Не смеяться, а плакать...

Открытая рецензия на публикацию Вячеслава Верного "Ученики Антония спросили..." (http://www.proza.ru/cgi-bin/form.pl)               

  Известно, что рекомендация "не смеяться, а плакать" присутствует у многих пророков. А живем мы с вами во времена, когда всё тайное становится явным благодаря тому, что Наука, наконец-то, достигла ТОГО уровня, который позволяет ей осознать многое из того, что было дано людям в священных текстах... К чему я это?

  Смею Вас заверить, как ученый, что за смехом и плачем скрыты психические процессы, связанные с нашим высшим психологическим, т.е. духовным развитием.

  Смех - это одна из естественных и классических психотерапевтических процедур восстановления психической целостности человека. Смеемся мы тогда, когда нечто вывело нас из равновесного состояния, "разрушило". Ведь иногда люди, как Вам наверняка известно, смеются не только от шуток и радостных событий, но и от горя. Хотя такой смех и считается истерическим или нервным. То же самое с плачем - практически у него точно такая же функция, как известно, человек может плакать и от избытка положительных чувств.

  Хитрость заключается в том, что смех восстанавливает психику, давая ей эмоциональную разрядку, но при этом восстанавливая лишь нарушенный перед этим "статус-кво" вашего душевного равновесия.

  Слезы же отражают болезненный процесс разрыва и восстановления синоптических связей в коре головного мозга. Условно говоря, в позитивном случае происходит своего рода "встряска" и "перезагрузка" нашего биологического компьютера, но уже на более высоком уровне. Правда есть тонкая грань, определяемая понятиями "стресс" и "дистресс", представляющий собой разрушительную для здоровья души "встряску".

  Выражение мудрых, что "страданиями душа полнится", в смысле совершенствуется, отражает абсолютно реальный нейрофизиологический и психический процесс.
 
 Потому и рекомендуется пророками человеку не смеяться, т.е. снимать стресс и "стоять" на месте, а плакать, т.е. двигаться в своем развитии - "по-двигаться", совершать духовные "подвиги". Но при этом правда и то, что "многие знания - многие печали..." Надеюсь понятно так же и то, что слезы "лицедеев" и "лицемеров" не имеют к этому процессу никакого отношения.

  Есть ли альтернатива ТАКОМУ страдальческому духовному развитию? Да, есть. Как говорят суфии - развитие возможно или через страдание или через мудрость. Практическим воплощением и адаптацией этой восточной школы мудрости для европейцев занимался Георгий Иванович Гурджиев. Но это уже другая тема.

P.S. Кстати, предполагаемый утерянным трактат Аристотеля "О смехе" относится к "смеху посвященных", в нём есть свои тонкости... 


Рецензии