квартире     3 года 3 мес.
Мой вес в 1912 году 25 сен. 3 пуда 28 фунт.               
Сия книжка принадлежит Николаю Чехову 14 июля 1913 года.
               
Описание « Забор молока для телёнка» цифры и даты кормления телёнка.
.Взял у Михаила 1р. 12 декабря взял у Михаила 7р. 23 декабря.

1) Куплен мешок муки пшеницы за 9р. 15 июля 1915 г.
2) Куплен мешок муки за 8 р. 29 августа 15г.
3) Куплен мешок муки за 8р 4 октября 15г.
4) Куплен мешок муки за 8 р. 25 коп. 7 января 1916г
5) Куплен мешок муки 8р. 75 коп. 8 марта 1916 г.
6) Куплено муки 3п за 6 р. 9 мая 1916 г.                Куплен мешок муки 5 пуп за 10р 75 коп 22 июля 1916 г пятница
1 мешок 1917
Куплен мешок 5 п. без отрубей за 24р 50 коп в комитетской лавке 10 июля 1917 г.
Работал поденно на мельнице с 11 авг по 28 авг по 15р в день итого 240 р.
Поступил помесячно на мельницу с 29 августа по 4 ноября 350р в месяц промол муки бесплатный получил расчёту за два месяца 700руб.
За сверх срочную работу получил за 1ё3 вечеров по 7р 50 к. вечер итог 97 р 50 к 70 ш по 15 итого за кал. 10р 50к  Итого получил за всю работу 1058р
               
Дом купленный мною у Коптева 20 авг. 1913 г. За 110р отдано 90 р за мною 20 руб.

Отец умер от рака 17 мая 1913 года.
Наследства получил от брата 14 июля воскр. 1913 года.
Получено от отца наследство … Часы с цепочкой и брелком костюмы и пальто
Номер отцовских часов № 92130

Снялись на фотографии 14 июля 1913 года                3 карточки кабинет за 1р 50 коп.

Купил свой дом 20 августа 1913 г. За 100 руб. перешёл жить в свой дом 28 сентября 1913 года.

17 августа в четверг Анна загоняла курей и не разу на них не крикнула.

Взят на военную службу 29 августа 1916 года служил в Петрограде 3 месяца , в Туле 3 месяца и выехал на позицию из Тулы 26 августа 1917 г. На позицию приехал 5 мая в окопы пошёл под г. Броды 16 мая в 10 ч. Вечера Простоял в окопах 23 суток по 7 июня . 7 июня пришли в 10 ч. Вечера на отдых 25 мая был назначен на комиссию в радзивилово и освобождён совсем от службы уехал домой  8 июня в 2 ночи ст Радзивилово ехал 4 суток через Здолбуново  Хвостово Знаменка Александрия Синельниково и Бельбек приехал домой Славу Богу 12 июня 1917 г. В 9 вечера Дай Бог Царица Небесная больше на войну никогда не идти. Услышал молитву мою Господи.

Немец пришёл в Севастополь 14 апреля 1918 г. Немец из Севастополя уходит в ноябре 18 г и ушёл из Севастолполя через 6 мнесяц и ограбил всю россию

28 апреля в субботу 1919 год.
Ходил в ялту Тётя Маша дала после смерти бабушки 1 капот 2 штанов для Онуты 1 юбку 1 наволочка 1 полотенцо 1 рубашку Бабушка умерла 21 октября 1918 года от приклонных своих лет.

Товарищи ! Большевики пришли в Аджикой в воскресенье вечером 31 марта 1919 г. У нас ночевало 8 человек подарили мне товарищи белый китель и тёплый пенжак и ножик маленький.

Апреля 2 в среду1920 г. Вышел в Ялту в ч. Утра со Степаном шли в Ялту!      5 дня носил тёте Маше 2 дес. Яиц 1 бутылку молка и сухой моркови А она мне дала 1 желетку 1 рубашку 2 воротничка 2 штуки монжет И Ануте простыню купил безмен за десяток яиц дали мне лекарства еду Ваверьяновые капли ещё от беения сердца ртутный пластырь


13 мая 1920 года.                Имею в своём саду в течении 7 лет с 1913 по 1920 г. 36 фруктовых деревьев. 2 груши 1 груша Дюине 1) груша Бера 3) яблони бумажный гранат 1. Абрикос 2 дерева черешни 4 дерева вишни и 24 сливы разного сорта. Доход с деревьев я уже кушал. Груша Дюине посажена 1914г 2 марта . Груша Бера и яблони посажены 1914 г. В марте. Абрикос посаженный 1917г в марте 2 черешни в марте 1920г.  Виноградный отдел на 1920г.


Дядя ваня4 дал 1 коробку спичек и 15 м книжек читать я купил 2 фунта круп и ; сахара за 110 р Ходил в Ялту 6 дней поход обошёлся для меня благополучно и дядя  ваня дал немного бензину и тёплые чулки

Анна умерла 8 янв. В субботу похоронил в воскрес.               
Сошёлся  с Надеждой.
  1921 год 27 мая суббота
Я сошолся с Надей она у меня ночивала начала Нашей Новой жизни и Наследника да Здравствует Суббота Надя и Коля. Многое лето Многое лето Многое лето Коле и Наде6
               
Адреса из записной книжки.
Адрес. Томской губ. Барнаульского уезда Александровской волости Село Черновка Изр Семёнович Ривво торговля.

Жена Чехова Анна Львовна (по первому мужу Слукова, урожд.Закржевская)  (1860-8.1.1921), Николай Александрович жил с ней в Крымском селении Аджикой, недалеко от Бахчисарая.
        Чехова Анна Львовна . Биографические документы.

1.                Свидетельство
Дано сие дочери Колежского регистратора Анне Львовне Закржевской в том что она значится по метрическим книгам села Степановки Троицкой церкви Сосницкого уезда родилась тысяча восемьсотшестидесятого (1860) года месяца февраля перваго дня (1)  от Колежского регистратора Льва Степанова Закржевского римско-каталического вероисповедания и жены его Степаниды Григорьевой православного вероисповедания и записана в книге под № 5 Восприемники ей были священника жена Екатерина Роданова дочь Добринская и коллежский секретарь Василий Григорьев Каменецкий Крещена священником Иоанном Миславским Что и удостоверяет подписью с приложением печати 1872 года июня 27 дня Села Степановки Троицкой Церкви Сосницкаго уезда6 Священник Сокава…(нрз)
2.Выпись из метрической книги , часть вторая о бракосочетавшихся за 1905 год. Выданная причтом Св-Троицкой церкви села Степановки Сосницкаго уезда, дочери коллежского регистратора Анне Львовне Закржевской по ея личной просьбе 1911 года июля 3 дня.
23 сентября. Собственник Евфимий Титов Слуков православного вероисповедания , по первому браку вдов .55 лет.. Дочь Колежского    Регистратора Анна Львовна Закржевская Православного исповедания , первым браком. 46 лет. Совершил таинство Священник Николай Михальченко с псаломщиком Леонтием Повяковским.Поручители по жениху: Казак Семеон Фёдоров Гречуха и собственник Кирилл Иванович Шрамко.
Гербовая марка с датой 1916 год

3.                Удостоверение
Дуванковский сельский совет Симферопольского уезда Таврической губернии 18 янв. 1920 года. № 173
Предъявительница сего действительно есть гражданка Черниговской губ. Анна Львовна Чехова 62 л. Проживает в дер. Аджикой, что подписью и приложением печати удостоверяется . тов. Предсовета  Ж. Лосиус

4.                Удостоверение
Предявителька сего действительно есть крестьянская жена Черниговской губернии Сосницкого уезда Блистовской волости с.Борковки Анна Леонтьевна Слукова 48 от роду лет неграмотная напровляется в настоящее время на родину для распоряжения оставшегося там имущества. 8 сентября 1909 года.  Печать Александровской волости Барнаульского округа.

5. Блистовскому Волостному Правлению.
Селькаго старосты с.Борковки  Черниговской губернии
                Рапорт
Доношу оному правлению, что на выдачу паспорта крестьянке Анне Львовне Слуковой  состороны  общества препятствий невстречается. 22 апреля 1910 года. Печать Бурковского сельского старосты Блиставской волости Сосницкого уезда. Сельский староста Емельян Причу… (нрб)

                Примечания
1 Ныне посёлок Пироговка Верхнесадовского муниципального  округа Нахимовского района Севастопольского горсовета, Переименован в 1948 году. Расположен недалеко от Севастополя на реке Бельбек по дороге в сторону Бахчисарая. Расстояние до  Ялты, где находится дом-музй  А.П.Чехова, 50 км.                2 Чехова Евгения Яковлевна (1835-21.10.1919) Мать Марии Павловны. Жили вместе в Ялте.
3 Возможно жена Ивана Павловича.
4 Иван Павлович Чехов (1861-1922). Брат Антона Павловича и Марии Павловны.
5 Последняя по дате запись в дневнике.
6 Ныне Сосницкий район Черниговской области, деревянная Троицкая церковь в с. Степановке сохранилась.

Все материалы взяты из Чеховского фонда № 331(картон 84 ед.хран. 28-47) рукописного отдела  Российской Государственной Библиотеки (РГБ).


Рецензии